Обсуждение актуальных проблем преподавания конституционного права, муниципального права, конституционного правосудия (Москва, 14 — 15 марта 2008 г.)

(Кряжкова О. Н.)

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2008, N 10)

ОБСУЖДЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА, МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА,

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ (МОСКВА, 14 — 15 МАРТА 2008 Г.)

О. Н. КРЯЖКОВА

Кряжкова О. Н., доцент кафедры конституционного права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

14 — 15 марта 2008 г. в Российской академии правосудия состоялся Всероссийский научно-методический семинар на тему «Проблемы преподавания конституционного права, муниципального права, конституционного правосудия», организованный кафедрой конституционного права Академии. Он явился площадкой для обсуждения как концептуальных, так и прикладных вопросов сегодняшнего состояния образовательного процесса по дисциплинам конституционно-правового цикла в высшей школе.

В работе семинара приняли участие видные ученые, педагоги юридических факультетов Воронежского государственного университета, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Томского государственного университета, а также Московской государственной юридической академии, Уральской государственной юридической академии и других ведущих российских правовых вузов. Широко были представлены профильные кафедры филиалов Российской академии правосудия.

Тон пленарному заседанию, проходившему в первый день, задало выступление заведующего кафедрой конституционного права Российской академии правосудия Н. В. Витрука об ответственности юридического образования за формирование особого конституционно-правового мировоззрения. Ему был созвучен доклад заведующего кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Тверского государственного университета В. И. Крусса о конституционном осмыслении права и необходимости реструктуризации в ключе конституционного правопонимания всей системы юридического образования. Не менее фундаментальный вопрос о содержании категории «свобода преподавания» в конституционно-правовом измерении стал предметом рассмотрения заведующего кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова С. А. Авакьяна.

Выступающими была затронута проблема структурирования и определения содержания учебных курсов конституционно-правовой направленности. О неудовлетворительном состоянии государственных образовательных стандартов юридического образования по конституционному праву говорил профессор кафедры правового обеспечения управления Института бизнес-права Государственного университета управления С. И. Некрасов. Содержание курса «Конституционное право зарубежных стран» оказалось в центре внимания главного научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук В. Е. Чиркина.

Ряд ораторов обратились к аудитории с предложениями совершенствования в том или ином ключе системы конституционно-правовых дисциплин. Так, заведующий кафедрой конституционного права Уральской государственной юридической академии А. Н. Кокотов осветил вопрос перестройки преподавания учебных курсов по кафедре конституционного права на началах специализации, т. е. выделения отдельных относительно самостоятельных образовательных программ конституционно-правового профиля в рамках общей государственно-правовой специальности. Профессор кафедры государственного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Л. Б. Ескина подчеркнула, что структурные и содержательные усложнения в отрасли конституционного права, а также тенденция к усилению его интернационализации обусловливают необходимость последовательного изучения общего конституционного права, отечественного конституционного права, конституционного права зарубежных стран, а также комплекса специальных курсов на завершающей стадии обучения. Автор этих строк выдвинула идею выделить в структуре конституционно-правовых дисциплин общую часть конституционного права, программа которой была бы сосредоточена вокруг Конституции Российской Федерации как таковой, и предложила проект такой программы.

Тематика семинара определила то, что стержневым моментом большинства докладов стала технология обучения соответствующим предметам. Профессор кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета Воронежского государственного университета Н. В. Бутусова в своем выступлении раскрыла основные черты методики преподавания курса конституционного права России в юридическом вузе, учитывающие особенности объекта изучения, психолого-педагогические и нравственные аспекты профессиональной подготовки будущих юристов, и обобщила опыт и проблемы применения активных форм и методов правового обучения. Доцент кафедры публичного права юридического факультета Гуманитарного университета С. А. Денисов обрисовал следующие векторы обновления преподавания конституционного права России: ориентация на естественное право, изучение действия конституционно-правовых норм, исследование типичных конституционных девиаций и деликтов, причин их возникновения и способов преодоления. На проблемных точках методологии образовательного процесса по конституционному праву и конституционному правосудию сосредоточился заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия М. В. Никифоров.

Значительная часть сообщений была посвящена различным способам организации тех или иных видов учебной работы. Профессор кафедры государственного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов А. А. Ливеровский высказал мнение о насущности использования информации из области общей истории советского периода и истории советского права для придания курсу конституционного права полновесности и содержательности. Профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия Э. С. Юсубов указал на возможность и обозначил пределы применения в сфере познания предмета конституционного права синергетических методов. Заместитель заведующего кафедрой конституционного права Российской академии правосудия Л. А. Нудненко акцентировала внимание на задачах и научных методах построения содержания лекций по конституционному праву России и донесения его до студентов. Профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии С. В. Нарутто на основе собственного опыта сделала обзор форм творческих заданий, использование которых весьма продуктивно в процессе обучения конституционному праву. Доцент кафедры конституционного права зарубежных стран Московской государственной юридической академии И. А. Алебастрова рассказала о таком методе преподавания конституционного права, как дискуссия; профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия А. Р. Лаврентьев — об организации самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины «Муниципальное право России»; преподаватель той же кафедры О. И. Лютова — о различных методических приемах проведения семинарских занятий по конституционному праву России (таких, как устный опрос студентов, доклады и сообщения, применение тестовых заданий, решение задач, деловые игры, составление схем и таблиц, подготовка документов, написание терминологического диктанта); доцент кафедры конституционного права Российской академии правосудия И. А. Алешкова — о ролевых играх как способе проведения семинаров при изучении конституционного права России.

Интерес слушателей вызвал доклад профессора М. А. Митюкова о его опыте «инвентаризации» и библиографического осмысления юридической и политической мысли ученых, практиков и законодателей в области конституционного правосудия.

Опытом проведения учебных курсов конституционно-правовой направленности поделились профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Н. А. Богданова, выступившая с докладом на тему «Конституционное право (общая часть) в системе преподавания конституционно-правовых дисциплин»; заведующий кафедрой государственного и административного права юридического факультета Самарского государственного университета В. В. Полянский, сделавший обзор методов преподавания спецкурса «Права человека», а также профессор кафедры конституционного права Российской академии правосудия Е. И. Колюшин, сообщивший о читаемом им спецкурсе «Судебная защита избирательных прав граждан в Российской Федерации».

Второй день работы Научно-методического семинара открылся презентацией монографии Н. В. Витрука «Верность Конституции» (М.: Изд-во РАП, 2008). Затем участники продолжили заслушивать сообщения на секциях проблем преподавания конституционного права и конституционного правосудия, проблем преподавания муниципального права, проблем преподавания спецкурсов по циклу конституционно-правовых дисциплин.

Вниманию участников секции проблем преподавания конституционного права и конституционного правосудия были представлены доклады доцента кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского филиала Российской академии правосудия С. В. Солосина, обобщившего имеющиеся в настоящее время трудности обучения конституционному праву; доцента кафедры конституционного и международного права Юридического института Томского государственного университета С. А. Татаринова об опыте преподавания в этом вузе спецкурса «Конституционное правосудие»; старшего преподавателя кафедры общетеоретических правовых дисциплин Дальневосточного филиала Российской академии правосудия О. В. Сазанковой о формировании профессиональной компетентности как цели освоения дисциплины «Конституционное право Российской Федерации»; доцента кафедры конституционного права Российской академии правосудия Е. А. Хапсироковой (Адзиновой) о практическом применении интерактивных методик при проведении семинаров по конституционному правосудию; старшего преподавателя кафедры конституционного права Российской академии правосудия И. А. Дудко о достоинствах тестирования как формы контроля знаний студентов по конституционному праву; доцента кафедры конституционного права Российской академии правосудия С. Г. Колбой об особенностях проведения деловых игр по конституционному праву зарубежных стран.

Теоретические и практические аспекты преподавания муниципального права обсуждались на соответствующей секции с участием профессора кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Н. Л. Пешина, доцента той же кафедры Н. С Тимофеева; доцента кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии Е. С. Шугриной, заведующей кафедрой теории и истории государства и права Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета М. А. Мокшиной, доцента кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия С. А. Борисихиной, доцента кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия С. В. Корсаковой, доцента кафедры общетеоретических правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия Ю. Н. Слепченко.

На секции проблем преподавания спецкурсов по циклу конституционно-правовых дисциплин был обсужден опыт обучения таким предметам, как «Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации» (профессор кафедры конституционного права Российской академии правосудия В. И. Анишина), «Конституционно-правовой статус судьи в Российской Федерации» (профессор кафедры конституционного права Российской академии правосудия Г. Т. Ермошин), «Государственная власть в Российской Федерации» (заведующий кафедрой конституционного и международного права Юридического института Томского государственного университета А. М. Барнашов), «Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации» (доцент кафедры конституционного права Института права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина О. В. Белянская).

Научно-методический семинар продемонстрировал интерес сообщества педагогов-юристов к существующим в настоящее время проблемам в сфере преподавания конституционно-правовых дисциплин. Доклады и сообщения, прозвучавшие в заседаниях, найдут отражение в сборнике, готовящемся в Российской академии правосудия к изданию.

——————————————————————