Современная подготовка юристов в вузах: теория и практика ее научного проектирования

(Давыдов Н. А.) («Юридическое образование и наука», 2008, N 4)

СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ В ВУЗАХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЕЕ НАУЧНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Н. А. ДАВЫДОВ

Давыдов Н. А., Московская государственная юридическая академия, профессор кафедры криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права, доктор педагогических наук.

На современном этапе развития высшей школы важной проблемой является проблема повышения качества подготовки студентов как юристов с различным уровнем высшего профессионального образования: бакалавров, специалистов и магистров, а также проблема целесообразного и оптимального перехода с подготовки специалистов на подготовку бакалавров. С целью решения данных проблем необходимо провести тщательный анализ опыта подготовки специалистов в вузах и обосновать возможности совершенствования существующего процесса современной подготовки студентов как юристов на основе его научного проектирования. В ходе исследования передового педагогического опыта была разработана теоретическая модель процесса научного проектирования подготовки специалистов в вузе, схема которой представлена на рисунке 1. Данная модель и стала предметом нашего исследования, с целью формирования проекта современной подготовки юристов в высшей школе. Как видно из рисунка 1, структура процесса дидактического проектирования подготовки специалистов в вузе состоит из следующих этапов: этапа проектирования дидактического профиля юриста, этапа проектирования процесса подготовки юриста и этапа формирования общего проекта подготовки юриста в вузе. Для обоснованного проектирования необходимо выделить в единой подготовке юристов в вузе две взаимосвязанные стратегические модели: модель дидактического профиля специалиста и модель процесса подготовки специалиста. Данные модели имеют различные основания для функционирования, а значит, и для проектирования.

1-й этап — 2-й этап — проектирование проектирование 1 к 2 к 3 к 4 к 5 к дидактического профиля > 11 юриста < > > > > >

процесса подготовки юристов подготовки специалистов

/ \ / \ \ /

3-й этап — формирование > проекта подготовки юриста

Рис. 1. Структурная схема процесса проектирования подготовки юриста в высшей школе

Первая модель (модель профиля специалиста) отражает процесс взаимодействия «личность — профессиональная среда юриста», вторая модель (модель процесса подготовки специалиста) отражает процесс становления личности как специалиста. Исследования практики подготовки специалистов в вузах показали, что интегрирующим элементом, объединяющим данные модели в единое целое, служит проект подготовки юристов в вузе, на основе которого и производится управление педагогическим процессом в высшей школе. Проанализируем содержание названных этапов. Первым этапом нашего исследования является этап проектирования дидактического профиля юриста. В педагогической практике вузов накоплен определенный опыт в создании моделей профиля специалистов, эти модели в вузах имеют различные названия: Государственный образовательный стандарт по специальности, квалификационные требования к специалисту, квалификационные характеристики, модель выпускника и т. д. Изучение названных документов и опыта подготовки специалистов в вузах показывает, что, хотя педагоги и обязаны ими руководствоваться, сделать это очень непросто, так как эти документы имеют слишком обобщенный характер и слабо отражают динамику изменения потребностей и содержания юридических специальностей на перспективу. Поэтому педагогам и студентам трудно перевести обобщенные или неконкретные требования к юристу в реальные задачи подготовки специалиста в вузе. Результаты наблюдения за педагогической практикой подготовки юристов свидетельствуют о том, что педагоги чаще всего пользуются целями изучения своей учебной дисциплины как науки, а не целями подготовки юриста на основе данной дисциплины. Такое положение приводит к тому, что студенты, как будущие юристы, оказываются слабо подготовленными к исполнению профессии, особенно к деятельности в перспективной профессиональной среде. Проведенные исследования современной подготовки специалистов в вузах показали, что понятие «профиль» широко используется как в педагогической теории, так и в педагогической практике вузов. Модель профиля специалиста будет выступать в качестве стратегической цели функционирования педагогической системы вуза и может быть положена в основу проектирования всей педагогической деятельности в вузе. Исследования показали, что в вузах накоплен определенный опыт создания общих профилей специалиста. Например, в 1987 г. была проведена экспериментальная работа в трех высших учебных заведения: МГУ, Саратовском ГУ, Одесском политехническом институте по созданию профиля специалиста-инженера на основе деятельностной теории обучения. Авторы работы «Пути разработки профиля специалиста» — Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский считали, что основой всего являются знания, которые выступают элементами тех или иных действий, реализующих определенную деятельность. По их мнению, педагогические задачи, на языке которых предлагается описывать цели обучения, позволяют выделить виды деятельности, необходимые для решения профессиональных проблем <1>. Д. В. Чернилевский и О. К. Филатов определяют профиль специалиста как документ, в котором содержатся научно обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития соответствующей отрасли науки, техники, производства. А также перечень требований к личностным и профессиональным качествам, которыми должен обладать специалист определенного профиля, оптимально функционирующего не только в условиях современного производства, но и в условиях обозримого будущего <2>. ——————————— <1> См.: Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: СГУ, 1987. <2> См.: Чернилевский Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе. М.: Экспедитор, 1996.

В ходе изучения опыта создания моделей профилей специалистов в вузах был разработан проект профиля юриста, который представлен на рисунке 2. Как видно из рисунка 2, дидактический профиль специалиста представляет собой совокупность элементов: модель развития личности; общая модель специалиста и модель перспективного специалиста; ГОС по специальностям; квалификационные характеристики; предварительный проект подготовки юриста в вузе. Проведем исследование данных элементов, выявим их взаимосвязи и роль в формировании проекта подготовки специалистов в вузах. Результаты исследования показали, что при проектировании дидактического профиля юриста также необходимо разработать модель развития личности, так как высшая школа продолжает процесс развития личности после общеобразовательной школы. Теоретический опыт создания перспективных моделей развития личности уже имеется в высшей школе <3>. Процесс проектирования дидактического профиля специалиста предопределяется также содержанием социальной и профессиональной среды юриста и должен быть продолжен проектированием общей модели специалиста. Общая модель специалиста представляет собой социальный заказ и профессиональный портрет того специалиста, которого собирается готовить вуз. Опыт создания общих моделей юристов свидетельствует о том, что эта модель может включать в себя следующие элементы: описание будущих сфер работы специалиста; банк типичных профессиональных ситуаций и квалификационных задач, которые должен уметь разрешать будущий специалист; структуру личностных и профессиональных качеств, необходимых юристу; содержание основных видов профессиональной деятельности специалиста, а также систему учебных задач, охватывающих весь объем подготовки специалиста и отражающих уровень формирования у студентов профессиональных качеств названных специалистов <4>. В педагогической практике на основе общей модели специалиста проектируется Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС) по конкретной специальности. Обычно на этом проектирование дидактического профиля юриста в вузах заканчивается. Однако ориентация вузов только на Государственный образовательный стандарт приводит к тому, что юристы оказываются слабо подготовленными к профессиональной деятельности. ГОС по специальностям является как бы той чертой, ниже которой государство не признает качество подготовки специалистов в конкретном вузе и не дает государственную гарантию. Исследования показали, что содержание общей модели специалиста является основой для проектирования модели перспективного специалиста и его квалификационной характеристики (КХ). Модель перспективного специалиста должна отражать все те изменения, которые могут произойти в юридической профессии. КХ представляет собой систему требований к уровню подготовленности юриста, отвечающего потребностям будущей профессиональной практики. Изучение педагогического опыта показало, что в вузах отсутствуют документы, в которых раскрывалась бы модель конкретного юриста, а существующие квалификационные характеристики разработаны без соответствующей опоры на содержание общей и перспективной модели специалиста. Следовательно, каждый вуз должен самостоятельно конкретизировать: содержание общей модели специалиста, модели перспективного специалиста, квалификационных характеристик на специалистов, модели развития личности, а также конкретизировать частично содержание ГОС. ——————————— <3> См.: Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., 2002. С. 68 — 80. <4> См.: Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: ГУ, 1987. С. 145 — 151; Некрасова Г. Н. Проектирование междисциплинарных заданий с использованием информационных технологий // Педагогика. 2004. N 10. С. 54 — 60; и др.

\ /

Государство (общество) ГОС В П \ / О Общая Проект модель > > подготовки юриста юриста: учебный план Модель Модель > расписание развития перспек — занятий \ / личности тивного > > юриста > > КХ

Рис. 2. Структурная схема проекта дидактического профиля специалиста

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что модель развития личности, общая модель и модель перспективного специалиста, Государственный образовательный стандарт по специальности, квалификационная характеристика, учебный план подготовки юриста являются формами (документами) существования профиля специалиста-юриста в учебном процессе вуза. Эти элементы взаимосвязаны друг с другом и в совокупности образуют дидактический профиль юриста в вузе. Анализируя содержание и взаимосвязи данных элементов, можно утверждать, что под дидактическим профилем специалиста необходимо понимать совокупность дидактически преобразованных сфер деятельности реального специалиста-юриста, а также систему требований, предъявляемых к нему государством, обществом, тенденциями развития юридической практики. Дидактический профиль специалиста представляет собой форму подготовленности научно-педагогических знаний о юристе к включению в проектирование процесса подготовки студентов в вузе, мера его «дидактической адаптированности» к учебному процессу в высшей школе. Завершается этап проектирования дидактического профиля специалиста разработкой предварительного варианта проекта подготовки юриста в вузе, включающего в себя состав и содержание учебных дисциплин. Окончательный вариант проекта подготовки юриста формируется после учета требований, обоснованных в ходе проектирования процесса подготовки студентов в высшей школе. Второй этап проектирования — проектирование процесса подготовки юриста в высшей школе. Изучение педагогической практики в вузах показывает, что существующая подготовка юристов в вузах еще недостаточно отражает требования дидактического профиля специалиста: субъективно и авторитарно определен состав изучаемых учебных дисциплин по конкретным специальностям; распределение времени между дисциплинами осуществлено без детального анализа их значимости и без научного обоснования месторасположения дисциплин в системе подготовки специалиста; формирование учебных планов, тематических планов и программ по учебным дисциплинам осуществляется без обоснованного учета взаимосвязей смежных учебных дисциплин, особенно на этапе специализации и т. д. Данные получены путем анкетирования педагогов восьми вузов, опросов и бесед со студентами — более 700 человек, наблюдений в ходе педагогической практики за деятельностью педагогов и студентов. Второй этап начинается с определения стратегий подготовки студентов на весь период их обучения в вузе. Под стратегией подготовки специалиста в вузе понимается конкретная форма дидактической системы, которая обеспечивает достижение определенных целей подготовки юриста в ходе многоэтапного педагогического процесса в вузе. Исследования показывают, что в качестве стратегий подготовки юриста в вузе выделяются следующие этапы: общеметодологическая подготовка юриста; общепрофессиональная подготовка; специальная подготовка и подготовка юриста под конкретную должность (этап специализации) <5>. Названные стратегии были сформулированы на основе анализа результатов, полученных в Институте психологии АН СССР <6> при исследовании проблем формирования личности профессионала. Психолого-педагогическая концепция подготовки юриста в вузе изложена также в учебном пособии «Педагогика» <7>. Эти стратегии подготовки специалиста и должны быть отражены в проекте подготовки юристов в вузах. После определения педагогических стратегий подготовки юриста педагогам следует определить целевые установки для каждого этапа подготовки специалиста. Педагогическая практика показывает, что целевые установки определяются на основе анализа содержания дидактического профиля специалиста. Главной задачей при формировании целевых установок считается задача перевода содержания профессионального портрета юриста в систему дидактических требований к подготовленности студентов. Проведем обоснование содержания вышеназванных стратегий подготовки юристов и попытаемся сформулировать дидактические рекомендации по проектированию данных стратегий в вузе. ——————————— <5> См.: Давыдов Н. А., Угольников В. И. Методика интенсификации межпредметных связей в преподавании общественных наук в академии. М., 1991; Давыдов Н. А. Дидактическое проектирование современной подготовки специалистов в высшей школе: Монография. М., 2004; Давыдов Н. А. Современная подготовка юристов в вузе на основе дидактического проектирования // Lex Russica. 2005. N 4. <6> См.: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. <7> См.: Давыдов Н. А. Педагогика. М.: ИЭП, 1997. С. 14 — 25.

А. Проектирование общеметодологической подготовки юриста в вузе. Исследования показали, что главной целью, на которую должна быть ориентирована дидактическая система данной стратегии, является дальнейшее развитие личности и подготовка ее к педагогически организованному процессу профессионализации в вузе. Вот, например, как сформулирована цель данной стратегии подготовки специалиста в ГОС по специальности 062100 «Управление персоналом». Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин призван дать специалисту достаточную сумму знаний о человеке и обществе, сформировать его мировоззрение, помочь ориентироваться в сложной системе социальных, политических, правовых отношений, воспитать сознание гражданской ответственности, чувства патриотизма и любви к Родине, приобщить к достижениям культуры, обеспечить необходимое физическое развитие и знание иностранных языков <8>. ——————————— <8> См.: Шестопалов О. И. Реализация государственных образовательных стандартов в вузах: Дис. … канд. пед. наук. М.: ВУ, 2003.

Как свидетельствует педагогический опыт подготовки специалистов в вузах, на данном этапе должна реализоваться модель развития личности. У студентов необходимо формировать совокупность общих умений по дальнейшему самостоятельному овладению конкретной специальностью 021100 «Юриспруденция». На этом этапе необходимо формировать личность гражданина России, а также научить студентов учиться. В вузах для эффективной реализации данной цели со студентами необходимо проводить специальные занятия по курсам: «Научная организация труда студента», «Введение в юридическую специальность». В ходе данной стратегии должны изучаться гуманитарные и социально-экономические дисциплины, а также математические и естественнонаучные дисциплины (см. ГОС по специальностям 021100 и др.). Наблюдения за деятельностью студентов и преподавателей на занятиях, беседы с ними показали, что чаще всего в педагогическом процессе в вузах при реализации данной стратегии применяется традиционная технология обучения будущих юристов, традиционные виды занятий. Реже применяются деятельностные технологии обучения специалистов, а значит, и новые формы обучения специалистов. Завершение общеметодологической подготовки специалиста в вузе предопределяет первую ступень подготовки юриста с высшим профессиональным образованием, после этого студент уже может получить диплом о неполном высшем профессиональном образовании (см. Федеральный закон «Об образовании»). С точки зрения теории дидактики высшей школы данный этап должен завершаться междисциплинарным экзаменом с целью проверки уровня подготовленности студентов к самостоятельному освоению выбранной ими профессии. На данном этапе они должны защитить одну курсовую работу, которая должна иметь межпредметный характер, ее публичная защита может заменить междисциплинарный экзамен. Как показали проведенные исследования, целесообразное время реализации общеметодологической подготовки специалиста — два года, или 1 — 4-й семестры (1-й и 2-й курсы обучения при сроке обучения пять лет). Б. Проектирование общепрофессиональной подготовки юриста в вузе. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что главной целью данного этапа является формирование у студента общего представления о будущей юридической профессии и основных сферах профессиональной деятельности. На данном этапе у будущего специалиста должно формироваться: целостное восприятие профессиональных юридических ситуаций; умение комплексного разрешения профессиональных проблем и квалификационных задач; логическое и эвристическое мышление юриста при выборе правильного подхода к принятию решений профессиональных задач; навыки системного анализа социальных и правовых проблем; умения правовой оценки своей деятельности. В ходе реализации названной стратегии начинается процесс формирования у студента профессиональных качеств юриста. Передовой педагогический опыт показывает, что на этапе общепрофессиональной подготовки предпочтение должно отдаваться деятельностному подходу к формированию личности по конкретной юридической специальности. Здесь процессы учения и преподавания должны ориентироваться на комплексное использование усвоенных ранее знаний, навыков и умений, способов профессиональной деятельности. На данном этапе подготовки студентов педагогам необходимо планировать изучение цикла общепрофессиональных дисциплин, состав и содержание которых определены в ГОС по специальностям (см.: Федеральный и национальный компоненты ГОС по специальности 021100 «Юриспруденция»). У студентов в ходе реализации названной стратегии подготовки юриста должно формироваться представление о конкретных юридических профессиях. По окончании данного этапа им необходимо защитить одну курсовую работу, тематика которой должна иметь межпредметный характер. Реализация общепрофессиональной подготовки юриста наиболее целесообразна в течение 3 — 6-го семестров (2-й и 3-й курс обучения студентов в вузе при сроке обучения пять лет). В. Проектирование специальной подготовки юриста в вузе. Как известно, с данного этапа проектирования начинается самостоятельная деятельность вуза по обоснованию состава и структуры специальных учебных дисциплин, порядка их прохождения и т. д. Изучение педагогической теории и практики показало, что главная цель данной стратегии подготовки специалиста — сформировать у будущего юриста представления и систему профессиональных знаний о конкретных сферах профессиональной деятельности. Например, для юриста названными сферами являются: уголовно-правовая, гражданско-правовая, государственно-правовая, международно-правовая сфера и т. д. В ходе реализации данной стратегии у студентов должна формироваться система профессиональных умений по самостоятельному изучению и пониманию основных профессий данных сфер. Так, для уголовно-правовой сферы студент должен знать профессию следователя, а иметь представление о профессии адвоката, прокурора, судьи и т. д. На данном этапе продолжается формирование у студентов системы общепрофессиональных качеств юриста. Результаты исследования показали, что в ходе данного этапа в педагогической практике вузов чаще применяются традиционная и реже деятельностная технологии обучения специалистов, хотя приоритетной должна быть проблемно-деятельностная технология обучения юристов в вузе. У студентов необходимо формировать конкретные виды профессиональной деятельности по выбранным специальностям. Характерной особенностью данной стратегии подготовки специалиста в вузе является широкое внедрение межпредметных дидактических технологий подготовки будущих юристов. В ходе данного этапа изучается цикл специальных дисциплин, содержание которых определяется вузом самостоятельно, на основе анализа дидактического профиля специалиста. Завершаться этап специальной подготовки юриста должен юридическим закреплением за каждым студентом выбранной им специализации. Большую роль в профессиональном становлении специалиста на данном этапе играет правильная организация ознакомительной, производственной практики для студентов. Производственная практика назначается студентам на последнем семестре 4-го года обучения в вузе, продолжительность практик — до шести недель. На данном этапе подготовки студенты готовят одну курсовую работу, которая должна иметь междисциплинарный характер и защищаться перед комиссией из 1 — 2 преподавателей. Передовая педагогическая практика свидетельствует о том, что те студенты, у которых третья курсовая работа стала в дальнейшем основой для выпускной квалификационной работы, подготовку и защиту квалификационной работы проходят эффективнее. Специальная подготовка будущих юристов начинается на 3-м курсе обучения студентов и завершается на 4-м курсе (6 — 8-й семестры). В конце этого этапа возможно завершение подготовки студентов как специалистов с уровнем высшего профессионального образования «бакалавр», после сдачи государственного экзамена по специальности. Г. Проектирование процесса подготовки юриста к конкретной должности (этап специализации). Результаты исследования педагогической практики показали, что главная цель данного этапа — сформировать у студентов прочные профессиональные знания о конкретной сфере профессиональной деятельности юриста. Например, для юриста конкретной сферой является уголовно-правовая сфера деятельности. Здесь у будущего специалиста формируются сложные профессиональные умения по овладению конкретной должностью: следователя, правоведа, криминалиста, криминолога (юриста прокуратуры), а также профессиональные качества, необходимые для этих профессий. Этап специализации должен начинаться на последнем, 5-м, курсе обучения студента. В ходе реализации названного этапа у будущего специалиста будут формироваться конкретные виды профессиональной деятельности по выбранной специализации. На этапе подготовки студентов к конкретной должности юриста изучаются дисциплины специализации, состав которых определяется вузом самостоятельно, на основе анализа дидактического профиля специалиста. Важную роль в профессионализации студентов играет преддипломная практика, подготовка и защита им квалификационной работы. Продолжительность квалификационной (преддипломной практики) до 10 недель. Исследования показывают, что особенностями проектирования педагогического процесса на данном этапе подготовки студента как юриста являются: объединение учебных дисциплин в учебные дидактические комплексы (межпредметные курсы); комплектование учебных групп студентов в соответствии с выбранной специализацией; проектирование индивидуальной работы преподавателей с будущими специалистами. Завершается подготовка студентов в вузе сдачей государственных экзаменов и защитой выпускных квалификационных работ по специальностям, с получением высшего профессионального образования с уровнем «специалист». Проект подготовки юриста, разработанный в ходе эксперимента, представим в виде следующей схемы (см. рис. 3).

> ПСС 5 к Проект Учебный дидакти — план / \ ческого подго — профиля товки > СПС 3 — 4 к юриста > юриста / \ \ / > > ОППС 2 — 3 к >

/ \ \ / \ / Юрист / \ \/ > ОМПС 1 — 2 к

Проект процесса подготовки специалиста

\ /

Расписание занятий по подготовке юристов в высшей школе (управление подготовкой)

Рис. 3. Обобщенная схема проекта подготовки юриста в высшей школе: ОМПС — общеметодологическая педагогическая стратегия (1 — 2-й курс обучения студентов); ОППС — общепрофессиональная педагогическая стратегия (2 — 3-й курс обучения студентов); СПС — специальная подготовка (педагогическая стратегия 3 — 4-й курс обучения студентов); ПСС — педагогическая стратегия специализации студентов на 5-м курсе обучения; УПП — учебный план подготовки специалиста в вузе.

Как видно из рисунка 3, процесс подготовки юриста в высшей школе представляет собой педагогически обоснованную смену стратегий подготовки специалиста, т. е. динамику перехода от одной формы дидактической системы подготовки юриста к другой в течение всего периода обучения студентов в вузе. Результаты исследования педагогической теории и практики показали, что с целью научного обоснования и конкретизации проекта подготовки юриста в вузе необходимо уточнить и спроектировать инвариантную дидактическую структуру педагогической стратегии подготовки специалиста в вузе. Дидактическую структуру стратегии подготовки юриста в высшей школе представим в виде следующего проекта (см. рис. 4).

Проектирование вида подготовки юриста в высшей школе

Учебный Цель > УП и ТП по дисциплинам, план ПС СЛС и УЛ > система вуза > КиО Выбор ТО \ / / \ > Дидактические циклы занятий

формы методы средства

/ \ \ /

> Вид подготовки юриста в высшей школе

Рис. 4. Схема проекта педагогической стратегии подготовки специалиста в высшей школе: УПП — учебный план подготовки специалиста; ТО — технология обучения; ПС — педагогическая стратегия; УП — учебная программа; ТП — тематический план; СЛС — структурно-логическая схема дисциплины; УЛ — учебная литература, в том числе и электронные учебники; КиО — контроль и оценка.

Как видно из рисунка 4, каждая педагогическая стратегия подготовки юриста представляет собой совокупность конкретных видов подготовки специалиста. Исследования показывают, что общими элементами для всех стратегий подготовки специалистов являются виды подготовки юриста, которые определяются на основе анализа его профессиональных ролей. Для юриста по специальности 021100 «Юриспруденция» профессиональными ролями являются: роль следователя, адвоката, прокурора, судьи — это по вертикали (на перспективу). Внутрипрофессиональными ролями, например, для следователя являются роли: криминолога, криминалиста, оперативного работника, правоведа, психолога — по горизонтали. Педагогический опыт свидетельствует о том, что развивающая подготовка юриста по вертикали в высшей школе ведется в течение общеметодологической, общепрофессиональной и специальной подготовки, а по горизонтали — в течение специальной подготовки и на этапе специализации. В каждом виде подготовки юриста формируются конкретные цели подготовки студентов. На основе анализа содержания данных целей определяется педагогическая технология обучения юриста и формируется конкретный учебно-методический комплекс по изучению совокупности учебных дисциплин. Исследования показывают, что важной проблемой для педагогов является проблема формирования общепредметных и предметных целей изучения учебных дисциплин в вузе, реализация которых в ходе обучения студентов за конкретное время (4 — 5 лет) позволяет подготовить их как юристов. Общепредметные и предметные цели подготовки юриста затем обосновываются и конкретизируются преподавателями в учебных планах по каждой изучаемой учебной дисциплине на основе содержания дидактического профиля специалиста. Формулировка целей подготовки юристов имеет следующую структуру: — специалист должен иметь представление — студент способен «узнать» явление, дать его качественное описание, обосновать характерные свойства, указать связь с явлениями подобного вида; — специалист должен знать профессиональное содержание изучаемой дисциплины — студент способен воспроизвести учебный материал с требуемой степенью точности: сформулировать понятие, категорию, закон, с достаточной полнотой описать события, процесс и т. д.; — специалист должен сформировать определенные умения — студент должен уметь применять знания для решения стандартных задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы; — специалист должен владеть — предполагается способность студента без дополнительного справочного материала выполнять необходимые действия, переносить свои знания в другую пограничную сферу профессиональной деятельности, решать нестандартные задачи; — специалист должен иметь опыт профессиональной деятельности — предполагается обязательное наличие у студента опыта (необходимых навыков) в проведении определенных профессиональных действий. Эти цели должны быть отражены в квалификационных характеристиках, в учебных программах и тематических планах по конкретным учебным дисциплинам. Вместе с тем следует подчеркнуть, что для высших учебных заведений предусмотрено требование взаимосвязи объема темы и уровня усвоения учебного материала студентам. Оптимальный объем времени для усвоения материала на уровне «знать» рекомендуется в объеме 2 — 6 часов, уровень «уметь» — до 12 — 20 часов. На основе изучения содержания выбранных целевых установок для каждого этапа подготовки юриста определяется конкретная технология обучения студентов. Выбор технологии обучения предопределяет методики отбора, содержания учебных дисциплин, методики проведения занятий со студентами, т. е. технология требует конкретной структуры методической системы работы педагогов со студентами. Методическая работа педагогов со студентами включает конструирование конкретных форм, методов и средств подготовки юриста с учетом психологических особенностей студентов конкретного курса, применяемых на каждом отрезке времени обучения (например, в те чение недели, месяца, семестра). Исследования педагогической практики показали, что в настоящее время в вузах применяются традиционные циклы занятий: лекции — самостоятельная работа — семинар; лекции — самостоятельная работа — практическое занятие и т. д. Реже используются новые виды занятий. Например, анализ конкретной юридической ситуации, организационно-мыслительные игры, отработка профессиональных ролей юриста, организационно-деятельностные игры по принятию юристом профессиональных решений, профессиональные тренинги: поведенческие, управленческие и коммуникативные. Но главное — нет системы в планировании данных форм подготовки и обучения юристов в вузе. Понимая это, опытные педагоги часто применяют на занятиях методы активного обучения специалистов: метод «круглого стола»; метод интеллектуального штурма; метод дискуссий; проблемный метод — метод анализа профессиональных ситуаций и профессиональных проблем и др. Важной проблемой для педагогов является проблема проектирования и обновления содержания учебных дисциплин, особенно приведение содержания дисциплин в соответствие с ГОС. Исследования показали, что структура учебной дисциплины — это дидактически конструируемый проект содержания учебного материала, на основе которого осуществляется достижение дидактических целей подготовки студента как юриста. Содержание учебной дисциплины должно определяться не только наукой, но и дидактическим профилем юриста по конкретной специальности. Проект содержания учебной дисциплины целесообразно представить в виде следующих компонентов: научно-теоретическое ядро; базисное (основное) содержание; дополнительное содержание; факультативная часть учебной дисциплины. Научно-теоретический блок — инвариант содержания учебной дисциплины, в неизменном виде используется при преподавании конкретной дисциплины для разных специальностей (специализаций) общего профиля. Оно формируется из системы знаний, относящихся к главным идеям соответствующей науки: это общие законы, теории и концепции, категориальный и понятийный аппарат, образующие каркас науки, который мало меняется в самой науке. В содержание научно-теоретического ядра включаются также главные, общие сферы их практического применения и профессиональные примеры. Базисное (основное) содержание представляет собой вариативную компоненту содержания учебной дисциплины, которая предназначена для обеспечения решения профессиональных ситуаций и задач будущими юристами. Базисное содержание формируется преподавателями на основе частных прикладных знаний, относящихся к данной науке, и предметно раскрывает конкретную сферу профессиональной деятельности специалиста. Изменение базисного содержания учебной дисциплины обусловлено тем, что ее состав отражает современное состояние и потребности юридической практики, которые могут подвергаться достаточно быстрым изменениям. Дополнительное содержание учебной дисциплины формируется из комплекса вспомогательных знаний: межнаучных (логических, методологических, философских), историко-научных, межпредметных и оценочных. Факультативная часть содержания предусматривает указание на добровольность овладения студентами данным материалом. Факультативная часть содержания учебной дисциплины призвана удовлетворить запросы будущих юристов в более глубоком изучении содержания учебной дисциплины и науки. Исследование педагогической практики показывает, что результатом деятельности педагогов по проектированию содержания учебной дисциплины является формирование учебной программы и тематического плана учебной дисциплины, структурно-логической схемы изучения дисциплины, системы заданий студентам, различные учебно-методические пособия, в целом данное образование получило в дидактике название учебно-методического комплекса. Завершается проектирование процесса подготовки специалиста в высшей школе разработкой окончательного варианта проекта подготовки юриста. Анализ педагогической теории и практики свидетельствует о том, что в данный проект в вузах входят учебный план подготовки юристов и расписания занятий. Учебный план подготовки юристов — это дидактическая форма конкретного проекта многоэтапной подготовки специалиста в вузе. В учебных планах должна быть заложена подробная информация по срокам и интенсивности реализации конкретных педагогических стратегий подготовки специалиста; последовательность прохождения студентом конкретных видов профессиональной подготовки специалиста; виды занятий; формы и сроки отчетности и контроля подготовленности студентов по курсам и семестрам обучения; время, отводимое на их самостоятельную работу; сроки проведения практик. Исследования показывают, что расписания занятий в вузе являются последним элементом в проектировании подготовки юристов перед практической реализацией этого проекта в вузе. Расписание занятий является главным связующим элементом между процессом проектирования и процессом функционирования подготовки специалистов в высшей школе. В результате дидактического проектирования процесса подготовки специалистов в вузе получается научно обоснованный дидактический проект процесса подготовки студентов как юристов в вузе. Дидактический проект процесса подготовки студентов как юристов в вузах включает в себя следующие элементы: учебный план подготовки специалистов в вузе; расписания занятий; учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам как совокупность учебных программ и тематических планов по учебным дисциплинам для каждой специальности. Таким образом, в результате экспериментальной работы была выявлена современная технология подготовки студентов как юристов с уровнем высшего профессионального образования «специалист», время подготовки — пять лет. Анализ подготовки юриста данного уровня высшего профессионального образования показывает, что она имеет оптимальную структуру и по содержанию, и по времени подготовки. Необходимость перехода на уровень подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием «бакалавр» и временем подготовки — четыре года обусловливает изменение технологии подготовки юриста в вузе. Из анализа структуры современной подготовки студентов как специалистов в вузе вытекает два варианта такого перехода. Первый вариант — переход на подготовку бакалавра в течение четырех лет можно осуществить путем исключения из технологии подготовки специалиста этапа специализации, переложив эту подготовку на организации и на работодателей, к чему и те и другие пока не готовы. Второй вариант — переход на подготовку бакалавра в течение четырех лет можно реализовать путем дидактически обоснованного «сжатия» по времени всех этапов подготовки юриста как специалиста. Это потребует от педагогов и студентов повышения эффективности учебного процесса в вузах на основе реализации дидактически обоснованного проекта современной подготовки юриста. В ходе проектирования подготовки специалистов в вузе была определена дидактическая структура проекта современной подготовки юристов в вузах, который состоит из следующих документов: документов, отражающих дидактический профиль юриста; учебных планов подготовки юриста на все формы обучения студентов; структурно-логических схем подготовки юристов и расписаний занятий со студентами на конкретный период их обучения в высшей школе; учебных программ и тематических планов циклов учебных дисциплин, учебников и др., которые образуют учебно-методический комплекс. Научно обоснованная разработка и реализация вышеназванных документов помогут вузам эффективно решать актуальные проблемы высшей школы: повышения качества подготовки студентов как юристов с высшим профессиональным образованием и научно обоснованного перехода в юридических вузах на подготовку бакалавров.

——————————————————————