Рецензия (Овлащенко А. В. Морская политика: междисциплинарный курс: Учебное и научно-практическое пособие)

(Покровский И. Ф.) («Транспортное право», 2008, N 4)

РЕЦЕНЗИЯ

(ОВЛАЩЕНКО А. В. МОРСКАЯ ПОЛИТИКА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС: УЧЕБНОЕ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ <*>)

И. Ф. ПОКРОВСКИЙ

——————————— <*> Овлащенко А. В. Морская политика: междисциплинарный курс: Учебное и научно-практическое пособие. СПб.: Институт морского права, 2008. 400 с.

Покровский И. Ф., член Президиума Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, ректор Института морского права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России.

В 2006 г. при поддержке одного из старейших и авторитетнейших классификационных обществ мира — Российского морского регистра судоходства Институтом морского права уже было издано написанное доцентом Балтийской международной академии, доктором права, магистром экономики А. В. Овлащенко учебное пособие «Международное морское право, международные морские отношения, морская политика и дипломатия (сборник вопросов и заданий для проведения семинарских занятий)». Подготовленный этим же автором новый фундаментальный учебник — мультидисциплинарный (а по ряду позиций имеющий фактически энциклопедический характер) курс «Морская политика» — это прежде всего образовательная инновация, не имеющая пока аналогов как в нашей стране, так и в других странах. Это одновременно и следующий значительный шаг к дальнейшей научной разработке непростых вопросов международных морских отношений в стремительно меняющемся мире. Во второй половине XX в. стало очевидным — освоение Мирового океана превратилось в глобальную проблему, затрагивающую коренные интересы всего человечества. Причем возникновение проблемы подобного масштаба — новое явление в истории. Эта проблема стала одной из характерных особенностей международных морских отношений, заняв центральное место в международной морской политике и морской дипломатии государств. Особенность проблемы Мирового океана как комплекса взаимосвязанных вопросов глобального характера предопределяет многоплановость предмета регулирования, подразделение его на множество отдельных вопросов, многие из которых раньше были предметом самостоятельного урегулирования, а сейчас оказались частями единой комплексной проблемы. Сегодня Мировой океан уже окончательно стал местом сосредоточения важнейших видов экономической деятельности различных государств, международных организаций, транснациональных корпораций и одновременно местом пересечения их интересов. Это наглядно подтвердил прошедший 13 — 14 декабря 2007 г. в Марселе (Франция) Международный конгресс по морской экономике «Economie de la Mer 2007». В настоящее время проблемы морской политики актуализировались практически для всех ведущих морских стран мира. В Российской Федерации формируется и реализуется национальная морская политика. В Соединенных Штатах, традиционно обладающих необычайно разнообразными морскими интересами, такая политика, осуществляемая на общенациональном уровне уже на протяжении нескольких последних десятилетий, претерпевает в современных условиях определенную трансформацию. В Японии в 2006 г. был учрежден специальный пост министра по морской политике. Активно реализуют свою морскую политику, в том числе ее военно-морской компонент, «восходящие» морские державы — Китай и Индия. Морская политика стала объектом самого пристального внимания в Европейском союзе. В июне 2006 г. Европейская комиссия инициировала процесс обсуждения новой интегрированной морской политики ЕС. Важность морской политики для безопасности, экономического, социального и культурного развития государства выводит на передний план вопросы ее изучения, а значит, и преподавания. При ряде зарубежных научных и образовательных учреждений существуют специализированные центры по изучению морской политики (часто морской политики, международного морского права и морской экономики, поскольку все эти области тесно связаны. Кроме того, такое совмещение существенно расширяет поле исследований, способствует привлечению финансовых средств для осуществления научных разработок). Подобные центры существуют, прежде всего, в тех же Соединенных Штатах. Здесь стоит упомянуть наиболее авторитетный Центр океанской политики и права Университета штата Вирджиния, не менее авторитетный Центр морской политики им. Дж. Мангона Университета штата Дэлавер, Центр океанской и прибрежной политики Университета Санта-Барбара и др. Имеются аналогичные центры и в Европе, хотя их далеко не так много и они не настолько специализированы. Например, это Центр морской экономики и логистики Университета Эрасмус (Роттердам). Вопросами морской политики отчасти занимаются институты морского права в Великобритании, Исландии, Швеции, Германии, Греции. В Восточной Европе, как и в Российской Федерации, такие центры отсутствуют. Роль подобных центров заключается, в частности, в развитии сотрудничества с различными специализированными международными сообществами. В настоящее время основной тенденцией формирования международных морских отношений и морской политики является так называемое соуправление (governance), когда политика формируется и реализуется не только правительствами, а, напротив, при широком (фактическом превалирующем) участии академического сообщества, высших учебных заведений (при формировании новой европейской морской политики им отводится весьма значительная роль с учетом положений Лиссабонской стратегии экономики знаний), конкретных специалистов в этой области, всех заинтересованных лиц, широкой общественности. Показательно, что именно эти подходы осуществляются при формировании целостной морской политики Евросоюза. Указанные и многие другие проблемы и стали предметом рассмотрения в недавно вышедшей ценной монографии А. В. Овлащенко.

——————————————————————

Вопрос: Прошу дать разъяснения положений абз. 4 подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Имеется в виду достижение призывного возраста в последний год обучения в школе или техникуме? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 11)

Вопрос: Прошу дать разъяснения положений абз. 4 подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Имеется в виду достижение призывного возраста в последний год обучения в школе или техникуме?

Ответ: В соответствии с абз. 4 подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ. При рассмотрении комментируемой нормы прежде всего необходимо определить следующие понятия: «основная образовательная программа»; «нормативный срок ее освоения». В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Согласно п. 5 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» к профессиональным образовательным программам относятся программы: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. В соответствии с п. 6.1 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. На основании п. 19 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. N 160, в среднем специальном учебном заведении сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками, определяемыми государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. В необходимых случаях сроки обучения по конкретным образовательным программам среднего профессионального образования могут быть увеличены по сравнению с нормативными сроками обучения. Решение об увеличении сроков обучения принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей, допускается обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования, порядок реализации которых устанавливается федеральным органом управления образованием. При рассмотрении вопроса о наличии или отсутствии у гражданина основания для отсрочки от призыва на военную службу следует прежде всего исходить из информации учебного заведения о том, по какой программе подготовки гражданин проходит обучение и когда конкретно он начал осваивать эту программу. После окончания этого периода и возникает необходимость уточнения статуса гражданина, который может быть разным. Что касается достижения призывного возраста в последний год обучения в школе, то согласно абз. 1 подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет. При этом указанное обстоятельство подтверждается соответствующими документами. По мнению В. К. Белова, с которым согласен автор, отсрочка от призыва дается гражданину не просто до достижения им 20 лет, а на время обучения в образовательном учреждении основного общего и среднего (полного) общего образования, но только до достижения возраста 20 лет.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————