Роль и место судебной практики в методике преподавания налогового права

(Кирилина В. Е.) («Финансовое право», 2009, N 3)

РОЛЬ И МЕСТО СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА

В. Е. КИРИЛИНА

Кирилина В. Е., доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия (г. Москва), кандидат юридических наук.

Статья посвящена специфике преподавания налогового права в специализированном вузе. Даются рекомендации по обучению студентов навыкам ориентирования в судебной практике. Подготовка кадров для судебной системы Российской Федерации, которой занимается Российская академия правосудия (далее — РАП), предполагает знание и свободное ориентирование выпускников-юристов в судебной практике. Впрочем, такие знания необходимы любому юристу. Вопрос отнесения судебной практики к источникам права в романо-германской (континентальной) правовой семье, к которой наиболее близка правовая система Российской Федерации, является дискуссионным. Освещая данный вопрос в учебной литературе, одни авторы приходят к выводу о невозможности отнесения судебной практики к источникам права <1>, другие — о том, что ее следует считать полноценным <2> или вспомогательным источником права <3>. ——————————— <1> См., например: Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. С. 98 // СПС «КонсультантПлюс». <2> См.: Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. М: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. С. 38, 40 — 41. <3> См.: Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007; СПС «КонсультантПлюс».

По данному вопросу интересна и показательна точка зрения М. В. Баглая — председателя Конституционного Суда РФ (далее — КС РФ) с 1997 по 2003 г., который высказывался за признание прецедентных судебных решений <4> в нашей стране и, кроме того, допускал возможность судебного правотворчества, объясняя это тем, что, принимая решение, суд тем самым создает новое право. Подобной точки зрения придерживаются и другие видные ученые юридической науки — С. С. Алексеев, Б. Н. Топорнин, М. Н. Марченко и др. ——————————— <4> В юридической науке нет единого мнения по поводу понятия судебного прецедента. Основные точки зрения по данному вопросу: 1) это превращение решения суда по конкретному делу в общую норму; 2) это решение по конкретному делу, которое рассматривается как образец при решении аналогичных дел в будущем, однако новое дело может быть решено и иначе. Если говорить о признании судебного прецедента в Российской Федерации, то в данном случае его следует рассматривать скорее во втором аспекте.

Действительно, судебная практика занимает особое место среди российских источников права, и бесспорно то, что ее роль в современном обществе растет. Трудно переоценить ее позитивное влияние на изменение действующего законодательства о налогах и сборах. Безусловно, данные тенденции должны найти адекватное отражение и в учебном процессе. Представляется, что судебная практика должна быть отнесена к источникам права. Однако юридический статус актов высших судебных инстанций и решений судов первого и второго звена будет все же различным. При этом особое место среди судебных решений занимают акты КС РФ, что связано с его особыми полномочиями и прежде всего с разрешением дел о соответствии федеральных законов и иных нормативных правовых актов Конституции РФ. Следует согласиться с авторами, которые признают, что фактически постановления КС РФ имеют силу нормативного акта <5>, так как являются окончательными и обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно после провозглашения и обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан. ——————————— <5> См.: Анишина В. И. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции // Российская юстиция. 1999. N 11. С. 23.

Высший Арбитражный Суд РФ (далее — ВС РФ) и Верховный Суд РФ (далее — ВАС РФ) не наделены полномочиями КС РФ. Однако их решения также обжалованию не подлежат, постановления являются обязательными для нижестоящих судов. Принимая во внимание заложенный в законодательстве принцип единообразия в толковании и применении судами норм права, можно говорить о том, что данные решения, не являясь, по сути, нормами права, будут иметь их силу и для потенциальных истцов и ответчиков — сторон судебного процесса. Особую роль приобретает судебная практика в налоговом праве, поскольку нормы законодательства о налогах и сборах подвержены постоянному изменению, сложны в понимании, что часто является причиной налоговых споров и требует дополнительного толкования. Задача преподавателя вуза заключается не столько в ознакомлении студентов со сложившейся судебной практикой и ее тенденциями, хотя и это является важной составляющей учебного процесса, сколько в необходимости научить и приучить будущих юристов пользоваться этим инструментом с целью повышения качества своей работы и предсказуемости вынесения решения по спорному вопросу. Поэтому перед преподавателем закономерно встает вопрос: каким образом лучше преподнести эти знания? Данный вопрос необходимо решать, принимая во внимание участие Российской Федерации в Болонском и Копенгагенском процессах. Такое участие предполагает трехуровневую систему подготовки кадров: бакалавр — специалист — магистр (а в дальнейшем двухуровневую: бакалавр — магистр). В связи с этим следует решить, какое место должно быть уделено изучению судебной практики при подготовке кадров на каждом из этих уровней и в какой форме данные знания и навыки будут лучше усвоены. Специфика преподавания налогового права в РАП заключается в том, что при решении названных вопросов следует иметь в виду: присуждение гражданину степени бакалавра юриспруденции дает ему право на занятие должности судьи. Следовательно, при подготовке бакалавров объем полученных знаний и навыков в данной области должен быть весьма внушительным. Отвечая на поставленные вопросы, можно условно свести модели учебного процесса к основным пяти (см. схему).

Схема

МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

/ \ \/ / \ \/

усвоение практические пройденного занятия материала \/ \/

исследование ролевые игры \/

дискуссия

К первой модели (усвоение пройденного материала) можно отнести лекции и подготовку студентами домашних заданий. Представляется целесообразным в рамках лекционных занятий ссылаться только на показательные решения высших судебных инстанций, не перегружая материал излишней информацией. При изучении налогового права будущих юристов необходимо ознакомить прежде всего с решениями КС РФ по вопросам налогообложения. Сложно себе представить изучение части первой Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), т. е. основ и принципов налогообложения, без ссылок на соответствующие решения КС РФ. Например, освещение темы «Принципы налогообложения» предполагает обращение к проблеме презумпции добросовестности налогоплательщика, в связи с чем является обязательной ссылка на Определения КС РФ от 25 июля 2001 г. N 138-О и от 16 октября 2003 г. N 329-О, <6> которые распространили презумпцию добросовестности на налоговые отношения. ——————————— <6> Определение КС РФ от 25 июля 2001 г. N 138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3410; Определение КС РФ от 16 октября 2003 г. N 329-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Экспорт-Сервис» на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации». Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс».

При усвоении темы «Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков» студентам следует знать о Постановлении КС РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П <7>, где говорится об обязательном приостановлении исполнения решения налогового органа о взыскании штрафов при подаче жалобы налогоплательщиком до вынесения решения судом. ——————————— <7> Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

Полная картина, отражающая мнение налогового органа и позицию суда при проведении мероприятий налогового контроля, может быть дана только с учетом решений ВАС РФ и практики федеральных арбитражных судов. Формой усвоения пройденного материала также является решение задач. Для этого целесообразно использовать практикумы по налоговому праву, где при решении задачи студент должен будет изучить судебную практику и на основании этой выборки принять решение. В 2008 г. увидел свет учебник «Налоговое право России», написанный преподавателями нашей кафедры — финансового права РАП. К учебнику прилагается CD-диск с полной библиографией, необходимой при изучении данного курса. Важное место в числе этих источников занимает судебная практика. Представляется, что данный факт в значительной степени поможет студентам на первых порах сориентироваться в сложном и многогранном мире судебных решений. Дискуссия как модель учебного процесса играет особую роль при подготовке юристов. Она может иметь место на семинарских занятиях. На память сразу приходит известное выражение: «Где два юриста, там три мнения». Чтобы эта шутка не стала правилом поведения, важно привить студентам навыки логично и последовательно аргументировать свою точку зрения. Незаменимый помощник в этом деле — судебная практика. Налоговое право — классический пример отрасли (а точнее, подотрасли финансового права), где многие нормы права вызывают неоднозначное толкование правоприменителей и ученых. Например, только с помощью изучения Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» <8> и решений федеральных арбитражных судов РФ можно полноценно, без излишнего риска, осуществлять налоговое планирование. ——————————— <8> Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.

Ролевые игры вносят неоценимый вклад в дело привития практических навыков. При изучении курса «Налоговое право России» их преимущества перед другими моделями учебного процесса также заключаются и в том, что они: 1) позволяют учебную группу студентов разбить на игровые команды (налогоплательщик, налоговый агент, должностное лицо налогового органа, судья) и дать каждому персональное задание — смоделировать конкретную правовую ситуацию; 2) формируют психологическую готовность студентов к будущей профессиональной деятельности; 3) повышают интерес к изучаемому предмету; 4) облегчают усвоение пройденного материала. Исследование как модель учебного процесса имеет место при подготовке студентами докладов, написании курсовых, выпускных дипломных работ и магистерских диссертаций. В обязательном порядке в этих работах должна присутствовать судебная практика, подтверждающая сделанные студентом выводы. И наконец, еще одной моделью учебного процесса являются практические занятия, которые принципиально отличаются от семинаров: студенты проходят практику в судах и юридической клинике. Юридическая клиника (юридическая консультация) предполагает оказание бесплатной юридической помощи студентами социально незащищенным категориям граждан под руководством опытных преподавателей. Такая форма обучения применяется в РАП и максимально приближена к будущей профессиональной деятельности студентов. Она позволяет получить практические навыки работы не только в стандартных, но и нетипичных ситуациях. В данном случае изучение и анализ судебной практики студентами являются залогом успешного оказания консультации. Для подготовки высококвалифицированных специалистов, которые также будут являться ответственными работниками, в методике преподавания налогового права должны присутствовать все перечисленные модели, а вернее — их разумное сочетание. Названные модели необходимо использовать при обучении и бакалавров, и специалистов, и магистров. При этом получаемый студентами трех уровней подготовки объем знаний и навыков, естественно, будет различным в зависимости от утвержденного учебного плана. Логично, если в учебном плане, составленном для магистров, будет предусмотрено больше часов на изучение судебной практики, чем для бакалавров. Дополнительные знания и навыки всем студентам могут быть даны как в базисном курсе, так и в рамках специальных курсов по налоговому праву. Причем последние позволяют более вдумчиво и глубоко погрузиться в тематику решений судов в зависимости от выбранной специализации. Выполнение данного условия, несомненно, будет способствовать достижению главной цели внедрения новых стандартов российского образования — удовлетворению требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что основной целью при подготовке кадров для судебной системы, в том числе специалистов в области налогового права, является формирование у студента системы знаний и практических навыков, развитие аналитических способностей, способностей самостоятельно сделать вывод и принять решение, не верить безоговорочно чужому мнению, пока не будет возможности убедиться в его правильности лично. И этой цели невозможно достичь без системного изучения судебной практики и получения практических навыков в ходе учебного процесса.

——————————————————————