Искусство контрафакта в живописи

(Дворянкин О. А.) («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 1)

ИСКУССТВО КОНТРАФАКТА В ЖИВОПИСИ

О. А. ДВОРЯНКИН

Дворянкин О. А., кандидат юридических наук.

Несведущий зритель охотнее купит копию, а не подлинник. Она ярче, эффектнее оригинала. Тот, кто подделывает живопись, как правило, хорошо знает вкусы публики <1>.

——————————— <1> URL: http://www. radmuseumart. ru/news/index. asp? page_type=1&id;_header=34

В России ко мне на экспертизу не раз приносили полотна якобы кисти Репина или Шишкина. Но за пять лет у меня ни разу не было подлинных полотен. В одних случаях это оказывалась талантливая подделка, в других — прижизненная работа подражателя или ученика великого художника. Причем невооруженным глазом это не поймешь: нужна тщательная экспертиза.

Денис Зуров, художник-реставратор, эксперт в области русской живописи XIX — начала XX в., Германия <2>.

——————————— <2> URL: http://www. newizv. ru/news/2008-03-28/87369/

Одним из способов выразить свои чувства человек придумал живопись. В живописи он показывает глубину своего эмоционального и психологического сознания, чувства, состояние духа, свое отношение к окружающему миру. Через рисунок мы можем увидеть глубину мироздания художника, определить характеристики изображения. Рисунок может нас притягивать к себе, умиротворять, давать состояние безмятежности, спокойствия, тишины, покоя или, наоборот, возмущать, нервировать, возбуждать. Около одного рисунка можно простоять целый день, вглядываясь в каждую черту, деталь рисунка, и вечером перед уходом все еще продолжать им восхищаться, зато около другого можно не простоять и нескольких секунд, он вызывает отвращение и неприязнь. Кроме этого, изображение на одном рисунке притягивает к себе, заставляет задуматься, прививает чувство прекрасного, красивого, другое же изображение вызывает чувство неопределенности и неловкости, когда нельзя сказать, что оно плохое. При этом надо отметить, что любое произведение имеет право на жизнь, ведь каждый человек на мир смотрит своими глазами и по-своему его ощущает, и если одному человеку данное произведение не нравится, то другой им может восхищаться, и таких примеров в живописи очень много. Используя данные противоречия и учитывая, что легальным произведением может быть только одно, другое — это уже имитация или подделка (художник не может нарисовать два одинаковых, он же не на конвейере, кроме этого, у него не хватит душевных сил, чтобы что-нибудь не подправить или скорректировать на втором произведении), а люди хотят иметь дома или на работе любимые произведения, то в связи с этим появились специалисты, которые копируют (подделывают) картины. В статье «Массовая подделка живописи в России становится национальным бедствием» <3> отмечается, что с той поры, как появился рынок искусства и реликвий, его заполняют подделки. История фальшивок такая же длинная и богатая, как и история подлинных вещей. Например, в Средние века в разных церквях хранились десяток голов Иоанна Крестителя и сотни гвоздей, якобы оставшихся от Распятия. В эпоху Возрождения уже научились подделывать древнеримские статуи и монеты, а в XIX в. Европу наводнили египетские статуэтки и саркофаги. ——————————— <3> URL: http://www. all-new. ru/tehnilogii/Massovaja-poddelka-zhivopisi-v-Rossii-stanovitsja-nacionalnym-bedstviem/

В статье «Оригинал. Копия. Подделка» <4> развивается данная тема и говорится, что благодаря спросу европейский рынок уже в XVIII столетии был наводнен подделками. Особенно преуспевали в этом ремесле немецкие художники. Россия, приобщившаяся к мировому искусству лишь в XVIII в., пришла в целом уже к сложившемуся рынку. ——————————— <4> URL: http://www. radmuseumart. ru/news/index. asp? page_type=1&id;_header=34

При этом можно отметить, что, как и раньше, подделок не становится меньше, только в настоящее время данное творчество приобрело масштабы «эпидемии», стало на промышленную основу, что уже не каждый специалист сможет отличить легальное произведение от контрафактного, в результате проверять картину приходится нескольким специалистам и на специальном оборудовании. Так, в статье Дениса Корсакова «Российские студенты изучают живопись по фальшивым картинам», опубликованной в газете «Комсомольская правда» <5>, он приводит высказывание директора Третьяковской галереи Валентина Родионова: «Каждый может ошибиться. Эксперты — тоже люди, а не безупречно работающие механизмы. И бывают подделки, которые невероятно трудно отличить от подлинников! Абсолютно уверен, что они не подписывали заключения из злого умысла». ——————————— <5> URL: http://murmansk. kp. ru/daily/24063.4/304719/

И далее в данной статье приводятся примеры картин, когда, например, на обороте холста подделывали где-нибудь подпись знаменитого русского художника или «редактировали», подрисовывали различные эпизоды и продавали уже за десятки, если не сотни тысяч евро (илл. 1, 2, 3).

Илл. 1. Картина Георга Эмиля Либерта и подделка

Иллюстрация не приводится.

Так, с картины Георга Эмиля Либерта, написанной в 1858 г., злоумышленники виртуозно «снесли» целый дом. Только ради того, чтобы продать ее как пейзаж Руфима Судковского «Берег моря».

Илл. 2. Полотно Карла Бартша и подделка

Иллюстрация не приводится.

При этом к полотну Карла Бартша, наоборот, пририсовали людей и собачек. И выдали его за полотно Алексея Кившенко «Охота с борзыми на лисицу».

Илл. 3. Картина Андреаса Ахенбаха

Иллюстрация не приводится.

Но еще более интересно поступили с картиной известного немецкого художника Андреаса Ахенбаха. Она была куплена в 2001 г. на аукционе в Кельне за 35790 евро. После того как на ней появилась подпись «Айвазовский», цена стала еще выше. (Одна из самых дорогих подделок.) Или подделку можно сделать другим способом, об этом говорится в статье «Массовая подделка живописи в России становится национальным бедствием» <6>. ——————————— <6> URL: http://www. all-new. ru/tehnilogii/Massovaja-poddelka-zhivopisi-v-Rossii-stanovitsja-nacionalnym-bedstviem/

Так, раньше, чтобы создать фальшивку, «состаривали» краски — ради этого живопись держали в печи (так возникают трещины), натирали китайской тушью (она дает эффект пыли) и несколько раз покрывали лаком. Сегодня, как видно из каталога подделок, методы намного изощреннее. Самый частый прием — использование одной старой картины для создания другой. Например, в западных лавках покупается какой-нибудь датский пейзаж XIX столетия за 5 тыс. долларов, к нему делается несколько добавлений с подписью художника — и вот уже картина выдается за живопись Васильева или Саврасова ценой в 100 тыс. долларов. Но при этом в живописи есть художники, которые не гонятся за длинными деньгами, а создают произведения ради повторения утраченных произведений или ради интереса, экстравагантности. Так, в статье «Оригинал. Копия. Подделка» <7> в подтверждение первого довода говорится, что работа «Младенец Христос и Иоанн Креститель с агнцем» исполнена с утраченного оригинала П. Рубенса. Она интересна не только как повторение исчезнувшего шедевра, но имеет собственное художественное значение. Картина написана живописцем, самостоятельно мыслившим, сумевшим внести в свою работу творческое отношение к оригиналу (илл. 4). ——————————— <7> URL: http://www. radmuseumart. ru/news/index. asp? page_type=1&id;_header=34

Илл. 4. «Младенец Христос и Иоанн Креститель с агнцем»

Иллюстрация не приводится.

В подтверждение второго довода к художникам-экстравагалам можно отнести культового и загадочного английского художника Бэнкси <8>. Он в Британском музее в разделе древностей подделал первобытную живопись: повесил на стенку камень с изображением древнего человека с тележкой из супермаркета (илл. 5). Когда розыгрыш раскрыли, камень оставили в постоянной экспозиции. ——————————— <8> URL: http://hobo-mobo. livejournal. com/39812.html

Илл. 5. Первобытный человек с тележкой

Иллюстрация не приводится.

Конечно, таких одиночек мало, а людей обогатиться за чужой счет становится все больше и больше. Можно отметить, что поддельные картины приносят баснословный доход, который притягивает все больше и больше различных людей, и, как результат, начинается негласная дележка рынка и создание дополнительных возможностей для получения неконтролируемых денежных средств. В статье Сергея Соловьева, Сергея Манукова «Девятый вал фальшивок. Подделка Айвазовского и других мастеров живописи превратилась в России в выгодный промысел» <9> говорится, что, по данным некоторых экспертов, 50% всего русского антикварного рынка составляют подделки. По более трезвым подсчетам, фальшивок — всего 8%, но и это 70 млн. долларов в год. Для подтверждения цифр приводится пример с приобретением Виктором Вексельбергом на аукционе «Сотбис» коллекции русского декоративного искусства (в том числе редчайших яиц Фаберже). Как выяснилось позднее, из 210 предметов 9 были поддельными. Вслед за тем с «Сотбис» возник новый инцидент: перед самой продажей сняли топовую картину «певца русского леса» Шишкина, которая на поверку вышла переписанным пейзажем голландца Куккука. На фальшивого Шишкина (предварительная цена — более 1 млн. долларов) имелось авторитетное заключение со штампом Третьяковской галереи. Буквально за год до этого еще один подлог обнаружили в Вене — картина некоего немца, купленная там, через некоторое время превратилась в полотно Поленова. ——————————— <9> URL: http://www. newizv. ru/news/2008-03-28/87369/

В статье «В Англии возросло количество подделок под русскую живопись» <10> отмечается, что Катрин Бонсен, наследница Зинаиды Серебряковой (1884 — 1967) — одной из самых известных российских художниц, заявила, что только за последние два месяца получила информацию о 10 подделках. Когда возникли сомнения в принадлежности изображения полуобнаженной женщины кисти Серебряковой, картину сняли с парижских торгов, но она всплыла — в Марокко, где была продана за 180 тыс. евро. ——————————— <10> URL: http://www. newsukraine. com. ua/news/96112/

Далее в данной статье объясняется, почему на рынке много подделок, и приводятся высказывания Ричарда Эллиса, который более 20 лет специализировался на раскрытии преступлений, связанных с искусством. «Преступники работают на рынок, рекордные масштабы которого определяются российскими миллиардерами, имеющими многие ярды свободного пространства на стенах своих домов в Лондоне, Париже и Москве, куда можно повесить картины. Популярность «русских» картин возросла — преступники увидели возможность наводнить рынок подделками». Вот и простое объяснение — пока есть спрос, будет и предложение. Но это спрос на нашу, отечественную живопись, а есть ли что-нибудь аналогичное за границей с зарубежными художниками? В статье «Лондон: вернисаж поддельной живописи из полицейских коллекций» <11> отмечается, что в лондонском Музее Виктории и Альберта открыта выставка поддельных картин, собранная британской полицией на протяжении последнего времени. На выставке представлены не только картины и объекты, которые выдавались за подлинные произведения искусства, но и оборудование и документы, с которыми работали фальсификаторы. Особый интерес у экспертов вызвали вещи, принадлежавшие одним из самых удачливых копиистов последних десятилетий — Джону Дрюи и Джону Майатту. Полиции удалось найти только 80 из созданных ими 200 подделок. Далее в статье говорится, что аналогичная выставка ранее была проведена в Италии в 2001 г., и на ней экспонировалось 86 поддельных произведений знаменитых мастеров авангарда (Карра, Де Кирико, Пикассо, Треккани, Гуиди и других), предназначавшиеся к продаже на общую сумму 2 млн. долларов США. «Талантливых художников», пожелавших остаться неизвестными, в настоящее время ищут правоохранительные органы. ——————————— <11> URL: http://www. webturizm. ru/news/news. php? id=732

Но неужели ничего не предпринимается, кроме работы правоохранительных органов? Конечно, нет, работа проводится, и значительная. Так, например, в статье Сергея Соловьева, Сергея Манукова «Девятый вал фальшивок. Подделка Айвазовского и других мастеров живописи превратилась в России в выгодный промысел» <12> отмечается, что в Министерстве культуры РФ считают вал подделок настоящим бедствием и предпринимают срочные спасательные меры. Еще несколько лет назад музеям запретили делать экспертизу на коммерческой основе — так их ограждают от обвинений в преступном сговоре. Сейчас вводится государственная аккредитация экспертов. Распространяются изображения недоброкачественных картин. Однако далее авторы делают вывод, что, по сути, это ничего не меняет: пока наш антикварный рынок остается полукриминальным (до сих пор в России нет четких законов, регулирующих его), пока у людей с шальными деньгами вкусы не поднимаются выше картины, увиденной ими в школьном учебнике, найдутся те, кто готов перекрасить «дешевого» датчанина в «дорогого» русского. ——————————— <12> URL: http://www. newizv. ru/news/2008-03-28/87369/

Но ситуация не стоит на месте. Вот уже и среди самих художников и специалистов в сфере подделок появляются люди, которые готовы бороться с контрафактом. Далее в данной статье говорится, что с выпуском каталогов подделок для мошенников наступили нелегкие времена, но это еще не все тяготы, начинают создаваться компьютерные программы, с помощью которых можно отличить подлинную картину от контрафакта. Так, Дэниель Керен, профессор факультета компьютерных наук университета Хайфы, проверяет некоторые полотна коллекционеров, вызывающих сомнения. Суть оригинальной компьютерной программы профессора Керена заключается в переводе живописи на язык математических символов и формул, которые понятны компьютеру и которые он может сравнивать с эталонными, принадлежащими тому или иному живописцу. Пока Керен с помощниками испробовал свою программу на пяти художниках: Ван Гоге, Рембрандте, Дали, Рене Магритте и Кандинском. Программа проанализировала около 30 полотен каждого из них. В общей сложности компьютер добивался успеха в 86% случаях с картинами, которые раньше «не видел». Профессор Керен намерен расширять базу данных и вносить в нее все новых и новых живописцев. Он очень осторожен в прогнозах, но уверен, что через несколько лет его компьютерная программа поможет специалистам находить и подделки. Возможно, скоро появятся и другие технологии, позволяющие быстро и качество проводить анализ картин и отделять подлинники от контрафакта. В заключение можно отметить, что рынок поддельных картин велик и с каждым годом его оборот увеличивается, а принимаемые меры пока не дают должного эффекта. Однако данная ситуация, вероятнее всего, не будет вечной, произойдет перелом, будут созданы цивилизованные правила игры в обороте живописи, когда каждый в цепочке: художник — покупатель (картинная галерея) — коллекционер (простой потребитель) — будут знать свои права, обязанности, и тогда, возможно, произойдет сокращение контрафакта, а хорошие произведения будут радовать любителей живописи.

——————————————————————