Права и свободы работника в сфере культуры и особенности их реализации

(Зыкина Т. А.) («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 1)

ПРАВА И СВОБОДЫ РАБОТНИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Т. А. ЗЫКИНА

Зыкина Т. А., завкафедрой гражданского и трудового права Института права и предпринимательства Архангельского государственного технического университета, доцент, кандидат юридических наук.

Свобода труда, провозглашенная в ст. 37 Конституции Российской Федерации, предполагает многообразие действий работника в сфере трудовых и связанных с ними отношений, на основе имеющихся у него прав, фундаментом которых выступают права человека. Культурные права и свободы входят в систему прав работника как их важная составная часть. Понятие культурных прав работников тесно связано с понятием культуры. Культура является необходимым фактором прогрессивного развития человеческого общества в целом, поскольку она обеспечивает постоянный рост духовного потенциала людей на основе всестороннего и гармоничного развития всех его членов и наиболее полного раскрытия их творческих возможностей. Культура — важнейшая часть человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, она проявляется в самых разнообразных формах, включая сферу труда. В науке пока не выработано единого понимания культуры, однако практически все исследователи различают материальную и духовную культуру. Важнейшим элементом материальной культуры выступают средства производства: орудия труда, технические сооружения, а также результаты сельскохозяйственного и промышленного производства. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире, в нее включаются мировоззрение, политические взгляды. Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и в форме духовных ценностей, созданных человеком, включая научные работы, произведения искусства, нормы права, морали. Статья 27 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества. Безусловно, пользоваться благами культуры и принимать активное участие во всей культурной жизни и процессе развития культуры можно, если созданы необходимые экономические и социальные условия. Тем не менее право играет важную роль в реализации культурных прав и свобод всех людей, включая работников. Участие работников в культурной жизни общества и своей организации является необходимым элементом государственной социальной политики, связанной с реальным положением работников, режимом их работы и отдыха, образованием и профессиональной подготовкой. Участие в культурной жизни облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Реализация культурных прав работниками осуществляется разными путями: через социализацию (процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей), через создание и овладение духовными ценностями, через усвоение образцов поведения. Не секрет, что работники, обладающие недостаточным образованием, относятся к особенно уязвимым категориям населения, часто не имеют возможности получить достойную работу, и уровень их жизни остается низким. В соответствии со ст. 43 Основного Закона России каждый имеет право на образование. Право работника на образование является составной частью данного конституционного права, оно включает в себя получение на бесплатной основе начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые <1>. Кроме того, в состав права работника на образование следует включить: право на профессиональную подготовку и переподготовку, проводимые для ускоренного приобретения им навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, но не с целью повышения образовательного уровня обучающегося <2>. Кроме профессиональной подготовки и переподготовки, в ТК РФ предусмотрено повышение квалификации работников. ——————————— <1> См.: ст. 5 Закона РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150. <2> См.: ст. 21 Закона РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

В соответствии со ст. 1 ТК РФ к числу основных задач трудового законодательства относится правовое регулирование отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя. В качестве одного из основных прав работника в ст. 21 ТК РФ закреплено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации. В ст. 197 Трудового кодекса РФ закреплено, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Следует согласиться с мнением В. Г. Сойфера, что помимо права работника на образование должна быть закреплена и его правовая обязанность постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и деловые навыки <3>. ——————————— <3> Сойфер В. Г. Проблемы повышения квалификации персонала // Правовая система «КонсультантПлюс».

Также очень важно мотивировать работника к реализации его права на образование. В качестве возможного варианта действий следует отметить всевозрастающий интерес работодателей к использованию технологии профессиональных компетенций. Формулирование желаемой модели профессионального поведения работника в последние годы осуществляется через построение системы профессиональных компетенций. Профессиональную компетенцию можно определить как набор характеристик, необходимых для успешной трудовой деятельности. По этой схеме каждая профессиональная компетенция представляет собой сочетание профессиональных знаний, навыков, установок, ориентации. Работодатели должны иметь в своем распоряжении различные схемы профессиональных компетенций, применительно к каждой должности, имеющейся в организации, для использования на всех ступенях работы с персоналом. Модель профессиональных компетенций может быть критерием отбора необходимых работников, но особенно она важна для мотивирования работников к обучению или переобучению, поскольку с ее помощью осуществляется выбор того, чему обучать и как обучать работников. Кроме того, во время аттестации работников модель профессиональной компетенции служит критерием оценки их знаний и умений. Профессиональные компетенции способствуют, таким образом, достижению необходимого для работодателя уровня профессионализма работников. Работники, в свою очередь, понимают пользу от вложенных усилий и проявляют заинтересованность в применении и развитии полученных навыков как средства для продолжения профессиональной деятельности или построения желаемой карьеры. Имеется и другой положительный результат использования профессиональных компетенций. Руководители получают четкое представление, чему обучались их сотрудники, имеют возможность оценить эффективность вложенных в обучение персонала средств и четко представляют, что можно требовать от работников <4>. ——————————— <4> Бурякова Е. Модель профессиональных компетенций сотрудников как инструмент работы с персоналом // URL: http://www. hr-journal. ru/archive/article. shtml? model.

Необходимость реализации права работника на образование объясняется тем, что профессионально обученные работники — это необходимая составляющая в удовлетворении потребностей экономики и социальной, непроизводственной сферы в квалифицированном персонале. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Продвижение культурных прав работников в Российской Федерации должно сочетаться с применением пересмотренной Европейской социальной хартии, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и других международных инструментов. Для сравнения обратимся к нормам Европейской социальной хартии (пересмотренной), которая подписана, но пока не ратифицирована в нашей стране <5>. Данный документ более широко, чем действующее российское законодательство, трактует право работников на образование, называя это правом на профессиональное обучение. В ст. 1 Хартии идет речь о том, что государства, подписавшие Хартию, для обеспечения эффективной реализации права на труд должны установить и поддерживать системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и профессиональной реабилитации. Далее в ст. 10 Хартии, названной «Право на профессиональное обучение», идет речь о необходимости создания и поддержки системы профессионального образования, включая переобучение. При этом работники должны быть освобождены от расходов на обучение или нести их в минимальном объеме. При необходимости учебные учреждения, в которых происходит процесс обучения или переобучения работников, должны получать финансовую помощь от государства. Важно и то, что в Хартии предложено включать период дополнительного обучения работника в его нормальное рабочее время. Особое внимание при решении вопросов профессионального обучения уделено производственному ученичеству, а также таким категориям работников, как молодежь, длительно безработные и инвалиды. ——————————— <5> О подписании Европейской социальной хартии (пересмотренной) // СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2118.

Работодатель, несомненно, заинтересован в повышении эффективности производства, которое напрямую зависит от квалификации работников, а значит, от реализации ими права на образование. Однако ТК РФ не предусматривает обязанности работодателя по обеспечению реализации права работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Представляется, что в ст. 22 ТК РФ должна быть отражена обязанность работодателя по созданию социально-экономических условий работникам для получения ими образования. Ориентиром законодателю должны служить положения Европейской социальной хартии, которая в перспективе будет ратифицирована в России. По мнению В. Г. Сойфера, действующее трудовое законодательство заметно отстает от правового обеспечения поставленных задач в области производственного образования вообще, а в такой его форме, как повышение квалификации работников, в особенности. При этом наблюдается пассивность работников в реализации своего права на образование. Автор предлагает заключать с работниками особый вид договора — договор на повышение квалификации (договор о профессиональном росте) или включать в текст трудового договора конкретные положения, регламентирующие обязательства сторон по непрерывному профессиональному образованию. В. Г. Сойфер считает, что таким образом можно возложить на стороны трудового договора более четкие взаимные обязательства в области непрерывного профессионального роста работника, а также расширить понимание профессионального обучения <6>. ——————————— <6> Сойфер В. Г. Проблемы повышения квалификации персонала // Правовая система «КонсультантПлюс».

В юридической литературе отмечается, что работодатели — физические лица, даже имеющие статус индивидуальных предпринимателей с образованием юридического лица, лишены возможности заключать с работником ученические договоры на обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы, а с лицом, ищущим работу, — ученические договоры на профессиональное обучение (ст. 198 ТК РФ). В рассматриваемом контексте нельзя не учитывать позитивную тенденцию развития Трудового кодекса Российской Федерации, направленную на расширение трудовых прав работодателей — индивидуальных предпринимателей (см. ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) <7>. ——————————— <7> Петров А. Я. Профессиональное обучение у работодателя: к концепции правового регулирования // Правовая система «КонсультантПлюс».

Недопустимо также произвольное ограничение прав работников на профессиональное образование по таким дискриминирующим основаниям, как пол, возраст, состояние здоровья, наличие судимости. Конституция РФ устанавливает в ст. 55, что в качестве исключения из общего правила ограничения данного права могут быть установлены законом. Содержание свободы творчества охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, а также свободу преподавания и научных исследований. Существует целый ряд профессий, которые немыслимы без реализации права на свободу творчества: учителя и преподаватели, актеры, журналисты, оформители и др. По законодательству РФ педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам высшего учебного заведения предоставляются: свобода излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами. Данной свободе корреспондирует право обучающегося получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Свобода творчества предполагает свободу выбора направлений и тем для творчества, а также применения любых изобразительных средств и художественных приемов, которые работник считает подходящими для достижения избранной в процессе выполнения трудовых обязанностей творческой цели. Свобода творчества предполагает также возможность самовыражения работника, например, как автора каких-либо произведений, поэтому она, как и право на образование, может быть ограничена только исходя из условий, установленных в законодательном порядке, или в соответствии с требованиями морали. Законы, вводящие ограничения в свободу творчества, должны быть четкими и не давать возможности для разных толкований. Среди обоснованных целей в ограничении свободы творчества следует назвать защиту репутации, достоинства личности, национальной безопасности, общественного порядка, авторского права, здоровья и морали. Так, Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих государственную тайну. По решению суда могут вводиться временные или частные ограничения свободы творчества. Таким образом, ограничения права на образование и на свободу творчества обязаны отвечать трем условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать четко обозначенную законную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Реализация культурных прав и свобод является частью общего механизма реализации прав и свобод работника, но имеет свои особенности. Целью механизма реализации всех без исключения прав и свобод работника является претворение требований нормативных актов в реальные общественные отношения. Значительное влияние на решение этой проблемы оказывают социальные, экономические, политические отношения, правовое сознание и иные условия. Проблема реализации прав работников относится к числу наиболее актуальных в науке российского трудового права и практике. Она касается не только вопросов функционирования права и его эффективности, но и претворения в жизнь установленных в нормативных актах конкретных прав работников, включая культурные права. В реализации всех без исключения прав должны быть заинтересованы не только работники, но и работодатели, несмотря на противоположность их интересов в трудовых отношениях.

——————————————————————