Конституционные основы права человека и гражданина на образование в Российской Федерации

(Куртапова Т. П.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 2)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. П. КУРТАПОВА

Куртапова Т. П., Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Право на образование — это одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Конституционное право на образование в субъективном смысле — реально существующая, гарантированная государством и международным сообществом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего общества. Образование существует и как потребность личности в социализации и развитии, и как вид творчества человека, и как способ формирования и развития его культуры, и как элемент гражданского общества. Право на образование занимает центральное место среди культурных прав человека. Без права на образование другие культурные права, такие как право на пользование достижениями культуры, свобода культурного, технического и научного творчества, не могут быть всесторонне реализованы. Основными элементами права на образование являются: право на получение образования каждым; право на получение знаний в объеме различных уровней образования; установление не только права, но и обязанности получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свобода и плюрализм в образовании; право на свободный выбор языка обучения; приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула Закона РФ «Об образовании») <1>. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. 15 января.

Право на образование — право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса. В настоящее время все больше распространяется мнение о том, что право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию, оно должно длиться всю жизнь и рассматриваться как непрерывное. По времени возникновения право на образование относят ко второму поколению прав и свобод человека, по основным сферам жизнедеятельности человека — к социально-культурным правам и свободам, иногда к социально-экономическим, чаще — к выделяемой в самостоятельную структуру группе культурных (духовных) прав и свобод. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Важнейшими международно-правовыми актами, закрепляющими универсальное право на образование, являются: Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 26); Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (ст. 13); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод; Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г (ст. ст. 28, 29); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. В перечисленных выше документах содержатся основы международно-правовых стандартов права на образование: обязательность и бесплатность начального образования, открытость и доступность для всех среднего образования (как общего, так и профессионального), доступность для всех высшего образования на основе равенства в зависимости от способностей каждого, свобода родителей (законных опекунов) в выборе образовательного учреждения для своих детей и обеспечении религиозного и нравственного воспитания в соответствии с собственными убеждениями. Кроме того, в них предусмотрены меры, которые нужно принять государствам, подписавшим эти акты, для реализации права на образование: поощрение и интенсификация элементарного образования, активное развитие сети школ всех ступеней, поощрение стремления к получению образования, принятие мер по содействию регулярному посещению школ, обеспечение в государственных учебных заведениях равной ступени равного уровня образования и качества обучения, удовлетворительная система стипендий, доступность информации и материалов в области образования, подготовка преподавательских кадров и улучшение их материальных условий. И наконец, в этих документах определены приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расовыми, этническими и религиозными группами. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование <2>. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. ——————————— <2> Конституция Российской Федерации. М.: Кодекс, 2004. С. 10.

Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования <3>. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. ——————————— <3> Там же.

Сам факт закрепления в Конституции России бесплатного образования, несомненно, содействует его общедоступности. Конституция России обязывает обеспечить получение каждым человеком (гражданином или иностранным подданным, лицом без гражданства или др.) основного общего образования. При этом родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить своим детям получение образования высокого уровня. В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эти гарантии характеризует их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения вышеназванных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Обязанность получения каждым основного общего образования относится к конституционным обязанностям граждан в сфере образования. Требование об обязательности основного общего образования (9 классов) применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено учеником ранее. Признаваемое и гарантируемое российской Конституцией право на образование регламентируется в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», в котором содержатся основные нормы, регулирующие отношения в сфере образования, в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной Приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также прокомментированными выше нормами международного права. Среди прочих в качестве государственных гарантий прав граждан РФ в области образования Закон «Об образовании» (ст. 5) <4> устанавливает создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Поддерживая различные формы образования и самообразования, государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. При получении образования обучающийся достигает и подтверждает определенный ценз, удостоверяемый соответствующим документом. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. 15 января.

В зависимости от видов образовательных программ и типов учреждений существует следующая классификация прав на образование: на дошкольное образование; на начальное общее образование; на основное общее образование; на среднее (полное) общее образование; на профессиональную подготовку; на начальное профессиональное образование; на среднее профессиональное образование; на неполное высшее образование; на высшее профессиональное образование с квалификацией «бакалавр»; на высшее профессиональное образование с квалификацией «специалист»; на высшее профессиональное образование с квалификацией «магистр»; на второе высшее профессиональное образование по программам переподготовки специалистов; на послевузовское профессиональное образование по программам кандидата наук; на послевузовское профессиональное образование по программе доктора наук; на дополнительное образование. Таким образом, реализуется принцип непрерывности и преемственности процесса образования (пп. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании» <5>. К таким принципам относятся: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования; адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. ——————————— <5> Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002; Шкатулла В. И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. М., 1997.

Гарантии гражданам при реализации права на образование конкретизированы в ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой установлено, что: — для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период учебы; — лицам с отклонениями в развитии государство создает условия не только для получения образования, но и для коррекции существующих у них отклонений и последующей социальной адаптации; — государство оказывает содействие в получении образования тем, кто обладает неординарными способностями, в частности посредством предоставления им специальных государственных стипендий, в том числе для обучения за рубежом. Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т. е. право на уважение человеческого достоинства; свободу совести и информации; свободное выражение собственных мнений и убеждений; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов; охрану здоровья. Можно констатировать, что современное российское образовательное законодательство обладает огромным потенциалом, который, к сожалению, остается пока недостаточно реализованным. Далеко не все декларированные нормы удалось осуществить в полном объеме. Основные причины такого положения общеизвестны: это неудовлетворительное финансирование системы образования, а также неотработанность механизма реализации законодательных норм. В заключение следует отметить, что конституционное право граждан на образование решает двуединую задачу. С одной стороны, получение образования обеспечивает гражданину его жизненное благополучие, положение в обществе, статус, а с другой — обеспечивает общество и государство образованными кадрами, что определяет темпы развития государства, является определяющим фактором ускорения научно-технического прогресса и усиления экономической мощи страны, фактором стабильности общества и демократии.

——————————————————————