О преподавании гражданского процессуального права на кафедре гражданского процесса Московской государственной юридической академии

(Грось Л. А.)

(«Юридическое образование и наука», 2009, N 2)

О ПРЕПОДАВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

НА КАФЕДРЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Л. А. ГРОСЬ

Грось Л. А., доктор юридических наук, профессор МГЮА.

Преподаватель гражданского процессуального права не может быть специалистом лишь в гражданском процессуальном праве. Он должен систематически изучать новеллы в отраслях применяемого в гражданском судопроизводстве материального права. Уже на ранних стадиях обучения преподаватель должен донести до студентов суть одного из важнейших прав человека — права на судебную защиту. При этом критически следует оценивать изменения гражданско-процессуального законодательства. Не добавило эффективности правосудию по гражданским делам введение института мировых судей, заочного производства. Требуют осмысления институты апелляционного, надзорного производств и производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Безусловно отрицательно влияние на эффективность защиты прав и законных интересов субъектов права ограничения участия прокурора в гражданских делах.

Преподаватель гражданского процессуального права, как и преподаватель любой другой учебной дисциплины, выступает в качестве источника и проводника знаний, руководителя обучения и воспитания будущих специалистов в области права. Успех в работе преподавателя зависит не только от объема его собственных познаний предмета обучения, но и от умения организовать сам процесс обучения, заинтересовать студентов в овладении знаниями в области гражданского процессуального права во взаимосвязи с другими отраслями права и учебными дисциплинами, прежде всего теорией права, гражданским, трудовым, семейным и другими отраслями материального права, актами применения норм которых являются судебные акты.

Успех в преподавании гражданского процессуального права зависит от активности жизненной позиции преподавателя, его интеллектуального потенциала, стремления учиться самому, систематически обогащать свои познания в области теории права, процессуального и материального права и практики применения их норм. Достижению успеха способствует не только изучение законодательства и практики его применения, научных трудов по гражданскому процессуальному праву и связанным с ним отраслям, но и:

— посещение лекций и семинаров других преподавателей, имеющих большой опыт учебной работы;

— участие в работе методических секций и семинаров, заседаниях кафедры;

— чтение лекций и проведение семинаров в присутствии опытных преподавателей с последующим их обсуждением;

— руководство курсовыми и дипломными работами студентов;

— участие в научно-исследовательской работе;

— работа в качестве куратора в студенческой юридической клинике.

Преподаватель гражданского процессуального права не может быть специалистом лишь в гражданском процессуальном праве. Он должен систематически изучать новеллы в отраслях применяемого в гражданском судопроизводстве материального права. Во-первых, потому, что в законодательных актах — источниках норм в основном материального права могут появляться, изменяться и исчезать так называемые «специальные» процессуальные нормы (например, содержащиеся в ст. ст. 17 и 70 СК РФ, ст. 162 ГК РФ, ст. ст. 383, 389, 396, 397 ТК РФ, ст. 46 ФЗ «О защите прав потребителей»). Следует заметить при этом, что авторы, признающие особую роль этих норм, их приоритет над «общими» процессуальными нормами ГПК РФ, не учитывают правило о приоритете последних, установленное ч. 1 ст. 1 ГПК РФ. Критически расценивая установление приоритета равного над равными федеральными законами, мы тем не менее полагаем, что устанавливать особые процессуальные нормы в актах материального права законодатель вправе лишь при особом «разрешении» на это в ГПК РФ.

И во-вторых, очень многие и важные вопросы, специфические для различных категорий гражданских дел искового и особого производства, дел из публичных правоотношений, могут быть правильно решены только на основе анализа норм материального права. Кроме того, на основе норм материального права следует «поправлять» отдельные нормы ГПК РФ. Так, следует признать отсутствие необходимости указывать в числе дел искового производства, подведомственных судам общей юрисдикции, дела по спорам из жилищных, земельных и экологических правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ), так как речь идет о спорах из гражданских правоотношений. Здесь же в числе возможных сторон в делах искового производства названы органы государственной и муниципальной власти. В делах искового производства они участвуют, реализуя статус юридических лиц — учреждений. В связи с изложенным следует признать неудачным планирование изучения гражданского процессуального права по времени — в 6-м и 7-м семестрах, когда еще не завершено изучение отраслей материального права (гражданского, семейного, трудового, корпоративного).

Другим негативным фактором, отрицательно влияющим на качество обучения гражданскому процессуальному праву, является то, что с 4-го курса студенты могут не посещать лекционные занятия, являясь лишь на семинары, где показывают, как правило, весьма посредственные и неудовлетворительные знания, не имея возможности самостоятельно разобраться в вопросах, вынесенных на семинар, по устаревшим учебникам и нормативным актам, без учета изменений в них, не зная официального толкования актов высшими судебными органами. Руководители учебного процесса вуза объясняют освобождение студентов от обязанности посещать лекции тем, что они параллельно работают по специальности и получают определенные практические навыки в той или иной области правоприменения. Иными словами, работают по специальности, которую им еще предстоит получить. Справедливости ради следует отметить, что отдельные студенты успешно сочетают практическую деятельность с самостоятельным обучением праву. Большинство же показывают неудовлетворительные знания и затем отрабатывают темы семинаров в дни консультаций преподавателя.

Обучающая деятельность преподавателя должна отвечать следующим требованиям:

— высокий теоретический уровень и связь теории гражданского процессуального права с практикой его применения;

— воспитательный характер;

— доступность восприятия учебного материала;

— оптимальное использование времени и вариантов обучения;

— наглядность, систематичность и последовательность обучения;

— совмещение обучения с направляемой преподавателем систематической самостоятельной работой студентов.

1. В процессе обучения преподаватель должен показать студентам, как развивалась научная мысль по изучаемой проблеме, институту гражданского процессуального права, как воспринимались результаты научных исследований законодателем и судебной практикой. Изучение многих тем гражданского процессуального права настоятельно требует использования исторического метода познания и метода сравнительного анализа.

Уже на ранних стадиях обучения преподаватель должен донести до студентов суть одного из важнейших прав человека — права на судебную защиту. Это следует сделать на основе общепризнанных принципов и норм международного права, российского права, постановлений Европейского суда по правам человека по конкретным делам, постановлений Конституционного Суда РФ, мнений ученых в областях теории права, конституционного и гражданского процессуального права. Преподаватель должен показать основные вехи становления в России права на судебную защиту.

Обучая теории гражданского процессуального права, преподаватель должен выявлять коллизии в правовом регулировании гражданских процессуальных отношений, которых, к сожалению, немало. Так, например, анализируя предпосылки права на обращение в суд, следует обратить внимание студентов на нарушение нормой п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ права на обращение в суд и ее противоречие нормам ст. ст. 251 и 254 ГПК РФ. Устанавливая обязанность суда отказать в принятии заявления, если в нем оспариваются акты, не затрагивающие права, свободы или законные интересы заявителя, законодатель не учел того, что такой вывод может сделать суд только по итогам рассмотрения дела в решении по нему. Кроме того, речь явно идет не об исковом заявлении, в то время как в статьях, посвященных возбуждению дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, право на подачу соответствующего заявления обусловлено тем, что заявитель считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 251, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).

Критической оценки преподавателя должны заслуживать и иные результаты изменений гражданского процессуального законодательства. Так, например, необходимо осветить историю ликвидации института участия представителей народа в осуществлении правосудия по гражданским делам, игнорирования законодателем принципа, установленного ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. ст. 1 и 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

На взгляд автора, ничего не добавило эффективности правосудия по гражданским делам введение института мировых судей, заочного производства. Критического осмысления требуют институты апелляционного, надзорного производств и производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Безусловно отрицательно влияние на эффективность защиты прав и законных интересов субъектов права ограничения участия прокурора в гражданских делах.

Или небольшая проблема. Обучая студентов по теме «Доказательства и доказывание в гражданском судопроизводстве», на лекции и семинаре нельзя не обратить внимание на неясность значения, придаваемого законом консультациям и пояснениям специалиста. В ст. 55 ГПК РФ консультации и пояснения специалиста не названы в качестве доказательств, в то время как в ч. 1 ст. 157 ГПК РФ установлена норма об обязанности суда непосредственно в судебном заседании исследовать доказательства по делу, в том числе консультации и пояснения специалиста. И та и другая нормы ГПК РФ нуждаются в критическом осмыслении и обсуждении со студентами. Результатом, на наш взгляд, может быть вывод о том, что в большинстве ситуаций результаты помощи специалиста не являются доказательствами, хотя в исключительных случаях можно прийти к выводу в соответствии с ч. 1 ст. 157 ГПК РФ, например, о доказательственном значении результатов оценки имущества специалистом.

Представляется полезным в ситуациях обнаружения пробелов и коллизий в гражданском процессуальном праве предложить студентам сформулировать предложения законодателю по их устранению.

Помимо обучения фундаментальным положениям гражданского процессуального права, задачей преподавателя является приобщение студента к научным исследованиям в области гражданского процессуального права, умению анализировать нормы гражданского процессуального права в приложении к практической деятельности субъектов гражданских процессуальных правоотношений с учетом того, что наблюдать эту деятельность можно во время посещений судебных заседаний по гражданским делам в различных судебных инстанциях с последующим обсуждением их с преподавателем и судьями. Заслуживает одобрения практика заданий студентам составить мотивированное решение суда, объявившего вводную и резолютивную части судебного решения по делу, при рассмотрении которого присутствовали студенты. А после составления мотивированного решения судьей интересно сравнить с ним результат творчества студентов.

Реальную возможность личного участия в практическом применении норм материального и процессуального права предоставляет юридическая клиника, где студенты под руководством преподавателей-кураторов ведут прием граждан, нуждающихся в юридической помощи, в частности, посредством судебной защиты.

Обучая гражданскому процессуальному праву, следует учитывать акты его официального толкования в постановлениях Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. При различных суждениях об их роли в правоприменении, на наш взгляд, они обязательны для судов. Причем для постановлений Пленума ВАС РФ это прямо установлено ч. 2 ст. 13 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Однако преподаватель должен разъяснять студентам встречающиеся неточные разъяснения в постановлениях Пленумов. В качестве примера можно привести разъяснение Пленума ВС РФ в п. 8 Постановления от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». В соответствии с ним с 1 февраля 2003 г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства. При этом не учитывается, что нарушителями публичных прав могут быть общественные, религиозные и другие организации, а не только государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. Едва ли правильно рассматривать в исковом производстве дело, например, о защите нарушенного религиозной организацией права гражданина на свободу вероисповедания. С другой стороны, если органы и лица, названные в главе 25 ГПК, нарушают частные права граждан, то связанные с этим дела могут рассматриваться в исковом производстве.

2. Обучение студентов гражданскому процессуальному праву преследует цель содействия в воспитании у них высоких нравственных качеств, без которых невозможно восприятие правовых норм, их толкование с учетом того, что при рассмотрении и разрешении гражданских дел достаточно часто применяются нормы с относительно-определенными элементами, требующие конкретизации посредством судейского усмотрения. При рассмотрении гражданских дел, кроме того, возможно использование аналогии закона и аналогии права (как частного материального, так и гражданского процессуального), а также субсидиарное применение норм арбитражного процессуального права. Допускается разрешение гражданских дел, исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ). Или, разрешая спорные ситуации определения полномочий (обязанности) судьи по совершению процессуальных действий, необходимо прибегать к анализу нормы ст. 2 ГПК РФ, определяющей задачи и цели гражданского судопроизводства.

Обучая студентов праву, нельзя забывать о том, что, во-первых, жизнь всегда сложнее, чем устанавливаемые в праве нормы. И во-вторых, правовая норма достаточно часто несовершенна. В теории права выделяют такие недостатки правовых норм: неясность; пробел в праве; изменение смысла правовой нормы при неизменности ее текста в связи с эволюцией отношений в обществе. Обязанностью вуза, на наш взгляд, является научить методологии правоприменения с учетом изложенного выше, воспитать у будущего юриста способность сомневаться.

Категорически недопустимо обучение способам затягивания во времени рассмотрения дела, искусственного изменения его подведомственности и территориальной подсудности, придумывания не соответствующих действительности оснований для отмены незаконных судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам и другим злоупотреблениям в судопроизводстве по гражданским делам.

Осуществляя руководство производственной и другими видами практики, преподаватель обязан в необходимых случаях указать студенту на нарушение судом норм материального и процессуального права при рассмотрении и разрешении гражданских дел, если они не были отмечены судами вышестоящих инстанций.

Преподавателю гражданского процессуального права должны быть известны недостатки в осуществлении правосудия в Российской Федерации. Напомним, что в Постановлении VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» констатировалось, что еще не везде суд стал «скорым, правым и справедливым». Отмечались нерешенность окончательно проблемы доступности правосудия, факты волокиты в разрешении дел, вынесения ошибочных судебных актов, что отрицательно сказывалось на авторитете судебной власти. Отмечалось, что имелись факты, когда судейскую мантию надевали случайные люди, дискредитировавшие высокий статус российского судьи, в частности, слабо подготовленные к применению правовых норм, что свидетельствует о недостатках в их обучении, хотя претенденты на должности судей сдают квалификационный экзамен.

В Постановлении VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования» детально названы недостатки действующего законодательства, отрицательно влияющие на эффективность и качество правосудия, а также намечены пути их повышения. Съезд назвал приоритетные направления дальнейшего совершенствования правосудия в России.

Проблемы гражданского судопроизводства систематически обсуждаются на заседаниях Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, международных научно-практических конференциях, где неизменно отмечаются недостатки действующего гражданского процессуального законодательства и практики его применения.

3. Доступность изложения информации, а следовательно, восприятия ее студентами при обучении гражданскому процессуальному праву может быть достигнута, в частности, благодаря взаимной обусловленности принципов и институтов гражданского процессуального права, а также их особенностей в сравнении с принципами и институтами арбитражного и уголовно-процессуального права. В связи с тем что гражданское процессуальное право изучается после окончания обучения студентов уголовно-процессуальному праву, студенты имеют возможность сопоставить содержание принципов и институтов гражданского процессуального права с уже известными им принципами и нормами уголовно-процессуального права. Дать, например, оценку отсутствия установления принципа непрерывности арбитражного и уголовного процессов. Сравнить статус гражданского истца и гражданского ответчика по нормам УПК РФ и ГПК РФ, АПК РФ. Сравнить правила о преюдициях в названных выше процессуальных законах, критически оценить правила ст. 309 УПК РФ в части гражданского иска в уголовном деле.

На наш взгляд, правильно поступают преподаватели, которые по окончании лекции не просто объявляют тему следующей лекции, но и советуют студентам ознакомиться до лекции с соответствующими главами учебника, иными источниками, правовыми нормами, актами их официального толкования и применения по теме следующей лекции. Опыт показывает, что информация на следующей лекции в случаях следования студентами приведенной выше рекомендации воспринимается гораздо эффективнее. Особенно целесообразно такое предварительное ознакомление с материалами будущей лекции студентов вечернего и заочного отделений.

4. Оптимальное использование учебного времени достигается тщательным планированием обучения, использованием тестирования как формы текущей проверки (не как основной) знаний студентов. Важным фактором успешного обучения является использование наряду со слуховой информацией зрительной информации, содержащейся в наглядных пособиях, схемах и иных источниках, а также в нормах правовых актов, которые преподаватель предлагает студентам на лекции прочесть самостоятельно, после чего излагает их научное толкование, объясняет особенности применения на практике. Объединение возможностей использования слуховой и зрительной информации весьма полезно для усвоения знаний.

Подготовка и проведение отдельных видов занятий (лекций, семинаров) по гражданскому процессуальному праву осуществляются в соответствии с учебной программой по данной дисциплине и целью занятия. На наш взгляд, нет необходимости планировать и охватывать на занятиях все вопросы темы, предусмотренные планом. Важно определить еще при подготовке к лекции и семинару круг вопросов, включаемых в план лекции или выносимых на семинар, и часть темы, которая станет предметом самостоятельного изучения студентами. Так, например, на обучение по теме «Судебное разбирательство» учебным планом МГЮА отводится 2 часа лекционных, 2 часа семинарских и 4 часа самостоятельной работы студентов. В данную тему включаются следующие вопросы.

1. Значение судебного разбирательства. Роль председательствующего в руководстве судебным разбирательством дела.

2. Части судебного заседания. Подготовительная часть судебного заседания, последствия неявки лиц, вызванных в судебное заседание.

3. Отводы судей и других участников процесса.

4. Рассмотрение гражданского дела по существу.

5. Отложение разбирательства дела. Приостановление производства по делу. Отличия отложения разбирательства дела и приостановления производства по делу.

6. Окончание дела без вынесения решения. Прекращение производства по делу. Оставление заявления без рассмотрения. Отличия прекращения производства по делу от оставления заявления без рассмотрения.

7. Протокол судебного заседания или совершенного вне судебного заседания отдельного процессуального действия, его содержание и значение. Право лиц, участвующих в деле, на ознакомление с протоколом и подачу замечаний на него. Порядок рассмотрения замечаний на протокол.

Нетрудно заметить, что содержание темы «Судебное разбирательство» явно не соответствует времени, отведенному на лекцию и семинар по данной теме. Перед преподавателем дилемма: либо кратко (поверхностно) осветить на лекции каждый из вопросов, либо углубленно и подробно — часть из них. Предпочтительнее представляется второй вариант. На лекции целесообразно осветить вопросы в абзацах 1 — 5 плана темы, оставив вопросы абзацев 6 и 7 на самостоятельную работу студентов. Им нетрудно будет разобраться в них, в частности, в связи с тем, что институты прекращения производства по делу и оставления заявления без рассмотрения в известных частях основаны на обстоятельствах, названных в ст. ст. 134, 135, 136 ГПК РФ, которые изучались в предыдущем семестре по теме «Возбуждение гражданского дела».

Преимуществами лекции и семинара перед другими способами передачи знаний (учебником, учебным пособием, статьей, монографией) являются возможности:

— дополнить их содержание информацией об изменениях законодательства, новых постановлениях Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, информационных письмах и обзорах судебной практики, утвержденных Президиумами названных судов, постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ о конституционности (неконституционности) норм материального и процессуального права;

— использовать последние научные достижения;

— связать теорию с реальной действительностью в правоприменительной деятельности судов.

В связи с тем что в учебниках и учебных пособиях по гражданскому процессуальному праву неединообразно решаются многие вопросы теории гражданского процессуального права, на лекции их следует назвать, обозначив собственную позицию, и рекомендовать студентам прочитать по дискуссионным проблемам различные учебники, монографии и статьи при подготовке к семинару. Задания для студентов по участию в обсуждении вопросов, вынесенных на семинар, и решении практических задач могут включать их распределение между отдельными студентами с тем, чтобы в конечном итоге студенты группы обсудили большее количество проблем и решили большее количество задач, чем при обычных общих заданиях для всех студентов группы.

Распространенной и общепризнанной формой интерактивных занятий по гражданскому процессуальному праву являются деловые ролевые игры — судебные заседания по гражданским делам на разных стадиях судопроизводства; организация приема граждан и представителей или органов юридических лиц судьями. Они оказываются наиболее результативными, когда проводятся по материалам конкретных архивных судопроизводств либо следуют за экскурсией студентов в суд. Особенностью гражданского процессуального права как учебной дисциплины является его практическая направленность. Цель — подготовка студентов к будущей правоприменительной деятельности. К сожалению, учебные планы процессуальных отраслей такому направлению в обучении уделяют недостаточное внимание.

В учебных планах по гражданскому процессуальному праву предусматривается выполнение курсовой работы студентами дневного отделения и контрольной работы — студентами заочного отделения. Тема курсовой работы избирается студентом и утверждается на заседании кафедры, назначающей научного руководителя курсовой работы. С научным руководителем курсовой работы согласовывается ее план, перечень источников, а также изменения или уточнения темы и плана. По представлении работы преподаватель знакомится с ее содержанием, составляет рецензию. При положительной оценке работы она допускается к защите. В рецензии студент должен быть обязан подготовиться к защите, где ему предстоит показать знание темы работы в полном объеме с учетом замечаний, вопросов и предложений, вызванных содержанием и оформлением работы. Замечания могут касаться, в частности, списка использованных при выполнении работы источников. К сожалению, даже среди успешных студентов на 4 — 5-х курсах (!) распространено отнесение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов к литературным источникам, а постановлений Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов — к источникам норм процессуального права.

Приведенное выше в равной степени относится к руководству выполнением контрольной работы с учетом того, что такие работы выполняют только студенты заочного отделения, для которых зачет по результатам собеседования по контрольной работе является обязательным условием допуска к экзамену. Целесообразно приглашение студентов на собеседование по контрольным работам до сессии, в дни еженедельных консультаций преподавателя, закрепленного за учебной группой. Важным требованием, предъявляемым к руководству письменными работами студентов, является его направленность на дальнейшую работу студента не только над избранной темой и вопросами контрольной работы, но и над учебной дисциплиной в целом.

Выполнение курсовой работы по гражданскому процессуальному праву обусловлено выбором студента и допустимо после сдачи экзамена по нему. Едва ли это способствует высокому качеству обучения гражданскому процессуальному праву. Вспоминаю слова Марии Сумбатовны Шакарян: в гражданском процессуальном праве все так тесно связано и взаимообусловлено, что для изучения отдельного института отрасли, темы учебной дисциплины нужно не менее глубокое изучение других институтов и принципов отрасли. С другой стороны, разумный студент, хорошо изучив часть дисциплины, например, в результате выполнения курсовой работы, может дать правильные ответы и по другим ее темам.

Выполнение курсовых работ по гражданскому процессуальному праву всеми будущими юристами и в период до сдачи экзамена помогло бы им в изучении предмета этой дисциплины. В прежние времена, когда юриспруденции учились в основном заочно, и главным вузом огромного советского государства был ВЮЗИ, предшественник современной МГЮА, а студенты писали курсовые работы по заранее предписанным темам, большую помощь им оказывали так называемые обзорные письма, в которых преподаватели обобщали ошибки и другие недостатки проверенных работ, что помогало их авторам готовиться к защите, а тем, кто еще не выполнил работу, — избежать ошибок. Сегодня, наверное, справедливо мои коллеги возражают против заданности тем курсовых работ: студент имеет право писать курсовую работу по интересующей его теме. И потом, можно себе представить, сколько было списанных работ! Не возражаю, были такие работы и были способы их обнаружения, после чего выполнялась работа по другой теме. Факт списания чужой работы, не замеченный преподавателем при проверке работы, легко обнаруживался на защите работы, в связи с чем студент тщательно изучал тему своей работы прежде, чем получал за нее положительную оценку. Сегодня возможностей представить подобную работу гораздо больше хотя бы с точки зрения способов ее копирования. К практике обзорных писем можно было бы вернуться применительно к контрольным работам студентов. Методике руководства выполнением студентами курсовых и контрольных работ и их рецензирования посвящены труды опытных, многие годы отдавших преподавательской работе ученых МГЮА — Е. И. Козловой, М. П. Шаламова, А. И. Шебановой. Не имеет значения, что речь в них идет о письменных работах по другим учебным дисциплинам — методика обучения с помощью курсовых и контрольных работ в принципе одинакова.

Руководство выполнением дипломной работой студента состоит также в согласовании ее плана, списка литературы, других источников, а также контроле за выполнением работы — ее проверке по главам или в целом, замечаниях, проверке их устранения. При этом допустимы ситуации, когда студент настойчиво не соглашается с позицией научного руководителя по исследуемой проблеме. Исходить следует из того, что студент имеет право на собственное мнение, и не нужно настаивать на приведении его в соответствие с позицией преподавателя. В отзыве на дипломную работу можно корректно указать на несогласие научного руководителя с высказанным в работе мнением студента. В связи с тем что дипломная работа подлежит защите в Государственной экзаменационной комиссии, преподаватель должен помочь студенту в составлении текста его выступления на защите, послушать его до защиты, обсудить ответы на возможные вопросы по положениям, выносимым на защиту. Преподавателю — научному руководителю дипломной работой выпускника вуза полезно ознакомиться с работой М. С. Шакарян «Подготовка и защита выпускной квалификационной работы». Адресована она студентам дневного и вечернего факультетов академии, однако полезно прочитать ее и их научным руководителям.

Своеобразной и очень важной формой обучения и воспитания студентов является прием экзаменов и зачетов. Обе формы контроля знаний студентов предусмотрены по гражданскому процессуальному праву. При этом требования, предъявляемые преподавателем, объективность выставляемой им оценки на экзамене и зачете влияют в конечном итоге на уровень подготовки выпускника академии, его востребованность юридической практикой, авторитет учебного заведения. Высокая требовательность преподавателя к знаниям студентов на экзамене и зачете должна сочетаться с созданием обстановки объективности, благожелательности, внимательного отношения к экзаменующимся. «Экзаменатор обязан быть терпеливым, выдержанным, при необходимости ободрить растерявшегося, не подсказывая ответа по существу. Экзаменатор должен отличать того студента, который не понял вопроса, сбился при ответе, забыл то или иное положение, от того, который не знает предмета», — писал М. П. Шаламов (см.: Шаламов М. П. Методика приема экзаменов и зачетов. МГЮА, 2002).

Общепризнано, что прием экзаменов следует поручать опытным преподавателям, умеющим по ответам студента на три вопроса билета составить правильное представление о знаниях студента.

Как уже отмечалось выше, особенностью обучения гражданскому процессуальному праву является придание особого значения практике применения норм процессуального права. Студенты академии проходят практику — ознакомительную (в том числе 2 недели в суде общей юрисдикции) и производственную (2 — 4 недели в суде общей юрисдикции; 2 — 4 недели в арбитражном суде). Преподаватели кафедры, закрепленные за студентами, проходящими практику, осуществляют их консультирование по программе практики, методике ее прохождения, процессуальным документам, которые должны быть ими составлены по конкретным «живым» делам в течение практики, составлению отчета о прохождении практики. В период прохождения практики в суде председатель суда назначает ему руководителя практики — судью либо кого-либо из работников суда. С ним преподаватель-руководитель практики от вуза должен поддерживать связь, оказывать содействие в практическом обучении студента. По окончании практики студент составляет отчет, который удостоверяется руководителем по месту прохождения практики и сдается на проверку преподавателю. По итогам проверки студент защищает отчет с учетом вопросов и замечаний преподавателя. Как видно из изложенного, к сожалению, роль преподавателя, называемого руководителем практики, как правило, сводится к общению со студентом накануне практики и после ее прохождения. Это подтверждает и официально учитываемая работа по руководству практикой — часов за рецензирование отчета о практике.

Прохождение студентами преддипломной практики происходит в более тесном общении с преподавателем, который одновременно является научным руководителем дипломной работы и преддипломной практики. Такая практика посвящена одной цели — выполнению дипломной работы. «Содержание преддипломной практики определяется темой дипломной работы. В период преддипломной практики студент осуществляет деятельность, позволяющую собрать и обобщить фактический материал в целях использования его при подготовке дипломной работы… Условием зачета по преддипломной практике являются представленная на кафедру положительная характеристика с места прохождения практики и материалы к подготовке дипломной работы» (из Положения о преддипломной практике студентов МГЮА).

Изложенное выше — на основе почти 30-летнего опыта преподавания гражданского процесса автором, не претендующим, однако, на безусловную правильность выводов.

——————————————————————