К вопросу о перспективах системы высшего образования в системе МВД России

(Стрельников К. А.) («Юридическое образование и наука», 2009, N 2)

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

К. А. СТРЕЛЬНИКОВ

Стрельников К. А., кандидат юридических наук, начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России.

Статья посвящена анализу развития системы высшего профессионального образования МВД России. Говорится о динамике реформ образовательной системы в современной России: 1) рост числа коммерческих вузов; 2) введение системы оценки деятельности вуза по коммерческим критериям (окупаемость, привлечение финансирования, участие в грантах и т. д.); 3) отсутствие стратегии реформирования системы высшего профессионального образования. Актуальным является вопрос о будущем системы высшего профессионального образования МВД России. При этом следует учитывать: 1) увеличение штатной численности органов внутренних дел во всех регионах России; 2) увеличение масштабов международного сотрудничества МВД России; 3) необходимость специальной подготовки сотрудников; 4) невозможность применения коммерческого подхода при определении эффективности вуза МВД. Делается вывод о необходимости сохранения вузов в структуре МВД России. В прессе периодически мелькает информация о предстоящей реформе образования в России. В частности, в газете «Коммерсантъ» <1> опубликованы планы Министерства образования и науки о сокращении к 2012 г. до 20% научных учреждений и на треть — числа вузов. В статье указаны намерения сократить 500 вузов и их филиалов. Там же указывается, что еще 1000 вузов могут стать «жертвой ведомственной «санации». Информация, приводимая в статье, заставляет задуматься о перспективах высших учебных заведений МВД России. ——————————— <1> Преобразовательный ценз. Минобрнауки оптимизирует число государственных вузов и НИИ // Коммерсантъ. 2008. N 216 (4033). 27 ноября.

В динамике реформ образовательной системы в современной России прослеживаются следующие тенденции: 1. Рост числа коммерческих вузов. 2. Сокращение количества бюджетных вузов, осуществляющих подготовку по техническим специальностям, или понижение их статуса. Эта тенденция ярко прослеживается в регионах. 3. Введение системы оценки деятельности вуза по коммерческим критериям (окупаемость, привлечение финансирования, участие в грантах и т. д.). 4. Отсутствие нормативно закрепленной стратегии реформирования системы высшего профессионального образования, недооценка объективных реалий и потребностей будущих периодов. В рамках проводимой административной реформы и реформы образовательной системы актуальным является вопрос о будущем системы высшего профессионального образования МВД России. Возможны несколько моделей развития системы образования министерства. При их разработке следует учитывать следующие тенденции: 1. Увеличение штатной численности органов внутренних дел во всех регионах России. 2. Увеличение масштабов международного сотрудничества МВД России в сфере подготовки кадров, в первую очередь для государств — участников СНГ, ОДКБ, ШОС. 3. Увеличение штатной численности иных правоохранительных органов (органы прокуратуры, ФСБ, ФСКН, ФСИН) при минимальном количестве образовательных учреждений в этих системах или их отсутствии (ФСКН). Комплектование указанных правоохранительных органов выпускниками вузов МВД. 4. Необходимость специальной подготовки сотрудников, наличие профессиональных навыков в решении задач, стоящих перед правоохранительными органами. 5. Бюджетное финансирование образовательных и научных программ в МВД. Невозможность применения коммерческого подхода при определении эффективности вуза. 6. Специфика правоохранительной деятельности предусматривает резервное положение вуза МВД в системе органов внутренних дел (возможность привлечения к охране общественного порядка, решение задач в системе гражданской обороны, предотвращения последствий чрезвычайных ситуаций, военно-мобилизационная специфика). Это позволяет привлечь дополнительное количество сотрудников при отсутствии необходимости содержания излишней численности органов внутренних дел. 7. Необходимость воспитательной подготовки кадров для МВД России, привитие профессионального мировоззрения. 8. Трудности в комплектовании органов внутренних дел специалистами, имеющими высшее образование, при расширении должностей, требующих такого образования. 9. Наличие особых специальностей, программ подготовки кадров в вузах МВД при их отсутствии в иных вузах. 10. Отсутствие специализированных научно-исследовательских учреждений (кроме одного — ВНИИ МВД России) в системе МВД. Выполнение научных разработок в интересах подразделений органов внутренних дел на базе вузов МВД России. Указанные факторы убедительно свидетельствуют о необходимости сохранения ведомственной системы образования. Поэтому можно вести речь лишь об оптимизации структуры профессионального образования в Министерстве. При выборе модели образования следует иметь в виду, что система имеет регионально-отраслевую специфику подготовки кадров. Региональная система представлена вузами, осуществляющими подготовку по общим для милицейской службы специальностям без какой-либо специализации. Как правило, крупные вузы имеют филиалы в регионе. Таким образом, складывается научно-образовательная структура, предусматривающая головной вуз в федеральном округе и его филиалы в наиболее крупных городах округа. Отраслевую структуру представляют вузы, имеющие опыт подготовки кадров по узким специальностям или имеющие мощный научно-образовательный потенциал в подготовке кадров для каких-либо служб милиции. Например, Омская академия — для подразделений уголовного розыска, Нижегородская академия — для подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, Волгоградская академия имеет колоссальный опыт в подготовке экспертов-криминалистов и следователей. Представляется необходимым сохранение потенциала как регионально ориентированной системы, так и системы, осуществляющей специальную подготовку по узким отраслям, указанным выше. Задача повышения качества образования в современной России действительно требует оптимизации системы высшего образования, а не упразднения вузов. Повышение качества образования может решаться иными способами. Например, повышением требований к абитуриентам, разработкой высоких стандартов в сфере образовательной деятельности, введением актуальных для современного общества специальностей, повышением престижа высшего образования и т. д. Наметилась тенденция к сокращению филиалов некоторых вузов МВД России. В связи с этим следует отметить, что аккредитационные показатели филиалов не всегда удовлетворяют полному спектру требований. Но следует иметь в виду, что филиал при соответствующей политике головного вуза имеет возможность «дорасти» до соответствующего уровня. Поэтому упразднение филиала не самый лучший способ решения вопроса о кадровом обеспечении органов внутренних дел региона. В сложившихся условиях вузы МВД представляют хорошо управляемую систему, осуществляющую подготовку специалистов достойного уровня. Дело в том, что детальная ведомственная регламентация учебного процесса, особенность структурного оформления постоянного и переменного состава обеспечивают управляемость вузом и адекватность учебных программ требованиям практики. Таким образом, имеются все условия повышения качества образования в рамках действующей системы образования Министерства внутренних дел. Вместе с тем остро стоит вопрос о реформировании образовательной системы МВД России. В настоящее время требуют решения следующие проблемы: 1. Расширение специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в интересах МВД России. МВД России испытывает потребность в развитии технических специальностей, расширении спектра подготовки по гуманитарным специальностям. 2. Оптимизация размещения вузов МВД применительно к структуре МВД России. 3. Развитие новых направлений обучения (модулей) на базе имеющихся специальностей (подготовка специалистов для всех служб МВД). С учетом сказанного наиболее оптимальной представляется следующая модель образовательной системы МВД России: 1. Создать университеты МВД в федеральных округах (Москва — ЦФО, Санкт-Петербург — СЗФО, Краснодар — ЮФО, Омск — СФО, Нижний Новгород — ПФО и т. д.) с наделением их статусом «национальный исследовательский университет». В данном случае следует расширить перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузе. 2. Для повышения научного потенциала указанных университетов и их увязки с практикой следует передать филиалы ВНИИ МВД России в федеральных округах указанным университетам. 3. Наделение академий МВД России статусом отраслевых научно-образовательных центров с закреплением за ними базовых специализаций, по которым осуществляется подготовка (Академия экономической безопасности — экономические и налоговые преступления, Волгоградская академия — следователи и эксперты-криминалисты и т. д.). 4. Пересмотр комплектования вузов МВД России переменным составом в соответствии с потребностями практики (с учетом региональных потребностей и потребностей в определенных специальностях). 5. Оптимизация численности институтов МВД и филиалов в интересах повышения образовательного и научного потенциала университетов и академий МВД. Система высшего профессионального образования в МВД России представляет собой единый механизм, обеспечивающий потребность органов внутренних дел в кадрах. Как и любая система, она не лишена недостатков и требует совершенствования. Но ее упразднение или сокращение не будет иметь положительного эффекта для органов внутренних дел. Поэтому повышение эффективности предлагается проводить в рамах уже имеющейся системы, не заменяя ее неотработанной и неапробированной.

——————————————————————