Федеральные университеты в образовательном законе

(Кирилловых А. А.) («Право и экономика», 2009, N 6)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Кирилловых Андрей Александрович, юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии. Преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал). Специалист в области административной и гражданской правосубъектности юридических лиц, трудовых правоотношений. Родился 8 января 1981 г. в г. Кирове. В 2004 г. окончил Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. Имеет ряд публикаций. Контактная информация для переписки: avtor@jusinf. ru. 610005, г. Киров, ул. Советская, д. 73.

Правовые новеллы в образовании последнего времени ставили задачу введения двухуровневой системы образования, приведения ее к принципам Болонской декларации <1>, совершенствования механизмов контроля и надзора в сфере образования <2>. ——————————— <1> См.: Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». <2> См.: Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

При этом реформы высшей школы затрагивают также институциональные изменения в системе образовательных учреждений и имеют цель модернизировать высшее профессиональное образование, построить его на основе интеграции науки, образования и производства. В числе примеров происходящих процессов можно привести, например, практику Рособразования, которым в 2007 — 2008 гг. осуществлялось создание вертикально интегрированных образовательных комплексов, полным ходом идет создание так называемых системообразующих вузов <3>. ——————————— <3> Такие комплексы были созданы, например, в форме реорганизации Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики путем присоединения Санкт-Петербургского колледжа морского приборостроения; реорганизации Южно-Уральского государственного университета путем присоединения Саткинского горно-керамического колледжа. См.: информация Рособразования «О деятельности филиалов высших учебных заведений и оптимизации сети учреждений Рособразования».

В контексте Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 «О федеральных университетах», определившего в качестве одного из приоритетов развития страны подготовку квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики, предусмотрено формирование сети федеральных университетов (высших учебных заведений). Потребность в таких образовательных организациях связана с необходимостью обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. Так, уже созданы Сибирский <4> и Южный <5> федеральные университеты, в планах — создание Дальневосточного федерального университета <6> и последующее укрупнение системы учебных заведений высшей школы. ——————————— <4> См.: Приказ Рособразования от 28 ноября 2006 г. N 1417 «О федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет». <5> См.: Приказ Рособразования от 4 декабря 2006 г. N 1447 «О федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет». <6> См.: подпункт «б» п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 «О федеральных университетах».

Одновременно для обеспечения механизма создания и деятельности федеральных университетов в Указе Президента РФ предусматривалось принятие соответствующего закона, регламентирующего правовой статус и основы их функционирования. В этом ключе в соответствии с Указом Президента РФ проводится преобразование в действующем образовательном законодательстве (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и закрепление федеральных университетов в системе организаций высшего профессионального образования в виде поправок к образовательным законам. Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» (далее — Закон) устанавливаются нормативные дополнения, касающиеся сети федеральных университетов в обозначенных правовых документах. Официальный статус федеральному университету придается тем, что такой университет (наряду с университетом, академией, институтом) включается в видовую классификацию вузов (см. ст. 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). В соответствии с п. 1.1 ст. 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» федеральный университет — это высшее учебное заведение, имеющее следующие отличительные от иных видов вузов признаки: реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство; обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения; является ведущим научным и методическим центром. Наряду с федеральными университетами вводится особая категория вузов, обозначаемых как национальный исследовательский университет. Такой университет не представляет отдельный вид высшего учебного заведения, а лишь определяется как статусная категория, которая может присваиваться на определенный срок образовательным учреждениям. Основное требование для присвоения такого статуса вузу — выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук. Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством РФ на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Присвоение вузу указанного статуса связано с условиями их дополнительного финансирования и определяется на основании конкурсного отбора программ развития университетов (положение о конкурсном отборе должно быть утверждено Правительством РФ). Разработка перечня показателей, критериев и периодичности оценки эффективности реализации таких программ производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования — таковым органом является Министерство образования и науки РФ <7>. ——————————— <7> См.: пункт 1 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации».

Оценка эффективности реализации программ определяет контроль деятельности вузов, по результатам которого вуз может быть лишен Правительством РФ категории «национальный исследовательский университет». При этом законодателем обозначаются условия реализации образовательных программ федеральных и исследовательских университетов, которые вправе использовать в учебном процессе программы на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых самостоятельно. Их уровень не может быть ниже требований федеральных стандартов (п. 2 ст. 7 Закона РФ «Об образовании», п. 4 ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Особое внимание к развитию федеральных университетов объясняется выбором организационно-правовой формы для таких вузов. Федеральные университеты создаются в форме автономного учреждения, в том числе на базе государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделений. Создание федеральных университетов осуществляется Правительством РФ по решению Президента РФ. Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ (ст. 114 Конституции Российской Федерации), которое призвано уточнять права собственности в части распоряжения федеральным имуществом между подведомственными учреждениями (см. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений»). Правительство РФ выполняет функции учредителя вузов, которые передаются в ведение соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Полномочия Правительства РФ при создании вузов связываются прежде всего его функциями по распоряжению федеральным имуществом. Такое положение воспринято п. 2 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях», определяющего, что решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ, но противоречит образовательному законодательству, где соответствующее решение принимает Президент РФ, а его реализация, по сути, возложена на Правительство РФ. Деятельность федеральных университетов строится на основе программ развития, которые предусматривают: условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательного процесса; интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности; модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры; интеграцию в мировое образовательное пространство. Создание федеральных университетов определяется также потребностями социально-экономического развития субъектов. Привязка размещения федеральных университетов к укрупненным экономическим районам учитывает развитие регионов и направлена на кадровое и научное обеспечение территорий. По информации Рособразования, одной из задач по осуществлению оптимизации сети является укрупнение образовательных единиц или создание так называемых ресурсных центров <8>. ——————————— <8> См.: информация Рособразования «О деятельности филиалов высших учебных заведений и оптимизации сети учреждений Рособразования».

Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России). Дополнительные элементы финансовой правоспособности федеральных университетов, принимающих форму автономных учреждений, помимо субсидий и субвенций из соответствующего бюджета заключаются в возможности выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). При этом развитие материально-технической базы федеральных университетов обеспечивается также соответствующими поправками в абз. 5 п. 3 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», позволяющими образовательному учреждению заключать с научной организацией договор на передачу ему в пользование, в том числе на безвозмездной основе, движимого и недвижимого имущества, принадлежащего научной организации на праве собственности или оперативного управления. Такие новые возможности направлены на реализацию п. п. 16, 17 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) <9>, позволяющих вузам создавать на базе научных организаций кафедры, осуществляющие образовательный процесс. Требует скорейшего решения вопрос о разработке порядка создания таких подразделений Правительством РФ. ——————————— <9> См.: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

Формы реорганизации, в результате использования которых могут быть созданы федеральные университеты, четко в образовательном законодательстве не определены. К их числу могут быть отнесены процедуры, направленные как на образование новых юридических лиц (слияние, разделение, выделение), так и на преобразование уже действующих (присоединение). По такому принципу, например, образовывалось федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», которое стало правопреемником ряда вузов Красноярского края <10>. ——————————— <10> См.: пункт 1 Приказа Федерального агентства по образованию от 28 ноября 2006 г. N 1417.

Федеральные университеты представляют собой весьма крупные образовательные структуры, имеющие сложную систему организационных связей. Естественно, что создание таких учебно-научных инновационных центров возможно лишь на базе действующих образовательных учреждений, в первую очередь путем их присоединения либо слияния (реорганизация вузов путем их слияния активно практикуется в западных системах высшего образования, в качестве фактора институциональной реформации выступают отраслевые и региональные потребности) в порядке, установленном гражданским законодательством <11>. ——————————— <11> См.: статьи 61 — 64 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.

Следует учесть, что в соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В связи с необходимостью осуществления процедур образования инновационных вузов конкретизирован нормативный порядок замены разрешительных документов (лицензии и свидетельства о государственной аккредитации) при реорганизации и ликвидации образовательного учреждения. В связи с этим норма п. 2 ст. 34 Закона РФ «Об образовании» дополнена указанием на условия действия разрешительных документов реорганизуемых образовательных учреждений в порядке присоединения. Разрешительные документы реорганизованного образовательного учреждения действуют с учетом разрешительных документов присоединяемых образовательных учреждений на период до окончания срока их действия у реорганизованного образовательного учреждения. Порядок переоформления документов реорганизуемого образовательного учреждения должен быть определен Правительством РФ. Изменения коснулись и определения структуры органов управления. Исключена норма, позволяющая в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, определять порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенцию в уставе образовательного учреждения. Базовой новеллой является, во-первых, содержание в абз. 8 п. 4 ст. 35 Закона РФ «Об образовании», устанавливающего возможность назначения ректоров гражданских вузов, если это предусмотрено Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Во-вторых, системным дополнением, направленным на развитие положений указанного пункта Закона РФ «Об образовании», является указание в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» на то, что ректор федерального университета назначается Правительством РФ на срок до пяти лет (п. 5.1 ст. 12). Элемент выборности в сочетании с административным порядком «утверждения» свидетельствует о принципиальной связи ректора государственного (муниципального) вуза с единой государственной системой, где государственный вуз, имея статус государственного учреждения, продолжает оставаться элементом системы государственного управления и, по сути, функционирует как государственный орган. В структуре внутриорганизационных отношений ректор выполняет в части руководства высшим учебным заведением общие задачи государственной политики в сфере управления образованием. Компетенция государственных институтов, руководителей и должностных лиц служит «продолжением» приходящихся на их долю государственных дел [1]. С ректором создаваемого или реорганизуемого государственного или муниципального образовательного учреждения заключается трудовой договор на срок не более пяти лет. Эта норма приведена в соответствие с общими нормами образовательного законодательства о сроке полномочий ректора. В некоторой степени правило, которое привязывало максимальный срок действия трудового договора ректора к сроку действия утвержденного в порядке создания или реорганизации вуза устава противоречило общим представлениям о системе управления вузом и ограничивало право на труд назначенного руководителя. Особая роль в системе управления федеральным университетом принадлежит его президенту. Введение должности президента становится практикой многих высших учебных заведений, в том числе негосударственных. Такая практика, с одной стороны, отвечает требованиям сегодняшней жизни вузов (необходимость авторитетной личности, имеющей необходимые связи и опыт), с другой стороны, направлено на дальнейшее развитие государственно-общественного характера управления высшими учебными заведениями [2]. Неслучайно законодатель обязывает при создании федерального университета закреплять должность президента в его уставе (п. 3.1 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). В отличие от иных вузов, в которых должность президента может быть введена по согласованию с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится высшее учебное заведение, наличие ее в федеральном университете обязательно. Такие требования вытекают не из «декоративных» функций президента вуза, веяний моды, а продиктованы особым статусом президента в условиях возрастающего общественного участия в деятельности таких образовательных учреждений. Развитие автономии, которое особенно ярко должно быть воспринято в деятельности федеральных университетов, требует от руководства вузом четкого взаимодействия с гражданским обществом, властными структурами, где фигура президента приобретает все большее функциональное значение в жизни образовательного учреждения. Более того, учитывая то, что федеральные университеты будут действовать в форме автономных учреждений, предполагающих высокую степень их самофинансирования, эффективная работа президента в этом направлении (взаимодействие с местными властями по поводу совместных проектов, спонсорские взносы, пожертвования) позволит значительно укрепить материально-техническую базу образовательного учреждения. Как определено п. п. 3.1, 3.2 Типового положения о президенте высшего учебного заведения <12>, деятельность президента направлена на повышение эффективности управления вузом, содействие развитию вуза, расширение представительских функций. ——————————— <12> См.: письмо Рособразования от 10 апреля 2007 г. N 18-10/174 «О Типовом положении о президенте государственного высшего учебного заведения».

Одновременно диспозитивное правило о создании попечительских советов <13> в вузах заменено конкретными нормами об образовании их в федеральных университетах. Создание попечительских советов в других высших учебных заведениях может быть предусмотрено их уставами (п. 2.1 ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). ——————————— <13> В настоящее время специальная нормативная база попечительских советов представлена лишь в отношении общеобразовательных учреждений (см. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1379 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения»).

Решение вопросов материально-технического развития федеральных университетов, а также иных высших учебных заведений определяет увеличение роли и форм общественного управления в их деятельности. На это направлено и расширение в образовательном законодательстве норм о попечительском совете образовательных организаций. Как определено в п. 2.1 ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», попечительские советы создаются в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития высших учебных заведений, привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения их деятельности по приоритетным направлениям развития и осуществления контроля над их использованием. Следует отметить, что законодатель определяет обязанность образовательного учреждения как в случае обязательного, так и добровольного создания попечительских советов, механизм его деятельности закреплен в уставе. Президент и попечительский совет призваны выполнять совместные задачи. Параллельное представление президента и попечительского совета как общественно ориентированных органов ведет к совпадению по целевому принципу направлений их деятельности. Поэтому вполне справедлива точка зрения о том, что президент вуза должен возглавлять попечительский совет [3]. Создание федеральных университетов в форме автономного учреждения потребует восприятия на практике соответствующей модели органов управления. Следовательно, в структуре управления федеральными университетами будут также присутствовать свойственные автономным учреждениям формы общественного участия в виде наблюдательных советов. Проведенные преобразования по установлению статуса федеральных университетов показывают последовательное стремление законодателя к фрагментарному их регулированию и все же требуют дополнительного своего раскрытия в отдельном типовом положении либо самостоятельном законе. Несмотря на процессы университизации высшей школы, разноплановый характер образовательных учреждений, адаптирующих узкий профиль деятельности либо горизонтальную или вертикальную интеграцию, может способствовать запросам современного развития общества и Российского государства в долгосрочной перспективе, определяя потребности общества, потребителя, работодателей, вузов и государства в целом.

Список литературы

1. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд. М. Ю. Тихомирова, 2007. С. 191. 2. Кирилловых А. А. Правовой статус президента в структуре управления вузом // Юрист вуза. 2008. N 6. 3. Каплюк М. А. Органы управления высшим учебным заведением: проблемы разграничения полномочий и ответственности // Право и образование. 2007. N 5. С. 29.

——————————————————————

Интервью: России нужны юристы («ЭЖ-Юрист», 2009, N 22)

РОССИИ НУЖНЫ ЮРИСТЫ

А. А. ЛИВЕРОВСКИЙ

В настоящее время в России слишком много юристов с «липовым» дипломом, непрофессионализм которых приводит к серьезным проблемам. Ассоциация юристов России предлагает выход из этой ситуации: оставить только лучшие школы права, а остальные ликвидировать. Однако декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор юридических наук Алексей Алексеевич Ливеровский считает, что к таким «управленческим» мерам следует относиться с большой осторожностью. Более того, по его мнению, они не решают тех проблем в сфере юридического образования, которые стоят перед нашим государством.

Алексей Алексеевич, тема реформирования юридического образования сейчас очень модная: об этом говорят все, в том числе и Президент РФ. Как Вы считаете, нужна такая реформа? — С 1993 года, когда всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации, демократическая и либеральная, мы фактически стали жить в новом государстве: с иной рыночной экономикой, другим государственным устройством. Содержательным образом изменились законодательные установления и идеология людей. Естественно, что в новых условиях не могли не измениться подходы к качеству юридического образования. Однако юридическое образование в отличие от правотворчества и даже научного творчества — область достаточно консервативная. Приходится признать, что дело не только в производстве «липовых» дипломов за деньги, но и в том, что юридическое образование не поднялось еще на должный, соответствующий современным условиям уровень. Разумеется, как всегда можно привести объективные причины: период перестройки «вымел» из университетов научные кадры, квалифицированные юристы уходили в предпринимательскую деятельность, в органы государственной власти не только от «лютого преподавательского безденежья», но и пытаясь найти себя в новых жизненных условиях. К сожалению, ситуация до сих пор мало изменилась: зарплата преподавателей в государственных образовательных учреждениях ничтожно мала и совершенно не соответствует их уровню квалификации. По этому поводу у меня серьезные претензии к нашей власти. Такая политика, безусловно, недопустима. Однако теперешнее кардинально новое и к тому же быстро меняющееся законодательство требует реформирования юридического образования.

Каким образом? — Отметим три направления. Первое: привлечение к преподаванию теоретиков, ученых, состоявшихся в современных отраслях права, — учить в условиях быстро меняющегося законодательства надо прежде всего юридическим конструкциям. Студентам необходимо знать фундаментальные основы современного права, коренным образом отличающегося от права советской эпохи. Второе: усиление и углубление экономической составляющей образования, без которой современное право становится формальным и неэффективным. И, наконец, третье: привлечение к преподаванию юристов-практиков, которые, исходя из своей практической деятельности, помогут студентам ощутить правовую действительность, неформальное понимание нормы.

У Вас на факультете преподают практики? — Да, конечно. Это адвокаты, судьи, прокурорские работники, представители Конституционного Суда Российской Федерации. Однако основное требование к преподавателям другое: они должны вести научную деятельность, быть кандидатами или докторами наук.

Алексей Алексеевич, говоря о реформе юридического образования, Вы призываете менять саму систему преподавания, вовлекать в этот процесс практиков. Но есть иная точка зрения: юристов просто слишком много, надо сократить количество юридических факультетов по всей стране, и проблема будет решена. — Мне кажется, это ошибочная позиция.

Вы признаете, что проблема перепроизводства юристов есть? — Нет, это надуманная проблема. Есть полукриминальная деятельность образовательных учреждений, где можно не учась купить диплом. Но это не значит, что в стране переизбыток юристов! Граждане, предприниматели, органы государственной власти задыхаются от отсутствия квалифицированных юристов.

В юридическом сообществе предлагают «отделить зерна от плевел»: все «некачественные» юридические факультеты закрыть, оставить только несколько лучших по всей стране. — Сам процесс закрытия образовательных учреждений, кроме самых криминальных случаев, является крайне болезненным и, более того, вредным. Наше государство страдает от правового нигилизма народа и его слуг. Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ профессор С. А. Авакьян в свое время говорил, что на российской почве по причине чрезвычайно низкого уровня правосознания наших граждан с трудом приживаются демократические институты, эффективно работающие в цивилизованных странах. Добавим к этому тяжелое наследие тоталитарного режима, формировавшее рабское сознание. Как изменить правовую культуру? Как добиться верховенства права? Мне представляется, что чем больше в правовом государстве юридически грамотных граждан, тем скорее пойдут у нас процессы реформирования. Нужно идти не по пути сужения юридического образования, уменьшения количества бюджетных мест, закрытия юридических факультетов в «непрофильных» вузах, а, наоборот, по пути создания обширной системы правовых институтов, факультетов, кафедр для внедрения правового мышления в сознание наших граждан. Другое дело, для повышения качества юридического образования необходимо, чтобы состоявшиеся вузы и юридические факультеты, юридические ассоциации, объединяющие квалифицированных юристов, оказывали всю возможную помощь менее квалифицированным коллегам. Особенно это касается провинциальных вузов.

У нас с правовой грамотностью плохо? — Вы знаете, еще академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что развитие страны начинается со школьного учителя. В советское время детям преподавался предмет, который назывался «Конституция Советского Союза». Сейчас в школах преподается лишь один предмет, имеющий отношение к праву, — «Обществознание».

На вашем факультете с этого года лицензирована новая специальность — «Учитель права». Как думаете, будущие специалисты смогут поднять уровень правосознания в нашей стране? — Должны! Но Вы знаете, уже есть противники данной специальности. Опять все по той же причине: в стране якобы и так слишком много юристов, зачем придумывать новые специальности! Развивать правосознание граждан нужно уже на уровне школы. Тогда исчезнет безразличие к выборам, изменится отношение к коррупции, появится уважение к государственной власти, обеспечивающей верховенство права.

На недавно прошедшем съезде Ассоциации юристов России было предложено при каждом юридическом факультете создать клиники, в которых студенты оказывали бы бесплатную юридическую помощь малоимущим. Идея хорошая, но как она соотносится с положением Конституции Российской Федерации о том, что юридическая помо щь в нашей стране должна быть квалифицированная? — Вы ответили на свой вопрос. Здесь нечего добавить.

Вы не хотите открыть при своем факультете такую клинику? — Я вообще против дилетантства. Студенческие клиники, даже под надзором опытных юристов и адвокатов, — это очень опасная вещь, такая же опасная, как возникновение народных дружин под эгидой работников милиции. Основа и эффективность любой деятельности — профессионализм. Непрофессионализм может привести к серьезным негативным последствиям. Юрист-недоучка — явление столь же недопустимое, как неквалифицированный врач. В обоих случаях речь может идти о жизни человека.

Вернемся к качеству юридического образования. Ассоциация юристов выдвинула инициативу, которую своим Указом поддержал Президент Российской Федерации. По мнению Ассоциации, следует провести общественную аккредитацию вузов, выпускающих юристов. Поможет ли это? — Поможет чему? Мне пока не очень понятен статус такой аккредитации. Что значит «общественная аккредитация»? Как она будет соотноситься с государственной? Получается, что мы не доверяем государству и дело государственной важности отдаем на откуп общественной организации? Действительно, в состав Ассоциации входят высококлассные юристы, опытные профессионалы. Пусть они, организовав систему повышения квалификации, помогут своим коллегам, которые, может быть, и мучаются от своей несостоятельности, но вынуждены зарабатывать на кусок хлеба как могут.

Расскажите о вашем факультете. Ведь он существует недавно, да еще организован в «непрофильном» вузе. — Идея организации юридического факультета в финансово-экономическом университете (Финэке) зрела давно, еще с советских времен, но появился он всего 6 лет назад. Цели ставили две: — повышение правовой составляющей экономического образования и соединение экономических и правовых подходов; — создание экономического образовательного фундамента для юридической подготовки. Особенно важно понять в доктринальном смысле (и донести это понимание до студентов), какова роль государства в регулировании экономических процессов. Недаром первая кафедра на факультете называется «Правовое регулирование экономики». Ее возглавляет доктор юридических и экономических наук, профессор М. Н. Бродский. Недавно на нашем факультете открылось новое научное и образовательное направление — «Конституционная экономика». Проводятся международные конференции, читаются специальные курсы, готовятся аспиранты.

Много выпускается студентов каждый год? — Скорее мало. Иногда я даже шучу, что у меня преподавателей больше, чем студентов.

Причина в том, что мало бюджетных мест? — Сейчас их меньше, чем контрактных. Причем тенденция такова, что из года в год Министерство образования и науки РФ снижает нам количество бюджетных мест как раз по причине якобы переизбытка юристов. Да, понятно, что некий кризис юридического образования в нашей стране есть, но выводы по этому поводу, к сожалению, делаются, как я объяснял, неправильные.

Наверное, выпускники с таким образованием распределяются в основном в органы государственной власти? — Да, в последнее время все чаще и чаще, тем более что университет предоставляет возможность получить сразу два диплома: экономиста и юриста. Несколькими годами раньше наши студенты в основном шли работать в банки, но сейчас тенденция меняется и это отрадно: выпускники идут работать в органы государственной власти: юридические подразделения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, администрации Санкт-Петербурга, Уставного суда Санкт-Петербурга, налоговые и таможенные органы. Один из наших выпускников получил работу по конкурсу в Конституционном Суде Российской Федерации. Кстати сказать, мы — юристы Санкт-Петербурга — просто счастливы, что к нам в город перевели эту цитадель права, науки и конституционализма.

Интервью провела Наталья Шиняева, газета «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————