Основные направления научных исследований кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России

(Цепелев В. Ф.)

(«Российский следователь», 2009, N 15)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАФЕДРЫ

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ

В. Ф. ЦЕПЕЛЕВ

Цепелев В. Ф., заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России.

Статья посвящена ретроспективному анализу и оценке современного состояния научных исследований кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России в отраслях юридической науки, объединенных в рамках научной специальности 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

Кафедра уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России имеет богатую историю и опыт научно-исследовательской и педагогической деятельности. Исторически так сложилось, что нынешняя кафедра вобрала в себя все научные направления специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право».

В очерке об истории кафедры уже говорилось, что особый вклад в развитие проблем уголовной политики внес и стал, по сути, родоначальником новой кафедры разносторонний ученый-криминалист, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, полковник внутренней службы Генрих Михайлович Миньковский, который работал на кафедре с 1979 по 1998 г. Его научный капитал характеризуется 350 опубликованными работами, почти сотней подготовленных докторов и кандидатов наук, многими незабываемыми выступлениями на различных научных собраниях в России (ранее — Советском Союзе) и за рубежом. Подробно об этом сказано на страницах авторитетного журнала «Российский криминологический взгляд» (2006. N 2; 2008. N 4).

Именно в этот период на кафедре сложился творческий коллектив, включавший помимо Г. М. Миньковского самобытных ученых — докторов юридических наук, профессоров Петра Феоктистовича Гришанина, Альфреда Эрнестовича Жалинского, Эдуарда Филипповича Побегайло. Каждый из них создал и впоследствии возглавлял самостоятельное направление научной деятельности. В знак признания научных заслуг впоследствии они были удостоены почетных званий заслуженного деятеля науки Российской Федерации (А. Э. Жалинский, Э. Ф. Побегайло) и заслуженного юриста Российской Федерации (П. Ф. Гришанин).

П. Ф. Гришанин разработал концепцию уголовно-правовых мер как основного инструмента уголовной политики. По этой проблематике им подготовлены такие работы, как «Уголовно-правовая борьба с преступностью как направление советской уголовной политики» (М., 1989); «Современные проблемы уголовной политики и уголовно-правовой практики» (М., 1994); «Меры уголовно-правового воздействия на преступность и их реализация органами внутренних дел» (М., 1996) и цикл научных статей, опубликованных в центральных журналах (Советское государство и право. 1985. N 1) и в ведомственных изданиях.

Результатом многолетней плодотворной научной деятельности А. Э. Жалинского в Академии МВД СССР являются более 100 опубликованных научных работ. Их анализ и классификация позволяют сказать, что основными направлениями его научной деятельности являются:

во-первых, создание и дальнейшая разработка теории специального предупреждения преступлений, информационных основ и эффективности профилактики. Здесь следует особо отметить фундаментальную монографию «Специальное предупреждение преступлений в СССР: вопросы теории» (Львов, 1976), а также последующие работы: «Условия эффективности профилактики преступлений» (М., 1978); «Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация» (Львов, 1980); «Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации» (М., 1989, в соавт.); «Причины экологических преступлений» (М., 1988, в соавт.).

Во-вторых, исследование содержания и проблем профессиональной деятельности юриста, социально-правового мышления в сфере борьбы с преступностью. Это нашло отражение в книгах «Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью» (М., 1989); «Методика принятия уголовно-правовых решений должностными лицами органов внутренних дел» (М., 1990, в соавт.); «Основы профессиональной деятельности юриста» (Смоленск, 1995); «Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность» (М., 1997 и 2005). Другие направления научной деятельности А. Э. Жалинского сформировались уже позже — в период работы в Государственном университете — Высшей школе экономики.

В тот же период проявил себя в научном творчестве Э. Ф. Побегайло. Обусловленные проблематикой кафедры уголовно-политические подходы нашли отражение в его работах: «Деятельность органов внутренних дел по борьбе с тяжкими насильственными преступлениями» (М., 1985); «Пути совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с тяжкими насильственными преступлениями» (М., 1986); «Необходимая оборона и задержание преступника в деятельности органов внутренних дел» (М., 1987); «Борьба с тяжкими насильственными преступлениями и роль органов внутренних дел в ее осуществлении» (М., 1988); «Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с ней» (М., 1990).

Следует отметить и вклад доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В. П. Ревина в разработку проблем уголовно-правовой борьбы и предупреждения преступлений, совершаемых в семейно-бытовой и досуговой сферах.

После известного двукратного (в 1994 и 2002 гг.) укрупнения кафедра получила нынешнее название — кафедра уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений. Перечень преподаваемых кафедрой учебных дисциплин достаточно широк и нетрадиционен, он не имеет аналогов в обычных высших учебных заведениях системы МВД России, что обусловлено специализацией Академии управления как управленческо-правового вуза.

Научно-исследовательская работа кафедры широка и разнопланова. Среди разрабатываемых проблем есть как фундаментальные, так и прикладные. Профилю подготовки специалистов способствовала разработка таких научно-практических тем, как: «Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел», «Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений», «Предупреждение преступлений в отношении иностранных граждан», «Организация уголовно-правовой борьбы и предупреждение насильственных преступлений», «Криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с новыми видами преступлений», «Современные проблемы борьбы с преступлениями среди несовершеннолетних и молодежи», «Предупреждение органами внутренних дел преступлений, совершаемых на почве межнациональных конфликтов», «Отечественный опыт правового обеспечения предупреждения преступлений» и др.

Как уже отмечалось, научная деятельность кафедры характеризуется тем, что ее сотрудники принимали участие в разработке многих современных уголовно-правовых проблем: создании Концепции судебно-правовой реформы, Концепции государственно-правовой политики в области борьбы с преступностью, Концепции общественной безопасности, Концепции предупреждения правонарушений органами внутренних дел, в разработке проектов УК РФ, УПК РФ, УИК РФ и ряда федеральных законов. Кафедрой выполняется большой объем поручений руководства МВД России, связанных с научной проработкой проблем уголовной политики, уголовного права, профилактики преступлений, совершенствования деятельности служб и подразделений органов внутренних дел в этой сфере. Кафедрой подготовлено и издано более 500 научных трудов (монографий, пособий, учебников, сборников статей, обзоров, библиографических указателей).

Научная школа объединенной кафедры представлена ее выпускниками, защитившими около 100 докторских и свыше 300 кандидатских диссертаций по специальности 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

В рамках выполнения планов НИР и внеплановых поручений, связанных с научно-исследовательской работой, за последние годы кафедрой подготовлено более 100 научных разработок, значительная часть которых ориентирована на обеспечение учебного процесса и практической деятельности органов внутренних дел. За эти годы в высшие законодательные органы страны направлен ряд проектов нормативных актов, предложений по изменению и дополнению действующего законодательства, причем часть из них по инициативе кафедры, например проект Закона «О государственной системе профилактики преступлений».

В целом в Академии управления МВД России разработкой теоретических и практических проблем в области уголовной политики, уголовного права и криминологии в настоящее время занимаются как профессорско-преподавательский состав кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений (доктора юридических наук, профессора В. Ф. Цепелев, Л. И. Беляева, В. Д. Малков, Ю. В. Трунцевский; кандидат юридических наук, профессор В. И. Старков; кандидаты юридических наук, доценты И. Б. Малиновский, Н. Э. Мартыненко и др.), так и специалисты, работающие в иных подразделениях (Л. М. Колодкин, С. Ф. Мазур, П. А. Скобликов, Е. Г. Самовичев, А. Д. Сафронов). Исследованию криминологических и уголовно-правовых аспектов процессов глобализации преступности в мире и современной России посвятил свою докторскую диссертацию и некоторые последующие работы начальник Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор В. В. Гордиенко.

Так, за последние годы кафедрой уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений разрабатывались следующие темы, имеющие как фундаментальное, так и прикладное значение:

— «Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел»;

— «Совершенствование теории и практики применения уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с преступностью».

В рамках этих общих тем разрабатывались более частные вопросы, среди которых можно назвать:

— «Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы органов внутренних дел с преступностью в условиях реформирования законодательства и правоохранительной системы»;

— «Прогнозирование преступности в Европейском регионе» — совместно с Академией полицейского корпуса Словацкой Республики;

— «Методика криминологического анализа преступности» — совместно с Национальной академией внутренних дел Украины.

В контексте названных тем были проведены диссертационные исследования докторантов, адъюнктов и соискателей; опубликованы научные и методические работы. Среди наиболее значимых публикаций можно назвать:

— первый не только в системе МВД России, но и в стране учебник «Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел» / Отв. ред. проф. Л. И. Беляева / Академия управления МВД России. М., 2003;

— три издания учебника «Криминология» / Отв. ред. проф. В. Д. Малков. М.: Изд-во «Юстицинформ», 2004, 2006 и 2008 гг.;

— два издания «Учебно-практического комментария к Уголовному кодексу Российской Федерации» / Отв. ред. проф. А. Э. Жалинский. Соавторы: проф. В. Ф. Цепелев, доц. Г. В. Матусевич. М.: Изд-во «Эксмо», 2005 и 2006 гг.;

— монографии профессоров Л. И. Беляевой, Ю. В. Трунцевского, В. Ф. Цепелева; докторантов В. И. Задорожного, Г. Ю. Лесникова, Я. Г. Стахова, А. А. Телегина и др. — по актуальным проблемам уголовной политики, уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права;

— сборник избранных трудов Г. М. Миньковского. Вып. 1 / Академия управления МВД России. М., 2004;

— цикл из 50 научных статей в журналах и сборниках, изданных в Академии управления МВД России, других образовательных и научных учреждениях.

Авторами, работающими в иных подразделениях Академии, по проблемам уголовно-правового и криминологического характера, опубликованы следующие работы:

— Магомедов А. А., Мазур С. Ф. Противодействие преступности в сфере экономической деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы: Монография / Российская академия юридических наук. М., 2006 (по материалам диссертационного исследования С. Ф. Мазура);

— Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография. М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2003;

— Скобликов П. А. Уголовно-правовая защита пострадавших от преступлений: Практическое пособие. М.: Изд-во «Юрист», 2004 и другие монографические работы 2006 — 2009 гг.

В последние годы (2007 — 2009 гг.) коллектив кафедры разрабатывал темы:

— «Применение органами внутренних дел уголовно-правовых и криминологических мер в борьбе с наиболее опасными видами преступлений»;

— «Проблемы применения и совершенствования антикоррупционного законодательства»;

— «Совершенствование научного и методического обеспечения преподавания дисциплин уголовно-правового и криминологического цикла».

Таким образом, кафедрой уделяется должное внимание исследованию актуальных теоретических и практических проблем уголовной политики, уголовного права и криминологии. Проблематика уголовно-исполнительного права, к сожалению, практически ушла из поля научной деятельности кафедры.

——————————————————————

Интервью: Интервью с директором Института банковского права МГЮА Д. Ю. Шестаковым

(«Банковское право», 2009, N 4)

ИНТЕРВЬЮ С ДИРЕКТОРОМ ИНСТИТУТА БАНКОВСКОГО ПРАВА

МГЮА Д. Ю. ШЕСТАКОВЫМ

О. СИНИЦЫНА

В 2008 г. в Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина (МГЮА, Академия) создан Институт банковского права (ИБП), что не осталось незамеченным на рынке образовательных услуг. Необходимость в новом институте была продиктована потребностью в высококвалифицированных юристах с углубленным знанием банковского права, свободно ориентирующихся в экономических и финансовых отношениях.

Так как Институт банковского права является частью МГЮА, все образовательные программы ведут ее преподаватели. Поэтому ИБП никак не выделен с точки зрения содержания учебного процесса, за исключением отдельных предметов, специфичных для банковского направления, которые студенты начинают изучать со второго курса.

Излишне говорить, что учебный процесс в ИБП строится по новейшим программам и методикам. Их разработчиками являются ведущие российские специалисты в области юриспруденции. Подготовка же студентов осуществляется не только профессорско-преподавательским составом МГЮА, но и высококвалифицированными практиками в сфере банковского бизнеса. Да и практику студенты проходят в банках и других кредитных учреждениях.

В учебной программе много внимания уделено экономическим и управленческим дисциплинам. Ведь одно из основных требований банковского сообщества к юристам — наряду с правом хорошо владеть экономикой и бухгалтерией.

Подробнее о том, кого и чему учат в Институте банковского права, мы говорим с его директором д. ю.н., профессором Дмитрием Юрьевичем Шестаковым.

Из досье

Шестаков Дмитрий Юрьевич — директор Института банковского права МГЮА, доктор юридических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии естественных наук, Нью-Йоркской академии наук, адвокат, советник Президента Адвокатской палаты г. Москвы, член Ассоциации юристов России, член Комиссии АЮР по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков, член Экспертной группы по финансовому просвещению при ФСФР России, заместитель Председателя Объединенной комиссии по вопросам оказания квалифицированной юридической помощи, Председатель Международного арбитражного клуба, ассоциированный член Королевского института арбитров (Великобритания).

Награжден медалью 1-й степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан», знаком «Почетный адвокат России», орденом «За верность адвокатскому долгу».

— Дмитрий Юрьевич, Институт банковского права (ИБП) не имеет богатой истории, однако он органично вписан в разветвленную структуру МГЮА и соответствует достойным традициям классического академического образования. Расскажите, пожалуйста, об истоках создания ИБП.

— Концепция Института зародились 2 — 3 года назад. Для ее реализации необходимо было создать уникальный, подчеркиваю — уникальный учебный план, договориться с преподавателями, которые будут реализовывать этот план, продумать структуру нового высшего учебного заведения.

В прошлом году все эти условия были соблюдены и начался набор абитуриентов. Почему этого не произошло раньше? На примере ИБП и других институтов, открывающихся в Академии, видно — мы предоставляем знания по достаточно узкой специализации, и это требует качественно другой подготовки преподавателей, ориентированных на гораздо больший объем практических или, скажем, специальных знаний, соответственно, нужны люди, которые такими знаниями обладают. Это первое. И второе — рынок наводняется большим количеством выпускаемых юристов. Несмотря на то что обладатели дипломов МГЮА ценятся на рынке юридических услуг достаточно высоко, ее выпускникам приходится искать работу в условиях жесткой конкуренции. Эти обстоятельства вынуждают нас сегодня тщательно и скрупулезно относиться к подготовке юристов и предоставлять им дополнительные, кроме базового юридического образования, знания. ИБП такие возможности своим выпускникам предоставляет. Поэтому они по праву могут считать себя уникальными специалистами, высоко востребованными банковским сообществом.

Правовые основы банковского регулирования и надзора, международно-правовые кредитно-денежные и расчетные отношения, международные рынки ценных бумаг, правовые основы борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, банковское право зарубежных стран, международное сотрудничество в банковской сфере — эти и другие дисциплины в настоящее время не преподают ни в одном другом вузе. А применение таких знаний в сугубо специфической отрасли требует не один год работы в банке.

Когда мы обсуждали идею создания Института, в том числе и с представителями Ассоциации российских банков, как раз и выявилась эта проблема. С одной стороны, у АРБ достаточно большое количество заявок от банков на юристов, с другой — они не могут удовлетворить эти заявки и рекомендовать выпускников ныне действующих институтов по причине того, что квалификационные требования, изложенные в заявках от банков, не совпадают с квалификацией юристов, которые выходят из стен юридических учебных заведений. Мы пытаемся соединить эти требования.

К слову, АРБ уже не первый год занимается составлением этих квалификационных требований, но пока работа не закончена. Надеюсь, что с нашим участием в скором времени эта проблема разрешится.

— Какие экзамены должны сдавать абитуриенты ИБП и как выстроен учебный процесс?

— Наши условия поступления те же, что и практически во всех остальных институтах МГЮА: это ЕГЭ и специализированный экзамен по обществознанию. В общем, у нас нет ни отдельного экзамена по иностранному языку, ни каких-либо дополнительных экзаменов.

Первые два курса студенты получают базовые юридические знания, то есть изучают традиционные юридические дисциплины. Но уже с начала учебы преподаются спецпредметы: вводный курс лекций по введению в специальность читают представители банков, а также люди, непосредственно связанные с работой в финансовой сфере или руководящие учреждениями, относящимися к банковской сфере. Среди них генеральный директор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» А. В. Турбанов, первый заместитель Председателя Совета Федерации А. П. Торшин, Президент Ассоциации российских банков Г. А. Тосунян. Причем они не только высокопрофессиональные банковские работники, но и высококвалифицированные юристы, задача которых донести до студентов именно эту связь — между профессионалами в банковской сфере и квалифицированными юристами. Одним словом, это мастера-практики. Предметы по специализации у нас ведут как юристы, имеющие опыт работы в экономике, так и экономисты со знанием права. Тут важно не перегнуть палку, ведь в первую очередь мы готовим не экономистов, а юристов, и наши преподаватели должны очень четко представлять себе оптимальное соотношение объема необходимых знаний по каждому предмету.

Уже достигнута договоренность о том, что начиная со 2-го курса практику — ознакомительную, производственную и преддипломную — студенты будут проходить в банковских и иных кредитных учреждениях. Также наши студенты принимают участие во многих мероприятиях, которые проводят различные банковские учреждения, такие, как съезды и конференции Ассоциации российских банков. На младших курсах, понятно, студенты общаются в основном с людьми, которые отвечают больше за организационные вопросы, однако такая практика дает возможность наблюдать за тем, как работают банки, конечно, не участвовать, но присутствовать при обсуждении тех или иных вопросов, которые волнуют банковское сообщество.

— Дмитрий Юрьевич, какое число юристов Институт будет выпускать ежегодно?

— Столько, сколько будет поступать. Однако скажу сразу, мы не заинтересованы в том, чтобы расширять количество абитуриентов. И вот почему — мы надеемся, что наши выпускники будут востребованы именно банковским сообществом. А этот рынок, увы, небезграничен, но… Нам не хотелось бы, чтобы люди, которые получили эксклюзивное образование (не думаю, что в ближайшее время возможно появление аналогичного вуза или факультета), не смогли бы найти себе применение по специальности.

— Ваш прогноз — будут ли выпускники Института востребованы в период кризиса и после него? Ведь количество банков в стране в условиях кризиса уменьшается. Насколько вообще перспективна эта специализация?

— Журнал «Банковское обозрение» за декабрь прошлого года опубликовал 10 банковских специальностей, обладателям которых не грозит увольнение в период финансового кризиса, и, по мнению редакции журнала, юристы входят в этот список.

Во время кризиса нагрузка на юридические службы возрастает, не говоря уже о том, что она точно сохранится после выхода из него. Это работа с задолженностями банка и, наоборот, защита его интересов перед кредиторами, работа по операциям слияния и поглощения банков, которые сейчас происходят повсеместно, это взаимодействие с лицензирующими и контролирующими органами и многое другое. И потом, банковское право сегодня стремительно меняется, то есть практически каждый месяц вводятся какие-то новации, вносятся дополнения в банковское законодательство. Если не отслеживать этот процесс, можно нанести существенный ущерб тому банку, где работаешь. Поэтому, уверен, юристам не грозит увольнение ни сейчас, и уж точно после кризиса, когда законодательство еще более интенсивно будет меняться, приходить в соответствие с новой экономической ситуацией. А если принять во внимание, что наши студенты одновременно углубленно изучают английский язык с последующим получением диплома государственного образца о присвоении дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», то есть расширяют базовые знания по иностранному языку до профессионального уровня, включающего возможность ведения деловой переписки и переговоров, составления контрактов, работы в иностранных банках, как в России, так и за рубежом, то можно смело утверждать, что нашим выпускникам работы хватит. Наш диплом — своего рода гарантия.

— Кроме банков, где еще могут пригодиться специальные знания, полученные в ИБП?

— Поскольку студенты не «зациклены» на экономической составляющей и получают достаточно широкое правовое образование, они смогут работать в любой сфере юриспруденции. Поэтому помимо банков им открыта дорога как в контролирующие органы, например в Росфинмониторинг, так и в различные международные организации, консалтинговые и юридические компании.

— С целью создания условий для эффективной деятельности Института создан Попечительский совет. Кто в него входит?

— Начну с того, что возглавляет Попечительский совет выпускник МГЮА первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заслуженный юрист Российской Федерации Александр Порфирьевич Торшин. В него входят также Председатель Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Д. Н. Ананьев, депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по финансовому рынку П. А. Медведев, руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, генеральный директор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» А. В. Турбанов, директор Юридического департамента Центрального банка РФ С. А. Голубев, заместитель начальника Московского главного территориального управления Центрального банка РФ Д. М. Ян, председатель правления, Президент Ассоциации региональных банков «Россия» А. Г. Аксаков, Президент Ассоциации российских банков Г. А. Тосунян, ряд руководителей крупнейших российских банков.

Помимо того что члены Попечительского совета читают курсы, перед ними стоит несколько задач: во-первых, поскольку практически все члены Совета — юристы, необходима их помощь в составлении программы обучения. Для этого создана рабочая группа, занимающаяся разработкой пособий, учебных материалов и учебников. Во-вторых, у нас проводятся семинары, есть дискуссионный клуб, который по очереди ведут члены Совета. Совместно с Попечительским советом мы проводим круглые столы для банковских юристов по актуальным вопросам практики. В-третьих, имеется возможность участия студентов в различных мероприятиях организаций, где работают члены Совета, в рамках их взаимодействия со Студенческим советом Института.

— Чем студенты Института отличаются от студентов Академии вообще?

— Это хорошо мотивированные и жизненно ориентированные молодые люди. Уже на стадии поступления они четко понимают, кем они хотят выйти из наших стен, и уже с первого курса нацелены на получение большого объема знаний, отчего предъявляют к нам повышенные требования, желая узнавать все больше и больше.

— Вы помогаете своим выпускникам с распределением?

— В МГЮА успешно работает Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников, что, безусловно, приносит свои результаты. Например, Ассоциация российских банков подала большую заявку на юристов — выпускников МГЮА. Кроме того, наши студенты параллельно с обучением стажируются в банках, чтобы к моменту окончания Института быть вполне готовыми к серьезной работе.

— Обучение проходит на бюджетной и коммерческой основе. Если ли разница в подходах к соответствующим студентам?

— Методология обучения для всех студентов одинаковая. В общей группе учатся и «платники», и бюджетники. Популярность некоммерческого образования, конечно же, выше. Добавьте сюда же стипендию. Хотя, признаться честно, она пока что больше служит моральным стимулом, нежели существенным материальным подспорьем.

— Возможно ли получение только специализации, в рамках, например, повышения квалификации или второго высшего образования?

— К сожалению, пока нет. Из-за того что Институт новый, образование мы даем лишь по дневной форме в течение пяти лет. Но в наших планах есть введение этой специализации и во второе высшее образование.

Интервью вела

Ольга Синицына

——————————————————————

Вопрос: Могу ли я, солдат, проходящий военную службу по призыву (увольняюсь в ноябре 2009 г.), получить рекомендательное письмо для поступления в вуз? Начальник штаба отказал, объяснив, что положено только контрактникам и на основании выданной рекомендации Минобороны России выделяет деньги на обучение этого военнослужащего. Так ли это? Положен ли солдату призыва 2007 г. (осень) отпуск 15 суток за выполнение программы прыжков с парашютом?

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 8)

Вопрос: Могу ли я, солдат, проходящий военную службу по призыву (увольняюсь в ноябре 2009 г.), получить рекомендательное письмо для поступления в вуз? Начальник штаба отказал, объяснив, что положено только контрактникам и на основании выданной рекомендации Минобороны России выделяет деньги на обучение этого военнослужащего. Так ли это? Положен ли солдату призыва 2007 г. (осень) отпуск 15 суток за выполнение программы прыжков с парашютом?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гражданам, призванным на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва. Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования. Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

В развитие указанной правовой нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. N 20 была утверждена Инструкция о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

В соответствии с указанной Инструкцией рекомендации выдаются военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, положительно зарекомендовавшим себя в период прохождения военной службы.

Военнослужащие, желающие получить рекомендацию, не позднее чем за месяц до увольнения с военной службы подают рапорт своему непосредственному начальнику. Решение о выдаче военнослужащему рекомендации принимается прямыми начальниками от командира роты и выше. При положительном решении командиры (начальники) ходатайствуют перед командиром воинской части о выдаче военнослужащему рекомендации.

По решению командира воинской части вопрос о выдаче рекомендации военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, может рассматриваться на заседании аттестационной комиссии воинской части, а военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, — выноситься на обсуждение собрания личного состава роты или ему равного подразделения.

При принятии решения о выдаче военнослужащему рекомендации командир (начальник) обязан учитывать мнение воинского коллектива.

При увольнении с военной службы рекомендация вручается военнослужащему одновременно с другими документами, как правило, в торжественной обстановке (на построении, собрании личного состава и т. п.), либо высылается по его просьбе.

Рекомендация не выдается:

а) военнослужащим, имеющим ко дню увольнения с военной службы неснятые дисциплинарные взыскания;

б) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы в связи с:

— лишением военнослужащего воинского звания;

— вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

— отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться;

— невыполнением военнослужащим условий контракта;

— вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно.

Право на получение рекомендации сохраняется за гражданами, уволенными с военной службы.

Граждане, уволенные с военной службы (далее — уволенные), желающие получить рекомендацию, обращаются с письменным заявлением к командиру воинской части, в которой проходили военную службу до увольнения.

Заявления уволенных рассматриваются в воинских частях в месячный срок.

При положительном решении рекомендация выдается уволенному лично или высылается ему по почте. О выдаче рекомендации объявляется в приказе командира воинской части. Выписка из приказа направляется в военный комиссариат по месту постановки на учет уволенного.

При отказе в выдаче рекомендации уволенному направляется ответ с изложением мотивов отказа.

Рекомендация выдается военнослужащему (уволенному) один раз. Повторная выдача рекомендации не производится.

Дубликат рекомендации может быть выдан только по письменному запросу образовательного учреждения, в которое поступает уволенный.

При этом форма рекомендации утверждена названным выше Приказом Министра обороны Российской Федерации.

Таким образом, если Вы соответствуете тем требованиям, которые были указаны выше, Вы имеете право на получение соответствующей рекомендации.

Отпуск, указанный Вами, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не предоставляется.

С. В.Шанхаев,

кандидат юридических наук,

капитан юстиции

——————————————————————