Правовая культура ингушей: история и современность (Начало)

(Бабич И. Л., Албогачиева М. С.-Г.) («История государства и права», 2009, N 19)

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ИНГУШЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

И. Л. БАБИЧ, М. С.-Г. АЛБОГАЧИЕВА

Бабич Ирина Леонидовна, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук.

Албогачиева Макка Султан-Гиреевна, научный сотрудник отдела Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), кандидат исторических наук.

Статья строится на основе полевого этнографического материала, собранного петербургским этнографом М. С.-Г. Албогачиевой под руководством ведущего научного сотрудника отдела Кавказа Института этнологии (г. Москва) И. Л. Бабич, и посвящена описанию нового «правового» опыта, который имел место в течение 1990 — 2000-х гг. в одной из российских республик — Ингушетии.

В Ингушетии современная реформа государственных судебных органов осуществлялась одновременно с теми изменениями, которые имели место во всей России. Между тем со второй половины 1990-х гг. в Ингушетии начались и собственные правовые преобразования, связанные с попытками республиканских властей внедрить в урегулирование различных конфликтов, в том числе и очень серьезных, связанных с кровной местью, ряд норм как обычного (адата), так и мусульманского (шариата) права. Началось все с того, что на традиционную правовую систему, сложившуюся в течение ряда веков и включавшую в себя нормы адата и шариата, обратил внимание один из наиболее известных и значительных президентов Республики Ингушетия — Р. С. Аушев, который издал целый ряд постановлений и нормативных актов, регулирующих правовую жизнь ингушей с учетом правовых ингушских традиций. Так, распоряжением президента Р. С. Аушева от 6 сентября 1995 г. были приняты меры по предупреждению преступлений, совершаемых на почве кровной мести. Пятнадцатого сентября того же года им было утверждено Положение о примирительных комиссиях по делам кровной мести <1>. Позднее он обратил внимание и на шариат, введя в местную судебную и нормативную систему документ «О некоторых вопросах государственной регистрации заключения браков» (19 сентября 1999 г.) и Закон о шариатском суде (1999 г.). ——————————— <1> Патиев Я. Хроника истории ингушского народа. Махачкала, 2007. С. 307.

Современная история шариатского суда в советские годы, когда в Ингушетии, как и везде, проводилась мощная антирелигиозная работа, не осталось ни одной действующей мечети. Ситуация начала меняться в 1980-е гг., когда постепенно стали открываться мечети в ингушских селениях, например Барсуки, Сурхохи. Имамом мечети в Сурхохи был избран Башир-Хаджи Магомедович Аушев, получивший в 1975 г. духовное образование в медресе Мир-и Араб (Бухара) и Исламском институте имени имама Аль-Бухари (Ташкент, 1976 — 1980 гг.) и ставший первым ингушем, совершившим в послевоенное время паломничество в Мекку (1983 г.). С началом перестройки появилась возможность открыто выражать религиозные чувства и соблюдать нормы ислама. А после образования Республики Ингушетия произошли еще более значительные изменения в религиозной жизни. В апреле 1993 г. в Ингушетии прошел съезд мусульман республики, на котором был образован муфтият Ингушетии, ставший крупным духовным центром и высшим религиозным органом мусульман Республики Ингушетия. Возглавил работу муфтията Магомед-Хаджи Албогачиев (ныне — муфтий Ингушетии Исса Хамхоев). Муфтият был образован в результате объединения мусульманских общин и организаций Ингушетии. Он имеет свой устав, утвержденный на упомянутом съезде. Органами управления муфтията Республики Ингушетия являются: совет алимов, муфтий и аппарат муфтията, кадий и члены кадията. Высшим органом совета алимов является съезд мусульман республики, который, по уставу муфтията, созывается не реже одного раза в пять лет. Делегатами съезда могут быть муфтий, члены совета алимов, члены кадията и сотрудники муфтията <2>. Были приняты правила функционирования муфтията, в том числе и правила выбора республиканского муфтия: он должен избираться коллективно на собрании, участниками которого могут быть члены совета алимов и корпус имамов всех населенных пунктов Ингушетии сроком на пять лет <3>. ——————————— <2> Устав муфтията Ингушетии. 2004. С. 5. <3> Там же.

По инициативе муфтията Ингушетии в мае 1999 г. был сформирован шариатский суд. Во главе суда был поставлен духовный судья мусульман — кадий (къаьда). Кадий является главным консультантом по шариатским вопросам на территории Ингушетии и избирается советом алимов сроком на пять лет. Если работа кадия удовлетворяет совет алимов, срок его полномочий может быть продлен. Кадий встал во главе кадията, в состав которого вошли члены шариатского суда. Важно подчеркнуть, что стремление исламских лидеров легализовать отдельные нормы мусульманского права совпало с подобными попытками республиканских парламентариев, в частности в Республике Ингушетия в 1997 г. был принят Закон о мировых судьях, заменивший сельский суд шариатским. Он получил право рассматривать дела по разделу имущества и наследства, дела о клевете и оскорблении, а также бракоразводные дела на основе норм шариата, в том числе применяя и некоторые специфические судебно-процессуальные нормы, в частности использование в качестве доказательства клятвы на Коране <4>. ——————————— <4> Бабич И. Л. Постсоветская государственность на Северном Кавказе и ее соотношение с «концепцией исламского государства» // Постсоветская государственность: проблемы интеграции и дезинтеграция. СПб., 2007. Ч. 1. С. 21 — 25.

Для выборов кадия в г. Назрани был проведен общенародный сход, на котором избрали кадия Абдурахмана Шамсудиновича Мартазанова. Поскольку его работа удовлетворяет совет алимов, А. Ш. Мартазанов и по сей день находится на этой должности. Относительно численности членов суда определенных правил и ограничений в ингушском шариатском суде нет: в 1999 г. в него входило 6 — 8 человек, в том числе и кадий. Поскольку решения в шариатском суде Ингушетии могут быть признаны только при отсутствии разногласий относительно рассматриваемого вопроса, то число судей может быть и четным <5>. Критерии выбора судей таковы: знание шариата, наличие высшего духовного образования, высокий авторитет среди своих коллег и общества в целом. Причем родственные связи и материальное состояние кандидата не учитываются. Важно подчеркнуть, что выдвинутый в члены суда мусульманин может взять и самоотвод, если он считает себя недостойным или неспособным выполнить эту работу. ——————————— <5> Полевые материалы автора (М. С-Г. Албогачиевой). Ингушетия, Джейрахский, Сунженский, Малгобекский и Назрановский районы, 2008 г.

В течение двух лет (1999 — 2000 гг.) шариатский суд Ингушетии функционировал как официальный орган судебной власти. Республиканские органы отнеслись к его организации позитивно. Деятельность шариатского суда была поддержана и Верховным Судом Республики Ингушетия. В нем было рассмотрено более 1000 дел <6>. Решения суда фиксировались письменно, истцу и ответчику также выдавались письменные судебные решения. Однако в 2001 г. Министерство юстиции РФ рекомендовало республиканским органам признать данный суд в качестве консультативного органа, что и было сделано с приходом нового президента Ингушетии — М. М. Зязикова. С этого времени он начал работать как консультативный орган для физических лиц. Как отмечает нынешний муфтий Ингушетии Исса Хамхоев, местные мусульмане продолжают обращаться в шариатский суд, и более 90% обратившихся довольны тем, как их спорные дела рассматриваются в соответствии с нормами мусульманского права <7>. ——————————— <6> Албаков Д. Х. О применении шариата в Республике Ингушетия // Ислам и право в России / Сост. И. Л. Бабич, Л. Т. Соловьева. Вып. 2. М., 2004. С. 82. <7> Полевые материалы автора.

Отметим: ингушский шариатский суд конца 1990-х гг. стал как бы вторым судебным уровнем в правовой структуре республики: начальным стал мечетский уровень — каждый имам сельской мечети получил право рассматривать и решать некоторые спорные вопросы прямо на местах, не прибегая собственно к республиканскому шариатскому суду <8>. ——————————— <8> Там же.

Мусульмане России, в том числе и Ингушетии, живут по законам светского европейского государства, поэтому в шариатском суде рассматривается ограниченное количество дел, регулирование которых по мусульманскому праву не противоречит российскому законодательству. В основном шариатский суд разбирает дела в соответствии с мусульманским правом (шафиитского толка), связанные с семейно-брачными отношениями (в том числе и с адатным институтом похищения невест и изнасилованиями), разделом наследства, земельными спорами, причинением материального и физического ущерба, а также «дела частного обвинения» (клевета, оскорбление и т. п.). Кроме того, члены шариатского суда часто бывают «посредниками» при урегулировании «кровных» дел. В шариатском суде не рассматриваются вопросы харама, т. е. продажи спиртного, наркотиков, дележа прибыли со сделки. Есть такие дела, которые могут быть рассмотрены как в шариатском, так и в российском гражданском суде. В этих случаях, во-первых, ингушский мусульманин имеет право обратиться в любой суд; во-вторых, если человек, обратившись в шариатский суд, оказался им недоволен и обратился к российский гражданский суд, то решение шариатских судей никак не влияет на решение гражданского суда <9>. Все дела, подлежащие рассмотрению шариатского суда, конфиденциальны и не передаются в гражданский суд для дальнейшего разбирательства. Но важно следующее обстоятельство: если решения гражданских судов, как правило, приходится ждать очень долго, то в шариатском суде решения выносятся через 3 — 7 дней после окончания судебных разбирательств. В период официальной деятельности шариатского суда эти решения были письменными, в настоящее время они — устные. ——————————— <9> Там же.

Подчеркнем очень важную особенность функционирования ингушского шариатского суда: при рассмотрении дел судьи могут применять как нормы мусульманского права, так и нормы адата (маслахат) <10>. ——————————— <10> Там же.

Дела в ингушском шариатском суде рассматриваются на родном языке. При необходимости подозреваемый в преступлении дает в ходе судебного шариатского судопроизводства очистительную присягу (дув баа), в которой сочетаются элементы адата и шариата. Присяга для ингушей, как, впрочем, и для многих народов Кавказа, имеет огромное значение. В процедуре принесения клятв перемешаны элементы обычного и мусульманского права. Так, по шариату клятва должна приниматься только от обвиняемого, а по местным адатам во время принесения присяги могут присутствовать и свидетели, которые должны подтвердить эту клятву, при этом от них принесение клятвы не требуется. Причинение материального ущерба. Шариатские суды рассматривают и случаи причинения материального ущерба. Если чужой скот разорил огород, то суд принимает решение о полном возмещении виновным причиненного ущерба. Причинение тяжелого физического ущерба. Современный шариатский суд рассматривает дела, связанные с причинением тяжких увечий во время дорожно-транспортных происшествий, и в первую очередь случаи, когда семьи потерпевших отказываются оканчивать дело традиционным примирением сторон и выплатой денежной компенсации в соответствии с обычно-правовой практикой (адатом). Используя свой авторитет, при рассмотрении подобных дел шариатский суд применяет также норму обычного права — выплату компенсации. Приведем один случай. Произошла авария, в результате которой погиб один человек. Семья потерпевшего объявила кровную месть водителю машины, который остался жив. Обеспокоенные таким оборотом событий, родственники обратились за помощью к старейшинам своего рода с просьбой помочь разрешить конфликт. Для этого они встретились с родственниками потерпевшего с просьбой решить конфликт мирным путем, однако те отказались это делать. Дело было передано на рассмотрение в шариатский суд. Изучив материалы дорожно-транспортного происшествия, члены шариатского суда вынесли единогласный вердикт, что халатность водителя дорожно-транспортного средства, повлекшая за собой смерть пассажира, расценивается с точки зрения канонов Священного Писания как непреднамеренное убийство. И предложили для разрешения конфликта выплатить денежную компенсацию семье погибшего. А виновнику происшествия рекомендовали поститься два месяца подряд <11>. ——————————— <11> Там же.

При гибели пешехода или пассажира по вине водителя учитываются обстоятельства происшествия. Если человек умер по вине пьяного водителя, родственники погибшего имеют право требовать любую сумму денег. Пьяный человек нарушает не только Правила дорожного движения, но и нормы шариата, ведь алкоголь мусульманину запрещен. Если водитель был в нетрезвом состоянии, то сумма откупа может быть назначена с учетом норм шариата. По шариату, если человек прощает кровную месть, он может просить 100 верблюдов <12>. Из учета стоимости этих верблюдов может быть назначена сумма откупа. ——————————— <12> Керимов Г. М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. СПб., 2007. С. 190.

До полного выздоровления больного потерпевшая сторона перекладывает все расходы, связанные с лечением пострадавшего, на виновника происшествия. Но в некоторых случаях пострадавшая сторона, зная тяжелое материальное положение виновника, отказывается принимать его помощь, желая тем самым облегчить его участь. Так, например, в аварии пострадали четыре врача, получив тяжелые увечья в результате ДТП, но от помощи со стороны родных водителя они отказались, зная о его тяжелом материальном положении — он подрабатывал в гуманитарной миссии водителем. Однако если бы дело было предано в шариатский суд, то они получили бы материальную компенсацию за причиненный здоровью ущерб <13>. ——————————— <13> Полевые материалы автора.

Другой пример. Произошла авария, столкнулись две машины — одна новая, другая старая. В новом автомобиле сидели два брата — один за рулем, другой рядом. Водитель скончался на месте, а его брат получил многочисленные переломы и ушибы, но остался в живых, других свидетелей этого ДТП нет. Водитель старой машины погиб на месте. ГАИ обвинила водителя старой машины. Обвиняемая сторона обратилась в шариатский суд, так как считала, что решение, вынесенное ГАИ, получено вследствие подкупа правоохранительных органов. Шариатский суд предложил принести очистительную клятву на Коране оставшемуся в живых свидетелю происшествия, и это помогло семьям виновного и потерпевшего урегулировать конфликт. Земельные конфликты и шариат. После распада СССР в Ингушетии участились случаи разбирательств, связанных с территориальными притязаниями и с передачей промышленных предприятий в собственность граждан. Многие ингуши в те годы сумели по остаточной стоимости приобрести бывшие государственные учреждения. Это, в свою очередь, вызвало резкий всплеск недовольства и возникновение конфликтов между новыми хозяевами и теми, кто когда-то давно, еще до передачи государству, владел этими объектами или землей, на которой они располагались. Опишем некоторые случаи. Произошел спор относительно здания почты между новым хозяином и прежним владельцем земли, на которой располагалось строение. Для этого разбирательства были приглашены три почетных старца, которые могли свидетельствовать о том, где располагался тот или иной объект или земля. Члены шариатского суда прибегли к помощи старейшин, которые помнили, что граница спорной территории проходила на том месте, где располагалось большое дерево. При тщательном осмотре земли были обнаружены корни дерева, и это обстоятельство послужило основой для разрешения конфликта. Земля была разграничена по указанным ориентирам <14>. ——————————— <14> Там же.

В последние годы в среде ингушей участились споры, связанные с выделением земли в собственность. Так, в селении Гази-Юрт житель А. получил от сельского правления участок земли размером пять соток. Как только он начал осваивать землю и заложил фундамент нового дома, другой житель этого селения, Б., ультимативно объявил, что эта земля принадлежала его предкам и на ней строить и жить кому-либо другому он не позволит. Для разрешения спора участники конфликта отправились в мечеть на пятничную молитву и после ее окончания обратились к имаму местной мечети с просьбой разрешить их спор. Зная горячность гражданина Б., ему объяснили, что этот вопрос подлежит тщательному рассмотрению, так как земля спорная. Для этого имам мечети собрал у себя почетных старцев этого селения и объявил о притязаниях на указанный участок земли жителя селения Б. Для объективного разбора данной жалобы старцы отправились к нескольким старожилам этого селения и попросили оказать содействие в решении данной проблемы. Как выяснилось, спорный участок земли действительно принадлежал прадеду гражданина Б. и его притязания были справедливы. Получив такой ответ, имам местной мечети после очередной пятничной молитвы объявил сторонам о результатах своего расследования и предложил обратиться в гражданский суд для разрешения спора. Жалоба незамедлительно поступила в суд, затем последовало обращение в администрацию села. Узнав о законности (с точки зрения местных адатов) притязаний гражданина Б., глава администрации и члены земельной комиссии предложили гражданину А. участок земли в другом месте, а гражданина Б. обязали возместить затраты, которые понес А. на участке, теперь принадлежащем Б. Таким образом, спор благополучно был разрешен <15>. ——————————— <15> Там же.

Иногда поступающие в шариатский суд дела сразу же передаются в гражданский российский суд. Приведем пример. Произошел земельный спор между двумя жителями селения Ингушетии: у одного были официальные документы на участок земли, а у другого есть два свидетеля, которые готовы подтвердить, что спорный участок принадлежит именно ему. Шариатский суд отказался рассматривать такое дело, и стороны обратились в российский суд. Изнасилования. Шариатский суд рассматривает случаи, связанные с изнасилованием, и применяет в этих случаях нормы обычного права: если насильник признает свою вину, его обязывают жениться на девушке. Если он отказывается брать ее в жены, то он должен принести очистительную присягу, что он не виновен. Система санкций при выполнении решений шариатского суда. В целом современный шариатский суд в Ингушетии не имеет исполнительного органа. Его можно рассматривать как орган досудебного расследования, в котором главную роль играет принцип добровольности <16>. Однако при вынесении решения в шариатском суде четко оговариваются сроки исполнения наказания. Решение суда стараются контролировать старейшины, турк и тхамада населенного пункта, где проживает наказуемый. Если в указанный срок не последует выполнения решения, вынесенного шариатским судом, то, учитывая сложившиеся обстоятельства, ответчику может быть продлен срок исполнения наказания. Но, если человек просто игнорирует вынесенное решение, на самом деле имея возможность исполнить приговор, его предают остракизму. Этот институт обычного права применяется в качестве санкции для более быстрого исполнения решения шариатского суда. Такой человек отвергается местным обществом «и в радости, и в горе»: только самые близкие родственники поддерживают его. Как сообщают нам информаторы, даже если человек, не исполнивший решение шариатского суда, умирает, то его хоронят не мюриды, а родные. Если человек одумался и хочет снова стать полноправным членом местного общества и выполнить решение шариатского суда, то он должен обратиться к другому институту обычного права: забить жертвенное животное, достигшее двух или более лет, и раздать это мясо сиротам и бедным людям в присутствии свидетелей <17>. ——————————— <16> Албогачиева М. С.-Г. Ингуши в XX веке: этнографические аспекты религиозных практик // Северный Кавказ: традиционное сельское сообщество — социальные роли, общественное мнение, властные отношения. СПб., 2007. С. 82. <17> Полевые материалы автора.

Адат, шариат и брачно-семейное право. Исторически сложилось, что основными формами заключения браков у ингушей являются сватовство и так называемый брак уводом. В большей степени было развито сватовство, и оно предполагало соблюдение всех необходимых ритуалов свадебной процессии. Такие браки заключались по обоюдному согласию молодых и воле их родителей, с соблюдением традиционных норм обычного права и шариата. Брак уводом (или, как это чаще называют на Кавказе, похищение невесты) практиковался при отсутствии согласия со стороны невесты или ее родственников. В современном ингушском обществе присутствуют обе формы заключения брака, однако некоторые аспекты данных правовых обычаев изменились, в частности размер калыма, процедура свадебной процессии. В настоящее время у ингушей браки заключаются следующим образом. Молодые люди, принявшие решение соединить свои отношения брачным союзом, оповещают об этом родных. Далее инициатива переходит к родителям молодого человека. Если они согласны с выбором сына, то посылают сватов; если не согласны, отказываются это делать. В таких случаях некоторые молодые люди игнорируют мнение родителей и решаются прибегнуть к похищению невесты. Несмотря на то что похищение невесты как один из институтов обычного права ингушей противоречил и продолжает противоречить основам шариата, мусульманского права, он оказался удивительно живучим. В целом большая часть ингушского общества его не одобряет. Но он практикуется в силу низкого социально-экономического уровня развития Ингушетии. Молодые люди, вставшие перед выбором спутницы жизни, вынуждены собирать огромные суммы денег для выплаты калыма. При наличии материальных трудностей и прибегают к умыканию невесты. Бывает так, что сами родители вынуждены дать согласие на это, чтобы избежать предстоящих материальных затрат, связанных с женитьбой. Для этого в назначенное время молодой человек в сопровождении друзей приезжает в условленное место, сажает девушку в машину и увозит в дом родственников или знакомых. Кроме «добровольного» похищения бывают и случаи насильственного увоза невесты. Тем не менее в обоих случаях после совершения похищения в дом девушки отправляется посыльный, который ставит ее семью в известность о случившемся. Для выяснения обстоятельств похищения к девушке привозят почетных стариков во главе с муллой и сестру или близкую родственницу. Они должны обязательно увидеть девушку и узнать, давала ли она согласие на умыкание. Если девушка отвечает положительно, они отправляются к ее родителям и сообщают о добровольном выходе замуж их дочери и о необходимости совершения обряда примирения (тоам бе — инг.) с семьей жениха. Иногда родители невесты такое согласие дают, и в этом случае совершается обряд примирения между будущими родственниками жениха и невесты. Но бывает и так, что родители девушки не дают согласия на ее вступление в брак с избранником. Если одобрение родителей невесты не получено в течение трех дней, имам мечети того селения, где проживает семья девушки, берет на себя обязанности отца девушки и в присутствии двух свидетелей совершает оформление брака. Имам получает выкуп за невесту (дехар — инг.) и отдает его родителям, которые вынуждены смириться. В этом случае свадьба празднуется только в доме жениха. Если и девушка, и ее родители категорически против брака и требуют вернуть девушку, то, перед тем как вернуть ее родителям, молодой человек дает очистительную присягу, что за время, пока девушка находилась с ним, ничего противоправного над ней не совершено и она, так же как и до кражи, целомудренна и честь ее не запятнана им. Подобный случай произошел в 1968 г., когда жителем селения Али-Юрт Б. была украдена выпускница Северо-Осетинского медицинского института. Когда к ней приехали родственницы, как принято в таких случаях, узнать, согласна ли она вступить в брак, девушка ответила «нет». Тогда мулла забрал ее домой и передал родителям, а молодой человек был арестован и осужден советским судом на восемь лет, поскольку, как выяснилось во время судебного следствия, он не принес обязательной очистительной присяги при возвращении девушки родителям. Не дав этой клятвы, он поставил под сомнение, что девушка целомудренна и между ними не было ничего недозволенного. Более того, девушка не имела права выйти замуж за другого и была вынуждена ждать своего жениха. По истечении указанного срока Б. вернулся из мест заключения и не захотел дать девушке «освобождение». И вновь стал посылать к ней сватов. Девушка не соглашалась выйти за него замуж, так как все эти годы она любила другого молодого человека, который хотел на ней жениться и ждал развязки событий. Родители девушки были вынуждены обратиться к старейшинам своего рода и членам местного духовенства с просьбой решить этот вопрос. Те собрались на совет: были выслушаны обе стороны и принято решение в соответствии с нормами шариата. По мусульманскому праву похищение девушки с целью совершения брака недопустимо. Мусульманка должна выходить замуж с позволения и благословения родителей, официально оформив брак в соответствии с нормами ислама <18>. Девушка вышла замуж за своего любимого мужчину, но из-за боязни совершения мести со стороны Б. молодожены уехали из Ингушетии <19>. ——————————— <18> Керимов Г. М. Указ. соч. С. 130 — 131. <19> Полевые материалы автора.

Перед тем как официально объявить о желании породниться с той или иной семьей, близкий родственник или друг семьи молодого человека приходит в дом девушки и заявляет о намерении жениха. Если он получает согласие, его родственники засылают официальных сватов. Для сватовства подходят все дни недели, кроме среды. Среди сватов должен быть мулла или другое лицо из числа духовенства. Во время сватовства определяется день свадьбы и плата за невесту (калым). В прежние времена калым как институт обычного права выполнял функцию выкупа за невесту и предназначался ее родителям. Теперь калым не предусматривает доли для родителей и весь используется на покупку приданого для невесты <20>. Эта функция калыма ближе к норме шариата — махр, и рассматривается в настоящее время как предбрачный дар самой невесте на случай вдовства или развода <21>. В настоящее время калым выплачивается сразу после согласия родителей невесты и жениха на брак. Сумма калыма и до революции, и после нее постоянно изменялась, а в последние годы эти изменения происходят под влиянием муфтията Ингушетии, который стремится регулировать жизнь общества с учетом социально-экономических изменений, — с 2000 г. она составляет 12000 руб. (ПМА). ——————————— <20> Керимов Г. М. Указ. соч. С. 130. <21> Албогачиева М. С.-Г. Указ. соч. С. 102.

В ингушском обществе полигамия — исторически сложившее явление еще в период бытования институтов обычного права, до принятия ингушами ислама. Б. К. Далгат подчеркивал, что вторую и даже третью жену заводили в тех случаях, когда первая жена не могла родить наследников или не могла справиться со всеми лежащими на ней хозяйственными обязанностями. Однако в целом это явление скорее исключение, чем правило в древнем ингушском обществе: немногие мужчины могут позволить себе повторный брак, так как это связано с дополнительными расходами на всевозможные праздники родственников жены, а также с расходами, связанными с присутствием на похоронах и поминках, где зять выступает одной из самых главных персон <22>. ——————————— <22> Далгат Б. К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2003. С. 9, 113 — 114.

Октябрьская революция с самого начала поддерживала местные обычаи и традиции народов, населяющих империю, но уже после 1920-х гг. началось повсеместное введение новых правил, регулирующих жизнь общества. В октябре 1924 г. вторая сессия ВЦИК приняла дополнительную главу Уголовного кодекса России «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта» (многоженство, принуждение девушек к вступлению в брак, вступление в брак с малолетним) <23>. На том историческом этапе в таком декрете не было необходимости, так как перечисленные явления не были массовыми. Это наглядно демонстрируют данные за 1926 г.: в Ингушетии на 100 женатых мужчин приходилось 111 замужних женщин <24>. Но новая власть строила новую жизнь, и такое явление, как пережитки прошлого, подлежало искоренению. ——————————— <23> Патиев Я. Указ. соч. С. 97. <24> Тусиков М. Л. Ингушетия. Экономический очерк. Владикавказ, 1926. С. 55.

Уголовный кодекс РСФСР в окончательной редакции был опубликован в 1926 г. Он был дополнен ст. X «Преступления, составляющие пережитки родового быта». В ней предусматривались наказания за следующие преступления. Похищение и приравненное к нему принуждение женщины к вступлению в брак каралось лишением свободы до двух лет. Уплата и получение калыма — лишением свободы или принудительными работами сроком до одного года. При этом наказание сопровождалось конфискацией полученного калыма или соответствующим штрафом. За многоженство были предусмотрены принудительные работы сроком до одного года или штраф до 1000 руб. Брак, заключенный с лицом, не достигшим брачного возраста, предполагал наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет, а с не достигшим половой зрелости — сроком до восьми лет <25>. ——————————— <25> Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. С. 125.

В 1930-х гг. в одном из ингушских селений произошел следующий случай: была украдена девушка в возрасте 15 лет. Укравший ее мужчина уже имел жену, но она оказалась бездетной. Девушка должна была стать второй женой. Однако девушка отказалась выходить за него замуж, и он вернул ее родителям. Мужчину осудили в советском суде и посадили в тюрьму. Между тем мужчина в отместку не дал очистительную присягу, таким образом, девушка не могла выйти за другого мужчину замуж. В результате после его возвращения из тюрьмы она вынуждена была выйти за него замуж <26>. ——————————— <26> Полевые материалы автора.

Еще в 1994 г. Президент Республики Р. С. Аушев приостановил применение на территории республики статей действовавшего в то время Уголовного кодекса РФ (1960 г. редакции) относительно ответственности за многоженство и предоставление выкупа за невесту, ссылаясь при этом на местные традиции и демографические проблемы. Подчеркнем, что в этом стремлении Р. С. Аушева смешались адатные (предоставление выкупа за невесту) и шариатские (разрешение мусульманину иметь до четырех жен) нормы. Девятнадцатого июля 1999 г. Указом Президента Республики Ингуш етия Р. С. Аушева «О некоторых вопросах государственной регистрации заключения браков» в Республике Ингушетия гражданам мужского пола было разрешено вступать в брак с лицами женского пола, не состоящими в браке, до четырех раз. Р. С. Аушев планировал впоследствии внести в Государственную Думу РФ в качестве законодательной инициативы проект федерального закона о внесении дополнения в ст. 14 Семейного кодекса РФ, исходя из положений принятого Указа <27>. Министерство юстиции РФ не только не одобрило данный шаг Президента Республики Ингушетия, но и признало данный Указ противоречащим основам российского законодательства. Между тем в самой республике со времени издания Указа официально было зарегистрировано множество подобных браков. ——————————— <27> Патиев Я. Указ. соч. С. 331.

Сторонники многоженства обычно так обосновывают необходимость данного брачного института для ингушского общества: «…женщин в Ингушетии больше, чем мужчин, а старая дева никому не нужна. В ингушском обществе, если у супруги нет детей, то муж, не разводясь с ней, берет вторую жену» <28>. ——————————— <28> Арапханов У. А. Право и ислам в Ингушетии // Ислам и право в России / Сост. И. Л. Бабич, Л. Т. Соловьева. Вып. 1. С. 79.

В этот период действительно в Ингушетии находилось огромное количество женщин, эмигрировавших туда из Чечни и Северной Осетии <29>. Переизбыток женщин привел к тому, что родители были готовы отдавать своих дочерей замуж даже без уплаты брачного выкупа — калыма. На этой волне многие мужчины обзавелись несколькими женами. Причем «первые» жены чаще всего были не согласны с этим и разводились со своими мужьями <30>. ——————————— <29> Султыгов К. Х. О положении мусульман в Ингушетии // Там же. С. 81. <30> Полевые материалы автора.

Спустя пять с половиной лет, 16 февраля 2006 г., Законом Республики Ингушетия N 11-РЗ этот Указ был отменен в связи полным противоречием с Семейным кодексом Российской Федерации <31>. За период действия Указа в Ингушетии успели оформить браки многие многоженцы. В результате возникающие спорные вопросы, связанные с бракоразводными процессами такого характера, решаются только в созданном в те же годы шариатском суде <32>. Дело в том, что многие ингушки, вступая в полигамный брак, не имели ни малейшего представления о том, что по законам Российской Федерации они совершенно бесправны. Тем не менее большинство из них готовы это делать: согласны вступить в брак второй, третьей или четвертой женой, часто с одной лишь целью — завести ребенка. Ведь по ингушским обычаям женщина не может иметь внебрачных детей. Выйти замуж за иноверца или представителя другой национальности она тоже не может — это не позволяется ингушскими адатами, хотя по шариату таких ограничений нет — лишь бы мужчина был мусульманином. Влияние ингушских адатов очень велико, и многие ингушки остаются старыми девами на всю жизнь, так и не создав семью. Конечно, и в ингушской среде встречаются исключения из правил: очень малая, незначительная часть женщин выходит замуж за иноверцев. Но чаще всего такая женщина бывает отвергнута семьей и обществом. ——————————— <31> Патиев Я. Указ. соч. С. 331. <32> Полевые материалы автора.

Многие женщины соглашаются на брак с женатым мужчиной из страха одиночества и так как нет других претендентов в мужья. Некоторые женщины даже не просят раздела имущества, особенно если они разводятся после рождения девочки. Опишем происшедший недавно случай: одна ингушка вышла замуж за женатого мужчину и стала его третьей женой. В беседе с нами она рассказала, что вступить в брак ее заставили обстоятельства. Она к периоду вступления в брак была дипломированным специалистом, имела хорошую работу, квартиру, прилично зарабатывала. Но у нее не было семьи, а ей уже исполнилось 38 лет. Желание иметь детей заставило ее поступиться собственными принципами, и она вышла замуж за женатого мужчину. Главная причина такого шага состояла в том, что, соблюдая ингушские обычаи, она не могла родить внебрачного ребенка. Будучи третьей женой, тем не менее она испытала морально-психологическое давление со стороны и его родных, и своих близких, и коллег, так как от нее такого поступка не ожидал никто <33>. ——————————— <33> Там же.

В целом общественное мнение в Ингушетии негативно настроено к многоженству. По шариату мужчина имеет право брать себе в жены до четырех женщин, но при условии, что он сможет создать им равные условия и ко всем относиться одинаково, посещая каждую из них по графику. Но ингушским мужчинам, как, впрочем, и всем остальным россиянам, это не под силу. Женщина ощущает свою ущербность в полигамном браке, да и законы Российской Федерации делают ее положение бесправным.

(Окончание см. «История государства и права», 2009, N 20)

——————————————————————