Личность совершившего преступление, связанное с жестоким обращением с животными

(Саратова О. В.)

(«Общество и право», 2009, N 5)

ЛИЧНОСТЬ СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ

С ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ С ЖИВОТНЫМИ

О. В. САРАТОВА

Саратова Оксана Владимировна, делопроизводитель ОНиРИО Воронежского института МВД России.

Проанализированы и изучены характеристика личности, совершившей преступление, связанное с жестоким обращением с животными, на основании которого можно говорить о системе мер предупреждения данного вида преступности.

Ключевые слова: динамика преступления, комплексный подход, система мер предупреждения, противоправное поведение, статистические данные.

Characteristic of a persen who commited a crime, connected with the cruel treatment of animals is analysed and studied, on the basis of that we can speak about the system of measure of prevention of this type of crime.

Key words: dynamic of crime, complex approach, the system of preventive of measures warning, illegal behaviour, statistical data.

Изучая проблему личности преступника, необходимо отметить, что она является основой для криминологии, так как именно с ней связаны все научные исследования, касающиеся негативного общественного явления, называемого преступностью.

Некоторые ученые считают, что нет смысла в общем понятии «личность преступника». Основное свойство личности преступника — это преступление уголовного закона. Поэтому вполне достаточно понятия «субъект преступления», под которым разумеется общественно опасное вменяемое лицо, достигшее определенного возраста, виновно, противоправно совершившее преступление (по УК РФ — с 14 либо с 16 лет) [1, с. 16].

Ряд ученых представляют личность преступника как совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления [2, с. 37]. Данное понятие наполнено большим криминологическим смыслом, так как выделены не все свойства личности, а только те, которые непосредственно участвуют в формировании убеждения и допустимости преступного способа достижения цели.

С учетом сказанного, в структуре личности преступника, совершившего преступление в сфере жестокого обращения с животными, мы выделяем ряд подструктур:

одна из них включает в себя такие социально-демографические признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;

другая подразумевает уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;

в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;

четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;

пятая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т. д. (имеются в виду социальные проявления этих признаков).

Выборочные данные исследований, статистические данные дают возможность проанализировать и установить феноменологические и сущностные признаки личности, жестоко обращающейся или склонной к такому обращению с животными; лиц, совершивших преступление, связанные с жестоким обращением с животными. Они свидетельствуют о том, что:

среди преступников значительно больше мужчин (95%), чем женщин (5%). Объяснить это можно тем, что к женщинам общество проявляет повышенные требования по соблюдению моральных и нравственных норм поведения, а также физиологическими особенностями и социальными ролями;

возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях. Автору хотелось бы отметить, что больше всего преступлений совершается несовершеннолетними подростками, которые ради забавы издеваются над животными, и, как правило, данные преступления совершаются группой лиц в возрасте 14 — 17 лет (40%), затем следует группа лиц 18 — 24 года (20 — 25%), наибольшая криминальная активность характерна для лиц в возрасте 25 — 29 лет (около 35%) и наконец 30 — 40-летние (около 10 — 15%).

Наши исследования убедительно свидетельствуют о том, что личность, склонная к совершению преступления, связанного с жестоким обращением с животными, находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей.

Возникновение депривации связано зачастую с тем, что, по мнению Ю. М. Антоняна, многие дети рождаются нежеланными и, как следствие, чувствуют свою отторженность, ненужность. Отсутствие заботы и внимания в семьях ведет к слабой адаптации, затем на этом фоне у таких людей интенсивно развивается тревожность в виде беспредметного страха, который впоследствии обусловливается в виде неосознанности источника опасности. Тревожность проявляется в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. Тревожность способна активно стимулировать преступное поведение, а именно в момент, когда индивид ощущает необходимость защиты от людей или явлений, личностно воспринимаемых в качестве угрожающих или деструктивных. Возникающий в таких случаях страх, переходящий в страх небытия, приводит к нарушению самосознания. Этот страх является мощным стимулом преступных действий, а привычные ценности отходят на второй план. Тревожность может выступать не только как постоянное, фундаментальное свойство личности, но и как временное состояние [3]. Семейное положение и особенно воспитание оказывают влияние на формирование личностных качеств. Фактические нелегкие брачные отношения и раздельные бюджеты родителей, неполные семьи, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов поведения, противоречащего законопослушанию, один ребенок в семье или, наоборот, много детей, детдомовское воспитание — все эти факторы являются очень важными для формирования мировоззрения личности.

Интересно и то, что коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди, не успевшие обзавестись семьей). Изученные нами материалы позволяют сделать вывод о том, что большинство лиц, совершающих преступления, связанные с жестоким обращением с животными, не состоят в официальном браке (68%). Наличие семьи в целом является стабилизирующим фактором, кроме того, садистские наклонности исследуемых личностей, в свою очередь, являются препятствием для создания семьи.

В ходе проведенных нами исследований семейного неблагополучия выявлено, что корни многих проблем кроются в морально-психологическом климате семьи. Тот факт, что распадается половина семей, уже сам о многом говорит. В стране ежегодно отказываются от новорожденных полтысячи матерей, вне брака рождается около 8000 детей, из них более чем у 300 несовершеннолетних матерей. Рост бедности, семейный алкоголизм, увеличение количества неполных семей ведут к тому, что снижаются моральные устои, родители не желают воспитывать своих детей в соответствии с правовыми нормами. Из проведенных нами исследований необходимо отметить следующее:

около 50% родителей несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на внутришкольном учете и учетах инспекций по делам несовершеннолетних, проявляют безразличие к образу жизни своих детей, не интересуются их времяпровождением в свободное от учебы время;

в 20% таких семей подростки предоставлены сами себе, а в 50% случаев контроль осуществляется от случая к случаю;

около 30% этих подростков ночное время проводят на улицах, уходят из дома (из них около 70% в возрасте с 16 до 18 лет), тем самым пополняя антиобщественно направленные группы;

немногим более 30% подростков-правонарушителей воспитывалось в неполной семье, где в 92 случаях из 100 отцы фактически не являлись членами семей;

образовательный уровень родителей подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, на 20% ниже общеобразовательного уровня населения;

у многих несовершеннолетних (около 15%) один из родителей либо оба родителя (1,7%) были ранее судимы, а в 5,3% случаев были лишены родительских прав.

Таким образом, несмотря на то, что примерно около 70% подростков, совершивших преступления и правонарушения, воспитывались в полных семьях, их социальное, материальное положение и психологический климат зачастую все же способствуют негативному влиянию на детей, и, как следствие, ребенок постоянно находится в напряжении, у него развиваются агрессия и негатив к окружающему миру, он озлоблен настолько, что готов наброситься на любого, но, понимая, что может получить ответную реакцию, пытается вынести свое зло на животных (кошках, собаках и т. п.), восхищаясь своим превосходством над ними. Исследования влияния негативного потенциала семьи показали, что он может быть в значительной степени усилен за счет действия субъективных факторов, выражающихся в асоциальном поведении родителей. Семья нуждается как в хорошо спланированной социально-экономической политике, где ей было бы определено место, соответствующее ее роли в обществе, обеспечивающее социально-экономическую поддержку в воспитании детей, так и в строгом контроле со стороны общества и государства по воспитанию детей в семьях с явно выраженным асоциальным поведением родителей. Значит, и в этом направлении должна строиться государственная семейная политика.

Имея такой комплексный подход к изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя, в частности по поводу жестокого обращения с животными, можно серьезно говорить о системе мер предупреждения преступности несовершеннолетних, в частности по поводу жестокого обращения с животными. Иначе отрицательное влияние семьи на подростков будет постоянно увеличиваться.

Не менее важной социальной чертой являются данные о трудовой деятельности и об отношении к труду. За последние годы можно отметить весьма неблагоприятные тенденции, так как резко снизилось число работающих лиц и возросло число безработных. Лица, привлекаемые к ответственности за жестокое обращение с животными, являются рабочими, как правило, низкой квалификации (это лица, находящиеся на социальном обеспечении, без постоянного источника дохода, в крайнем случае наемные рабочие), около четверти из них — представители рабочих профессий. У людей, имеющих много свободного времени, как правило, проводимого в асоциальных группах, даже при возможности трудиться в результате сформировавшийся привычки к праздности не возникает желание работать, все чаще появляется желание и возможность к употреблению спиртного, а в состоянии алкогольного опьянения, как уже было отмечено, совершается более 40% преступлений, связанных с жестоким обращением с животными. Но хотелось бы отметить, что лица, совершающие преступления, связанные с жестоким обращением с животными, не имеют судимости.

Наши исследования позволяют сделать необходимые выводы и сформировать определенную модель криминогенной личности, склонной к совершению данных преступлений. На основании анализа уголовных дел о преступлениях, связанных с жестоким обращением с животными, можно сформировать портрет такой личности: ей свойственна в большинстве случаев хулиганская (75%) и корыстная (15%) мотивация.

Портрет исследуемого типа личности выглядит следующим образом. Это мужчина в возрасте 25 — 30 лет, не работающий и не учащийся, в браке не состоит, имеющий средне-специальное образование. Однако хотелось бы отметить, что данный показатель характерен для лиц, совершающих подобные преступления из хулиганских побуждений [4]. Если же преступления, связанные с жестоким обращением с животными, совершаются с целью обогащения (ресторанный бизнес, эксперименты, ради ценного меха), то для таких лиц, как правило, характерно наличие высшего образования.

Круг интересов, потребностей, возможности достижения поставленных целей в большей степени зависит от знаний. Статистические данные и выборочные исследования за 2008 г. показывают, что структура личности преступника по образовательному уровню несколько изменилась. Если еще недавно лица с высшим образованием составляли примерно 1%, с неполным средним 33%, с полным средним 48% [5], то в настоящее время лица, совершающие преступления, связанные с жестоким обращением с животными, не имеют высшего образования вообще.

При определении значения различных психологических свойств личности, совершающей преступление, связанное с жестоким обращением с животными, необходимо достаточно системное изучение данного субъекта, так как его нельзя рассматривать как набор психологических функций и свойств ввиду ее целостности; психологические стимулы криминогенного поведения вообще недоступны для непосредственного воспитания, а самоотчеты и самооценки данных индивидов характеризуется определенной ограниченностью и недостоверностью; криминогенная личность осознанно или подсознательно маскируется и психологически защищается, тем самым препятствуя проникновению в свой внутренний мир; само по себе ни одно искомое свойство не может быть определяющим в силу нелинейной зависимости криминального поведения от множества взаимодействующих причин и условий субъективного и объективного характера.

Иногда мы задаемся вопросом: почему конкретный субъект совершает то или иное преступление? Прежде всего, необходимо иметь в виду, что внешний акт совершения противоправного поступка обычно не происходит спонтанно (не считая случайных правонарушений), он почти всегда подготовлен более или менее длительным процессом формирования личности, принятия решения и выбора средств для его осуществления. Противоправному проступку предшествует ряд этапов психической деятельности субъекта, которые постепенно формируют антиобщественную направленность поступка и его фактическое осуществление. Именно в этом процессе и происходит вычленение противоправного поведения из более широкой системы социально полезных действий, повседневно совершаемых тем же субъектом. Постепенно, по крупицам складываются элементы будущего антиобщественного поступка, образуются его основные черты.

Для того чтобы модель динамики состояния преступлений, связанных с жестоким обращением с животными, в конкретном регионе отражала не только динамику развития данного вида преступлений под влиянием социальных процессов, но и явления самодетерминации (процесс самоопределения, порождения) преступности, а также деятельность правоохранительной и профилактической систем и другие специфические факторы, необходимо, на наш взгляд, в системе органов внутренних дел нацелить участковых на взаимодействие с общественными организациями (клубы любителей собак, кошек и т. п.) по профилактике этих преступлений и по выявлению фактов жестокого обращения с животными, также порекомендовать сотрудникам правоохранительных органов уделить внимание анализу социально-групповых и личностных характеристик населения на обслуживаемой ими территории, а также исследовать:

особенности социальной среды до начала перестройки, в период перестройки и период реформ;

характеристику населения в указанные периоды, его социальные типы;

изменение социальной среды и типов личности, характеристик разных социальных групп и социально-этнической структуры населения;

трансформации условий взаимодействия среды и населения, типов личности;

зависимость между уровнем хулиганства и преобладанием в составе населения определенных социально-экономических групп, характеризующихся повышенной криминогенностью (подростки 14 — 17 лет, мужчины 18 — 29 лет, городские и сельские жители с низким образовательным уровнем, приезжие, беженцы и др. категории мигрантов);

характеристику образа жизни населения, семейного состава, форм общения, мобильности, профессиональной и социально-культурной мотивации, потребностей, соседских связей, учебных заведений;

интенсивность конфликтных ситуаций, складывающихся в жизни населения (время, место, дни недели, праздничные дни);

степень распространенности таких видов асоциального поведения, как пьянство, наркомания, тунеядство и др.;

особенности нравственно-правового сознания населения;

различия в социально-экономических и демографических факторах (условия труда, интенсивность миграции).

Литература

1. Личность преступника. М., 1975.

2. Криминология. М., 1979. С. 105; Лейкина Н. С. Криминология о преступнике. Л., 1978.

3. Цит. по: Кургузкина Е. Б. Учение о личности преступника: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002.

4. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН Т. Б. Дмитриевой и проф. Б. В. Шестаковича. СПб.: Изд-во «Юрид. центр Пресс», 2002.

5. ИЦ ГУВД по Воронежской области.

——————————————————————