Интеллектуальные особенности юношей, имеющих опыт употребления психоактивных веществ

(Белоусова А. К., Евсеева О. Е., Николаев А. Ю.)

(«Юридическая психология», 2013, N 4)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ,

ИМЕЮЩИХ ОПЫТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

А. К. БЕЛОУСОВА, О. Е. ЕВСЕЕВА, А. Ю. НИКОЛАЕВ

Белоусова Алла Константиновна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования факультета педагогики и практической психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону).

Евсеева Оксана Евгеньевна.

Николаев Алексей Юрьевич.

Статья посвящена анализу уровня интеллекта у юношей, имеющих и не имеющих опыт наркопроб. Приведена статистическая оценка результатов в контрольной и экспериментальной группах исследования. Изложены различные подходы к изучению проблемы когнитивных функций «донаркотической» личности, а также личности наркомана. Эмпирически определен статистически значимый когнитивный компонент психологической готовности в юношеском возрасте к употреблению психоактивных веществ. Показана возможность использования психофизиологического исследования с применением полиграфа в разработке подходов к кримпрофилактике девиаций поведения, а также освещен социальный аспект проблемы. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности практического психолога.

Ключевые слова: наркомания, психоактивные вещества (ПАВ), психофизиологическое исследование с применением полиграфа, юношеский возраст, когнитивные функции, интеллектуальные способности, кримпрофилактика, социальный стереотип.

Intellectual peculiarities of youngsters experienced in consumption of psychoactive substances

A. K. Belousova, O. E. Evseeva, A. Yu. Nikolaev

The article is devoted to analysis of the level of intellect of youngsters experienced in drug consumption; provides statistical evaluation of results in control and experimental groups of investigation; describes various approaches to study of the problem of cognitive functions of a pre-narcotic personality and the personality of a drug addict; empirically establishes the statistically significant cognitive component of psychological readiness in the young age to consumption of psychoactive substances; demonstrates the possibility of use of psychophysiology research with application of a polygraph for working out of approaches to crime prevention of deviations of behavior; and notes the social aspect of the problem. The results can be used in activities of a practicing psychologist.

Key words: drug addiction, psychoactive substances, psychophysiology research with application of a polygraph, young age, cognitive functions, intellectual abilities, crime prevention, social stereotype.

Постановка проблемы

Наркомания занимает одну из ведущих позиций в перечне групп социально значимых заболеваний по данным ФГУ «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Росздрава» за 2009 г. [7]. Причины наркотизации молодежи в разное время пытались выявить как отечественные, так и зарубежные ученые (М. Е. Позднякова, В. В. Козлов, Д. В. Четвериков, О. Ю. Штакельберг, , P. Carl, B. Sharma, D. Kandel, A. Cohen и др.). При этом большинство работ было посвящено изучению психологических особенностей лиц с уже развившимся заболеванием — наркоманией (П. Б. Ганнушкин, А. Личко, С. Б. Белогуров, С. В. Березин, N. Lesswing и R. Dougherty, D. Nurco и M. Batter, R. Neiss, R. Caputo и др.).

Несмотря на неоднократно предпринимаемые со стороны ученых попытки определения детерминант и причин приобщения личности к употреблению психоактивных веществ, на сегодняшний день однозначной определенности в этом вопросе не достигнуто. Проводились работы по составлению так называемого профиля «донаркотической личности» , однако, как отмечала автор, сформулировать определенный и убедительный «портрет» невозможно. В области изучения когнитивных функций у лиц, склонных к употреблению ПАВ на сегодняшний день проведено незначительное количество исследований. Так, А. Погосов в статье «Гашишная наркомания» [3] указывает, что каннабис значительно ухудшает познавательные функции, при этом отмечается снижение интеллекта и нарушение памяти. Автор также приводит замечание Ж. Буке (1951), что эффект препаратов из конопли, которые условно называют «ядами интеллекта», заключается, в частности, в ослаблении логико-мнестических функций.

В. И. Рерке, проводя анализ литературных источников по исследованию наркозависимого поведения в подростковом возрасте, приводит работы F. A. Ames (1986), В. А. Жмурова, Л. Г. Красовской (1991), П. Д. Шабанова, О. Ю. Штакельберга (2002). Эти авторы, среди возможных причин наркотизации, отмечают интеллектуальные факторы, как определяющие приобщение подростков к наркотикам [6]. Далее В. И. Рерке указывает на работы зарубежных ученых: F. Ames (1986), J. Swisher (1970), Weiner (1973), J. Halikas (1982), которые проводили исследования в направлении раскрытия изменений когнитивных связей у наркомана и пришли к выводам, что для них характерно следующее: ослабление памяти, дефицит внимания, деформация восприятия времени, возможные галлюцинации [6].

В приведенном обзоре литературы показано, что исследований интеллектуальной сферы человека на этапе формирования наркотической личности крайне мало. Работы, изучающие интеллектуальные особенности так называемой «донаркотической» личности, единичны.

В связи с этим исследование, направленное на выяснение возможной зависимости уровня интеллекта и готовности к наркопробам у лиц юношеского возраста, представляется актуальным и практически востребованным, в том числе для решения задач криминалистической профилактики.

Целью нашего исследования явилось определение интеллектуальных особенностей человека как одной из составляющей когнитивной компоненты психологической готовности юношей к употреблению ПАВ у юношей (на примере кандидатов на учебу в высшие военные образовательные учреждения России).

Криминалистическая профилактика правонарушений, связанных с употреблением ПАВ, может быть основана в том числе и на выявлении психологической готовности к наркотизации объектов криминалистическо-профилактического воздействия, а также с применением специфических превентивных мер, затрудняющих реализацию правонарушений, в сфере незаконного оборота ПАВ.

К криминалистическим средствам предупреждения такого рода правонарушений могут быть отнесены «все средства, разработка, усовершенствование и использование которых с целью предупреждения преступлений возможны на базе науки криминалистики независимо от источника возникновения и первоначальной цели их создания» [8].

К указанным средствам относится психофизиологическое исследование с применением полиграфа (ПФИ), в условиях кадрового отбора проводимое в том числе для диагностики наличия в памяти исследуемого лица информации о скрываемых наркопробах или совершении правонарушений, связанных с незаконным оборотом ПАВ [10].

Методы и процедура исследования

Одной из задач, необходимых для реализации поставленной цели, является изучение интеллектуальных особенностей юношей, имеющих в своем жизненном опыте хотя бы одну наркопробу. Исследование интеллектуальных особенностей указанной категории лиц проводилось с помощью методик диагностики интеллектуальных способностей: краткого ориентировочного теста (КОТ) и теста «Домино» (D-48). Контроль за достоверностью сообщаемой обследуемыми лицами информации в отношении наличия/отсутствия наркопроб проводился с помощью ПФИ. При проведении ПФИ использовались компьютерные полиграфы ПИК-01А.

КОТ относится к группе тестов исследования общих умственных способностей, разработанных для быстрой предварительной оценки интеллекта человека [5]. Тест состоит из 50 заданий различной сложности и предназначен для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности и предусматривает диагностику ряда «критических точек» (А. Анастази) интеллекта. Цель теста — определение интегрального показателя «общие способности», тесно связанного с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые «выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности».

Методика D-48 была разработана английским психологом А. Энстеем в 1943 году и предназначена для измерения невербальных интеллектуальных способностей у лиц старше 12 лет [4]. Тест содержит гомогенный стимульный материал — различные комбинации фишек домино; состоит из 48 заданий. Цель теста — определение уровня развития основных невербальных функций интеллекта.

ПФИ является диагностическим исследованием памяти человека с применением технического средства регистрации физиологических процессов (полиграфа), предназначенного для контроля физиологических реакций обследуемого, возникающих в ответ на предъявляемые ему специально подобранные, сформулированные и сгруппированные вопросы (стимулы) [2. С. 14 — 18; 9. С. 46 — 47, 52 — 55].

ПФИ, направленное для решения задач подбора и расстановки кадров, является частным методом криминалистической профилактики правонарушений [11]. В настоящее время ПФИ вводится в практику кадрового отбора кандидатов на учебу многих военных вузов России.

ПФИ проводилось в соответствии с требованиями «Методики выполнения опросов с использованием полиграфа в целях профессионального отбора кадров» (Институт криминалистики ЦСТ ФСБ России, 2005 г.).

Исследование проводилось в период с 2008 по 2010 г. на лицах из числа учащихся МОУ СОШ и колледжей Ростовской области. Выборка составила 338 человек (юноши от 15 до 23 лет, средний возраст 17 — 18 лет). По результатам психодиагностической беседы и набора дополнительных тестов (ММИЛ в редакции Березина, 16-факторный ЛО Кеттелла, проективной методики «Дом. Дерево. Человек») у представителей данной выборки значимых психических отклонений не было выявлено. ПФИ указанной возрастной группы осуществлялся при условии добровольного согласия, как самих исследуемых лиц, так и их родителей (либо лиц, их замещающих).

В контрольную группу были отобраны лица, отрицавшие факт наркопроб, по результатам ПФИ которых был сделан вывод об отсутствии в их памяти информации о скрываемых наркопробах (167 человек).

В экспериментальную группу (171 человек) были отобраны лица, имеющие опыт хотя бы однократного приема ПАВ; данная информация была получена от исследуемых лиц как до ПФИ (71 человек), так и по результатам ПФИ (100 человек); во втором случае сокрытие информации по факту наркопроб было подтверждено впоследствии признанием данного факта самими исследуемыми.

Обсуждение результатов

Вне зависимости от социальных различий и базовых свойств личности, физиологические реакции всех представителей выборки (лиц, воспитывающихся в детских домах, приютах, и лиц из благополучных полных семей) были адекватны ситуации проведения ПФИ и позволяли определить индивидуальный комплекс информативных признаков сокрытия ситуационно-значимой информации, использовавшийся при оценке результатов предъявления тестов, направленных на решение диагностических задач ПФИ.

Следует отметить, что известный социальный стереотип, заключающийся в том, что лица из менее обеспеченных социальных слоев населения больше предрасположены к пробам ПАВ наше исследование не подтверждает.

Результаты тестов КОТ и «Домино» были подвергнуты статистическому анализу по непараметрическому критерию Манна-Уитни (Mann-Whitney U test). Проводилось сравнение двух независимых выборок. Обработка производилась по показателям каждого теста отдельно программой статистического анализа «BioStat»-2009 [12].

Статистический анализ показателей краткого ориентировочного теста (КОТ) выявил отсутствие статистически значимого различия (p > 0,05) в результатах двух выборок. Статистически значимое различие получено по показателям теста «Домино» (p < 0,05). При этом показатели теста D-48 в экспериментальной группе достоверно ниже показателей того же теста в контрольной группе.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что значимых различий в показателях уровня общих умственных способностей у юношей, как имеющих опыт хотя бы единичной наркопробы, так и не имеющих таковой, «Краткий ориентировочный тест» не выявляет. По результатам методики «Домино» определяется средний уровень развития основных невербальных функций интеллекта, способности отыскивать связи, выявлять отношения и зависимости между предметами и явлениями. При этом в экспериментальной группе наблюдается ухудшение способности отыскивать связи, выявлять отношения и зависимости между предметами и явлениями. Интерес вызывает обнаруженный нами факт, что у лиц, входящих в экспериментальную группу, выявляется статистически значимое снижение уровня невербальных функций интеллекта.

Данный результат свидетельствует о том, что в экспериментальной группе недостаточно развиты умения определять закономерности, выявлять принципы, понимать взаимосвязи. Эти интеллектуальные операции составляют структуру мышления человека, определяя его способности к прогнозированию и решению мыслительных задач. Отсутствие способности выстраивать последовательность событий, прогнозировать ход их развития, выступающих следствием определенного явления в настоящем, недостаточный уровень развития этих операций может выступать основой некритического принятия ситуаций и, как следствие, осуществления возможных рисковых и девиантных форм поведения. Таким образом, отсутствие высокого или должного среднего уровня развития логического мышления у юношей может выступать одной из составляющих когнитивного компонента психологической готовности к употреблению психоактивных веществ.

Литература

1. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. СПб., 2008.

2. Николаев А. Ю. Психофизиологическое исследование памяти как метод криминалистической диагностики // Юридическая психология. 2011. N 4.

3. Погосов А. Еще раз о зависимости от производных конопли, от гашиша и марихуаны: эпидемиология, клиника, последствия употребления, лечение // URL: http://www. narcom. ru/publ/info/259 (дата обращения: 05.01.2013).

4. Психологическое консультирование — Домино-тест (D-48) // URL: http://rutracker. org/forum/viewtopic. php? t=1839462 (дата обращения: 07.01.2013).

5. Психологическое консультирование — Методика КОТ // URL: http://rutracker. org/forum/viewtopic. php? t=1839558 (дата обращения: 13.01.2013).

6. Рерке В. И. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика. Иркутск, 2008; URL: http://rudocs. exdat. com/docs/index-59579 (дата обращения: 13.01.2013).

7. Социально значимые заболевания населения России в 2009 г. (статистические материалы) / ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава». Коллектив авторов. М., 2010.

8. Фридман И. Я. Судебные экспертизы и вопросы предупреждения преступлений: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1974. С. 15.

9. Холодный Ю. И. Опрос с использованием полиграфа и его естественнонаучные основы // Вестник криминалистики. 2005. N 1(13) — 2(14).

10. Холодный Ю. И. Опрос с использованием полиграфа как системная мера криминалистической профилактики преступлений // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: Сб. материалов к 200-летию МВД России. Ростов-на-Дону, 2002. С. 284.

11. Холодный Ю. И. Применение полиграфа в России: современный уровень и перспективы развития // Российский следователь. 2003. N 10; URL: http://www. liedetector. ru/pub/pub04.php (дата обращения: 15.02.2013).

12. AnalystSoft Inc., BioStat // Версия 2009. URL: www. analystsoft. com/ru/ (дата обращения: 01.12.2012).

——————————————————————