Размышления о состоянии современной юридической науки (отрывки занятий с аспирантами по теории права)

(Спиридонов Л. И.) («История государства и права», 2009, N 24)

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ (ОТРЫВКИ ЗАНЯТИЙ С АСПИРАНТАМИ ПО ТЕОРИИ ПРАВА)

Л. И. СПИРИДОНОВ

Спиридонов Лев Иванович, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Излагать вербально чужие мысли — дело не только неблагодарное, но порой и просто наказуемое… Поэтому заранее просим извинить, если некоторые идеи Л. И. Спиридонова неверно истолкованы и воспроизведены. Однако нами двигало только желание отдать должное памяти учителя, поделиться минутами общения с живым ученым, которые довелось испытать… Вниманию читателей предлагается материал, состоящий из неопубликованных ранее отрывков занятий с аспирантами Л. И. Спиридонова. Составитель — кандидат юридических наук, доцент Алла Георгиевна Москвина, комментарии доктора юридических наук, профессора Ильи Львовича Честнова.

…Надо научиться изучать текст <1>. Способы изучения текста: 1) канонический подход; 2) прикладное значение (текст — источник текста); 3) не использовать текст, а делать новый текст на основе опыта, наблюдения, обобщения. ——————————— <1> Текст Л. И. Спиридонов трактовал (в завершающий период жизни) в широком смысле слова как знаковую систему, хотя к высказыванию постструктуралистов (например, Ж. Деррида), что «все есть текст» относился как к метафоре. В то же время он считал эвристически ценными, по крайней мере интересными и заслуживающими внимания и использования в юриспруденции, достижения современной лингвистики, семиотики. Поэтому право во всех его проявлениях можно рассматривать как знаковую систему, отсылающую к смыслу и значению права. О текстовой природе права см. подробнее: Поляков А. В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование): Дис. … докт. юрид. наук. СПб., 2002. С. 9, 53 — 55; Александров А. С. Введение в судебную лингвистику. Н. Новгород, 2003. С. 12 — 98.

Подходы: 1) канонический (введение, но не наука) — изучение, постижение; 2) сомнение (начало науки — ересь, сомнение в каноническом тексте) — первый вопрос порождает новый текст, где идет критика канонического текста; 3) опыт (обобщение, основанное на изучении самого предмета). Например, американские социологические теории XX в. все основаны на опыте. Язык — первое препятствие на пути познания текста и шире — права. Язык — первый фильтр между предметом познания и познанием <2>. ——————————— <2> Язык выступает фильтром и одновременно ограничителем (препятствием) на пути познания права по причине формализации правовой реальности (можно сказать, экзистенции, бытия права). Право, как сложное, многогранное явление, не может быть однозначно выражено в законченной системе знаков, последняя всегда огрубляет, искажает бытие права, хотя постижение права без определения его формы (как первичного этапа изучения) невозможно. Здесь проявляется противоречие языка и речи, мысли и языка. «Идея о том, что смысл того, что может быть сообщено через посредство языка, — пишет известный лингвист Б. М. Гаспаров, — относительно независим от той конкретной языковой формы, в которую этот смысл может быть уложен в высказывании на том или ином конкретном языке, неоднократно выдвигалась в истории философской, лингвистической и эстетической мысли. Такой подход к проблеме соотношения мышления и языка характерен для направления мысли, которое можно с некоторой условностью назвать классицистическим, поскольку его истоки восходят к античной и неоклассической картезианской логике и грамматике. Для этих течений характерно выдвижение на первый план универсальности законов человеческого мышления, не зависящих от того языка, на котором говорит то или иное человеческое сообщество; выражаемый в языке смысл понимается как изначальный, независимый от языкового воплощения феномен, свойства которого определяются всеобщими законами логики, а не разнообразными формами выражения, встречаемыми в разных языках. С другой стороны, не менее мощное развитие в истории мысли получило противоположное направление, исходящее из того, что всякая мысль нераздельно связана с языковой формой, в которую она воплощается, так что всякое изменение формы выражения означает изменение мысли. Такой подход был в особенности характерен для романтического и модернистического (неоромантического по своей сути) понимания мышления как духовного мира, имеющего национально специфичный характер, неотделимый от строя языка, и отпечатавшегося в нем исторического опыта народа. Философский спор о том, что первично — «мысль» или «язык», так же вечен, как эстетический спор между сторонниками «классической» и «романтической» духовной ориентации. Применительно к лингвистическим теориям Нового времени можно сказать, что структуральная лингвистика и поэтика исходят из представления о неразрывности плана содержания и плана выражения языкового знака, тогда как генеративная грамматика и семантика, напротив, утверждают примат универсального доязыкового «смысла» над его реализацией в конкретном «тексте», построенном по правилам конкретного языка». См.: Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996. С. 288 — 289.

Культура — второй фильтр… Логика: если развитие идет, то S в конце рассуждения уже S не будет (если рассуждение длится век и два). Парадигмы: 1) марксистская; 2) интуитивная; 3) опытного знания (наблюдение). Характеристика советской юриспруденции. Материалистический подход: материальная деятельность (базис) — основа всех надстроек (государства, права и проч.). Основной вопрос философии: что первично — отдельные индивиды или коллектив? Для материалиста — коллектив. По Спиридонову — общность (общности разные) <3>. ——————————— <3> Эта проблема в более развернутом виде формулируется Л. И. Спиридоновым применительно к соотношению нормы права и правоотношения. На стадии функционирования нормы права она первична относительно правоотношения, в котором она реализуется. Однако на стадии генезиса нормы ей предшествует общественное отношение, которое институционализируется через многократное повторение в норме права. См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 1995. С. 180. Этот же вопрос рассматривается им и применительно к соотношению индивидуального и общественного правосознания. См.: Там же. С. 122 — 124.

Движение: от исходного зародыша (абстракции) происходит переход к конкретному (социальному). Восхождение от абстрактного к конкретному… <4>. ——————————— <4> Квинтэссенцией диалектики Л. И. Спиридонов считал восхождение от абстрактного к конкретному, соединяющей (снимающей — по Гегелю) противоположности исторического и логического (движение должно схватываться логикой), сущности и явления, качества и количества и т. д. Эта диалектика (абстрактного и конкретного) изложена в фундаментальной работе: Денисов Ю. А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987.

1) Теория систем (различных) к обществу применима условно. К обществу ближе термин «организм». Предикат — целостность общества (организма). Право — сторона общества, а не часть, которую можно извлечь. Право — социальное явление (феномен) <5>. Два индивида — юридическая бессмыслица, все кончается психологией, а не обществом (социумом). Рассуждения Питирима Сорокина (о действиях индивида), Т. Парсонса (об индивиде) юридически несостоятельны, рассчитаны на механические варианты (как часть, а не целостный организм)… ——————————— <5> В данном тезисе содержится основная методологическая позиция Л. И. Спиридонова, концентрированно сформулированная им в «Социальном развитии и праве», «Теории государства и права» и других произведениях. Будучи «моментом, стороной общества» (Гегель), право не может принципиально отличаться от господствующего типа общественных отношений. Поэтому «у права нет своей истории», отличной от истории общества (Маркс). Целью, сущностью права («качество, обусловленное целым» — Гегель) является его «генеральная функция», заключающаяся в обеспечении целостности социума. Под целостностью следует понимать как минимум нормальное функционирование общества. При этом необходимо иметь в виду два момента. Во-первых, речь идет о конкретно-историческом обществе, отличающемся, прежде всего, спецификой своей культуры. Во-вторых, эта обусловленность проявляется лишь в «конечном итоге» и опосредована, в свою очередь, многими дополнительными факторами (или условиями). В связи с этой методологической позицией, для Л. И. Спиридонова специфическим признаком права, позволяющим отличать его от других нормативных социальных феноменов, является его общеобязательность. Очень часто ее воспринимают как принудительность (наказуемость государством за несоблюдение правовых предписаний). Однако это не так: принудительность (наказание) в концепции Л. И. Спиридонова является вспомогательным признаком права и вступает в «действие» лишь на стадии правоприменения. Общеобязательность же состоит как раз в том, что право — это система таких социально значимых правил поведения, которые обеспечивают целостность общества, без которых общество перестанет существовать (например, если все начнут друг друга убивать, грабить и т. п.).

Мы не можем быть свидетелями, мы — современники…

2) Теория социального управления (Н. Винер — кибернетика) — от управления зенитным огнем. Но в обществе не так: на объект осуществляется воздействие, и сам субъект испытывает влияние (так как сам является объектом общества). Поэтому речь может идти только о самоуправлении общества (например, нормообразование — процесс зависимый, практически нет выбора) <6>… ——————————— <6> Имеется в виду произвольность выбора.

Философски можно [сказать]: предмет — то, что передо мной мечется. Вещь, объект, предмет, — синонимы. Мир состоит из вещей, их свойств и отношений. (Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения <7>.) Наука — конкретизация (наполнение конкретным смыслом) этих абстрактных понятий. Это все [характерно] для позитивной науки о мире. ——————————— <7> Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963. Л. И. Спиридонов считал, что мир можно описать триадой вещи (понимаемые в широком смысле) — их свойства — и отношения между ними.

1. Начать надо с отношения — исходного понятия теории общества. Теория — конкретизация исходной абстракции. Общественные отношения — не есть отношения между людьми. Общественные отношения — совокупность их свойств. 2. Общественные отношения [имеют место] — в том случае, если человек обладает социальными свойствами (член общества с его социальными свойствами). Личные свойства человека значения не имеют. Если общественные отношения построены хорошо, то субъективные качества человека не играют никакой роли. 3. Общество — набор социальных позиций. Чтобы организм функционировал, надо, чтобы люди знали свои социальные позиции… 3) Ролевая теория личности основана на социальной дифференциации (сценарий поведения написан обществом). Роль можно сыграть хорошо или плохо, но сценарий уже задан и отнюдь не самим человеком. Отсюда институт конкурса в жизни, если есть два претендента на одну социальную позицию. Общественные отношения носят безличностный характер: социальные позиции существуют еще до человека. Мы становимся теми, кем возможно, а не тем, кем хочется. Все социальные институты существуют до человека, коллектив — до индивида. «Оборачивание в методе» (Гегель) — качественный скачок [в развитии философии]. Например, не члены партии образуют партию, а после ее создания другие люди вступают в уже существующую партию. Интериоризация (Выгодский) — введение внутрь социальной среды: диспозиционная структура личности <8>. ——————————— <8> Интериоризация в психологии — это трансформация внешнего стимула во внутренний мотив.

4. Неравномерность развития общества, так как могут быть противоречия между статусами: социальное положение, образование, доход, место в общественном разделении труда, партийная принадлежность и проч. Но если какой-то статус изменился, то и все остальные статусы подтягиваются к нему. Общественное развитие всегда неравномерно. 5. Все социальные институты — это социальные отношения. Государство — отношения между властвующим и подвластным. Право — общественные отношения. Нормы права выходят из отношения. Общественные феномены: с Нового времени нет посредника. Субъект остается наедине с объектом. Мир социума вторгается в середине XIX в. (О. Конт). Общественные науки: прототип их — естественные науки. Методы: И. Ньютон и А. Смит пользуются одним арсеналом. Естествоиспытание — основное, общественные науки — второстепенное (науки естественные и противоестественные <9>). Науки естественные и искусство. Такая позиция (Конт) нашла продолжение в работе Дюркгейма (самоубийство <10>). В ней рассматриваются общественные функции как естественные: социальные факты — есть вещи (реификация науки). В советское время — критика криминологами этой позиции (Яковлев А. М. «Криминология и социальная практика», Блувштейн Ю. Д., Добрынин А. М. «Основания криминологии» <11>). ——————————— <9> Афоризм Л. Д. Ландау. <10> Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994. <11> См.: Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985; Блувштейн Ю. Д., Добрынин А. В. Основания криминологии: опыт логико-философского исследования. Минск, 1990.

В результате предметом юридической науки стали тексты (законодательство). Текст делается на основе других текстов. О действительности забыли. Получается текст про текст. Вопрос об истинности текста уже не стоит (его место заняла интуиция). Можно начать любой текст словами: «Интуиция подсказывает…» Наша наука — текст о тексте — это не наука, а записанный фольклор. Вперед к Бэкону! Индукция — классификация норм: регулятивных, охранительных, дефинитивных. Наука начинается с ереси (уход от канона). [Необходимо двигаться] От текста к действительности, как точке отсчета. Впервые в XX в. проявляется в психологии (говорят одно — делают другое). Парадокс Ла Пьера <12>. Борьба ситуаций. Побеждает не речь, а поступок: бихевиоризм… ——————————— <12> Имеется в виду психическое несоответствие или расхождение между фактическими действиями человека и провозглашаемыми им ценностями, намерениями, установками. Ла Пьер обнаружил это несоответствие в 1933 г. в отношении китайцев в США. См. подробнее: Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М., 2005. С. 346 — 347.

Наша наука находится под влиянием «Венского кружка» (с начала 20-х годов): Рудольф Карнап, Поп-пер, Шлик. Есть базисное знание, остальное имеет значение постольку, поскольку выводится из базисного знания. Верификация — пересмотр на предмет проверки знания его соответствия базисному <13>. Снизу вверх от эмпирического знания. Вся терминология права из философии (исследований мало). Пора обратиться к феноменологии и герменевтике. [Именно они изучают] Глубинный смысл и значение текста. Толкование. Структуры повседневности… ——————————— <13> См. подробнее о «Венском кружке» и методологии неопозитивизма: Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия / Сост. А. А. Печенкин. М., 1996; Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. Главы 1, 2. М., 1998.

Социальный факт — статистически обобщенный факт. Работает закон больших чисел. В статистике: все единицы при подсчете не зависят друг от друга. По числам — все начинается от 500 штук. Но на деле все оказывается ложно, так как имеет место факт случайности. В наши дни этой проблемой занимались мало. В 1978 г. [выходит книга] — «Новые направления в социальной теории» (английских социологов) о феноменологии <14>… ——————————— <14> Новые направления в социологической теории. М., 1978 (авторы — Д. Силвермен, Д. Уолш, М. Филипсон, П. Филмор).

Типы (парадигмы) научно-исследовательской деятельности с точки зрения истолкования объектов и методов. Позитивистский подход (О. Конт): между общественными и естественными науками разницы принципиальной нет. Следовательно, объект вне меня существует объективно (естественные науки). Естественные методы применимы и к социальным наукам. Статистический метод (общественные науки) применим в криминологии, которая вся основана на статистическом анализе (закон больших чисел в первом приближении). Но в статистике есть условие: чтобы элементы не были связаны между собой (например, попытки кинуть монету на орел или решку: 50 на 50 при 10000 раз)… Общественные науки реифицированы (как вещи) <15>. Дюркгейма критикует Яковлев <16>. ——————————— <15> Реификация — овеществление, т. е. форма общественных отношений, при которой результаты человеческой деятельности приобретают самостоятельный статус, а личные связи превращаются в вещные отношения. К. Маркс и Ф. Энгельс выразили это положение вещей следующим образом: «Порождения их головы стали господствовать над ними. Они, творцы, склонились перед своими творениями» (Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3. С. 11). В социальной феноменологии реификация является важнейшим моментом процесса объективации. «Реификация, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, это восприятие человеческих феноменов в качестве ролей, то есть в нечеловеческих и, возможно, сверхчеловеческих терминах… Реификация означает как то, что человек может забыть о своем авторстве в деле создания человеческого мира, так и то, что у него нет понимания диалектической связи между человеком-творцом и его творениями. Реифицированный мир, по определению, представляет собой дегуманизированный мир. Он воспринимается человеком как чуждая фактичность, как opus alienum, который ему неподконтролен, а не как opus proprium его собственной производительной деятельности… Главный рецепт реификации институтов — наделение их онтологическим статусом, независимым от человеческой деятельности и сигнификации». См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 146, 148. <16> Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. С. 208 — 223.

Нужен иной альтернативный позитивистскому подход. Нужен объективный подход к праву. Хотя сегодня все науки, все учебники позитивистские, нормативистские. Например, политэкономия (Смит — Маркс — Самуэльсон): обмен, стоимость, деньги. Деньги — персонификация стоимости. В общественных науках одно представляется через другое (стоимость через деньги). Уголовный кодекс — прейскурант (слева — наказание, справа — преступление). Новое время — временный обмен. Раньше око за око, штраф, а после Нового времени — заключение в тюрьму (на время), работа в тюрьме. Стоимость вреда измеряется во времени. Фемида: весы — вред и польза (то, что сделано). Феноменологическая теория права [преодоление позитивизма]. Психолог Выгодский: категория интериоризации (внутрь себя перенесение ценностных ориентаций). Диспозиция личности — социальная характеристика. Феноменологические моменты <17>… ——————————— <17> Значение феноменологии (социальной феноменологии А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана и др.) для Л. И. Спиридонова, как представляется, состояло в необходимости дополнить макросоциальный подход исследованием смысла, вкладываемого субъектом в социальные действия. При этом смысл им понимался скорее как господствующая культура, нежели индивидуальные мнения. См.: Ошеров М. С., Спиридонов Л. И. Общественное мнение и право. Л., 1985.

В марксизме: понимание через другого. В Библии: Петр и Павел — друг через друга… Формирование норм языка и права: оформить, записать то, что уже сложилось в практике <18>. Речь — правоотношение языка. Язык живет в речи, обращенной к другому. Норма права — речь для права. Диалогичность <19>. Тогда, когда появляются два субъекта [складывается норма]. На необитаемом острове нет норм права и речи… ——————————— <18> Данная идея восходит к исторической школе права. <19> Идея диалогичности права имплицитно присутствовала в творчестве Л. И. Спиридонова, по крайней мере начиная с монографии «Социальное развитие и право» (Л., 1973). Он придавал большое значение работам М. М. Бахтина и В. С. Библера. При этом диалог, скорее всего, он считал частным случаем диалектики.

Отношение к объекту: отношение должно начаться с чего-то. Отношение вне действия (слово, жест и т. п. — это действие). Отношение субъективно, определяет потребности, цели. Временной момент: индивид имеет опыт (субъективный). У каждого свой запас жизненного опыта. Индивид опредмечен — индивид социализирован. И здесь уже в отношениях «субъект-объект» есть возможность не отчуждения, а феноменологии. Например, если человек что-то делает сам (себя опредмечивает в этом объекте), то это что-то становится объектом, т. е. объективным предметом, уже независимым от самого субъекта. Например, книга написана Спиридоновым, а затем он уже думает по-другому. Но книга уже существует независимо от самого автора: субъект и объект не совпадают. Сущность субъекта, выраженная через объект, не совпадает с тем восприятием, которое получилось от чтения книги (объекта) читателем — другим субъектом (так как у другого субъекта свой жизненный опыт)… Исторически определенный индивид — Робинзон — на необитаемом острове стал воспроизводить быт Англии своего времени. Следовательно, это индивид культурный, так как он воспроизводит все сквозь призму сознания культурного человека своего времени… В отношениях «субъект-объект» тоже может быть отчуждение, но оно не тотально, так как посредник — культура. Появляется знак (пища — зерно, оружие — ружье и т. д.). Общественный индивид (в совокупности с классовостью, сословностью и т. п.) — это реальный объект, который влияет сам на себя и на общество. Здесь значение имеет субъективный смысл. «Плюс» и «минус» односторонне субъективны; объективен электрический ток… Мышление, логика — сам ее ход (ступени познания) — историчны. Логика теории познания — отражение логики познания. Гносеология тождественна онтологии. Слепок предмета повторяет закономерности, этапы (без случайностей). Логика исторического процесса — отделение закономерного от случайного. Аксиомы исторического процесса: 1) закономерен, неслучаен; 2) прогрессивен. Логика (воспроизведение) должна идти от простого к сложному. Гегель: восхождение от абстрактного к конкретному. Отказ от обыденных представлений. Диалектическая логика: абстрактное — простейшее отношение (зародыш), конкретное — результат. Восхождение от простого к целостности. Например, от возникновения товара до капиталистического общества с его отношениями… Соотношение абстрактного и конкретного до сих пор понимается по Аскназию <20>: поверхность (то, что есть) — конкретное; глубина — абстрактное. Затем вернуться опять к конкретному, но уже объясняя через абстрактное <21>. В связи с этим спор Венедиктова и Аскназия по поводу юридического лица. По Аскназию, все это существовало всегда (отсутствие историчности)… ——————————— <20> С. И. Аскназий — крупнейший цивилист середины XX в. в СССР, один из самых глубоких знатоков Гегеля и Маркса, учитель Л. И. Спиридонова. Основные произведения С. И. Аскназия опубликованы в: Аскназий С. И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М., 2008; О биографии С. И. Аскназия и его месте в науке гражданского права см.: Кротов М. В. Самуил Исаакович Аскназий // Там же. С. 7 — 12; Ем В. С., Третьяков С. В. Проблемы применения марксистской методологии к анализу гражданско-правовой формы // Там же. С. 13 — 42. <21> См. подробнее: Денисов Ю. А, Спиридонов Л. И. Указ. соч. С. 78.

Целого в истории не существует. Для описания целостности существуют два аппарата: 1) марксистский формационный подход (первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (его первая фаза — социалистический) способ производства; последующая смена через вырождение; каждая формация — самостоятельная целостность (прогресс, смена путем революции и т. п.); 2) цивилизационный подход. Первые критики были в России — Н. Я. Данилевский, «Россия и Европа». Аргументы: а) не все цивилизации прошли все этапы (нет рабовладельческого); б) навязывание европоцентризма (критик О. Шпенглер «Закат Европы»). Цивилизации — замкнутые образования, которые рождаются, развиваются и умирают. Количество цивилизаций не ясно <22>. ——————————— <22> См. подробнее: Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М., 1993; Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.

Критика: в формационном подходе нет связи между формациями (феодализм появляется не из рабовладельческого строя, а после него). Все страны развиваются неравномерно. Отказ от марксизма, следовательно, надо как-то объяснить. Однако сколько-нибудь разработанной теории цивилизационного подхода тоже нет… Будем рассматривать эпоху, как некую целостность органичную (ничего нельзя изъять без того, чтобы ничего не пострадало). Общество — организм (можно что-то заменить, но только протезом). Целостность (эпоха) изменяется, умирает, разлагается, исчезает. Первобытнообщинный строй разложился, античность завоевана гуннами, феодализм завершился буржуазными революциями, капитализм — попытками переворота (например, Россия 1917 г.). Первобытнообщинный строй основан на кровнородственных связях. Из первичного рода выделился род вторичный — возникла фратрия (братство). Пара. Экономическая основа — частная собственность. Возникает семья. На смену роду приходит территориальная общность. Род — обмен (понятие вещи). У Маркса: связи родственные, вещные, общественные. Свободное развитие каждого — условие свободного развития всех, следовательно, укладывается в закон Гегеля «отрицания отрицания». Маркс — три категории: род, вещь (вещь универсальна — обмен универсален), общение <23>. ——————————— <23> Этот вопрос развивается Л. И. Спиридоновым в теме «Социально-исторические предпосылки государства», а также «Исторические предпосылки права» в курсе лекций. См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 1995. С. 17 — 20, 83 — 88.

Ступени развития: 1) азиатский способ производства: деспотия (Египет, Вавилон, Ассирия и т. д.) — внеэкономическое принуждение, так как экономическая необходимость — невозможность жить в одиночку, вне Нила, например. Владения фараона — политический аппарат. Чистых обществ не бывает. Поэтому, наряду с термином «базис», употребляется термин «уклад»; 2) античность — завоевание варварами; 3) феодализм — характерен для Востока. Например, Россия. Это первоначальные типы общества, государства и права. Феодализм более универсален; 4) капитализм — вообще универсален; 5) посткапитализм — конец истории… Пути России: а) к капитализму; б) особый социализм; в) свой путь (например, теория Л. Н. Гумилева)… Общая парадигма познания: В. И. Вернадский ввел понятие «ноосфера». Тейяр-де-Шарден [близкие идеи изложил в работе] — «феномен человека». Между человеком и природной средой существует некоторая искусственная среда, созданная человеком и которая подчиняется не природным законам, а законам человека (например, пища, одежда, все, что сделал человек и т. д.). То, как они соединяются (средства производства, земля, сырье и труд), и лежит в основе различия строя (формаций). Земля с людьми принадлежит феодализму, следовательно, крепостной строй; средства производства принадлежат капиталисту, следовательно, капиталистический строй (трудовой договор)… Род социальных отношений: семья (родители), школа (учитель), медицина, наука (накопление опыта, знаний). Культурные связи, разделение труда, властность и подчинение, сохранение частной собственности. Регуляция этим процессом: государство — 1) военная функция, обеспечение внутреннего порядка — полиция общественной безопасности, жандармерия, КГБ, СС, гестапо, ФСБ и проч.; 2) правительство; 3) право; 4) суд. Структурно-функциональный анализ: потребность порождает социальный институт. Функция рождает структуру: каковы задачи — такова система. Плюс идеология, которая пронизывает все общества (в различных формах — религия, искусство, реклама, и т. п.)… Общая идея — возвращение к Гегелю: прогресс обозначается ростом свободы. От первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому — формальное освобождение. Каждая последующая формация — большее освобождение (по Марксу, ключ к объяснению строения обезьяны лежит в человеке). Зная капитализм, можно понять феодализм. Чтобы понять право, надо изучить его на примере высшей формы государства — государства посткапиталистического… Вершина методологической мысли — гегельянство (гегелевский метод). О способах познания мира. Отношение к марксизму: методологии общей нет, и не может быть (Фейерабенд) <24>. В Европе — методологический нигилизм в правовой науке. Шнайдер: любая методология вредна, так как мешает исследователю изучать предмет, ибо может исказить предмет. Метод Шнайдера — описание того, что вижу (набор фактов, теорий, без анализа). ——————————— <24> Имеется в виду известный западный методолог науки, сторонник «методологического анархизма», разработавший концепцию «пролиферации» как критерий научности. См.: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Все категории права имеют логический эквивалент <25>. ——————————— <25> Имеется в виду работа немецкого криминолога Г. Й. Шнайдера «Криминология», в которой подробно описываются криминологические теории без их критической оценки. Не случайно автор предисловия написал: «Если попытаться определить научное кредо Г. Шнайдера, то это, на мой взгляд, стремление быть в курсе всех последних криминологических новаций, их систематизация и быстрое включение в научный оборот, то есть передача всем, кто в этом заинтересован: криминологам-исследователям, студентам-юристам, журналистам, пишущим на темы, связанные с преступностью, людям, профессионально занятым борьбой с преступностью, и т. д.». См.: Иванов Л. Предисловие // Шнайдер Г. Й. Криминология. М., 1994. С. 5.

Предпосылки: 1) мир развивается закономерно; 2) закономерности развития мира — в самой истории. Следовательно, логика закономерностей должна быть логикой познания. По существу объективная логика мышления и познания тождественны. Не иначе! Но логика не история, история сама по себе, а результат сам по себе. Логика — всегда испр авленная история. Статистика служит критерием для вычленения логики из истории. Вся диалектика построена на совпадении логического и исторического… Исходный пункт: от простейшего к сложному. Историческое развитие предмета в категориях. Первое — категория начала. Метод Гегеля: от абстрактного к конкретному. Абстрактное — простейшее неразложимое отношение, которое в своем развитии обогащается; в итоге, конкретное, т. е. сложное, развитое. От абстрактного к конкретному есть от простейшего к сложному. Абстракции (простейшее) — товар, в котором проявляется отношение, которое только и способно к развитию. По Гегелю, это отношение: владение как простейшее абстрактное отношение субъекта в родовом обществе. Логика, философия природы, обоснование владения (начинается с воли). Например: 1) владение рассмотрим непосредственно как данное (сфера бытия); 2) опосредовано в обществе; 3) как перестраивать мир (до этого Гегель не дошел)… Общая схема общемировой философии: общие законы, которым подчиняется мир, познается и т. д. Мир развивается, мир един. Развитие мира идет не хаотично, а по общим законам. Познающий субъект — это часть этого мира. Законы мира и познания адекватны. История вопроса: 1) познание исторично, познание должно быть последовательно и идти за историей; 2) вероятностная природа мира задает все. Различные интересы, сталкиваясь, дают первый определенный вектор, а далее — среднее. Необходимо определить то, что идет в кардинальном направлении, а что является лишь случайным. Если развитие мира прогрессивно, то критерием будет результат (а все остальное, по Гегелю, — снятие). Но цели должны быть не идеальны, иначе возможна ошибка, так как идеальное непостижимо. Теорией должно быть зафиксировано только то, что действительно необходимо, объективно, независимо от разума… Первые ступени развития: изучение предмета как непосредственной данности (Гегель. Учение о бытии). Начало — становление (ничто). В гражданском обществе простейшее производственное отношение субъекта — это владение. (Морган: семья — результат владения.) Владение предполагает, что оно опосредовано другим владением. Качественный анализ: бытие — выделение качества предмета (определение — форма). Качество задает предел количеству (и обратно). Описание качества. Количественная граница. Единство качества и количества есть мера (все статистические методы позитивизма). Эмпирическая социология (например, Ядов <26>). ——————————— <26> Имеется в виду крупный отечественный социолог В. А. Ядов (1929 г. р.), с которым Л. И. Спиридонов был знаком и некоторое время работал вместе в НИИКСИ. Пожалуй, главной, многократно переиздававшейся его работой можно считать: Ядов В. А Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

И тут начинается сомнение (Гуссерль, Щюц и др.). В диалектике: абстрактное есть простейшее, зародышевое; конкретное есть развитое целое… Гегель: 1) бытие — непосредственное изучение; 2) сущность — целое, система, которая окрашивает бытие в тона (например, труд экономический (на продажу для прибыли), остальной труд (для себя без прибыли) — «кажимость» (Ленин). Явление, опосредованное сущностью, есть действительность (исключение — случайность); 3) Существование — то, что обосновано. Существование — обоснованное бытие. Далее Гегеля пошел Маркс: логика бытия — логика сущности — все опосредовано (диалектика). Попытка сделать третий раздел диалектики (в социализме) — переделка мира. Но эти разработки были в сфере политики, а не в сфере науки. У Гегеля: тезис — антитезис — синтез. Закон отрицания отрицания. Маркс: общественный мир: люди (род, племя); универсальный характер (вещи — мировой рынок) — вещи отрицают мир людей, вещи решают судьбу человека; отрицание отрицания — социализм (Маркс) — люди отрицают мир вещей. Учение о понятии Гегеля: рассуждение о формальной логике, так как в то время никто не собирался переделывать мир в соответствии с умозрительными теориями (схемами)… Смысл феноменологии — когда значение приходит не изнутри, а извне. И целое оказывается структурировано. Функция человека — это функция не самого человека, а той социальной позиции, которую человек занимает. Феноменология одного человека сталкивается с феноменологией другого человека. История познания мира в его абстрактном, обобщенном итоге — это наука. В том числе юриспруденция. Мир — это совокупность вещей, их свойств и отношений. Предельные понятия любой теории. Начало науки — Венский кружок — изгнать всех посредников между предметом науки и познающим субъектом. Попытки встать между предметом и познающим субъектом = методология. Научный факт — всегда обобщенный факт <27>… ——————————— <27> Факт — это не просто единичный предмет (элемент) объективного мира, но единичное суждение о предмете (элементе). А оно всегда контекстуально, зависит не только от теоретических взглядов субъекта, но и от его мировоззрения, идиосинкразии (Р. Рорти). Таким образом, научный факт является «теоретически и мировоззренчески нагруженным» и зависит от множества социокультурных факторов. О том, что «один и тот же криминологический факт интерпретируется в различных контекстах и имеет неодинаковый смысл», писал в начале 1980-х гг. Л. И. Спиридонов (см.: Спиридонов Л. И. Криминологический факт и его оценка // Криминология и уголовная политика: Сборник материалов советско-скандинавского симпозиума, 1983. М., 1985. С. 19 — 22).

Там, где понятие еще формируется, научное познание еще идет. Если научное познание идет, следовательно, понятия еще не существует. Если же понятие уже есть, то это может означать лишь одно — научное познание завершилось выработкой данного понятия. И если научное познание отсутствует, то в наличии должно быть понятие… С чего начинается история, с того же начинается теория права. Онтология и гносеология. Целого в истории не существует… Права как отдельного предмета для изучения не существует. Право не имеет собственной истории. Его можно изучать и понять как состояние общества. Право — социальное свойство общества (например, феодальное право, рабовладельческое право и т. п.).

——————————————————————