Подготовка научно-педагогических кадров в области юриспруденции

(Редакционный материал) («Юридическое образование и наука», 2010, N 1)

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ <*>

——————————— <*> Training of scientific-pedagogy personnel in the sphere of jurisprudence.

Наступивший 2010 г. во многом будет определяющим в деле модернизации российского образования. Время экспериментов закончилось, и настала пора определить точные ориентиры, в каком направлении будет развиваться отечественная высшая школа. Очевидно, что приоритетными здесь будут, во-первых, направления, связанные с процессами глобализации, во-вторых, направления, связанные с внедрением современных технологий в образовательный процесс, и, в-третьих, направления, связанные с сохранением и приумножением качества образования. Сказанное в полной мере относится и к юридическому образованию. В то же время применительно к подготовке юристов высшей квалификации значительное внимание будет уделяться научно-педагогическим кадрам, которые такую подготовку должны обеспечивать. Вопрос далеко не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Как сейчас принято говорить, «лихие девяностые» помимо прочих бед характеризовались еще и тем, что в то время практически перестала осуществляться подготовка новых научных кадров. Можно констатировать, что в юридической науке образовался определенный вакуум молодых специалистов, произошел разрыв почти в целом поколении, из-за чего нарушилась преемственность в деле подготовки научно-педагогических работников. Сложившееся положение дел существовало в России только в 20-е годы прошлого века. Но тогда считалось, что юристы вообще не нужны. Ценой, как известно, огромных усилий, введением института так называемой красной профессуры ситуацию удалось исправить с большим трудом. Сейчас образовавшийся вакуум виден наглядно практически в каждом юридическом вузе. Преподавателям либо от 60 и старше, либо им 30 — 40 лет. В настоящее время сложившееся положение дел усугубляется тем, что преподавать по-старому будущим современным юристам нельзя. Вызывает удивление, когда молодой, только что защитивший кандидатскую диссертацию преподаватель не умеет и не хочет учиться использовать презентацию на лекциях, не умеет и не хочет учиться составлять тесты, не умеет и не хочет учиться работать индивидуально со своими учениками посредством различных интернет-ресурсов. Более того, молодые ученые в области юриспруденции позволяют себе роскошь не знать иностранные языки, не умеют оформлять свои научные публикации в соответствии с новыми требованиями, международный индекс цитирования у них приближается к нулю. О большинстве из них как об ученых никто не знает не только за рубежом, но и за пределами вуза, где они работают. При таких условиях не только не стоит вопрос о создании новых научных школ, но и с большим сомнением следует говорить о сохранении существующих. Не способствуют позитивным изменениям противоречия, заложенные в законодательстве. Оказывается, аспирантура и даже докторантура — это образовательная деятельность (интересно, чему и как можно обучать докторанта?). О подготовке научных кадров практически вообще ничего не говорится. Другими словами, мы не учим будущего научного работника даже основам его ремесла. В свое время была попытка в рамках аспирантуры осуществлять подготовку специалиста-исследователя, но она ничем не завершилась, так же, кстати, как и программа «Преподаватель высшей школы». Таким образом, вопросы качества юридического образования прямо зависят от вопросов качества подготовки научно-педагогического работника. Этой проблемой озаботились и Высшая аттестационная комиссия, и Ассоциация юристов России. Не может в стороне стоять и научная юридическая общественность страны. На страницах журнала в 2010 г. предлагаем обсуждать острые вопросы качества диссертационных исследований в области юриспруденции, работы диссертационных советов, учебников по различным отраслям права (многие учебники похожи, как близнецы, хоть составляй детскую игрушку «Найди десять отличий»). Кроме того, предлагаем делиться новыми формами и методами подготовки специалистов, обсуждать их, спорить. Все это должно помочь избавиться от халтуры в деле подготовки юристов, которые нужны современному обществу. Нужно научиться готовить профессиональных правозащитников, чтобы эту нишу не занимали музыканты, историки, физики, писатели, медики — люди уважаемые, честные, но слабо разбирающиеся в основах юриспруденции. И если вместо юристов защищать закон считают своим долгом они, это значит, что юристы в профессиональном плане себя дискредитировали, это значит, что юристам пора задуматься о занятии фармацевтикой, поэмами и поисками сверхбыстрых частиц. Для того чтобы окончательно не доводить ситуацию до абсурда, надо начать с малого — надо всего-навсего юристам начать уважать себя. Уметь сказать нет тем, кто пытается войти в славную когорту научно-педагогических работников в области юриспруденции с черного хода.

——————————————————————