Влияние внутриличностных конфликтов на проявление девиантного поведения на этапе юношеского развития личности

(Шемякина О. О.) («Юридическая психология», 2010, N 1)

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЭТАПЕ ЮНОШЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ <*>

О. О. ШЕМЯКИНА

——————————— <*> Shemyakina O. O. Influence on internal personal conflicts on deviant behavior at the stage of youth development of personality.

Шемякина О. О., соискатель кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии МГГУ им. М. А. Шолохова.

Работа посвящена проблематике внутриличностных конфликтов юношеского возраста, в частности их влиянию на развитие девиантного поведения. Приводится описание специфики становления личности, источники, параметры и факторы, детерминирующие внутриличностные конфликты юношеского этапа развития.

The work deals with the problem of internal personal conflicts of youths in particular influence thereof on development of deviant behavior; describes the specifics of formation of personality, sources, parameters and factors determining internal personal conflicts of youth stage of development.

Исторически обусловлено, что этап юношества всегда своеобразен, индивидуален и интересен с каждым поколением все больше и больше. Работа и методы в науке именно на этом этапе формирования личности должны постоянно совершенствоваться. Тема, связанная с юношеским возрастом, его особенностями, проблемами и развитием, будет актуальна всегда. Юношеский возраст является последним из исторически сложившихся и оформленных в психологии развития возрастов. Наиболее слабым звеном в теории юношеского развития является проблематика внутриличностных конфликтов, в частности их влияние на развитие девиантного поведения.

Специфика становления личности в юношеском возрасте

1. Юность охватывает период от 14 — 15 до 18 — 23 лет и подчеркивает в человеке момент сознательного самоопределения. 2. В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина акцент ставится на новом типе ведущей деятельности — учебно-профессиональной. Л. И. Божович связывает юношество с определением своего места в жизни и внутренней позиции, моральным сознанием и самосознанием. 3. Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности. 4. Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, поиску общих закономерностей и принципов; склонность преувеличивать силу своего интеллекта. Формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. 5. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей. 6. В социальном плане юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т. д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, нарастает потребность в дружеском, интимном общении. 7. В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «я», внутреннего мира и т. д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых. 8. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Возрастает чувствительность к своим внутренним психологическим проблемам, склонность переоценивать их значимость. 9. В юношеском возрасте отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. 10. Опасностью этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «я»-идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в личностном развитии (синдром патологии идентичности) [1; 11]. Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее «я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля [12]. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («кто я?», «какой я?», «за что я могу себя уважать?»), а с другой — осознание своего положения в мире («каков мой жизненный идеал?», «кто мои друзья и враги?», «кем я хочу стать?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться, для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя [14]. Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой. Все вышесказанное формирует на этапе юношеского развития появление внутренних преград, конфликтов и кризисов, что может способствовать формированию, при определенных условиях, девиантного поведения на юношеском этапе развития личности. На сегодняшний день этот аспект является одним из малоизученных. В процессе разрешения внутриличностных конфликтов юношества осуществляется и личностное и жизненное самоопределение [10]. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что общего определения внутриличностного конфликта пока не существует. Начало изучения внутриличностного конфликта в зарубежной психологии положено в психоанализе З. Фрейда, под внутриличностным конфликтом понимается борьба между несовместимыми силами или структурами внутри личности: между «оно» и «сверх-я» [12]. Соответственно, внутриличностный конфликт исследовался в ракурсе разрешения противоречий с акцентом: — на соотнесении сознательной и бессознательной сфер психического (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджоли); — на внутренних проблемах развития в процессе становления самосознания (Б. Ф. Зейгарник, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. В. Столин, Е. Б. Фанталова); — на обусловленности внутренних проблем развития социальными условиями жизнедеятельности (К. Хорни, Э. Фромм). Затем он исследовался через диалектическое единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития внутренних противоречий в контексте социальной, психологической, нейрофизиологической природы: В. Н. Мясищев, А. А. Налчаджян, Е. А. Донченко, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Л. И. Божович, Н. В. Жутикова и Н. У. Заиченко изучали внутриличностный конфликт через кризисность развития, проявляющуюся в аффективно окрашенных переживаниях, возникающих в результате столкновения одновременно сильных, но разнонаправленных тенденций. Также внутриличностный конфликт изучался с целью выявления клинической картины и психотерапии неврозов: К. Роджерс, А. И. Захаров, В. И. Гарбузов [2; 3]. Мы опираемся на понятие внутриличностного конфликта, разработанное Н. У. Заиченко. Она понимает внутриличностный конфликт как состояние внутреннего мира субъекта, характеризующееся: — различной степенью напряженности и осознанности смысложизненных представлений; — необходимостью и возможностями выбора способа жизнедеятельности в процессе разрешения внутренних противоречий; — беспрерывным столкновением психических систем и сфер личности в процессе выработки и отрицания систем ценностей, мотивационных основ деятельности, личностных смыслов; — противоборством сил интеллекта и инстинкта; — повышенной эмоциональностью (чувство вины, различные страхи, тревожность, окрашивающая в мрачные тона отношение к себе, другим людям, действительности). Основные параметры состояния внутриличностного конфликта, по Н. У. Заиченко: своеобразие структурного содержания; направленность и уровень активности субъекта; степень психоэмоциональной напряженности и степень включенности сознания в процесс разрешения внутренних проблем и противоречий развития. Наше исследование базируется на данном понимании, и разрабатываемая методика ориентирована на выявление и оценку вышеобозначенных гипотетически выявленных параметров внутриличностного конфликта. По мнению Н. У. Заиченко, источники внутренних конфликтов обусловлены: исторически сложившимся стремлением личности к положительной самооценке и принятию, одобрению со стороны окружающих. Условия воспитания и развития ребенка являются очень важными факторами, влияющими на поведение и мировосприятие человека на протяжении всей его жизни. Наиболее важные факторы развития, влияющие на формирование внутриличностных конфликтов человека [5; 6; 7]. 1. Проблемы воспитания в семье, суть которых заключается в отсутствии необходимой и достаточной свободы развития; в ограничении возможностей выбора ребенком своих предпочтений; в хронических межличностных конфликтах родителей, в избалованности, отвержении и др. Все это приводит к ошибочным представлениям о мире и нарушает баланс отношений к себе, к другим, к миру. 2. Проблемы социальных взаимодействий ранних этапов развития. Они проявляются в несформированности ведущей деятельности; в недооценке самостоятельности; в несогласованности требований, ожиданий и реальных оценок поведения; в деформациях внутреннего мира по типу акцентирования на внешних атрибутах жизни. Особую роль здесь играют педагогические ошибки: запугивание, нетерпение, авторитарность, перегрузки. 3. Проблемы становления личности, которые проявляются: в своеобразии черт характера; в содержании психологических доминант и манере конфликтного поведения; в установках личности; в неадекватности самооценки и восприятия; в недостаточной ориентации жизнедеятельности на этические нормы и ценности. Разрешение внутриличностного конфликта — это восстановление согласованности внутреннего мира личности, проявляющееся в снижении остроты противоречий жизненных отношений, в достижении нового жизненного качества. В случае конструктивного разрешения достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание, проявляющееся через отсутствие болезненных состояний, связанных с конфликтом [5; 6; 7]. Теоретический анализ позволяет нам выявить факторы, детерминирующие внутриличностные конфликты юношеского этапа развития. Среди них можно отметить: 1. Психологические факторы: — напряженность смысложизненных представлений и отсутствие референтных лиц для обсуждения смысложизненных проблем; — стремление к самостоятельности и индивидуальности, отсутствие ответственности; — юношеский максимализм и отсутствие опоры на реальность. 2. Социально-психологические факторы: — отсутствие условий для самоопределения и самореализации; — в системе взаимодействий с другими доминирует направленность на взаимоотношение с противоположным полом и мало выражено стремление к профессионализму; — ориентация на материальное благополучие и отчужденность от труда. 3. Социальные факторы: — наличие кризисных явлений социальной жизни общества; — наличие кризисных явлений в экономике, в ценностно-смысловой сфере; — отсутствие патриотизма. Проявлению внутриличностных конфликтов способствуют эмоциональные факторы: страхи, тревожность, агрессия, замкнутость, застенчивость и т. д. Эти факторы могут формировать девиантное поведение: отрицание, противопоставление себя обществу и принятым нормам в нем [14]. Опираясь на теоретический анализ, можно сказать, что в настоящее время существует выраженная потребность изучения содержательных характеристик внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития. Исходя из вышесказанного можно предположить, что внутриличностные конфликты юношеского этапа развития могут при определенных условиях послужить толчком к девиантному поведению. Современный отечественный исследователь Ю. А. Клейберг на примере юношеской девиантности также раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение — это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним». Для этого используются особые приемы: сленг, символика, мода, манера, поступок и т. д. Девиантные действия юношей выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки [4; 8; 9]. Таким образом, исследование внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития в настоящее время весьма необходимо, так как юношеский этап наиболее сенситивен в плане осознания смысла жизни и личностного самоопределения. Исследование влияния юношеских внутриличностных конфликтов на формирование девиантного поведения позволит нам диагностировать особенности личностного развития, в том числе характеристики личностного и жизненного самоопределения — центральные новообразования юношеского этапа развития. Становление вышеобозначаемых новообразований предполагает наличие и возможность разрешения внутриличностных конфликтов, а также профилактику и коррекцию девиантного поведения. В настоящее время в условиях ценностного кризиса необходима комплексная диагностика внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития и своевременная психологическая коррекция.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997. 2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. 3. Бабосов Е. М. Конфликтология. Мн.: Тетра Систем-с, 2000. 4. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения. СПб., 1993. 5. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. 6. Заиченко Н. У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Ч. 2. 7. Заиченко Н. У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Ч. 1. 8. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. 2-е изд. М.: АКАДЕМА, 2004. 9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2001. 10. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. — Воронеж, 1996. 11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. 12. Фрейд З. «Я» и «оно». Тбилиси, 1991. Кн. 1, 2. 13. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб., 1997. 14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

——————————————————————