Реализация научно-педагогическими работниками права на труд

(Смолярова М. Л.) («Социальное и пенсионное право», 2010, N 3)

РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ПРАВА НА ТРУД <*>

М. Л. СМОЛЯРОВА

——————————— <*> Smolyarova M. L. Execution of the right to labor by scientific-pedagogy workers.

Смолярова М. Л., доцент кафедры трудового, земельного и хозяйственного права Классического приватного университета, Запорожье, Украина.

В статье рассматриваются правовые проблемы, которые возникают в процессе реализации права на труд научно-педагогическими работниками в Украине, определены особенности их трудовой деятельности и вносятся предложения, направленные на усовершенствование законодательства, регулирующего трудовые отношения с научно-педагогическими работниками.

Ключевые слова: труд, научно-педагогический работник, право на труд, высшее образование.

The article considers legal problems which arise in the process of execution of the right to labour by scientific-pedagogy workers in Ukraine; determines the peculiarities of their labour activity and introduces proposals aimed at improvement of legislation regulating labour relations with scientific-pedagogy workers.

Key words: labour, scientific-pedagogy worker; right to labour; higher education.

Труд научно-педагогического работника всегда признавался почетным. С помощью профессиональной деятельности научно-педагогических работников осуществляется основная задача государственной политики в области образования — создание условий для реализации интеллектуального потенциала граждан и проведения целенаправленной политики по применению достижений отечественной и мировой науки и техники для удовлетворения социальных, экономических, культурных и других общественных потребностей. Мотивацией к занятию научно-педагогической деятельностью в высшем учебном заведении должна быть не только преданность любимому делу и призвание, но и надлежащее вознаграждение за труд и глубокое уважение всех граждан к профессиональной деятельности преподавателя. Для возобновления в обществе уважения к труду научно-педагогического работника государство обязано обеспечивать эту категорию работников достаточной социальной защитой. Поэтому одним из направлений государственной политики должно быть повышение социального статуса и профессионализма научно-педагогических работников. Для выполнения этих задач значительную роль играет должное нормативно-правовое обеспечения профессиональной деятельности научно-педагогических работников. Общеизвестно, что научно-педагогическим работникам отводится значительная роль в обществе, поскольку их труд имеет своеобразный характер и предъявляет к ним повышенные требования. Для того чтобы раскрыть, каким образом научно-педагогические работники реализуют право на профессиональную деятельность, необходимо остановиться на содержании права на труд и определить, как понимается это субъективное право. В соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Статьями 7 и 8 Пакта предусмотрено также право каждого на справедливые условия труда (включая вознаграждение, условия труда, которые отвечают требованиям безопасности и санитарии, одинаковую для всех возможность продвижения по работе исключительно на основании трудового стажа и квалификации, отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, оплачиваемый периодический отпуск, вознаграждение за работу в праздничные дни), право создавать профсоюзы и принимать в них участие, право на забастовку в соответствии с законом [1]. В Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня в 1998 г. закреплены следующие принципы реализации права на труд: свобода объединения и признание права на ведение коллективных переговоров; отмена всех форм принудительного или обязательного труда; запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий [2]. Согласно ст. 43 Конституции Украины содержанием права на труд является возможность каждого зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Кроме того, ст. 43 Основного Закона: — гарантирует каждому: равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности; право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда; право на заработную плату не ниже установленного государством минимального размера; право на своевременное получение вознаграждения за труд; право на защиту от незаконного увольнения; — обязывает государство: создавать условия для полного осуществления гражданами права на труд; реализовывать программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями; — запрещает применение: принудительного труда; труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах [3]. Следовательно, Конституция Украины закрепляет право гражданина на труд и очерчивает механизмы его реализации, создает условия для полного его осуществления, обеспечивает свободу трудовой деятельности и равные возможности в выборе профессии. В то же время Кодекс законов о труде Украины (ст. 51 КЗоТ Украины) предусматривает такие гарантии права на труд: бесплатное содействие государственными службами занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, с учетом общественных нужд; бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой стипендии; правовая защита от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения [4]. Вместе с тем проект Трудового кодекса Украины (ст. 2) расширил содержание права на труд по сравнению с действующим Кодексом законов о труде Украины. Правовая регламентация трудовых и связанных с ними отношений осуществляется на принципах свободы труда, что включает право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности и создание работникам равных возможностей относительно их профессионального роста, подготовки переподготовки и повышения квалификации. То есть ст. 2 проекта Трудового кодекса Украины устанавливает, что государство создает условия для реализации ими своего права на труд. Кроме того, ст. 3 проекта предусматривает запрещение любой дискриминации в сфере труда, в частности нарушение принципа равенства прав и возможностей, прямое или непрямое ограничение прав работников на допуск к работе в случае заключения, изменения и прекращения трудового договора, осуществления трудовых и связанных с ними прав работников в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, сексуальной ориентации, подозрения или факта заболевания на ВИЧ/СПИД, семейного и имущественного положения, места жительства, членства в профессиональном союзе или в другом объединении граждан, по языковым или другим признакам, не связанными с характером работы или условиями ее выполнения [5]. Анализ приведенных норм законодательства дает возможность определить составные элементы содержания субъективного права на труд. Такими элементами права на труд согласно действующему законодательству являются: право на свободный выбор профессии, рода трудовой деятельности (профессии; подготовки и повышения квалификации; переподготовки в соответствии с общественными потребностями); право в выборе формы реализации права на труд; право на здоровые и безопасные условия труда; право на заработную плату не ниже установленного государством минимального размера; право на участие в управлении предприятием, учреждением, организацией. Следует остановиться и на характеристике субъективного права. Под субъективным правом понимают меру правомерного поведения лица, которое закреплено в юридических нормах [6, с. 861]. Субъективное право выражает единство трех взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей лица: самим совершать определенные активные действия, требовать от других субъектов совершения определенных действий, обращаться к государству за защитой, принудительное обеспечение своего юридического права. Поэтому для реализации субъективного права на труд научно-педагогические работники выбирают возможные варианты определенного поведения, предоставленные правовыми нормами, для удовлетворения собственного интереса: выбор профессии, заключения трудового договора, обращение к государственным органам относительно содействия их трудоустройству, подготовке и повышения трудовой квалификации или переподготовки. Осуществление субъективного права на труд научно-педагогических работников обеспечивается юридическими обязанностями других субъектов трудового права: высшего учебного заведения, государственной службы занятости, центрального органа государственной исполнительной власти, органов и инспекций, которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. При возникновении препятствий для реализации права на труд или нарушении или угрозе его нарушения научно-педагогический работник имеет право на обращение к государственным органам для защиты своего права. Каждый гражданин, который избрал сферой своих занятий научно-педагогическую деятельность, свободен в выборе высшего учебного заведения путем включения в трудовой коллектив на основе добровольного волеизъявления. Государство, создавая условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует: равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности; защиту от необоснованного отказа в принятии на работу и незаконного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, с учетом общественных потребностей, всеми доступными средствами, включая профессиональную ориентацию и переподготовку; компенсацию материальных расходов в связи с направлением на работу в другую местность [7]. При приеме на работу научно-педагогических работников руководители высших учебных заведений должны соблюдать нормы права, которые предоставляют определенные гарантии для реализации работниками права осуществлять профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность научно-педагогических работников является особенным видом человеческого труда, который требует правовой регламентации. Если исходить из того, что деятельность — способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей, с окружающим миром [8, с. 236], то ее должны рассматривать в первую очередь через характеристику видов человеческой деятельности (физическая, умственная, творческая деятельность и др.). Любая деятельность должна иметь цель. Большинство исследователей, которые занимаются проблемами образования, определяют, что главной целью образования является ожидаемый конкретный результат учебно-воспитательного процесса, который заключается в изменении и всестороннем развитии самого человека, что, в свою очередь, повышает уровень образования, которое дает возможность самореализации. Сам процесс научно-педагогической деятельности — это обучение и вся «обслуживающая» деятельность, связанная с данным процессом [9, с. 43]. Труд научно-педагогических работников является интеллектуальным трудом и, как любой умственный труд, по своему содержанию и форме отличается от физического труда, а также и от других видов умственного труда, например труда служащего учреждения [10, с. 99]. Реализуя конституционное право на труд, научно-педагогические работники, как и другие работники, имеют право на выбор профессии, занятия и места работы. Правовое регулирование труда научно-педагогических работников осуществляется нормами Конституции Украины от 28 июня 1996 г., Законов Украины от 23 мая 1991 г. «Об образовании», от 17 января 2002 г. «О высшем образовании», от 13 декабря 1991 г. «О научной и научно-технической деятельности». Согласно ст. 47 Закона Украины «О высшем образовании» научно-педагогическими работниками являются лица, которые по основному месту работы в высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации профессионально занимаются педагогической деятельностью в сочетании с научной и научно-технической деятельностью [11]. В Законе Украины от 13 декабря 1991 г. «О научной и научно-технической деятельности» определено, что научно-педагогическая деятельность — это педагогическая деятельность в высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования III — IV уровней аккредитации, связанная с научной и (или) научно-технической деятельностью [12]. Следует отметить, что при определении понятий «научно-педагогический работник» и «научно-педагогическая деятельность» законодатель применяет понятие «педагогическая деятельность», но не определяет его. По нашему мнению, это понятие стоит изложить в следующей формулировке. «Педагогическая деятельность — это профессиональная деятельность, которую осуществляют педагогические и научно-педагогические работники в учебных заведениях системы общего среднего, профессионально-технического и высшего образования, в содержание которой входит обучение и воспитание участников учебного процесса». Законодательное определение этого понятия даст возможность конкретизировать и расширить содержание вышеупомянутых норм. Безусловно, что весь комплекс деятельности научно-педагогических работников не регулируется лишь нормами права и трудового права, в частности, а основывается на глубоком сочетании правовых и особенно моральных норм современного общества. Кроме выполнения своих трудовых обязанностей, преподаватель должен служить примером для студентов, собственным поведением воспитывать в них надлежащее отношение к труду и ответственности за свою работу, как в высшем учебном заведении, так и на производстве. Поэтому ст. 54 Закона Украины «Об образовании» предусматривает, что прежде всего «педагогической деятельностью могут заниматься лица с высокими моральными качествами, которые имеют соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку, физическое состояние которых позволяет выполнять служебные обязанности». Целесообразно согласиться с позицией Б. Д. Лебина, В. А. Рассудовского, Г. А. Цыпкина, что для осуществления научно-педагогической деятельности необходимо обладать не только определенными склонностями, но и глубокими знаниями [13, с. 12]. Исходя из их позиции, научно-педагогические работники должны обладать определенными склонностями к занятию научно-педагогической деятельностью. Поэтому мы считаем, что это требование обязательно следует предусмотреть в законе. Также нужно обратить внимание на целесообразность применения законодателем понятия «служебные обязанности» в ст. 54 Закона Украины «Об образовании». На наш взгляд, уместнее применить понятие «должностные обязанности», потому что научно-педагогические работники не являются государственными служащими. Поэтому ч. 1 ст. 54 Закона Украины «Об образовании» необходимо изложить в следующей редакции: «Педагогической деятельностью могут заниматься лица с высокими моральными качествами, которые обладают склонностями к педагогической деятельности, имеют соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку, физическое состояние которых позволяет выполнять должностные обязанности». Это позволит избежать притока в высшие учебные заведения научно-педагогических работников, которые не имеют талант к педагогической деятельности. Глубокие профессиональные знания и научные достижения научно-педагогических работников невозможны без длительного систематического творческого труда — изучения разнообразных литературных источников, проведения экспериментальных работ, их научного толкования и формулирования научных идей, необходимых для личного профессионального роста и обучения студентов, а также для выполнения научных исследований. Труд научно-педагогических работников связан с процессом научного, творческого мышления, результатом которого является проведение учебной и воспитательной работы, выполнения научно-исследовательской или научно-методической работы в соответствии с установленными требованиями к индивидуальным рабочим планам преподавателей. В связи с вышеперечисленным можно сделать вывод, что профессиональная деятельность научно-педагогических работников имеет свои особенности, что существенно отличает их от других категорий работников, и для реализации ими права на труд необходимо быть профессионалом, а государство должно усовершенствовать нормативно-правовую базу по предоставлению социальных и правовых гарантий для осуществления ими профессиональной деятельности.

Литература

1. Мiжнародний пакт про економiчнi, соцiальнi та культурнi права // Вiдомостi Верховноi Ради УРСР. N 17. Ст. 291. 2. Декларация МОТ от 18 июня 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ 1965 — 1999. Том 11. Международное бюро труда. Женева. 3. Про зайнятiсть населення: Закон Украiни вiд 1 березня 1991 р. // ЗбЗУ Серiя 3. 1991. N 7. Ст. 127. 4. Кодекс закон в про працю Украiни. К.: Украiна, 1996. 5. Проект Трудового кодексу Украiни. ЛIГА Бiзнес Iн-форм. URL: www. liga. net. 6. Великий енциклопедичний юридичний словник / За ред. акад. НАН Украiни Ю. С. Шемшученка. К.: ТОВ Видавництво «Юридична думка», 2007. 7. Про зайнятiсть населення: Закон Украiни вiд 1 березня 1991 р. 8. Современный философский словарь / Под общ. ред. д. ф.н., профессора В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. 9. Дмитриенко В. А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт. Красноярск, 1989. 10. Пастухов В. П. Правовое регулирование труда преподавателей высшей школы. К.: Выща школа, 1981. 11. Про вищу освiту: Закон Украiни вiд 17 сiчня 2002 р. // ЗЗУ Серiя 3. 2002. N 7. Ст. 127. 12. Про наукову та науково-технiчну дiяльнiсть: Закон Украiни вiд 16 грудня 1991 р. // ЗЗУ. Серiя 3. 2000. N 5. Ст. 55. 13. Лебин Б. Д., Рассудовский В. А., Цыпкин Г. А. Научный работник (права и обязанности). Л.: Наука, 1982.

——————————————————————