Основные права студентов, возможности их реализации и способы защиты

(Яровая И. О.)

(«Общество и право», 2010, N 3)

ОСНОВНЫЕ ПРАВА СТУДЕНТОВ, ВОЗМОЖНОСТИ

ИХ РЕАЛИЗАЦИИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ

И. О. ЯРОВАЯ

Яровая Ирина Олеговна, директор Волгоградского филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Института управления г. Архангельска.

Статья посвящена установлению основных прав студентов, вытекающих из Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», а также нормативных правовых актов и локальных актов, анализу возможностей реализации данных прав и способов их защиты.

Ключевые слова: право на образование, общий и специальный административно-правовой статус студента; административно-правовая защита прав студента.

The article is dedicated to determination of the main rights student, resulting from Constitution of the Russian Federation, Law to Russian Federation «About formation», as well as normative legal acts and local acts, analysis of the possibilities to realization right data and ways of their protection.

Key words: right on formation, the general and special administrative-legal status of the student; administrative-legal protection of the rights of the student.

Ввиду отсутствия единого законодательного акта, в котором бы регламентировался правовой статус студента, который выступает специальным статусом по отношению к общему правовому статусу гражданина, содержание прав, обязанностей и ответственности студентов может быть определено исходя из анализа действующего законодательства, прежде всего Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 10.01.03), а также нормативных правовых актов и локальных актов, к числу которых относятся Устав образовательного учреждения.

Исходя из анализа вышеприведенных актов, можно сделать вывод о том, что к числу основных прав предоставленных студенту, помимо права на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе, могут быть отнесены следующие права:

право на переход с платного обучения на бесплатное.

В соответствии пп. 9 ч. 2 ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты имеют право переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, установленном уставом вуза. Однако с учетом того что финансовое обеспечение дальнейшего обучения такого студента будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, представляется целесообразным законодательно закрепить набор требований, соблюдение которых позволяет студенту претендовать на перевод с платной на бесплатную форму обучения. Такими требованиями, в частности, могут быть успеваемость студента в течение установленного времени (например, 2 семестра), отсутствие дисциплинарных наказаний, связанных с пропусками занятий, потеря обоих или единственного родителя или кормильца и др.;

право на участие в формировании содержания своего образования, посредством выбора предметов.

Реализация данного права чаще всего связывается с возможностью выбора студентом определенного количества дисциплин каждого цикла из перечня основных и факультативных (не обязательных для изучения) дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом. Реализация дисциплин, изучаемых по выбору студентов, осуществляется на основании заявлений студентов. При этом доля дисциплин по выбору студента составляет до 10 процентов от общего числа изучаемых студентами дисциплин. Исходя из того что законодательство об образовании и подзаконные акты не регламентируют вопросы участия студентов в формировании содержания образования, реализация данного права относится к компетенции вузов. В этой связи неясно, с какого момента студент вправе принимать участие в формировании содержания своего образования, в т. ч. посредством выбора предметов. Поэтому на практике включение таких дисциплин в учебное расписание занятий обычно является «выбором» самой администрации вуза. Подобное нередко объясняется недостаточным аудиторным фондом и отсутствием преподавателей, готовых проводить занятия по другим дисциплинам. Указанные обстоятельства, во-первых, свидетельствуют о том, что указанное право является декларативным, во-вторых, ограничивают требования Болонского соглашения, которое предусматривает, что студент должен быть «полноправным партнером в управлении процессом получения высшего образования» [1]. Поскольку ключевой фигурой в учебном процессе вуза должен быть студент, то право студентов «участвовать в формировании содержания своего образования» должно означать не только возможность выбора студентом дисциплин от общего числа изучаемых дисциплин, но и право выбора дополнительных дисциплин и ведущих их преподавателей.

Кроме того, целесообразно предусмотреть обязательное закрепление и регламентацию в уставах вузов права студентов предлагать собственную тематику курсового и дипломного проектирования, что особенно актуально для студентов, обучающихся по целевым направлениям предприятий, учреждений и организаций;

право на перевод в другой вуз.

Перевод студента в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, осуществляется по заявлению студента, но при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении им аттестации. Реализация данного права не требует какого-либо обоснования со стороны студента. Однако может свидетельствовать о желании студента проходить обучение в том вузе, в котором, по его мнению, в большей степени может быть реализовано право студентов на участие в формировании содержания своего образования, посредством выбора предметов и в котором более квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Таким образом, реализация данного права нацелена и на «отбор» самих вузов;

право на участие в управлении вузом, в обсуждении и решении важнейших вопросов его деятельности.

Законодательство об образовании обязывает администрацию принимать решения в обязательном порядке с участием студентов только по таким важнейшим вопросам, как принятие устава вуза, избрание ректора и ученого совета на общем собрании коллектива вуза. Поскольку право определения численности студентов на этом собрании предоставлено ученому совету вуза, то доля студентов на общем собрании коллектива, как правило, не превышает десяти процентов, хотя общая численность студентов превышает количество работников вуза в разы. В этой связи представляется целесообразным закрепить требование о том, что квота на участие студентов в коллегиальных органах управления вуза должна составлять, например, не менее 25 процентов общего числа его членов.

Однако участие студентов в управлении вузом возможно также путем представительства в органах управления вуза, в том числе посредством представительства в ученом совете вуза, и через общественные организации.

Оценивая возможность участия студентов в работе ученого совета вуза, следует согласиться с А. К. Клюевым, по мнению которого «участие в ученом совете студентов младших курсов еще не имеет смысла, а старших — уже не имеет смысла из-за скорого завершения обучения» [2]. В этой связи наиболее оптимальным представляется избрание в состав ученого совета студентов 3-го курса обучения с ежегодной ротацией.

Анализируемое право может быть успешно реализовано в рамках студенческого самоуправления [3], в том числе посредством создания студенческого совета вуза [4], который является одной из форм самоуправления в вузе и создается в целях обеспечения реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив [5], а также студенческих профсоюзных организаций, в функции которых будет входить защита интересов студентов и участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вуза;

Право на получение образования по военной специальности на базе военно-учебных центров, которое может быть реализовано путем обучения студентов на военных кафедрах и в учебных военных центрах при федеральных государственных вузах.

право на обжалование решений администрации вуза.

Реализация указанного права может осуществляться как в судебном, так и во внесудебном порядке, исходя из Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [6] и Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [7], а также устава вуза.

Возможность реализации любым субъектом, в том числе и студентом, своего правового статуса в значительной степени зависит от того, насколько гарантированы его права. Таким образом, требуется не только детальная регламентация самого права, но также средств и способов защиты соответствующего права.

Логично предположить, что механизм защиты прав студентов должен быть сопоставим с механизмом защиты работников. В этой связи отметим, что «государство закрепляет правовые нормы, содержанием которых является защита прав и интересов работника, а также организаций работников (профессиональные союзы), представляющих и защищающих трудовые права и материальные интересы своих членов путем заключения коллективных договоров и соглашений о труде на различных уровнях (от организации до государства). На законодательном уровне закрепляются с учетом определенной дифференциации социальные гарантии трудовых прав работников» [8].

Защита прав студентов — это установленные государством, закрепленные в законодательных, иных нормативных правовых актах, а также локальных правовых актах и обязательные для администрации вуза, средства и способы, при помощи которых осуществляется защита прав и законных интересов студентов. Защита прав студентов включает: принудительное восстановление нарушенных прав студентов;

возмещение причиненного студенту ущерба и морального вреда в объеме, определенном законом;

систему мер по предупреждению, предотвращению и устранению причин, порождающих нарушение законности при реализации студентами их правового статуса;

ответственность администрации вуза за невыполнение возложенных на них юридических обязанностей и нарушение прав студентов.

Литература

1. Нечаев В. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии // Высшее образование в России. 2004. N 7. С. 87.

2. Клюев А. К. Ученый совет в системе управления вузом // Университетское управление. 2003. N 5 — 6 (28). С. 115 — 120.

3. См.: письмо Минобразования России от 02.10.2002 N 15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в РФ» // Не опубликовано. СПС «КонсультантПлюс»; письмо Минобразования России от 16.02.2004 N 13-55-08ин/13-01-24 «О воссоздании системы студенческих советов и комитетов (иных органов студенческого самоуправления) в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования» // Не опубликовано. СПС «КонсультантПлюс».

4. См.: письмо Минобрнауки России от 10.10.2006 N АФ-234/06 «О примерном положении о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования» // Официальные документы в образовании. 2006. N 30.

5. Письмо Минобрнауки России от 10.10.2006 N АФ-234/06 // Официальные документы в образовании. 2006. N 30; Положение о студенческом совете факультета Петербургского государственного университета путей сообщения // О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях: из опыта работы отраслевых вузов. Ростов н/Д: Рост. гос. унт. путей сообщения, 2001. С. 104 — 106.

6. Российская газета. 1993. 12 мая.

7. Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

8. Кукшина И. В. Защита трудовых прав работников // Суд, право и власть: Сборник статей. Ростов н/Д, 2005. С. 147.

——————————————————————