Возможности создания и использования мультимедийных презентаций

(Смирнова Т. А.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2010, N 3)

ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Т. А. СМИРНОВА

Смирнова Т. А., ведущий специалист-эксперт Росохранкультуры.

Один человек пристал к Аристотелю с нудным и длинным

рассказом.

Наконец он спросил молчавшего все время

философа: «Я не утомил тебя?»

На что тот ответил: «Нет, я не слушал».

«Заговори так, чтобы я тебя увидел», —

предложил ему Аристотель.

Мультимедийные презентации, представляющие способ позиционирования идеи в электронном виде, являются на сегодняшний день одним из популярных средств при передаче информации с целью формирования необходимых представлений и регуляции общественного мнения. В данной статье речь будет идти об основных этапах и принципах создания мультимедийных презентаций. В сфере культуры существует серьезная проблема. В силу порой объективных причин в учреждения культуры медленно проникают новые информационные технологии, связанные с продвижением организации. Подобные технологии, естественно, требуют материальных затрат. В данной статье мы обращаемся к доступному инструменту (мультимедийная презентация), который при грамотном использовании может сформировать привлекательный имидж организации в целом и отдельной личности в частности.

На сегодняшний день рынок программного обеспечения в области информационных технологий предлагает различные продукты для создания мультимедийных презентаций. Отталкиваясь от общей логики создания презентации, можно выделить два основных вида.

Презентация — последовательность слайд-листов, сменяющих друг друга во время демонстрации (рис. 1). Следует отметить, что на сегодняшний день данный вид в России наиболее популярен. Программное обеспечение — редактор Microsoft Office PowerPoint, Adobe Flash и др.

Презентация — карта с разметкой слайдов («цифровая салфетка») (рис. 2). В данном случае презентация размещается на виртуальном листе, а ее демонстрация — это путешествие по данному листу с динамическим масштабированием. Программное обеспечение — редактор prezi. com. и др.

Перспективным является использование мультимедийных презентаций в следующих случаях:

— сопровождение публичного выступления;

— демонстрация на мероприятиях (научных, образовательных, имиджевых, развлекательных и др.);

— создание издательских и мультимедийных продуктов;

— рассылка по электронной почте.

Преимущества использования мультимедийных

презентаций

Создание качественного уровня наглядности и демонстрации. Сопровождая речь докладчика, мультимедийные презентации способствуют усилению внимания к изложенному материалу, повышают аттрактивность выступления, улучшают восприятие трудно усваиваемых в устном виде сведений (цифры, названия, статистические данные и др.).

Наличие возможностей интерактивности как способа эффективной передачи информации (различные пути навигации). Средства гиперсвязей, динамические эффекты позволяют определять очередность использования фрагментов информации.

Доступность тиражирования и распространения. Кроме дидактических преимуществ компьютерные презентации обладают рядом достоинств, связанных с тиражированием и распространением, использованием для обмена.

Компактное хранение и легкая модификация. Мультимедийные презентации могут компактно храниться в цифровом виде и, при необходимости, могут быть изменены.

Широкая возможность для создания печатных материалов. Большинство редакторов для создания презентаций не позволяет создавать печатный материал высокого разрешения. Однако наиболее распространенный формат А4 является оптимальным для печати презентаций и может быть использован для подготовки печатной продукции.

Этапы подготовки мультимедийной презентации

Качественная разработка презентации основывается на трех составляющих: концепция, текстовая и графическая оптимизация, дизайн.

Четкая концепция и грамотно визуализированная структура являются определяющими для эффективности презентации. Разработка презентации начинается с определения цели, ключевой идеи, целевой аудитории и ее ценностей, основных параметров презентации. На данном этапе создателю мультимедийной презентации также необходимо ответить на вопросы: для чего презентация будет использоваться? Кто будет ее демонстрировать? В случае если демонстрировать будет сам докладчик, необходимо свести до автоматизма все технические операции для демонстрации, так как в ходе своего доклада выступающий, находясь в состоянии волнения, напряжения, может забыть о некоторых технических переходах. Разработка концепции подразумевает обеспечение такой последовательности слайдов, чтобы презентация эффективно реализовывала поставленные задачи. Какую информацию выбрать для привлечения внимания и психологической ориентации аудитории? Как максимально учесть ценности аудитории? Что выбрать в качестве вступления и заключения? Какими должны быть побуждающие фразы? Это только часть вопросов, на которые предстоит ответить.

После разработки концепции следует сделать эскиз презентации, позволяющий представить последовательность и объем информации (рис. 1). Параллельно отбираются исходные материалы, которые могут быть полезны для успешной реализации презентационного проекта. Работа с эскизом представляет собой отдельный этап, цель которого — сделать слайд максимально информативным за счет его текстовой и графической оптимизации. В целом главная задача этапа оптимизации — сделать мультимедийную презентацию максимально понятной, наглядной и интересной для аудитории. Пример оптимизации слайда — превращение таблицы с численными данными в диаграмму. Выделим три направления оптимизации, которые следует реализовать в процессе создания презентационного проекта:

— оптимизация структуры. Четко выстроенная структура (сюжет презентации) позволяет аудитории понять идею, логику презентации. Упростить восприятие структуры помогают следующие приемы: управляющие презентации (в случае нескольких презентаций), оглавления и заключения разделов и подразделов, разделительные слайды, предваряющие и обобщающие схемы, шкалы времени, визуализация текущего раздела и общего их количества на внутренних слайдах, цветовое кодирование и др.;

— текстовая оптимизация. На данном этапе происходит преобразование текста в максимально емкие тезисы. Естественно, необходимо соблюдать определенные правила, которые помогают воспринимать информацию: «одна идея — один слайд», параллельность списков, смысловые переносы слов, ключевые заголовки и т. д.;

— графическая оптимизация. Для того чтобы была понятна основная идея, лучше выразить ее с помощью схем, таблиц, рисунков, диаграмм. Графика может преподнести информацию более наглядно по сравнению с текстом и помочь воспринимать взаимосвязи между различными данными. Однако без словесного комментария графическая информация может быть понята неправильно. Поэтому в таких слайдах ключевые заголовки играют важную роль (рис. 3).

В результате этапа оптимизации появляется эскиз с четким и выверенным текстом и визуализированные наброски. Несмотря на данный результат, оптимизация продолжается и на следующем этапе, когда возникают новые идеи по эффективному представлению информации.

После того как информация оптимизирована, можно переходить к художественному оформлению презентации. Художественное решение презентации (дизайн) может развиваться по двум направлениям: в рамках уже созданного фирменного стиля организации; индивидуальный (специальный) дизайн. На основании сформированной общей концепции художественного оформления мультимедийной презентации выстраивается дизайн конкретных слайдов. На данном этапе необходимо грамотно разместить материал с точки зрения цветового решения и композиции. В корпоративной системе перспективным является разработка шаблонов презентации и их распространение в среде сотрудников с целью повышения эффективности работы.

Цветовая гамма обеспечивает эффект катализатора и формирования необходимого ракурса восприятия презентации. Цветовая гамма может выстраиваться либо на контрастных цветах, либо в пределах градаций оттенков одного цвета. Контрастно и эффектно выглядят противопоставления следующих цветов в презентации: красный — зеленый; желтый — фиолетовый; оранжевый — синий. Также при выстраивании цветовой гаммы следует использовать контрастность светлых и темных тонов.

Умение выстроить композицию — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. В данном случае необходимо придерживаться следующих рекомендаций: определить смысловой центр композиции (рис. 4); стремиться к цельности и неделимости в слайде (взаимосвязь во всех деталях) (рис. 5); использовать закон контраста (гармоничное сочетание крупных и мелких частей и других противоположных по своим качествам деталей) (рис. 6).

Современные редакторы для создания мультимедийных презентаций позволяют включать в них аудио — и видеоматериалы, анимационные эффекты, что значительно расширяет возможности взаимодействия с аудиторией, управления ее вниманием и образного выделения ключевых моментов содержания. Однако к их применению следует относиться аккуратно, так, чтобы разнообразие динамических эффектов не отвлекало от содержания.

Таким образом, в данной статье предложен теоретический алгоритм создания мультимедийной презентации, который позволит донести идею на качественном уровне. При публичном выступлении с использованием презентации следует помнить, что презентация используется как один из инструментов для выступления, а не выступление проводится для демонстрации презентации. Поэтому сильные эмоциональные образы должны использоваться обдуманно, чтобы расставлять отдельные акценты, придавать весомость ключевым аргументам.

Качественно разработанные мультимедийные презентации сегодня все чаще становятся не просто дополнением в раскрытии фактов и идей, но и отдельными интерактивными продуктами, без которых невозможна эффективная информационная деятельность любой организации.

Рис 1. Последовательность слайд-листов. Эскиз

мультимедийной презентации

Рисунок не приводится.

Рис 2. Карта с разметкой слайдов

Рисунок не приводится.

Рис 3. Пример графической оптимизации слайда

Рисунок не приводится.

Рис. 4. Определение смыслового центра композиции

Слайда

Рисунок не приводится.

Рис. 5. Стремление к цельности и неделимости в слайде

Рисунок не приводится.

Рис. 6. Закон контраста в композиционном решении

Рисунок не приводится.

——————————————————————