Действующее законодательство и понимание ценностей в истории философии: связь через века

(Мишутина Э. И.) («История государства и права», 2010, N 20)

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПОНИМАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: СВЯЗЬ ЧЕРЕЗ ВЕКА <*>

Э. И. МИШУТИНА

——————————— <*> Mishutina E’.I. Current legislation and understanding of values in the history of philosophy: connection through the ages.

Мишутина Элеонора Игоревна, заместитель начальника юридического отдела ООО «Группа компаний «ВоксМедиа».

Статья посвящена взаимосвязи понимания ценностей в истории философии с отражением такого понимания в действующем законодательстве. Автор обосновывает многоаспектное определение ценностей законодателем под влиянием различных школ.

Ключевые слова: ценности, философия права, аксиология права, типы рациональности.

The article is devoted to interrelation of understanding of values in history of philosophy and reflection such understanding in the current law. The author proves multidimensional definition of values by the legislator under influence of various schools.

Key words: values, philosophy of law, axiology of law, types of rationalities.

Для нормативно-правовых актов характерно частое употребление термина «ценность», определение же ему на законодательном уровне не дается. Такое определение можно встретить лишь в актах Конституционного Суд РФ применительно к конституционным ценностям, под которыми Суд понимает определенные конституционно-правовые императивы нормативного регулирования, являющиеся «своеобразными концентрированными характеристиками юридической природы правоотношений, складывающихся в порядке реализации» норм Конституции <1>. ——————————— <1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В. В. Макеева».

Таким образом, одной из проблем исследования понятия ценностей вообще и правовых ценностей в частности является проблема терминологии. Центральным понятием как общефилософской аксиологии, так и аксиологии права является понятие ценности. В законодательстве понятие «ценность» употребляется в разных значениях. Например, говорят о ценности человека, его прав и свобод с одной стороны, и о товарно-материальных ценностях — с другой. Кроме того, правоведы наряду с «ценностью» употребляют термины «неценность» и «антиценность», а также проводят разграничения между ценностями права и ценностями в праве. Представляется, что для наиболее полного, глубокого и всестороннего изучения аксиологических аспектов в гражданском процессуальном праве необходимо прежде всего обратиться к понятию «правовой ценности». Именно на его понимании строится дальнейшее исследование ценностной сферы любой отрасли права. Идеи добра, справедливости, совести, гуманности, а также иных ценностей были привнесены в право философскими и этическими учениями. Причем на этом пути не было автоматического заимствования. Многое из понятийного аппарата при исследовании аксиологических аспектов права находится в предметных рамках философии. О правовых ценностях ученые говорят не первое десятилетие, однако единого понимания этой категории так и не выработано. Многообразие этих мнений можно объединить в четыре концепции, причем свое начало они берут из философии, а точнее, ее раздела — аксиологии. Каждая из этих концепций находит свое отражение как в трудах правоведов, так и в действующем законодательстве. В классической философии ценности рассматривались как объективные сущности, выражающие предельную степень совершенства и служащие предметом и целью человека, однако существующие независимо от его сознания как некие высшие регуляторы всего мира. Ценности здесь являются предметными и объективными и могут пониматься как идеалистически, так и материалистически. Идеалистически ценности понимали, например, Платон и Гегель. В ряду ценностей они выделили Истину (у Гегеля — Абсолютная Истина), которая имеет большое значение в праве вообще, а также является предметом оживленных дискуссий и монументальных исследований в гражданском процессуальном праве <2>. ——————————— <2> См., напр.: Олегов М. Д. Истина в гражданском процессе: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1999; Докучаева Т. В. Гражданско-процессуальная доктрина истины в России конца XIX — XX в. (историко-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1999; Афанасьев С. Ф. Проблема истины в гражданском судопроизводстве: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. Саратов, 1998 и др.

Материалистическое понимание представлено, в частности, марксистской философией, в которой различаются предметные ценности и ценности сознания, первичными являются, по К. Марксу, именно предметные ценности. Так, в материалистической интерпретации понимаются валютные ценности в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с п. 5 ст. 1 указанного Закона «валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги» <3>. В соответствии с п. 1 ст. 921 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ «банк может принимать на хранение ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные драгоценные вещи и другие ценности, в том числе документы» <4>. Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» «ценности — драгоценные металлы и (или) драгоценные камни» <5>. ——————————— <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859. <4> СЗ РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410. <5> СЗ РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1463.

Как видим, в данных нормативно-правовых актах ценности понимаются предметно и независимо от сознания человека. Другая концепция понимания ценностей появилась в неклассической философии. Сущность ее заключается в том, что ценности рассматриваются как выражение значимости явлений для человека. Однако и эта концепция не является однородной. В ней также выделяют подход, согласно которому ценности проявляются лишь в реальной жизни в виде потребностей, интересов, целей, и идеалистических направлений. Это деление также имеет важное значение для понимания сущности правовых ценностей. Один из современных отечественных исследователей, В. Ф. Сержантов, однозначно определяет ценность как предмет потребностей <6>. Сущность данного подхода можно выразить словами А. И. Гусейнова: «Лишь то, что человек выделяет из общей массы благодаря способности удовлетворять те или иные его потребности, превращается для него в ценность. …Ценность — это то, что позволяет людям удовлетворять их желания, потребности, интересы и заставлять прилагать усилия по их достижению, созиданию, сохранению и преумножению» <7>. Таким образом, ценностью здесь является лишь то, что имеет конкретное воплощение и выражает, например, потребность людей в общении или безопасности. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 64-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», «культурные ценности — имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение» <8>. Однако следует оговориться, что в Основах законодательства Российской Федерации о культуре понятие культурных ценностей рассматривается в другой аксиологической концепции, так как под культурными ценностями в данном нормативном акте понимаются в первую очередь «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения» <9>. ——————————— <6> См.: Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990. С. 24. <7> Гусейнов А. А. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. N 7. С. 15. <8> СЗ РФ. 20.04.1998. N 16. Ст. 1799. <9> Ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре // Российская газета. 1992. 17 ноября. N 248.

В идеалистическом направлении данной концепции такие правовые ценности, как справедливость, равенство, свобода понимаются как существующие и воплощенные в сознании людей. Они являются ценностями сами по себе, поскольку признаются значимыми всем сообществом. Баденская школа неокантианства признает объективность ценностей, которые хотя и не существуют, но «значат» <10>. С точки зрения представителей этого направления (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) ценности являются идеальными предметами, они не зависят от человеческих потребностей и желаний, а есть проявление сознательной воли человека. Волютивное обоснование ценностей впервые появляется у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). «Ценность может заключаться только в принципе воли безотносительно к тем целям, какие могут быть достигнуты посредством …поступка» <11>. Согласно общей теории право обладает волевым характером, «право всегда выражает государственную волю, …которая, в свою очередь, …воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации» <12>. Так что же, как не ценности, призвана воплощать данная воля? ——————————— <10> Фомина З. В. Ценности человеческого бытия: Учебное пособие. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2001. С. 5. <11> Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. I. С. 235. <12> Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., расшир. и доп. / Под ред. М. Н. Марченко. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 379.

Для области права особое значение имеет учение В. Виндельбанда об общезначимых ценностях. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, образующие общий план всех функций культуры. В его систему ценностей наряду с любовью, красотой входят такие явления, как истина, порядок, которые имеют большое значение в правовой сфере и могут рассматриваться в качестве правовых ценностей. Всякая ценность выступает у Виндельбанда как цель, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Ценность — это не реальность, а идеал, носителем которого является, по Виндельбанду, трансцендентальный субъект — «сознание вообще», т. е. сознание как источник и основа всяких норм <13>. Именно в данном понимании рассматриваются ценности, в том числе и правовые, в нормативно-правовых актах международного уровня. В них выражается, с одной стороны, идеалистическое понимание ценностей, а с другой стороны — их значимость для мирового сообщества. Например, в соответствии с Итоговым документом Всемирного саммита 2005 г. «наши общие основные ценности, включая свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение всех прав человека, уважение к природе и общая ответственность, имеют важнейшее значение для международных отношений» <14>. ——————————— <13> Фомина З. В. Указ. соч. С. 6. <14> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 2005 г. N 60/1 // СПС «Гарант».

Во второй половине XIX в. происходит переоценка ценностей. Одним из первых философов, попытавшихся ее осуществить, был Ф. Ницше (1844 — 1900). Он определял ценности как условия сохранения и возрастания жизни. В экзистенциализме на место ценностей выступает свобода самоопределения отдельной личности. Жизнь, права, свободы отдельного индивида получили в новой философии статус высшей ценности. Представители экзистенциализма отрицают объективные ценности; здесь речь идет об экзистенциальных ценностях, связанных с собственно человеческим существованием индивида, с возможностью осуществления им своей неповторимой индивидуальности. Этот подход особо наглядно проявляется в Конституции Российской Федерации, в которой на основании ст. 2 «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» <15>. ——————————— <15> СЗ РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

Таким образом, объективная и субъективная концепции понимания ценностей подразделяются на идеалистическое и материалистическое направление. Данные направления находит свое проявление в праве. Правоведы понимают ценности следующим образом: 1) как интересы, убеждения, представления субъектов правоотношений (Ю. А. Демидов), само функционирование предмета в качестве средства удовлетворения потребности, т. е. его реальная значимость (П. М. Рабинович, Н. Неновски) — это субъективно-материалистическая трактовка; 2) способность, потенциальная функция (В. М. Баранов, И. Л. Петрухин) — субъективно-идеалистическая теория; 3) предмет, явление, материальное или идеальное по своему субстрату, обладающее способностью удовлетворять потребность (В. Н. Кудрявцев, А. Ф. Черданцев, Ф. Н. Фаткуллин, Л. Л. Чулюкин) — субъективная концепция, где наряду с материализмом присутствуют признаки идеалистического подхода; 4) явления особой реальности, возникающие в результате взаимодействия особых свойств предметов объективной действительности и направленных на них потребностей, интересов субъекта (Л. С. Мамут) — объективно-материалистическое понимание, и т. д. Следующее понимание ценностей состоит в концепции самостоятельных категорий — материалистической и идеалистической. Сущность данной концепции сводится к тому, что не может существовать единого понятия ценностей. Ценности здесь определяются как «понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта …(предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности)» <16>. Применительно к праву ценность здесь употребляется и как предметная категория, и как идеальная. Например, А. А. Ивин полагает, что «ценностью может называться любой из трех элементов, из которых обычно складывается ситуация оценивания: оцениваемый предмет; образец, нередко лежащий в основе оценки; отношение соответствия оцениваемого объекта утверждению о том, каким он должен быть» <17>. ——————————— <16> См.: Дробницкий О. Г. Ценность // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 462. <17> Ивин А. А. Современная философия науки. М., 2005. С. 103.

Данная концепция получилась в результате симбиоза, сложения понимания ценностей из двух предыдущих подходов. То есть правоведы при определении ценностей складывают определение ценностей в теории объективного понимания и определение ценностей в теории субъективного понимания. В последнее время в результате перехода к пост-неклассической науке наблюдается смешение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, материального и идеального, т. е. тотальных противоположностей. Как результат — появилось и развивается новое философское понимание ценностей. Эту концепцию можно назвать концепцией единого понимания ценностей. Представителями данного направления являются В. А. Василевский, П. М. Рабинович, И. С. Нарский и другие. Ценности «не существуют как некие объективные предметы; их существование не сводится, однако, к психическому их переживанию субъектом. Ценности существуют диспозиционно, а их роль исполняют социальные отношения, социальные и личностные состояния и свойства. Это решение вопроса противоположно как объективно — и субъективно-идеалистическим, так и метафизически-материалистическим теориям ценностей…» <18>. ——————————— <18> Нарский И. С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969. С. 225.

Думается, что ценности являются единым понятием, которое имеет разные стороны (объективную, субъективную, материальную и идеальную), а поэтому нельзя выделять при их исследовании только предметы или значение этих предметов, а тем более понимать эти категории (предмет и его значение) в отрыве друг от друга. Например, говоря о культурных ценностях и их перемещении через границу, мы понимаем, что через границу нельзя перемещать значение предмета, такие манипуляции можно производить лишь с самим предметом. Однако, рассматривая тот или иной предмет как культурную ценность, мы оцениваем его значимость для общества. То есть сам предмет без соответствующей оценки не может считаться ценностью. Так же права и свободы человека обязательно имеют внешнее проявление, но они же имеют и внутреннее содержание. Необходимо говорить о едином нераздельном объективно-субъективном понятии правовых ценностей, которые имеют как материалистическое, так и идеалистическое содержание. Субъективное выражается в отношении человека и общества к явлению, в определении значимости этого явления. Объективное выражается, во-первых, в свойствах предмета удовлетворять человеческие потребности, потому что эти свойства даны объективно по отношению к человеку, и, во-вторых, «сами человеческие потребности материально (прежде всего, социально) обусловлены» <19>. ——————————— <19> Неновски Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 1987. С. 26.

Например, справедливость, безусловно, с одной стороны, является объективной (когда рассматривается как Высшая Справедливость в религиозных концепциях), с другой стороны — субъективной (признается ценностью как имеющая значение для общества), и наполнена как идеалистическим содержанием (справедливость нельзя «потрогать»), так и материалистическим (она служит для удовлетворения потребностей, интересов человека и находит конкретное предметное воплощение, например, в справедливом судебном акте). Таким образом, ценности — это единство объективного и субъективного, идеального и материального, значимые для общества объекты бытия, в которых человек живет и ради которых он живет.

——————————————————————