От Фаберже до «Фальшберже»

(Медведева В. С.) («Культура: управление, экономика, право», 2010, N 4)

ОТ ФАБЕРЖЕ ДО «ФАЛЬШБЕРЖЕ» <1>

В. С. МЕДВЕДЕВА

——————————— <1> Это определение принадлежит Гезен фон Габсбургу — эксперту и автору целого ряда публикаций, посвященных творчеству К. Фаберже.

«Искусство подвержено своего рода внутренней, органической болезни, которая от времени до времени обнаруживается в виде какого-либо нарыва, и тогда о ней начинает говорить весь свет. Недуг этот — «фальсификация» <2>.

——————————— <2> Мунтян Т. Н. I Научная конференция ГТГ. Экспертиза произведений изобразительного искусства. Фаберже: подлинники и подделки. 1995. С. 161.

Медведева В. С., консультант отдела сохранения культурных ценностей Управления Росохранкультуры по СЗФО.

25 мая 2010 г. Управлением Росохранкультуры по Северо-Западному федеральному округу была организована и проведена торжественная передача двадцати восьми предметов старины и искусства XVIII — XIX вв. в фонды Государственного музея-заповедника «Царское село». Передаваемые предметы антиквариата были задержаны таможенными органами при попытке незаконного перемещения через границу Российской Федерации и в дальнейшем по решению суда были обращены в доход государства. Среди предметов, переданных в фонды Государственного музея-заповедника «Царское село», находился электрический звонок в виде лягушки начала XX в. с клеймом всемирно известной ювелирной фирмы «Фаберже», задержанный таможней при попытке незаконного ввоза из США (Нью-Йорк). Мнения экспертов о принадлежности данного предмета мастерской Фаберже были неоднозначны. Согласно заключению от 3 августа 1999 г. эксперта Государственного Эрмитажа Л. А. Завадской звонок в виде лягушки, изготовленный из серебра 975-й пробы, весом 175,4 грамма представляет музейное, историческое и культурное значение и был изготовлен в начале XX в. в московском отделении фирмы Фаберже, о чем свидетельствует клеймо на донышке изделия. Проведенное 22 октября 2003 г. повторное исследование не опровергло принадлежности серебряного звонка фирме Фаберже, но поставило под сомнение подлинность клейма. И только третья экспертиза, организованная ГМЗ «Царское село», подтвердила мнения экспертов Управления Росохранкультуры по СЗФО в том, что серебряный звонок в виде лягушки не имеет ни малейшего отношения к мастерской К. Фаберже. Кроме того, было установлено что предмет был переделан в электрический звонок гораздо позднее, так как шурупы, которыми было прикручено донышко, изготовлены из серебра 925-й пробы. Фирма «Фаберже» занимает особое место не только в русском ювелирном искусстве, но и во всем мире считается эталоном ювелирного искусства. Огромная популярность породила множество подделок. Подделывать стиль, манеру мастеров фирмы, воспроизводить образцы продукции начали еще при жизни величайшего мастера. С ростом международной славы после Парижской всемирной выставки 1900 г. фирма становится поставщиком ювелирных изделий не только для Российского Императорского дома <3>, но и для всех королевских домов Европы, и в первую очередь Англии, Швеции, Норвегии, Германии, Дании, Франции. А иностранные конкуренты стали подражать Фаберже, ювелиры Лондона, Вены, Берлина боролись за его богатую клиентуру <4>. ——————————— <3> В мае 1885 г. император Александр III присвоил Карлу Фаберже звание «Поставщик Высочайшего двора» с правом иметь на вывеске и на клейме изображение государственного герба. Позднее император Николай II присвоил Карлу звание «Придворного ювелира и оценщика кабинета Его императорского величества». <4> Поскольку Фаберже не на все свои вещи ставил клеймо фирмы (особенно это касается его букетов), а поставщики материалов зачастую были одни и те же, это способствовало тому, что например, многие произведения фирмы «Картье» безвозвратно перепутаны с «Фаберже».

Что касается подделки ювелирных изделий, то среди них каждое второе имеет клеймо знаменитой русской фирмы «Фаберже». Нередко за основу таких подделок берут настоящее старинное изделие малоизвестного или вовсе неизвестного мастера и наносят клеймо Фаберже или ювелиров его фирмы — Михаила Перхина, Юлия Раппопорта, Генриха Вингстрема. Но, как правило, чтобы снизить себестоимость, их делают из сплавов мельхиора и нейзильбера, а затем методом электролиза сверху покрывают тонким слоем серебра, с помощью лазера выжигают на изделии клейма — и очередной «шедевр» от «Фаберже» готов. На каждый модный подлинник приходится десяток подделок. Уже в 1934 г. открыто ставится вопрос насчет подделок Фаберже. В США поддельщики активно действуют начиная с 30-х годов, с тех пор, как цены на работы прославленного мастера и его фирмы резко пошли вверх, а спрос стал превышать предложение. Именно там сформировался так называемый стиль «Бруклинского подельщика». Как правило, это работы из камня и эмали в технике «guilloche», клейма и качество работы безукоризненны. Самым очевидным признаком подделки является злоупотребление императорской символикой: все вещи «перештампованы» двуглавыми орлами, императорским шифром и монограммами (эти символы, подразумевающие «достоверную» принадлежность вещи императорской семье, на самом деле очень редко использовались для этой цели). Другой отличительной чертой этого стиля является злоупотребление лавровыми венками в стиле Людовика XVI. Более серьезные подделки стали появляться в Европе с середины 50-х годов, когда цветные фотографии и рисунки клейм в новых обстоятельных монографиях дали мастерам и их заказчикам образцы, на основании которых они смогли создавать свои имитации. В 1960-е годы из СССР хлынул целый поток мастерских подделок. В основном это были подлинные старинные вещи русской эмали в технике «cloisonne», на которой умело затирали прежние клейма и накладывали поверх них клейма фирмы «Фаберже». Более серьезными подделками были резные фигурки животных и каменные статуэтки (клейма на которые не ставились), которые в немалых количествах попадали на западные аукционы. Блестящий творец Карл Фаберже и его сыновья оказались плохими «бизнесменами»: до революции в России не было принято регистрировать семейные предприятия, так что формально торговой марки Фаберже не существовало. В 1937 г. некий предприимчивый американец Самуэль Рубин приобрел в России фирменное клеймо Фаберже и стал его использовать в США для производства мыла и духов под громким именем знаменитого ювелира. В январе 2007 г. Unilever продал весь свой «пакет прав» на Faberge инвестфонду Pallinghurst Resources, который сократил число товаров, продаваемых под этой маркой, с одиннадцати до двух — ювелирные изделия и часы. С 2009 г. новые ювелирные изделия Faberge Services Ltd. можно встретить по всему миру не только в дорогих бутиках.

——————————————————————