Франция: государство и культурное наследие

(Чирвинская Е. Д.) («Культура: управление, экономика, право», 2010, N 4)

ФРАНЦИЯ: ГОСУДАРСТВО И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Е. Д. ЧИРВИНСКАЯ

Чирвинская Е. Д., консультант отдела экономики, бухгалтерского учета и АХД Росохранкультуры.

Великая французская революция спровоцировала, а эпоха правления Наполеона — утвердила во французском народе жажду приобщиться к культурному наследию Европы. До 1789 г. художественные произведения были доступны преимущественно кругу лиц, приближенному к правящей династии, и идеи создания национального музея лишь витали в воздухе, тогда как в послереволюционный период национализация художественных ценностей королевских особ, эмигрировавшей аристократии и церкви не заставила себя долго ждать, и в 1793 г. Лувр (Музей Франции) и Музей национальных памятников распахнули свои двери для посетителей. Франция является первой европейской страной, в которой на государственном уровне начали решать вопросы изучения и охраны культурного наследия. В 1830 г. во Франции появилась Генеральная инспекция по охране памятников, в 1837 г. был создан Комитет искусств и памятников, одной из целей которого была публикация иллюстрированной описи всех памятников, которые существовали ранее и продолжали существовать на территориях Франции <1>, где описания зданий шли вперемешку с реестром исторических памятников. В дальнейшем Комитет был переименован в Комиссию по историческим памятникам, в чьи задачи входила разработка законодательной базы для охраны исторических зданий и создание специальной архитектурной службы. С 1840 г. функции инспектора по историческим памятникам выполнял писатель Проспер Мериме, который в сопровождении архитектора Эммануэля Вьоле-ле-Дюка бороздил просторы Франции для определения числа исторических зданий, подлежащих реставрации. В период с 1849 по 1971 г. многие памятники архитектуры были отреставрированы Вьоле-ле-Дюком (собор Парижской Богоматери, памятники в городах Каркассон, Везеле, Пьерфон, Тулуза, Амьен, Реми, Клермон, Эвре) и Кестелем (Охранный мост и Театр Августа и Ливии в Арле, Сен-Мартен д’Эне в Лионе). ——————————— <1> Ряд территорий (преимущественно островов, за исключением континентальной Гвианы), принадлежащих Франции, но удаленных от ее основной европейской территории (Гваделупа, Мартиника, Реюньон, Французская Гвиана, Майотта, Сен-Бартельми, Сен-Мартен, Сен-Пьер и Микелон Уоллис и Футуна, Французская Полинезия, Новая Каледония, Французские Южные и Антарктические территории (Прим. авт.).

Не имея возможности провести реставрацию всех зданий, которым она была необходима, государство защищало их от разрушения, принимая, дорабатывая и модифицируя законодательство. Перед разработкой политики защиты культурного наследия органам власти необходимо было провести инвентаризацию зданий, которые необходимо сохранять и реставрировать. С 1834 г. государственными органами и антикварными организациями была собрана обширная документация, которая хранится сейчас в государственном архиве Французской Республики. В описи 1875 г. фигурировало 1803 здания, 1900 г. — 2162. Законом от 10 июля 1909 г. охрана исторических памятников была распространена и на движимые объекты, принадлежащие частным лицам (при их согласии). Закон от 31 декабря 1913 г. «Об исторических памятниках» закрепляет обязательное внесение движимых и недвижимых объектов культурного наследия, принадлежащих физическим и юридическим лицам (даже без их согласия), в реестр объектов культурного наследия. В соответствии с этим законом и многочисленными к нему изменениями и дополнениями существует два вида охраны и защиты недвижимых памятников и их частей в зависимости от того, какой статус у объекта: для объектов, внесенных в реестр объектов культурного наследия, предусматривается более жесткий контроль и более весомая поддержка со стороны властей, а для объектов, зарегистрированных в дополнительной описи исторических памятников, — меньший контроль и меньшая поддержка. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже. Постановлением от 4 марта 1964 г. была создана Национальная комиссия по подготовке общей описи памятников и произведений искусства Франции. На сегодняшний день юридическая защита культурного наследия органами власти осуществляется в соответствии с Законом от 31 декабря 1913 г. «Об исторических памятниках», Кодексом наследия и другими нормативными актами. Под культурным наследием понимается совокупность объектов (движимых и недвижимых), находящихся как в государственной, так и в частной собственности, представляющих исторический, художественный, археологический, эстетический, научный или технический интерес. Внесение объекта в реестр или в дополнительную опись осуществляется по общему согласию либо по запросу собственника или третьих лиц (объединение, ассоциация, частное лицо) территориальными органами государства (региональными дирекциями по культурным вопросам, РДКВ). В соответствии с указанными нормативными актами: 1. Недвижимые и движимые памятники, принадлежащие государству, могут быть внесены в реестр или зарегистрированы в описи. 2. Недвижимые объекты, принадлежащие частным лицам, могут быть внесены в реестр или зарегистрированы в описи. 3. Движимые объекты частных лиц могут быть только внесены в реестр. Документы, необходимые для рассмотрения вопроса о государственной охране и о ее форме, состоят из описательной части (история здания, юридический статус, градостроительная ситуация), фотографий, кадастрового паспорта (плана), заключений главного архитектора по историческим памятникам и зданиям Франции, инспектора по историческим памятникам (в соответствии с Постановлением от 15 ноября 1981 г.). Они изучаются региональной комиссией наследия и достопримечательностей (Постановление от 5 февраля 1999 г.), созданной при РДКВ. Комиссия, состоящая из 30 человек и возглавляемая префектом региона, дает заключение в отношении каждого объекта по следующим вопросам: — предложения по внесению в реестр объектов культурного наследия; — проекты создания зон охраны архитектурного наследия в городах и в сельской местности; — необходимость получения разрешения на работы, проводимые в пределах видимости зданий, подлежащих охране в соответствии с Законом «Об исторических памятниках»; — внесение предложения в префектуру для проведения на региональном уровне национальной политики в сфере изучения, защиты и консервации наследия; — рассмотрение предложения по внесению объектов в дополнительную опись исторических памятников (осуществляется постоянно действующей подкомиссией из 10 человек). Решение о внесении объектов в дополнительную опись принимает префект. Документы по внесению объекта в реестр, сопровождаемые приказом о предварительном внесении в опись, передаются в Министерство культуры. На национальном уровне решение о внесении в реестр или в опись принимает Верховная комиссия по историческим памятникам. Собственник имущества, подлежащего внесению в реестр, должен в письменной форме выразить свое согласие или несогласие. В случае несогласия министр вправе запустить процедуру официального принудительного внесения в реестр. Распоряжения о внесении в реестр и о смешанной процедуре (внесение и в реестр, и в опись) подписываются министром. Пересмотр дела по какому-либо объекту возможен не ранее чем через пять лет при выявлении новых обстоятельств. В 1970 г. дополнения к Закону «Об исторических памятниках» позволили расширить рамки государственной охраны памятников и распространить его на движимые объекты культурного наследия, принадлежащие как частным лицам, так и культурным ассоциациям на объекты, принадлежащие церкви, и на объекты недвижимые по назначению (т. е. движимые предметы, которые были определены собственником как необходимые для поддержания и эксплуатации фондов). Вопросы их охраны находятся в ведении Комиссии по движимым объектам департаментов. Запрос об охране органов (музыкальный инструмент) может быть подан собственником, пользователем или любым заинтересованным лицом (территориальная ассоциация или объединение). Если существует риск полного или частичного разрушения здания, министр может принять решение о незамедлительном (внеплановом) внесении в реестр. В этом случае уже с момента получения собственником извещения о внесении в реестр здание находится под предварительной охраной сроком на один год для завершения процедуры оформления всех документов в установленном порядке. Причем любые соседние здания, находящиеся в поле видимости внесенного в реестр памятника, могут также быть внесены в реестр и тем самым взяты под охрану государства. Недвижимый объект, внесенный в реестр культурного наследия, не может быть разрушен, перемещен, изменен (даже частично), на нем невозможно проведение ремонтных и реставрационных работ без согласия префекта региона или министра культуры. Работы проводятся под наблюдением властей. Объект не может быть приобретен, экспроприирован или переуступлен без ведома министра. В отношении объекта не может быть оформлен сервитут, причиняющий вред объекту, особенно градостроительный сервитут. Пристройки или новые здания, прилегающие к объекту, могут возводиться только по специальному разрешению. Объекты не могут быть вывезены, они неотъемлемая часть наследия. Здание, внесенное в реестр, может быть отчуждено в случае, если собственник уклоняется от выполнения реставрационных работ. Такой объект может сдаваться по взаимному согласию физическому лицу, ассоциации, государственной организации. Окрестности в пределах видимости объекта (500 м), внесенного в реестр, охраняются законом. Строительные, реставрационные работы и снос зданий и сооружений на этой территории должны проводиться с разрешения Главного архитектора зданий Франции. Закон о децентрализации от 7 января 1983 г. с изменениями от 8 января 1993 г. уполномочил органы местного самоуправления учреждать зоны охраны архитектуры, градостроительства и пейзажа, что позволяет установить плотное взаимодействие между территориальными объединениями (коммунами) и государством. Расходы по консервации и реставрации исторических памятников, внесенных в реестр (вне зависимости от их формы собственности), планирует и несет государство. Исполнитель работ определяется путем проведения конкурса. Конкурс проводится местной администрацией. В случае необходимости проведения экстренных консервационных или реставрационных работ расходы по проведению этих работ ложатся как на государство, так и на собственника, причем доля государства не может составлять менее 50% суммы, необходимой для проведения работ. Сроки проведения работ устанавливаются государством. Собственник объекта, внесенного в реестр, пользуется существенными налоговыми преимуществами <2>. Сумма налогооблагаемой базы для исчисления подоходного налога может быть уменьшена следующим образом: ——————————— <2> Подоходный налог во Франции вычисляется по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он учитывает экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки налога зависят от доходов и изменяются от 0 до 49,58%, причем ежегодно налоговая шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы, а сам подоходный налог должен уплачиваться всеми проживающими во Франции с доходов, полученных в стране и за границей с учетом соглашений.

— на полную сумму расходов, понесенных собственником при проведении на объекте работ, субсидируемых государством; — на полную сумму расходов по проведению работ на объекте культурного наследия, результатом которых стало открытие памятника для посещения публикой; — на полную сумму прочих расходов собственника, если памятник открыт для посещения минимум 50 дней в году, из которых 25 — выходные и праздничные дни, с апреля по сентябрь включительно, либо 40 дней с июля по сентябрь включительно; — на 50% прочих расходов собственника, если памятник не открыт для посещения. Закон от 5 апреля 1988 г. освобождает от налогообложения безвозмездные сделки по передаче права собственности на недвижимые объекты вкупе с движимыми, которые составляют единый исторический или художественный ансамбль. Такое освобождение от налогов возможно в случае, когда соглашение о передаче имущества осуществляется между наследниками по завещанию или наследниками по закону и государством и содержит: — требования о сохранении обстановки и ее показе широкой публике; — условия открытия здания для широкой публики; — условия передачи в безвозмездное пользование местным властям или ассоциациям для проведения культурных мероприятий. Вывоз движимых объектов, внесенных в реестр, запрещен. Они не могут быть уничтожены, перемещены, переделаны, отреставрированы без согласования с органами власти. Информация о передаче, продаже, переходе права собственности, дарении, наследовании должна предоставляться за две недели до совершения сделки. В случае невыполнения этого требования сделка признается ничтожной и может быть совершена повторно не ранее чем через 30 лет. Что касается недвижимых памятников, занесенных в дополнительную опись исторических памятников, их собственник осуществляет контроль за сохранением и консервацией памятника. О проводимых работах следует информировать органы власти за четыре месяца до начала работ. Министерство культуры в данном случае не может воспрепятствовать проведению реставрации; для получения большего контроля над памятником оно должно инициировать процедуру внесения в реестр объектов культурного наследия. Реставрационные работы выполняются под контролем архитектора за счет собственника реставрационной организацией, выбранной собственником. Собственник недвижимого памятника, занесенного в опись, может получить субвенцию для возмещения части затрат на реставрацию и поддержание здания в размере до 40% расходов (но, как правило, эта сумма составляет 20%). При переходе права собственности на памятник, занесенный в опись (продажа, дарение, завещание), информирование министерства обязательно. Ограничения для соседей и налоговые льготы те же, что и для объектов, внесенных в реестр. Таким образом, во Франции сложилась довольно стройная система охраны исторических памятников вне зависимости от формы их собственности. В основу этой системы, наряду с контролем за любыми действиями собственников памятников, положено также и сотрудничество государства и собственника по ключевым вопросам охраны объектов культурного наследия, в частности стимулирование к надлежащему содержанию и популяризации памятников. Кроме того, законодательно поддерживается сохранение единых исторических или художественных ансамблей и интерьеров, сохранение и расширение архитектурной среды французских городов.

——————————————————————