Некоторые вопросы системного подхода к совершенствованию юридического образования

(Русинов Р. К.) («Российский юридический журнал», 2011, N 1)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р. К. РУСИНОВ

Русинов Рудольф Константинович, кандидат юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Процесс подготовки юристов в нашей стране будет более современным и успешным, если вопросы совершенствования юридического образования будут решаться системно. В статье содержатся предложения по организации системного подхода к совершенствованию юридического образования.

Ключевые слова: юридическое образование, системный подход, бакалавриат, магистратура, формирование компетенций.

Some questions of system approach towards juridical education improvement R. K. Rusinov

Process of lawyers’ training in our country will be modern and successful if the questions of juridical education will be solved systematically. In the article some propositions on system approach towards juridical education improvement are made.

Key words: juridical education, system approach, baccalaureate, magistracy, competence forming.

Вопрос о необходимости, путях и формах совершенствования юридического образования в нашей стране приобретает все большую актуальность. Проводятся конференции, создаются общественно-профессиональные организации, призванные выполнять работу по совершенствованию юридического образования. Принимаются нормативные акты, регламентирующие процесс реформирования подготовки юристов. Однако из-за бессистемного характера эти многочисленные мероприятия не приносят пользы. Каких положительных результатов можно ожидать от введения двухуровневой подготовки юристов, от утверждения приказом Министерства образования и науки государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров права, если никто не знает, где и на каких должностях они будут работать? Как можно реализовать компетентностный подход к подготовке юриста, если в учебных планах остается господствующим предметный метод обучения? Как можно повышать качество подготовки юристов, если не ведется эффективная работа по формированию педагогического корпуса юридических вузов? Можно привести еще множество примеров бессистемного подхода к решению вопросов повышения качества образовательного процесса в юридических вузах. Реализация системного подхода к совершенствованию процесса подготовки юристов в нашей стране ставит массу вопросов. Понятно, что системный подход к совершенствованию юридического образования — это способ организации разнообразных действий по подготовке новой генерации юристов. При этом все виды деятельности рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие средства и методы решения одной основной задачи, а самым важным считается ее постановка. Системный подход — не столько метод решения задач, сколько метод их постановки. Какая же задача стоит перед юридическим образованием? Над этим еще надо думать. Но есть уже достаточно четко поставленные задачи. Одна из них — введение двухуровневой системы юридического образования в высших учебных заведениях. Наше общество нуждается в юристах разной степени подготовки, и вступление России в Болонский процесс, в частности введение бакалавриата и магистратуры, оказалось бы кстати. Однако как все, откуда-то позаимствованное и навязанное властвующими структурами, многоуровневое высшее образование у нас пока должным образом не работает, не до конца ясен смысл реализации двухуровневой подготовки юристов. Ректор Московской государственной академии им. О. Е. Кутафина В. В. Блажеев на майской конференции Ассоциации юристов России (2009 г.) говорил о том, что различие между бакалавром и магистром права нами еще не осознано. Предполагается, что стратификация юридического образования будет способствовать структурализации юридической профессии, о которой говорил министр юстиции А. В. Коновалов <1>. ——————————— <1> Стенограмма Всероссийской конференции Ассоциации юристов России, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации на тему «О первоочередных мерах повышения качества высшего юридического образования» (Москва, 26 мая 2009 г.) // URL: http:// www. alrf. ru/ projects/ quality/ oldnewsstenogr.

Подчиняясь решению руководящих структур, начали вводить в юридических вузах подготовку и бакалавров, и магистров, не очень понимая, как и зачем это надо делать. Особенно активно развивают бакалавриат и магистратуру негосударственные и непрофильные юридические вузы. Значительная же часть руководителей государственных юридических вузов предпринимает массу усилий, чтобы сохранить специалитет, понимая, что, во-первых, ни бакалавры, ни магистры пока никому не нужны, а во-вторых, непродуманное введение двухуровневого юридического образования в сегодняшних условиях нанесет существенный ущерб и без того невысокому качеству подготовки юристов. Даже руководитель Рособрнадзора Л. Н. Глебова предупреждает: если Минобрнауки падет под натиском ректоров массовых вузов и откроет магистратуры в половине российских вузов (а процесс уже идет), тогда бессмысленно будет говорить о качестве такого образования <2>. ——————————— <2> Alma Mater. 2009. N 9. С. 2 — 5.

В связи с утверждением ГОС по подготовке бакалавров права следует посмотреть на сложившуюся ситуацию и попытаться с позиций системного подхода планировать работу по двухуровневому юридическому образованию. Сейчас существует три уровня высшего юридического образования. Основная масса абитуриентов стремится попасть на специалитет, не осознавая, зачем туда надо стремиться: просто привычно пять лет учиться. Да и на юридическую работу берут хотя и не всех выпускников юридических вузов (их сейчас достаточно много), но прежде всего тех, кто имеет диплом специалиста. Те, кто не попал на специалитет, идут учиться на бакалавра права, не представляя, чем они будут заниматься после получения данной степени. Кто решает продолжить образование в магистратуре? Задавать вопрос о целях поступления в магистратуру будущим магистрантам бесполезно! Большинство из них осмысленного ответа дать не смогут. Говорить же о том, что это способ получения еще одной отсрочки от призыва в армию, или о том, что пока не нашли желаемой работы или другой формы жизнеобустройства, стыдно. Следовательно, основная проблема выпускников со степенью бакалавра или магистра права связана с неопределенностью перспектив их трудоустройства. Трудно предположить, когда мы дождемся решения соответствующими органами государства вопроса о трудоустройстве бакалавров и магистров права. С учетом сложившейся структуры юридической деятельности пора самим учебным заведениям начать подготовку юристов разного уровня профессионализации. Если нам суждено готовить юристов-бакалавров и магистров, то предлагаю подумать над следующими предложениями по организации двухуровневой подготовки юристов. Полагаю, что независимо от того, по программе бакалавриата или специалитета осуществляется подготовка студентов на первых двух курсах, учебные планы и программа учебных предметов существенных различий не имеют. Это представляется верным, так как на первых двух курсах происходит процесс введения студентов в профессиональную сферу с достаточно значимыми элементами социализации и общекультурной подготовки. Приходится ликвидировать изъяны школьного образования. На первом, да и (в значительной степени) на втором курсе приходится не столько учить студентов профессии, сколько, по словам В. А. Болотова, «ставить голову» <3>, т. е. учить учиться, формировать мотивацию деятельности учения. Можно согласиться и с высказыванием В. А. Болотова о нецелесообразности специализаций студентов с первых лет их обучения в вузе. Во многих зарубежных вузах студенты на первых этапах обучения не всегда определяются с дальнейшей специализацией. Так, многие студенты двух первых курсов американских высших учебных заведений обычно не могут внятно ответить на вопрос о своей будущей профессии, да их и не торопят с профессиональным определением <4>. Полагаю, и студенты российских юридических вузов лишь к третьему курсу могут сделать осмысленный выбор своей специализации. ——————————— <3> О путях и стратегии развития высшего профессионального образования. Интервью с вице-президентом РАО, доктором педагогических наук, профессором В. А. Болотовым // Alma Mater. 2009. N 9. С. 6 — 11. <4> Гильмиярова С. Многоуровневое высшее образование: американский опыт и российские перспективы // Там же. 2008. N 1. С. 26 — 28.

После первых лет обучения у студента сформируется более или менее осмысленное отношение к юридической профессии, будут заложены основы самоопределения и выбора самостоятельной образовательной траектории. Через общение со старшекурсниками студенты младших курсов приобщаются к опыту учебной и в какой-то степени профессиональной деятельности. У представителей преподавательского состава, знакомого с данным коллективом студентов, появляется возможность индивидуально подходить к хорошо успевающим студентам, давать им советы по формированию собственной образовательной траектории, планированию профессиональной подготовки. Надеюсь, что большинство преподавателей юридических учебных заведений будут понимать бакалавриат как первый уровень полноценного профессионального образования. В настоящее время выпускники со степенью бакалавра не могут надлежащим образом трудоустроиться не только потому, что нет нормативной базы, регламентирующей эту проблему, но и потому, что в сознании практических работников, прежде всего руководителей правоприменительных органов, существует мнение о бакалаврах как о неполноценных выпускниках юридических вузов. Подобное представление имеется и у части преподавателей. Требуется провести работу по разъяснению статуса бакалавра права: это степень юридической квалификации, это юрист, способный качественно осуществлять профессиональную деятельность по правовому обслуживанию физических лиц и организаций. После освоения программы подготовки бакалавров права выпускники юридических вузов вынуждены или искать место работы, или продолжать образование. Ряд выпускников-бакалавров негосударственных или непрестижных вузов поступают в магистратуру с целью получения диплома учебного заведения, выпускники которого имеют больше шансов при трудоустройстве. Если считать магистратуру высшим уровнем профессиональной подготовки, то необходимо как можно раньше начинать подготовку к обучению в магистратуре. Она может осуществляться путем постановки индивидуальных заданий, приглашения в кружки студенческого научного общества, организации мастер-классов и других форм активизации учебной деятельности студентов. С третьего курса должна проводиться целенаправленная работа по подготовке студентов к обучению в магистратуре. Полагаю, требуется разработка форм и методов этой работы. Цель такой работы должна заключаться в том, чтобы в магистратуре обучались только подготовленные студенты, «случайным людям» надо закрыть туда доступ. Следует серьезно задуматься над задачами и, как следствие, способами работы в магистратуре. Деятельность как учения, так и обучения должна иметь иной характер по сравнению с образовательным процессом подготовки бакалавров или специалистов. Пока же идет процесс переформатирования учебных планов специалитета «под магистратуру», но если процесс подготовки магистрантов идет по «лекалам» программ специалиста, то смысл создания второго уровня образования остается непроясненным <5>. ——————————— <5> Ивахненко Е. Н. Проблемы построения магистерских программ в современном российском вузе // Там же. 2009. N 1. С. 5 — 9.

Можно надеяться, что положения Государственного образовательного стандарта по подготовке магистров права дадут лишь достаточно общие направления педагогического процесса. Наличие значительного вариативного элемента позволит вузам самостоятельно разрабатывать магистерские программы. Перед составителями программ магистерской подготовки стоят такие задачи: во-первых, четко определить цели создаваемой программы; во-вторых, ясно продемонстрировать в программе преимущества данного уровня профессиональной подготовки; в-третьих, совместить реализацию программы с инновационными процессами как в образовательной среде, так и в сфере профессиональной практики. В организации и целях подготовки магистров права еще много нерешенных проблем и малопонятных ситуаций. Но какое-то положение уже сложилось, и надо сделать его более рациональным, пытаясь улучшить ситуацию. В первую очередь следует определиться с целью подготовки магистра права. Предполагается, что это должен быть или высокопрофессиональный практик, или научно-педагогический работник. Под эти цели должны быть составлены функционально состоятельные программы. И студенты, и преподаватели на факультетах магистерской подготовки должны на всех этапах и формах работы ориентироваться на эти цели. Если магистратура — это высшая форма профессионального образования, то учебный процесс в ней должен существенно отличаться от учебного процесса первого уровня. Занятия следует проводить в интерактивной форме. Среди магистрантов не должно быть пассивно воспринимающих даже самую сложную и новую информацию. Лекций в традиционной форме, т. е. той, которая была господствующей на первом уровне обучения, не должно быть. Студентам, как и преподавателям, нужно готовиться к лекции и не только задавать вопросы лектору, но и отвечать на его вопросы. Отсюда вывод: лекционные аудитории не должны быть многолюдными. Лекцию в аудитории, где присутствуют 200 — 300 студентов, невозможно сделать интерактивной. Еще активнее студентам необходимо работать на семинарских и практических занятиях, где они смогут задавать вопросы преподавателю, а по вопросам, которые они преподавателю задают, получать оценки. Есть и другие способы активизации работы студентов на занятиях. При обучении в магистратуре наиболее подходящей представляется кредитно-модульная система оценки деятельности учения. Чтобы сделать эту систему эффективной, нужно существенно увеличить самостоятельную внеаудиторную работу магистрантов. Для этого студентам необходимо давать конкретные задания. Магистранты, нацеленные на практическую деятельность, должны разрабатывать проекты нормативного материала, овладевать средствами и приемами толкования юридических текстов, вырабатывать навыки интерпретационной деятельности, комментирования законодательства, дачи заключений по правоприменительным актам. Студенты, нацеленные на научно-педагогическую работу, должны освоить методологию юридического исследования, процедуры рефлексивного анализа и технику проблематизации. Важнейшая задача для них — развитие способностей к креативному мышлению, овладению правилами соотнесения эмпирического материала и теоретических конструкций. Таким студентам следует давать задания по конспектированию, реферированию работ выдающихся правоведов, они должны писать научные статьи, активно участвовать в научных конференциях. Концепция компетентностного обучения, о которой пойдет речь ниже, должна реализоваться прежде всего при подготовке магистров права. Внедрение компетентностного подхода требует при создании новых учебных курсов разработки инновационных форм обучения, в которых акцент смещен с процесса ознакомления студента с новой информацией к деятельностному обучению, к процессу освоения-присвоения и проектирования. Целесообразно использование таких форм, как изучение кейсов, тренинги, имитационные формы юридической работы, проектные семинары, организационно-деятельностные игры. Студенты магистратуры, готовящиеся к практической работе, должны активно участвовать в деятельности юридических клиник. В магистратуре следует применять иные по сравнению с первым уровнем образования формы контроля результатов работы. Требуется разработка таких технологий контроля приобретенных магистрантами компетенций, которые бы выполняли функцию контроля качества результатов обучения, сместив акцент с оценки транслируемой студентом воспринятой информации к оценке демонстрируемых студентом приобретенных компетенций. На контрольных мероприятиях студенты должны продемонстрировать готовность к юридической деятельности, а не излагать информацию о ней. Компетентность магистрантов, нацеленных на практическую работу, будут проверять экзаменаторы, имеющие опыт такой работы. В состав экзаменационных, особенно квалификационных, комиссий нужно включать практических работников. Квалификационные работы (магистерские диссертации) должны быть связаны с решением практических задач. Для того чтобы факультеты магистерской подготовки надлежаще выполняли свои задачи, необходима специальная подготовка профессорско-преподавательского состава. В институтах повышения педагогической квалификации нужно разработать специальные программы для преподавателей, работающих с магистрантами. Если мы внедряем европейскую систему многоуровневой подготовки юристов, то делать это надо осмысленно: следует учитывать как традиции отечественного юридического образования, так и потребности глобального и внутригосударственного развития. Организовать эффективно функционирующее двухуровневое юридическое образование — это лишь одна из задач системного подхода к совершенствованию юридического образования. Совершенствование должно проходить путем внедрения компетентностного подхода к содержанию образования. На это нацелен новый государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров права. Компетентностный подход может стать основным направлением модернизации юридического образования при условии системности в его осуществлении. Компетентностное обучение должно быть системообразующим фактором современного образовательного процесса. На каждом этапе обучения, на всех формах учебного процесса должна проводиться работа по формированию у студента как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Полагаю, оправданно исключение из учебного плана дисциплины «Русский язык и культура речи», но при условии обязательного формирования общекультурной компетенции ОК-4 <6> (способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь) на каждом занятии по любой учебной дисциплине. ——————————— <6> Обозначение компетенций взято из ГОС подготовки бакалавра права.

С учетом того что в современных условиях в юридические вузы поступает несоциализированная молодежь, требуется системное формирование публично ориентированных компетенций будущих юристов. Социология должна не только быть отдельной учебной дисциплиной (возможно, в таком виде она и не очень нужна), но и пронизывать все учебные дисциплины, весь учебный процесс с первого по выпускной курсы. Примером могут служить учебные курсы дореволюционных отечественных правоведов, осуществлявших подготовку юристов. В лекциях Н. М. Коркунова по общей теории права содержится раздел «Общественные условия развития права», где на шестидесяти страницах излагаются вопросы социологии права <7>. Н. С. Таганцев в лекциях по российскому уголовному праву много места отводил социологическим вопросам противоправного поведения <8>. Достаточно социологического материала в учебниках Г. Ф. Шершеневича по цивилистическим дисциплинам <9>. Социологическая составляющая присутствует в работах В. Н. Лешкова, С. В. Пахмана, В. И. Сергеевича <10>. ——————————— <7> Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003. С. 229 — 288. <8> Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. М., 1994. Т. 1. <9> Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994; Его же. Учебник русского гражданского права. М., 1995. <10> Лешков В. Н. Русский народ и государство. СПб., 2004; Пахман С. В. Обычное гражданское право в России. М., 2003; Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. М., 2004.

Задачи социализации студентов юридических учебных заведений будут успешно решаться при применении эпистемологического подхода к преподаванию учебных дисциплин. Демонстрация социокультурных оснований права и юридической деятельности, эффективная координация и реализация межпредметных связей гуманитарных и правоведческих дисциплин позволят достичь цели по формированию социального слоя юристов-профессионалов как носителей правовой культуры в российском обществе <11>. ——————————— <11> Перевалов В. Д. О концепции развития системы юридического образования в России // Рос. юрид. журн. 1995. N 4. С. 35.

Полагаю, что любой учебный курс по дисциплинам профессионализации должен начинаться с характеристики социокультурных оснований той или иной отрасли права. Целесообразно показать студентам, что в современном российском обществе законодательство находится в достаточно сложных отношениях с социальными, политическими, экономическими и прочими реалиями. Эти реалии часто делают неэффективным законодательство. Гражданский кодекс не работает в должной мере, так как нет развитого гражданского общества. Уголовный закон не выполняет своих задач, поскольку законодатель не учитывает некоторые социальные реалии <12>. ——————————— <12> Козаченко И. Я. Закон скромности и скромность уголовного закона // Рос. юрид. журн. 2007. N 3. С. 7 — 11.

Изучение гражданского законодательства нужно начинать с объяснения студентам того, что Гражданский кодекс РФ в основном рассчитан на регулирование отношений в развитом гражданском обществе, а такое общество в нашей стране еще не сложилось. Поэтому в отечественном гражданском законодательстве, говорит известный отечественный цивилист Е. А. Суханов, имеются такие понятия, как «оперативное управление» и «хозяйственное ведение», которых нет ни в одном развитом правопорядке. Существование данных институтов объясняется тем, что, по словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Россия-то страна казенная», а значит, государство не желает все правомочия полностью отдавать в руки обладателей имущества. Государство предпочитает в имущественных отношениях выступать в роли хозяина, и это в определенной степени оправданно, поскольку советская власть хозяев или уничтожила, или отучила хозяйствовать. С точки зрения эпистемологии права введение, например, суда присяжных немыслимо без предварительного анализа и учета специфики социально-экономической ситуации, уровня и характера отечественной правовой культуры и соответствующей корректировки процессуальной организации этого вида судопроизводства. В противном случае механическое перенесение на современную российскую почву юридических моделей и опыта отечественных дореволюционных и западных элементов правовой системы не принесет желаемых результатов и породит массу «неожиданных» проблем. Социализация студентов будет более эффективной, если им будет продемонстрирована связь учебного материала с социальными и профессиональными практиками. Эти практики должны быть подвергнуты критическому анализу. Если студентам убедительно показано несоответствие социальной и профессиональной практики целям и задачам современного российского общества, то это, возможно, сделает обучение студентов теоретическому материалу более осмысленным. Именно общекультурные и теоретические компоненты учебного материала способны сформировать условия для успешной и действенной социализации студентов. Современные парадигмы правопонимания требуют привлечения социологических данных самого широкого спектра для постановки и решения правоведческих проблем. Системный переход к компетентностной парадигме обучения требует переориентации целей учебного процесса с деятельности преподавателя на деятельность студента, акцентирования внимания на деятельности обучаемых. Например, целями семинарского занятия должны быть не «ознакомить студентов с…», не «научить студентов решать задачи по…», а получить уверенность в том, что «студенты продемонстрировали знание…», «студенты показали умение решать задачи…». Цели компетентностного обучения будут достигнуты тогда, когда в деятельности учения студента мышление будет доминировать над памятью. Понятно, что для достижения этой цели потребуется большая работа по совершенствованию методики педагогической деятельности. Для компетентностного обучения нужно преодолеть преобладание в учебных планах дисциплинарной архитектоники над междисциплинарной. Нельзя преподносить материал учебного предмета так, как будто он обладает полной внутренней завершенностью и не связан с другими областями профессиональных знаний. «Отторжение студента от образования на сегодняшний день происходит еще и потому, что массив полученных в вузе теоретических знаний по большому числу не выстроенных во взаимодействии друг с другом учебных дисциплин не служит гарантией будущего профессионального успеха» <13>. Предметный характер построения учебного плана плохо соотносится с компетентностной парадигмой образования. ——————————— <13> Немытина М. В. Эффективные модели обучения праву // Современные формы и методы обучения праву: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Саратов, 2008. С. 13.

Формирование системного подхода к процессу подготовки юристов предполагает постоянное переплетение общекультурных и профессиональных компетенций. Целесообразно указать, что преподавание всех учебных дисциплин необходимо направить на формирование у студентов личностного отношения к государственно-правовым явлениям, личностной мировоззренческой и нравственной позиции. Л. А. Тихомиров (1852 — 1923), долго замалчиваемый отечественный публицист, писал: «Выработка личности есть действительно задача не только умственная, но и нравственная. Она предполагает достижение не только понимания, но и самой способности к пониманию, а также развитие силы нравственной, состояние которой определяет самое направление наших умственных интересов» <14>. ——————————— <14> Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997. С. 564.

Перед юридическими вузами стоит задача готовить таких юристов, которые помимо профессиональных качеств должны иметь также особые личностные качества, связанные с ответственностью перед обществом за последствия принимаемых решений и за интересы страны в целом. Такие качества характеризуют тип профессионального мышления, которое на языке права можно именовать «публично ориентированным». Юрист с подобным мышлением обладает умением прогнозировать системные последствия принимаемых им решений. Профессионально компетентный юрист должен осознавать социальную значимость юридической практики, понимать, что она существенно определяет развитие государства и общества, влияет на судьбы людей.

Bibliography

Gil’miyarova S. Mnogourovnevoe vysshee obrazovanie: amerikanskij opyt i rossijskie perspektivy // Alma Mater. 2008. N 1. Ivahnenko E. N. Problemy postroeniya magisterskih programm v sovremennom rossijskom vuze // Alma Mater. 2009. N 1. Korkunov N. M. Lekcii po obschej teorii prava. SPb., 2003. Kozachenko I. Ya. Zakon skromnosti i skromnost’ ugolovnogo zakona // Ros. yurid. zhurn. 2007. N 3. Leshkov V. N. Russkij narod i gosudarstvo. SPb., 2004. Nemytina M. V. Effektivnye modeli obucheniya pravu // Sovremennye formy i metody obucheniya pravu: materialy Vseros. nauch.-metod. konf. Saratov, 2008. O putyax i strategii razvitiya vysshego professional’nogo obrazovaniya. Interv’yu s vice-prezidentom RAO, doktorom pedagogicheskih nauk, professorom V. A. Bolotovym // Alma Mater. 2009. N 9. Pahman S. V. Obychnoe grazhdanskoe pravo v Rossii. M., 2003. Perevalov V. D. O koncepcii razvitiya sistemy yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii // Ros. yurid. zhurn. 1995. N 4. Sergeevich V. I. Lekcii i issledovaniya po drevnej istorii russkogo prava. M., 2004. Shershenevich G. F. Uchebnik russkogo grazhdanskogo prava. M., 1995.

——————————————————————