Археологические памятники Приморского края эпохи каменного века — достояние российской культуры

(Самойленко П. Ю., Клюев Н. А.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2011, N 1)

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ЭПОХИ КАМЕННОГО ВЕКА — ДОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

П. Ю. САМОЙЛЕНКО, Н. А. КЛЮЕВ

Самойленко П. Ю., руководитель Приморского управления Росохранкультуры, кандидат политических наук, доцент.

Клюев Н. А., заведующий отделом Первобытной археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук.

Приморский край — уникальный регион. Помимо известных памятников федерального значения, прежде всего комплекса фортификационных сооружений Владивостокской крепости, на территории края находится свыше 3 тысяч памятников археологии. Ограниченность объема публикации не позволяет подробно рассказать об археологических памятниках всех эпох, поэтому в статье дается краткое описание наиболее значимых объектов культурного наследия эпохи каменного века — палеолита и неолита, которой датированы многие ценнейшие памятники.

Эпоха палеолита в Приморье представлена двумя археологическими культурами. Обе они относятся к верхнему палеолиту — заключительной стадии этой эпохи. Для осиновской культуры характерны массивные орудия из расколотых галек, оббитых с одной или двух сторон несколькими крупными сколами типа чопперов и чоппингов. Названа культура по первому памятнику, открытому в Михайловском районе у села Осиновки. Важным источником для реконструкции образа жизни и палеоэкологической обстановки этого времени является замечательный памятник в Пещере Географического общества (Партизанский район). Обнаруженные здесь кости ископаемых животных: мамонта, лошади, носорога, косули, бизона, пещерного льва и тигра — показывают, какие звери были объектом охоты людей того времени. Время существования осиновской культуры к настоящему времени определяется периодом 30 — 35 тыс. лет назад. Памятники этой культуры встречены в Южном и Юго-Западном Приморье.

Гораздо более широкое распространение в крае имеет устиновская археологическая культура, первые памятники которой были открыты еще в 1954 г. у деревни Устиновки в Кавалеровском районе. Эта культура прошла несколько этапов в своем развитии, и датировка ее лежит в пределах 33000 — 9500 лет назад. Устиновская археологическая культура характеризуется развитием пластинчатой техники расщепления камня. Для нее характерны крупные подпризматические нуклеусы (ядрища), с которых скалывались большие пластины, служившие основным типом заготовок для орудий. Характерны для комплекса этой культуры так называемые ножи типа «моро» (по аналогии с японскими) из крупных ножевидных пластин и остроконечники с черешковым основанием. Основные памятники устиновской культуры исследовались в долине р. Зеркальной в Кавалеровском районе, но в последние годы они открыты и в других районах Приморья.

Финальные этапы верхнего палеолита Приморья (или развития устиновской каменной индустрии) документируются памятниками со специфической техникой расщепления камня, основу которой составляют микронуклеусы торцового типа. В результате получались микропластины, которые использовались для производства так называемых вкладышевых орудий. Для изготовления микронуклеусов часто использовались некрупные гальки черного обсидиана. Памятники с микропластинчатой индустрией датируются в интервале 12 — 8 тыс. лет назад.

Заключительный этап переходного периода от палеолита к неолиту в Приморье характеризуют материалы памятника «Устиновка-3». Для его комплекса характерно сочетание черт устиновской позднепалеолитической культуры с ее элементами пластинчатой техники и неолитических элементов — отщеповой технологии, шлифованных орудий, наконечников стрел, в том числе обработанных отжимной ретушью (мелкими сколами). На памятнике встретилась керамика — одна из самых ранних для Приморья. Ей присущи черты, характерные для древнейших этапов изготовления керамической посуды во всем мире: использование природных глин без искусственных добавок, формовка сосудов на основе, путем последовательного наложения небольших кусочков глины, простая нерасчлененная форма сосуда с прямым венчиком, без акцентирования внутренней и внешних сторон. Характерную черту этой керамики составляли элементы отделки поверхности сосудов: наружная поверхность, как правило, лишь слегка заглаживалась, изредка встречаются рельефные следы обработки. Внутренняя же, как правило, покрыта горизонтальными, субпараллельными рельефными бороздами — следами обработки жестким зубчатым орудием или пучком жесткой травы. Сосуды, обломки которых обнаружены там, изготовлены из теста с добавлением травы типа осоки. Ранняя керамика в Приморье по радиоуглероду датируется 9305 +/- 31 лет. Термолюминесцентная дата для нижней части культурных отложений «Устиновки-3» — 10600 лет назад, что позволяет считать, что памятники типа «Устиновки-3» существовали в период 11 — 9,5 тыс. лет назад.

На смену палеолиту приходит новая эпоха — неолит. Неолитические памятники широко распространены на территории Приморья. Они дают представление о культуре неолита на разных стадиях развития со всеми ее характерными признаками: хорошо развитой керамикой, высокой техникой обработки камня, широким спектром каменных орудий. За редким исключением археологические памятники неолита представляют собой остатки небольших долговременных поселений. Часто они не имеют внешних признаков, но нередко прослеживаются в виде серии ям-западин. Изучение неолитических памятников дает материалы, позволяющие судить об оседлости древнего населения Приморья, о форме и конструкции жилищ. Одной из важных причин оседлости населения в Приморье было высокоэффективное рыболовство.

Известные памятники относятся к различным хронологическим этапам неолита в Приморье. Наиболее ранний этап неолита представлен руднинской археологической культурой. Технология каменной индустрии этой культуры представляет собой развитие традиций, которые были заложены в местной устиновской палеолитической культуре. Для керамического материала характерны слабопрофилированные с нерасчлененным контуром сосуды с бордюром тисненого орнамента в верхней части в виде амурской плетенки или узором из налепных валиков, которые также составляют развитие более древней традиции гончарства, представленной керамическим комплексом «Устиновки-3». Комплекс культуры наиболее полно представлен в пещере «Чертовы Ворота». Здесь помимо каменного и керамического инвентаря обнаружено много изделий из кости, раковин, в том числе различных украшений, плетеных изделий типа циновок, обрывков сетей, веревочек, изготовленных из растительных материалов. Следует отметить по этому поводу, что изделия из текстиля, найденные в пещере «Чертовы Ворота», являются древнейшими для региона Северо-Восточной Азии. Обнаруженные в пещере кости волка-собаки свидетельствуют о начальном этапе доместикации этого животного. Серия радиокарбоновых дат, полученных для памятника в пещере «Чертовы Ворота» и «Рудная Пристань», указывают, что руднинская культура существовала 8 — 7 тыс. лет назад.

Памятники другой — бойсманской культуры расположены на юге Приморья, на побережье залива Петра Великого. Наиболее изученные среди них — это поселение «Бойсмана-1» и поселение с могильником «Бойсмана-2», расположенные на берегу одноименной бухты и сопровождающиеся небольшими напластованиями раковин (так называемых раковинных куч). Их наличие свидетельствует о том, что в пищевом рационе людей этой культуры заметное место занимали и дары моря, в том числе мясо моллюсков. Определение состава раковинных куч показывает, что они содержат до 52 видов моллюсков и около 19 видов рыб. В пищевой рацион включались из рыб в основном пеленгас и красноперка, из моллюсков — мидия и спизула.

Для комплекса бойсманской культуры характерно присутствие в одном комплексе черт, свойственных более раннему периоду и типичных для неолита — нового этапа, к которому принадлежит культура. В каменном инвентаре сохраняются такие древние типы орудий, как большие листовидные орудия, обработанные крупной ударной ретушью, инструменты, оформленные по большей их части сколами, но с пришлифованным рабочим краем. Широко распространены мелкие ретушированные и шлифованные наконечники стрел, ножи, скребки, проколки и т. д. Для керамического комплекса также сохраняются некоторые древние признаки: изготовление сосудов из природной глины без искусственных примесей, простая нерасчлененная форма сосудов. Новации проявляются в присутствии незначительного числа керамики с искусственными добавками в виде дробленой ракушки. Появляются сосуды со слабоизогнутым контуром. Бойсманская посуда щедро украшена различными зубчатыми штампами. Согласно имеющимся радиоуглеродным датировкам культура существовала 6,5 — 5 тыс. лет назад.

Более поздние этапы неолита Приморья представлены группой памятников типа «Валентин-перешеек» и зайсановской археологической культурой. Для валентиновской группы характерны слабопрофилированные сосуды с прямым или слабоотогнутым венчиком, под которым располагался налепной валик. Сосуды имели массивное дно с закраиной, часто с оттисками текстиля. Посуда украшалась орнаментами, покрывавшими большую часть тулова. Популярен орнамент по мотиву сетки. Декор выполнен техникой прочерчивания и зубчатыми штампами. Наиболее изученным памятником этой группы является поселение «Валентин-перешеек» (Лазовский район). Раскопками обнаружены остатки 9 наземных жилищ. Материал этого памятника позволяет наиболее полно реконструировать хозяйственную деятельность людей этого периода — охоту, рыболовство, собирательство, домашние промыслы. Орудийный набор свидетельствует также о сравнительно высоком развитии горнорудного дела по добыче гематит-лимонитовых руд и получения из них краски.

Период развитого и финального неолита представлен памятниками зайсановской археологической культуры. В состав этой культуры включены памятники на значительной территории Приморья от юга до северо-востока как в континентальной части, так и в прибрежной зоне. Основной комплекс зайсановской культуры составляют слабопрофилированные сосуды, венчики которых имеют мелкие насечки по наружному краю с орнаментом в виде вертикального зигзага, выполненного в основном прочерчиванием. Типичны для этой культуры небольшое количество сосудов, декорированных полосой меандра, выполненного чаще всего в технике «отступающая палочка», а также оригинальными орнаментами в виде пересекающихся дугообразных линий. Для каменного инвентаря характерны многочисленные некрупные ретушированные изделия: наконечники стрел, ножи, скребки различных форм, сверла, проколки. Шлифованные орудия представлены небольшими наконечниками стрел и рубящими орудиями, овальными и односторонне-выпуклыми в сечении. Обломки глиняной посуды и орудийный набор позволяют определить хозяйство этого периода как комплексное, включающее охоту, рыболовство и собирательство. На позднем этапе существования культуры появляется производящее хозяйство — земледелие, о чем говорят зерна культурного проса, обнаруженные на поселениях «Новоселище-4» в Ханкайском районе, «Кроуновка-1» в Уссурийском районе. Это было началом качественного скачка в эволюции древнего населения Приморья.

Памятники маргаритовской культуры — культуры переходного времени от неолита к эпохе палеометалла — располагаются на востоке Приморья, в прибрежной зоне, на побережье бухт Преображения, Моряк-рыболов, Евстафия, Ольга, в нижнем течении рек Киевки, Партизанской. Основу комплекса культуры составляют лепная керамика и изделия из камня: ретушированные и шлифованные. Среди них выделяются наконечники копий и кинжал, копирующие бронзовые. Керамические сосуды — широкогорлые, сужающиеся к дну. Стенки их хорошо заглажены, неорнаментированные. Венчики (верхняя часть) оформлены в виде треугольных в сечении карнизиков, украшенных снаружи вертикальными насечками, гребенчатыми и ногтевыми оттисками. Своеобразие комплексу придает небольшое количество сосудов ярко-малинового цвета, а также предметов из светлого мягкого камня, по форме и размерам близким к современным шашкам. Маргаритовская культура, как и поздние этапы зайсановской культуры, датируется II тыс. до н. э.

Приморским управлением Росохранкультуры при содействии экспертов Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН осуществляется постоянный мониторинг состояния археологических памятников, в том числе эпох палеолита и неолита, проводится большая работа по профилактике нарушений в сфере охраны и сохранения объектов археологии.

Работа по обеспечению сохранения памятников археологии приносит свои результаты. Так, при раскопках в 2009 г. в Приморском крае археологами Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН впервые в регионе обнаружено здание дворцового типа, относящееся к бохайскому времени (IX — X вв. н. э.). Раскопом вскрыты остатки здания, построенного на земляной платформе, края которой были укреплены каменными стенками. Здание имело п-образную форму (основная часть + галереи), к нему примыкал внутренний двор. Судя по находкам, а также планировке, раскопанное здание относится к числу административных. Также впервые на Дальнем Востоке была обнаружена кузнечная мастерская раннего железного века. В ней также были найдены сами изделия из железа и их обломки. Недалеко от горна был расчищен четырехгранный кельт с прямоугольным поперечным сечением. Четыре изделия из кузницы были подвергнуты металлографическому анализу. Все они изготовлены из чугуна. Заготовки предварительно подверглись отжигу для получения ковкого чугуна. Следует особо отметить, что технология изготовления чугуна имеет явные отличия от изделий, изготовленных в таком мощном металлургическом центре, как китайский. Данная находка опровергает распространенное мнение, что железо на территорию современного Приморья попадало из районов Китая. Эти открытия свидетельствуют о высоком уровне развития цивилизации в эпоху железного века на территории Приморья.

Приморским управлением Росохранкультуры осуществляется постоянная методическая поддержка работы приморских археологов. Ежегодно во Владивостоке Приморским управлением Росохранкультуры совместно с Институтом истории, археологии и этнографии ДВО РАН при методической поддержке Управления государственной охраны памятников истории и культуры Росохранкультуры проводятся семинары-совещания по проблемам охраны и сохранения памятников археологии в Приморском крае. В рамках совещаний обсуждаются проблемы охраны и сохранения памятников археологии, в том числе проблемы противодействия «черным археологам» и профилактики повреждений и разрушений памятников археологии, допускаемых в ходе незаконных земляных, строительных и хозяйственных работ, большое внимание уделяется правовым аспектам работы археологических экспедиций.

В 2009 — 2010 гг. выявлен ряд нарушений, связанных как с действиями «черных археологов», так и с незаконной строительной и хозяйственной деятельностью на территории памятников археологии. По выявленным фактам были приняты меры реагирования в рамках полномочий управления.

Управлением при поддержке археологов были выявлены нарушения хозяйственного использования земель, затрагивающие такие памятники археологии, как «Анучино-14» и «Анучино-19», «Рисовое-1» и «Таежка-1», «Новогордеевское городище» (Анучинский район), «Борисовка» и «Утесное-4» (Уссурийский район); «Усть-Павловка» (долинное и горное городища), «Кокшаровка-1», «Кокшаровка-2», «Кокшаровка-3», «Курган» (Чугуевский район); «Глазковка» (Лазовский район), «Михайловское городище» и «Синие Скалы» (Ольгинский район); «Николаевское-1» городище (Михайловский район); «Николаевское городище» (Партизанский район), «Марьяновское городище» (Кировский район), «Суворово-3» (Кавалеровский район).

В результате тесного взаимодействия специалистов Приморского управления Росохранкультуры и экспертов-археологов Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН удалось добиться возбуждения двух уголовных дел по ст. 243 УК РФ по факту разграбления «черными археологами» памятника археологии «Шайгинское городище» и привлечь к ответственности «черных копателей».

Благодаря своевременному вмешательству Приморского управления Росохранкультуры были выработаны условия сохранения уникального памятника археологии — стоянки-крепости «Красный мыс», расположенной вблизи зоны строительства угольного терминала в бухте Суходол на берегу Уссурийского залива.

Также благодаря вмешательству Приморского управления обеспечено сохранение ряда уникальных памятников археологии в зоне строительства объектов АТЭС на о. Русский. Ряд компаний-застройщиков, в том числе подрядчики по строительству объектов АТЭС 2010 г. во Владивостоке, которые вели хозяйственные работы на территории памятников археологии без соответствующих согласований, Приморским управлением Росохранкультуры привлечены к административной ответственности. Предотвращено разрушение памятников археологии «Поспелова-1», «Русский-4», «Назимова-1».

Еще одна «головная боль» — это нарушения, связанные с ведением хозяйственной деятельности на территории городищ. В частности, прокладка линий связи, установка вышек сотовой связи. Стоит отметить, что указанные нарушения были выявлены Приморским управлением Росохранкультуры со стороны многих приморских операторов связи, которые были привлечены к ответственности. Предотвращено разрушение памятников археологии «Кнорринг», «Углекаменск», «Глазовка-городище» и ряда других.

Итогом этой работы стало снижение общего количества нарушений в 2010 г. Мероприятия по обеспечению охраны памятников археологии Приморским управлением Росохранкультуры совместно с приморскими археологами продолжаются.

——————————————————————