Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания

(Домнина А. В.) («Юридическое образование и наука», 2011, N 1)

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ <*>

А. В. ДОМНИНА

——————————— <*> Domnina A. V. New tendencies forming in the sphere of the highest juridical education, the influence thereof on formation of professional legal conscience.

Домнина Анастасия Валерьевна, ассистент кафедры конституционного и административного права ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

В статье рассматриваются новые тенденции, складывающиеся в системе высшего юридического образования, анализируется их влияние на процесс формирования профессионального правосознания молодых юристов.

Ключевые слова: юридическое образование, профессиональное правосознание, студенты-юристы.

The article considers new tendencies forming in the system of the higher education, analyses the influence thereof on the process of formation of professional legal science of young lawyers.

Key words: legal education, professional legal conscience, students-lawyers.

Совершенно очевидно, что на современном этапе развития России пристальное внимание стало уделяться системе высшего юридического образования. Качество подготовки профессиональных специалистов именно в данной области имеет принципиальное значение для любого государства. По существу, юристы, задействованные в различных областях народного хозяйства и в органах власти, являются основными проводниками государственной воли, изложенной в нормативно-правовых актах <1>. И какими бы ни были законодательные решения, то, как они будут претворены в жизнь, как они будут восприняты обществом, зависит от конкретных исполнителей, которыми в абсолютном большинстве случаев так или иначе являются юристы. ——————————— <1> См.: Теслицкий И. В. Практические занятия и формирование правосознания студента-юриста // Общество и право. 2009. N 4. С. 281 — 285.

В России в настоящее время наблюдается процесс повышенной востребованности юридического образования. Причин тому множество: стремление к получению престижного образования, повышению личного социального статуса, легализация возможности получить юридическое образование за плату, возникновение новых юридических специальностей, корпоративных объединений юристов, появление новых и расширение традиционных сфер деятельности юристов, изменение структур, методов и формы юридического образования. В связи с этим необходимо уделять большое внимание становлению профессионального правосознания юристов именно в процессе получения высшего юридического образования. Деятельность по формированию юристов, подготовке профессионалов для работы в специфической правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для всей правовой системы общества. Система высшего юридического образования в России продолжает функционировать во многом неэффективно, что негативно отражается на формировании профессионального правосознания юристов. С целью прекращения выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, повышения правовой культуры выпускников юридических специальностей, всего населения в стране, а также противодействия коррупции Президентом РФ был подписан Указ от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» <2>. Согласно Указу одной из наиболее важных и необходимых мер по модернизации юридического образования является формирование правосознания обучающихся путем привития нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону <3>. ——————————— <2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации // Российская газета. 2009. 29 мая. N 97. <3> См.: Горбатова М. К., Надыгина Е. В., Носакова Е. С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в условиях модернизации системы вузов России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. N 3(1). С. 268.

В данном исследовании мы рассмотрим тенденции, которые характерны для современного высшего юридического образования в России, а также проанализируем их влияние на формирование профессионального правосознания юристов. Под тенденциями развития юридического образования будем понимать те изменения в системе высшего юридического образования, которые произошли в России с начала XXI в. и носят в достаточной мере всеобщий, свойственный всей системе и устойчивый характер <4>. ——————————— <4> См.: Горбатова М. К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Н. Новгород, 2007. С. 35.

Во-первых, выпуск юристов непрофильными вузами нашей страны. В отличие от многих специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования, юридическое образование — это пропуск на государственные должности, обремененные властью и ответственностью. Поэтому подготовка юристов для таких должностей по природе не может быть организована на любительском уровне. К примеру, сейчас подготовку по юридической специальности осуществляют 1211 образовательных учреждений, из них 542 государственных вуза и 669 негосударственных. Для сравнения: в СССР юристов готовили всего 52 вуза и они были государственными <5>. ——————————— <5> См.: Письмо Заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Т. Л. Живулиной от 26 марта 2009 г. N 01-58-63/05ак.

Ни для кого не секрет, что высокая востребованность юристов в России в последние годы привела к открытию большого числа негосударственных юридических учебных заведений, а также юридических факультетов в непрофильных государственных вузах, имеющих к тому же еще и массу филиалов на всей территории России. Многие из них функционируют с нарушением законодательства об образовании, зачастую не обеспечены преподавательскими кадрами требуемой квалификации, выпускают слабо подготовленных специалистов и нацелены в основном на получение прибыли за счет реализации платных образовательных услуг. Доступность платного юридического образования привела не только к снижению качества подготовки специалистов в области права и их невостребованности, но и к кризису профессионального правосознания, падению престижа права, воспринимаемого молодыми специалистами в качестве источника высоких доходов <6>. ——————————— <6> См.: Алешина Е. А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования: Автореф. дис. … канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2008. С. 29.

Во-вторых, увеличение количества внебюджетных студентов, обучающихся по юридической специальности, которые не имеют достаточный уровень знаний. В результате общая начальная планка, необходимая ранее для получения высшего профессионального образования, неуклонно снижается. Эта тенденция может непосредственно или опосредованно отразиться на содержании и формах преподавания, на минимальных требованиях к положительным знаниям, других параметрах образовательного процесса и в итоге поставить под угрозу сохранение достигнутого уровня качества подготовки на выходе. Впрочем, многое будет зависеть от того, по какому основному пути пойдет университетское образование в условиях роста массы обучающихся за счет увеличения приема главным образом на внебюджетные места. Здесь можно обозначить три направления, которые в той или иной мере практически опробованы в деятельности разных подразделений Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского: 1. Постепенное подтягивание всей массы обучающихся к заданным критериям высококачественного высшего образования, которое достаточно сложно в методическом, организационном и довольно дорого в финансовом отношении. 2. Стабилизация всей массы обучающихся на минимально доступном, в соответствии с государственными стандартами, уровне высшего образования, которая предполагает наименьшие затраты, но сразу задает цель снижения университетского уровня качества высшего образования. 3. Разделение бюджетных и внебюджетных потоков и реализация для каждого своего варианта уровня качества высшего образования, которое является промежуточным в смысле затрат, но приводящим к существованию в рамках одного вуза двух разных систем образования <7>. ——————————— <7> См.: Петров А. В. Тенденции развития системы образования и пути оптимизации его качества в ННГУ // Проблемы качества образования: Сб. статей / Под ред. А. В. Петрова. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. С. 19 — 20.

Образование должно соответствовать единым общеуниверситетским критериям качества. В-третьих, увеличение контингента студентов-юристов, обучающихся по заочной форме обучения, и так называемого дистанционного обучения. Качественный анализ контингента этих форм обучения показывает, что студенты и слушатели, обучающиеся по сокращенным и ускоренным образовательным программам, в очень незначительной части связаны с практической юридической деятельностью. В советское время считалось, что по заочной форме программы высшего юридического образования эффективно могут обучаться студенты, уже работающие в юридической сфере. В силу этих обстоятельств эффективность подготовки юристов на заочной и дистанционной формах обучения, как показывает практика, несопоставимо ниже, чем на дневных формах. Необходимо вернуться к положению, когда к приему на юридические специальности по заочной (вечерней) форме обучения допускались исключительно лица, уже работающие в юрисдикционных и правоохранительных органах или органах государственного и муниципального управления. В-четвертых, введение многоуровневой системы высшего профессионального юридического образования. Однако в законодательстве отсутствует закрепление квалификационных требований и перечень должностей, которые могут занимать выпускники бакалавриата и магистратуры, порождает сомнения у вузовской общественности в приемлемости двухуровневой системы для системы высшего юридического образования, вызывает опасения, что данный процесс может негативно повлиять на процесс формирования профессионального правосознания юристов в высших учебных заведениях. В-пятых, интеграция юридического образования и науки как процесс взаимодействия научной и образовательной составляющей деятельности вуза, а также процесс сотрудничества (взаимодействия) организаций академической науки и высшего образования в целях повышения эффективности научной и образовательной деятельности, подготовки высококвалифицированных специалистов, рационального использования финансовых материально-технических и кадровых ресурсов. Необходимо всячески стимулировать и поощрять творческое начало во всех аспектах организации юридического образования и науки. Юридическая наука — важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Наука и образование в силу своей специфики органически связаны между собой и объективно не могут существовать друг без друга. Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Вот почему решение многих проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их эффективного взаимодействия. На наш взгляд, необходимо большое внимание уделять научно-исследовательской работе студентов как форме развития их творческой самостоятельности. Для подготовки широкообразованного специалиста в современных условиях необходимо не только получение глубоких теоретических знаний, но и приобретение опыта проведения исследований. Поэтому не менее важным вопросом, относящимся к исследуемой проблематике, является развитие научно-исследовательских навыков студентов-юристов в рамках учебного процесса в вузе. Западные эксперты констатируют, что сегодня наука развивается настолько быстро, что нет времени после окончания вуза «доучиваться» и «дотягиваться» до современного уровня развития науки, необходимо уже на «вузовской скамье» включаться в интенсивную научную деятельность с ориентацией на будущую профессиональную деятельность. Однако современные студенты практически не участвуют в научно-исследовательской работе. Последовательная интеграция высшего юридического образования с наукой решает комплекс задач: позволяет системно обновить научную составляющую преподавания в вузах, активно вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу, предоставляет дополнительные материальные и информационные ресурсы образованию, способствует подготовке качественных кадров для расширения преподавательского состава. Научно-исследовательская работа студентов должна стать составной частью учебного процесса. В-шестых, происходит последовательная интеграция юридического образования и юридической практики. Особенность юридического образования выражается в том, что теоретические знания и практические навыки тесно связаны и переплетаются. Сегодня в учебном плане преобладают теоретические курсы, а дисциплин, позволяющих обучать студентов практическим навыкам, в нем явно недостаточно. Необходимо максимально использовать возможности практики как формы обучения. Усилить интеграцию юридического образования и практики, в частности, путем: 1) увеличения сроков практической подготовки студентов; 2) обязательность для государственных юрисдикционных органов предоставления мест практики студентам специализированных государственных вузов в пределах контингента, обучающегося за счет средств государственного бюджета; 3) совершенствование системы ознакомительных и учебных практик (исключение формализма в прохождении практики, возможность скользящих графиков, заключение долгосрочных договоров с ведомствами, испытывающими трудности с кадрами); 4) внедрение инновационных форм практики (создание студенческих консультационных бюро, юридических клиник, выработка регламентов их деятельности, включение в учебные планы вузов). В ряде юридических вузов функционируют юридические клиники как неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Значение юридических клиник в формировании профессионального правосознания юристов очень велико. Студенты, участвующие в работе юридической клиники, применяют на практике теоретические знания, полученные за годы обучения в вузе, а также имеют возможность ведения приема и «живого» консультирования клиентов, участие в юридической клинике стимулирует студентов-юристов на занятие научной деятельностью. В-седьмых, воспитательная работа в высшей школе как критерий качества образования и как способ формирования профессионального правосознания юристов. Процесс правового воспитания, в отличие от обучения, направлен не на развитие интеллекта как такового, а на ориентацию студента в системе основных социальных ценностей, как в целом, так и в сфере профессиональной юридической деятельности. Правовое воспитание выходит за сугубо профессиональные рамки, состоит в целостном подходе к личности. Правовое воспитание включает в себя совокупность качеств (принципиальность, справедливость, требовательность, неподкупность), которые и составляют особенные стороны личности профессионального юриста. Основные требования к этой стороне образования наиболее полно отражены в новых государственных образовательных стандартах бакалавра и магистра <8>. ——————————— <8> Официальный интернет-сайт Министерства науки и образования Российской Федерации: http:// www. edu. ru/ db-mon/ mo/ Data/ d_10/ m464.html.

В соответствии с ними в области воспитания личности целью ВПО является: 1) формирование у обучающихся следующих социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность, патриотизм; 2) глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; 3) чувство профессионального долга; 4) организованность, коммуникативность; 5) толерантность, общая культура. По мнению А. В. Петрова, первого проректора, проректора по учебной работе ННГУ им. Н. И. Лобачевского, зав. кафедрой конституционного и административного права, основными направлениями воспитательной работы в вузе служат: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, воспитание здорового образа жизни, противодействие деструктивному поведению студентов. Одна из наиболее важных и необходимых мер в ходе преодоления негативных тенденций в процессе формирования профессионального правосознания юристов — это антикоррупционное воспитание студентов-юристов. Изучение состояния антикоррупционного воспитания при подготовке профессиональных юридических кадров показывает, что в вузах на сегодняшний день отсутствует системная работа в этом направлении. Более того, в системе профессионального юридического образования действует ряд факторов, которые способствуют развитию профессионального правосознания юристов как раз в противоположном направлении <9>. ——————————— <9> См.: Петров А. В., Горбатова М. К. Подготовка юридических кадров: воспитательная и антикоррупционная составляющая // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. N 6(1). С. 267.

Возрастание масштабов коррупции в России и понимание того, что коррупция не только серьезное препятствие продуктивному препятствию российского общества, но и становится прямой угрозой национальной безопасности, обусловило принятие ряда решительных мер по противодействию коррупции. Приняты специальные законодательные акты <10>. В связи с этим необходимо создавать у студентов-юристов антикоррупционную мотивацию, антикоррупционную этику, антикоррупционный стереотип поведения. В рамках учебного процесса можно показать студентам роль, которую играют в борьбе с коррупцией парламентский и общественный контроль, средства массовой информации. А также целесообразно было бы внедрить в учебный процесс специальные курсы, посвященные антикоррупционной тематике (например, «Антикоррупционное право», «Противодействие коррупции» и др.). Необходимо систематическое информирование студентов-юристов о реально ведущейся борьбе с коррупцией, юридической ответственности за совершение коррупционных действий, о разрушительных последствиях коррупции для профессиональной карьеры конкретных лиц. ——————————— <10> См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции»; Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568); Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. N 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 октября 2008 г. N 196 «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции»; Приказ Министерства науки и образования РФ от 21 мая 2007 г. N 141 «Об утверждении Программы противодействия коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России»; Приказ Федерального агентства по образованию от 26 сентября 2008 г. N 1320 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в деятельности Федерального агентства по образованию».

Такое информирование должно осуществляться при активном участии в нем структур в системе юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, внутренних дел), отвечающих за внутреннюю безопасность. Организация акций антикоррупционной направленности, например, таких, как «Юристы против коррупции», и привлечение к активному участию в них максимально возможного числа студентов-юристов. В ходе проведения таких акций студенты под управлением модераторов могли бы обмениваться представлениями о причинах и характере коррупции, наиболее распространенных ее формах, разрушительных последствиях коррупции для правоохранительных органов, средствах противодействия коррупционным проявлениям, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных действий и т. п. Развертывание доступных на уровне вуза или юридического факультета форм пропаганды действий антикоррупционной направленности. В рамках этого направления могли бы создаваться специальные рубрики в газетах и других вузовских средствах массовой информации, изготавливаться и распространяться листовки с призывами антикоррупционной направленности, создаваться и распространяться на электронных носителях видеоролики о борьбе с коррупцией. Действенной формой пропаганды могло бы стать формирование специального антикоррупционного сайта, где студенты получали бы информацию о действующем законодательстве по борьбе с коррупцией, о проводимых в вузе мероприятиях по антикоррупционному воспитанию. В рамках этого сайта студенты могли бы обмениваться мнениями о состоянии коррупции и эффективности антикоррупционных действий. В формировании профессионального правосознания особую роль играет высшее юридическое образование, которое имеет общие признаки, свойственные высшему профессиональному образованию в целом, а также особенности, вытекающие из природы юридического образования. Юридическое образование — это не только форма передачи необходимых профессиональных знаний и навыков, но и трансляция правового опыта, правовых ценностей и идеалов. Формирование в высшем учебном заведении личности, устойчиво ориентированной на общечеловеческие ценности, — главная задача высшего юридического образования. Юридическое образование должно стать социально значимым и быть серьезным испытанием для каждого студента, желающего его получить.

——————————————————————