Беспризорность и правонарушения несовершеннолетних: обзор научных исследований

(Калинкина М. Ю.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2011, N 2)

БЕСПРИЗОРНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

М. Ю. КАЛИНКИНА

Калинкина М. Ю., кандидат политических наук, Москва.

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Политико-правовое направление, права и свободы несовершеннолетних исследованы в трудах С. А. Авакьяна, М. Горановского, П. М. Дашкевича, М. В. Дулинова, Е. М. Ковешниковой, В. И. Куфаева, Г. М. Миньковского, Е. Е. Некрасова, Н. В. Постовой, В. М. Пронина, А. Ф. Селиванова, М. В. Столярова, Е. Г. Слуцкого, А. Н. Широкова, Е. С. Шугрина и др.

В частности, Е. Г. Слуцкий в своих трудах пишет о необходимости создания ювенальных судов на местном уровне. Предназначение подрастающего поколения в современном мире заключается в неоспоримом факте, что оно является не столько объектом воспитания, образования и социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, инновационным потенциалом общества, существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила.

Исследованием вопросов административно-правового регулирования деятельности специализированных подразделений и служб милиции в системе профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних занимались такие авторы, как О. И. Бекетов, Г. М. Миньковский, Б. П. Прудников, О. П. Рыбалкин, и др.

В юридической литературе, посвященной предупреждению и пресечению беспризорности, не существует единой точки зрения на возможность применения мер принуждения при проведении профилактических мероприятий.

В частности, В. И. Куфаев отметил тесную связь роста беспризорности с правонарушениями и выделил два направления предупреждения: обеспечение несовершеннолетних средствами к существованию и воспитательная работа с ними.

Б. П. Прудников полагает, что одними административно-правовыми мерами не удается преодолеть это зло. Необходимо не только предупредить беспризорность, безнадзорность и наркоманию, но и провести реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Кроме этого, юристы считают, что предупреждение беспризорности и преступности среди несовершеннолетних подразделениями милиции возможно при оперативном воздействии на негативные факторы и выявлении условий, представляющих опасность для развития детей, способствующих безнадзорности и беспризорности, совершению ими правонарушений или общественно опасных деяний. К примеру, наш современник А. В. Лапшин подразделяет негативные факторы на вредные и опасные. К вредным относятся ухудшение здоровья несовершеннолетних, причинение вреда нравственному и духовному развитию средствами массовой информации, ограничение возможностей на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и занятость, снижение уровня жизни, рост числа детей, лишенных жилья, и детей-сирот. К опасным факторам относятся преступность несовершеннолетних, количественный рост общественно опасных деяний, распространение наркомании и токсикомании, рост насилия и жестокости в семье. Наиболее общим определением обстановки, требующей оказания помощи несовершеннолетним, являются особо трудные обстоятельства, которые подразделяются на трудную жизненную ситуацию, экстремальную ситуацию и социально опасное положение.

Исследователь считает, что сотрудники подразделений милиции по делам несовершеннолетних, взаимодействуя с подразделениями криминальной милиции, должны уделять особое внимание членам антиобщественных молодежных групп. Одним из направлений деятельности подразделений по делам несовершеннолетних является разобщение и переориентация молодежных преступных формирований преимущественно административно-правовыми мерами. Предлагается планировать и проводить профилактику беспризорности на основании программ индивидуальной профилактической работы в соответствии со следующей схемой. Программа разрабатывается с участием заинтересованных субъектов системы профилактики, несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, иных заинтересованных лиц и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при рассмотрении вопроса об устройстве несовершеннолетнего или материала о совершенном им правонарушении. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления регистрирует программы индивидуальной профилактической работы, на их основе формирует банк данных. Информация из банка данных ежемесячно передается в вышестоящую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая ведет централизованный учет индивидуальной профилактической работы, проводит ее анализ, вносит предложения по совершенствованию. При соблюдении конфиденциальности контроль за проведением индивидуальной профилактической работы могут осуществлять заинтересованные лица организаций, общественных объединений, граждане.

Социально-психологическое направление (адекватность сознания, стойкость, умение переносить трудности, страх и пр.), характеризующее мотивы привлечения людей в беспризорный образ жизни, нашло отражение в изысканиях С. А. Беличева, А. В. Гоголевой, И. С. Кона, Р. М. Корка, Ю. Н. Копыловой, В. Н. Кудрявцева, С. В. Лазарева, В. Д. Попова и др.

Анализу и обобщению социально-педагогического направления местного самоуправления в профилактике беспризорности, а также воспитательным процессам несовершеннолетних посвящены научные труды Л. В. Бадя, П. П. Блонского, В. Г. Бочарова, Ф. Э. Дзержинского, А. И. Догалевской, Д. А. Дриля, Г. Т. Иващенко, И. В. Ионина, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика, Т. Я. Сафоновой, Г. Н. Филонова, З. Г. Ягудина и др.

Направления беспризорности как социального явления, ее состояние, причины, профилактика, реабилитация несовершеннолетних, пути преодоления рассматривалась такими учеными, как Н. М. Байков, Е. С. Балабанова, Е. Б. Бреева, И. А. Голосенко, С. И. Голод, Л. Т. Дулинова, И. Н. Коновалов, В. И. Курбатов, А. Л. Маршак, Н. Ф. Сморгунова, Н. М. Римашевская, Т. Н. Успенская, С. Федоров, и др.

Социальная работа, благотворительность и меценатство как решение вышеобозначенной проблемы освещены в трудах Аристотеля, Платона, Л. В. Бадя, В. П. Безобразова, П. И. Георгиевского, Н. Ф. Дивицына, Л. А. Зеленова, Б. Ильинского, В. П. Мельникова, П. И. Нецеретнего, С. Ольмана, С. А. Стивенсона, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой, А. В. Ящук и др.

Защищенных кандидатских диссертаций, посвященных проблеме беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в период с 1997 по 2005 г., не более 20. Основная часть работ освещает исторические, педагогические, психологические, правовые и социологические аспекты проблемы. Для работ характерно практически равное число ученых по половому признаку; однако по правовым дисциплинам наблюдается большее число соискателей мужчин, по психологическим и педагогическим — женщин.

Докторские работы, как правило, были написаны и защищены в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Саранске, Казани, Новгороде и других городах Российской Федерации. Кандидатские исследования, напротив, охватывают все регионы страны, однако тенденция успешной защиты наблюдается лишь в городах: Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Екатеринбург, Саратов, Владимир, Иваново.

Вместе с тем данная тематика все еще приобретает актуальный характер и требует не только пристального рассмотрения, но и незамедлительных мер в качестве прикладных работ.

За всю историю человечества беспризорность несовершеннолетних и попытки ее решить были актуальными всегда. В настоящее время проблема беспризорности несовершеннолетних присутствует не только в России, но и в зарубежных странах с развитой экономикой и отлаженными службами социального обеспечения. Однако в современной России масштабы беспризорности приобретают массовый характер, несмотря на то что эта беспризорность в нашей стране была всегда. Россия неоднократно переживала пики беспризорности: в период между Первой мировой и Гражданской войнами; в голод и эпидемии 30-х годов; как последствия сталинских репрессий 37-го и Второй мировой войны.

Ученые, классифицировав причины беспризорности, отмечают, что в настоящее время они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Так, Е. Г. Слуцкий рассматривает следующие причины:

— социально-экономические (экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами);

— социально-психологические (кризис семьи, увеличение разводов, потеря родителей, ухудшение климата в семье, жестокое обращение);

— психологические (увеличение числа несовершеннолетних, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения).

Все они и выталкивают часто даже из очень уютных и теплых домов детей на улицы. Шаг за шагом — и они становятся свободными. Но, приобретая эту мнимую свободу — от родителей, учителей, обязательств, они становятся ничьими, оставаясь при этом гражданами своей страны.

Таким образом, беспризорность сегодня — это следствие обострения социально-демографических процессов, падения жизненного уровня населения, резкого обострения социального расслоения между богатыми и бедными, понижения уровня образования и воспитания, непозитивного времяпрепровождения, уменьшения числа досуговых и спортивных учреждений, отсутствия культурного отдыха и системы ювенальной юстиции, коммерциализации образовательных услуг, падения духовно-нравственных ценностей, массовых нарушений прав подрастающего поколения, жилищных проблем. Эти тенденции приводят к необратимым негативным процессам, отклонению от общественных норм, увеличению «социальных болезней» XXI в. (алкоголизм, наркомания), криминализации среди несовершеннолетних, нравственному падению, к разрушению личности, деградации современного общества, усилению социально-политической напряженности и социальной безопасности России, создавая проблемы в восполнении трудовых и мобилизирующих ресурсов. Опыт прошлого и уже настоящего (события 2005 г. во Франции) свидетельствует об этом.

Литература

1. Castells M. End of millennium. Oxford: Blackwell, 1998.

2. Cork, R. Margaret. The forgotten children: A study of children with alcoholic parents. Don Mills, Ont.: Paperjacks, 1969.

3. Авакьян С. Н. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России. М., 1994.

4. Александров П. В. Совершенствование системы социального управления по решению социальных проблем населения района: Дис. … канд. соц. наук: 22.00.08. Уфа, 2003.

5. Аристотель. Собрание сочинений. М., 1984. Т. 4.

6. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России. М., 1993.

7. Бадя Л. В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М., 1995.

8. Безобразов В. П. Земские учреждения и самоуправления. М., 1874.

9. Байков Н. М. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы. Хабаровск, 2003.

10. Балабанова Е. С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитивизм: стратегии «негативной» адаптации // Социс. 1999. N 4.

11. Бекетов О. И., Лапшин А. В. Деятельность милиции общественной безопасности по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Омск: Омский юридический институт МВД России, 1998.

12. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

13. Блонский Л. В. Детская беспризорность в СССР периода нэпа: опыт ликвидации: на материалах Нижнего Поволжья: Дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Саратов, 2004.

14. Блонский П. П. О так называемой моральной дефективности // Избр. пед. и психол. соч. В 2 т. Т. 1. М., 1979.

15. Бочарова В. Т. Задачи и перспективы социальной педагогики в современных условиях. М., 1996.

16. Бреева Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. 2-е изд. М., 2004.

17. Георгиевский П. И. Призрение бедных и благотворительность в России: история, настоящее положение и задачи. СПб., 1908.

18. Гоголева А. В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. М., 2004.

19. Голосенко И. А., Голод С. И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб., 1998.

20. Горановский М. Нищенствующие дети как питомник преступлений // Журнал Министерства юстиции. 1904. N 4.

21. Дашкевич П. М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской губернии // Юридический вестник. 1887. N 6.

22. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов н/Д, 2005.

23. Догалевская А. И. Семейное воспитание приемных детей. М., 1978.

24. Дриль Д. А. Меры к оздоровлению общества. СПб., 1900.

25. Дулинов М. В. Восстановление социального статуса безнадзорных детей. М., 2002.

26. Дулинова Л. Т., Маршак А. Л., Холостова Е. И. Детская беспризорность; состояние и пути преодоления. М., 2000.

27. Иващенко Г. Т. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специальных учреждениях. М., 1996.

28. Ильинский Б. Благотворительность в России. СПб., 1908.

29. Кабанов С. Н. Социальное сиротство детей и подростков в современной России: причины, состояние, тенденции (социологический анализ): Дис. … канд. соц. наук: 22.00.04. М., 2002.

30. Кадырова Н. Н. Беспризорность несовершеннолетних и ее профилактика: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Челябинск, 2005.

31. Ковешников Е. М. Государственная власть и местное самоуправление: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2001.

32. Кон И. С. Психология ранней юности. Дети и мы. М., 1989.

33. Коновалов И. Н. Беспризорность, безнадзорность несовершеннолетних: Опыт исследования проблемы в Саратовской области. Саратов, 2004.

34. Копылова Ю. Н. Доверие к органам власти. М., 2003.

35. Кудрявцев В. Н. Нравы общества переходного периода // Вестник РАН. 2002. N 3.

36. Курбатов В. И. Социальная технология. Ростов н/Д, 1998.

37. Куфаев В. И. Юные правонарушители. М., 1925.

38. Куфаев В. И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. М., 1927.

39. Лазарев С. В. Общественно-политическое развитие российской деревни 1920-х гг.: социально-психологические аспекты (на материалах Верхней Волги). Ярославль, 1999.

40. Лапшин А. В. О правовой основе профилактики безнадзорности и правонарушений в Омске и Омской области // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних: Материалы межвед. науч.-практ. конф. М.: Академия управления МВД России, 1999.

41. Лапшин А. В. Правовое регулирование деятельности специализированных подразделений милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних // Актуальные проблемы предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних: Материалы областной науч.-практ. конф. Омск: Омский юридический институт МВД России, 1999.

42. Луначарский А. В. Речь о социальном воспитании. Пг., 1918.

43. Макаренко А. С. Беспризорность и борьба с ней. М., 1985. Т. 5.

44. Мельников В. П., Долостова Е. И. История социальной работы в России. М., 2005.

45. Миньковский Г. М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М., 1950.

46. Мирсагатова М. Н. Управление системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях (социологический анализ): Дис. … канд. соц. наук: 22.00.08. М., 2002.

47. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 1990.

48. Некрасов Е. Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: опыт историко-правового исследования. М., 1999.

49. Нецеретний П. И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. М., 1993.

50. Ольман С. Детская помощь в России // Вестник благотворительности. 1993. N 4/7.

51. Попов В. Д., Хвесюк Н. Г. Экономическая психология. М., 1999.

52. Постовой Н. В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России. М., 1999.

53. Пронина В. М. Роль местных советов в деле предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1961.

54. Прудников Б. П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. Административно-правовое регулирование. М., 2004.

55. Реутова А. Д. Ликвидация массовой детской беспризорности в 1921 — 1935 годах: на материалах Верхневолжья: Автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004.

56. Римашевская Н. М. Обеднение населения и «социальное дно» в России // Народонаселение. 1999. N 2.

57. Рыбалкина О. П., Прудников Б. П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних: Административно-правовое регулирование. М., 2004.

58. Сажина Н. С. Деятельность государства и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в 1921 — 1928 гг.: На материалах Урала: Автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Ур. гос. ун-т им. А. М. Горького, 2002.

59. Сафонова Т. Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.

60. Селиванов А. Ф. Учреждения по призрению детей (воспитательные дома, ясли, приюты). СПб., 1910.

61. Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998. N 3.

62. Слуцкий Е. Г. Ювенальная политика России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2001. N 10(141).

63. Сморгунова Н. Ф. Предупреждение беспризорности среди детей и подростков в России (20 — 90-е гг. XX в.). Владимир, 1998.

64. Стивенсон С. А. Уличные дети и теневые городские сообщества // Социологический журнал. 2000. N 3 — 4.

65. Стивенсон С. А. Социологические исследования в России: Материалы социол. центров и служб, 1998.

66. Успенская Т. Н. Детская безнадзорность и беспризорность: проблемы, профилактика: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск, 2003.

67. Федоров С. Как ВЧК боролась с детской беспризорностью и безнадзорностью // Диалог. 2000. N 1.

68. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М., 1995.

69. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.

70. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

71. Широков А. Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления. СПб., 1997.

72. Ягудин З. Г. Безнадзорный подросток: механизмы социально-педагогической поддержки и перевоспитания. Казань, 2002.

73. Якубенко К. Ю. Современные отечественные и зарубежные парадигмы социальной работы: социологический анализ. М., 2003.

74. Ящук А. В. Детская беспризорность: теория и практика ее преодоления и предупреждения. Томск, 2004.

——————————————————————