Научная школа: количественные параметры оценки (рецензия на книгу Б. И. Соколова «100 книг кафедры теории и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета»)

(Ялбулганов А. А.) («Реформы и право», 2011, N 1)

НАУЧНАЯ ШКОЛА: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Б. И. СОКОЛОВА «100 КНИГ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА» <*>

А. А. ЯЛБУЛГАНОВ

——————————— <*> Соколов Б. И. 100 книг кафедры теории и финансового менеджмента Санкт-Петербургского университета: Библ. указ. / Отв. ред. Н. В. Колпакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. 120 с., ил.

Ялбулганов Александр Алибиевич — доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра публично-правовых исследований, профессор кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В последнее десятилетие активизировалась дискуссия о научных экономических школах <1>. В ее центре была проблема определения их доминантных признаков, атрибутов, поскольку данный термин длительное время употреблялся стихийно без комментариев и обоснований. За рамками дискуссии остался вопрос о разграничении категорий «научная школа» и «научное направление» <2>. А в такой науке, как история экономической мысли, само понятие «научная школа» используется в качестве важного классификационного признака. ——————————— <1> См.: Абалкин Л. И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения // Экономическое возрождение России. 2004. N 1. С. 10 — 15; Розов Н. Х. Понятие «научная школа» и проблема финансирования науки в России // Педагогика. 2007. N 8. С. 102 — 106; Родионова В. М. Становление и развитие научной школы финансов // Вестник Финансовой академии. 2009. N 1; Орланюк-Малицкая Л. А. Формирование научной школы страхования // Вестник Финансовой академии. 2009. N 1 и др. <2> Соколова С. В., Соколов Б. И. Концептуальные основы выделения технологической школы менеджмента // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. N 4. С. 13 — 19.

Оценки научной деятельности, выделение научных школ приобретают не только историко-теоретический, но и прикладной смысл. Проведение исследований требует полноты представления о ранее полученных результатах, которые находят в основном отражение в библиографии. Важность библиографической литературы объясняется еще и тем, что гигантский поток информации в печатной и электронной форме делает крайне затруднительным процедуру поиска необходимых сведений. В этом плане особенно большие проблемы возникают у студентов и аспирантов. Именно у них возникает потребность за ограниченный срок обучения сформировать список научной, справочной литературы, который позволил бы усвоить не только азы науки, но и глубоко проникнуть в ее тайны, понять границы познанного <3>. ——————————— <3> Базулин Ю. В. Информационно-библиографические ресурсы финансовой науки: сетевые ресурсы, книжная и периодическая литература, справочные и статистические источники. СПб., 2006; Базулин Ю. В., Козырин А. Н. Публичные финансы и финансовое право: информационные ресурсы: Учеб. М., 2009; Соколов Б. И. Рецензия на книгу Базулина Ю. В. «Информационно-библиографические ресурсы финансовой науки: сетевые ресурсы, книжная и периодическая литература, справочные и статистические источники» // Проблемы современной экономики. 2008. N 2. С. 435 — 436; Соколов Б. И. Рецензия на книгу Базулина Ю. В., Козырина А. Н. Публичные финансы и финансовое право: информационные ресурсы // Проблемы современной экономики. 2009. N 2. С. 460; Соколов Б. И., Колпакова Н. В. Компас для магистрантов // Финансы и кредит. 2009. N 42. С. 86 — 88.

В ходе дискуссии, развернувшейся в отечественной экономической периодике, обстоятельное освещение получила качественная оценка понятия «научная школа», однако количественный подход остался вне поля зрения. Административно привносимый принцип количественной оценки уровня развития отечественной науки, связанный с различными индексами цитирования, позволяет выявить исключительно модные направления, но не научные школы. Качественная оценка (определение научной школы) должна быть дополнена оценкой количественной, направленной на сбор информации о книгах (прежде всего монографий, теоретических учебников), представляющих собой научные труды, созданные главой школы и его последователями. Восполнить данный пробел способны критерии, предложенные Б. И. Соколовым в работе «100 книг кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» <4>. ——————————— <4> Соколов Б. И. 100 книг кафедры теории и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета: Библ. указ. / Отв. ред. Н. В. Колпакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. 120 с.

При сложившейся в России ситуации происходит недопонимание значимости научных направлений и, соответственно, их недооценка в качественном и количественном аспектах. В результате такого поверхностного подхода малозначимые исследования выдаются за определяющие, способные сформировать научные школы. А монографии, теоретические учебники, которые составляют костяк школы, не ценятся. По принципу «определяющей книги» ранее формировались и, надеемся, завтра будут формироваться научные направления. Здесь не требуется особых доказательств, это достаточно очевидно. Вспомним классическую школу в политической экономии, сформировавшуюся вокруг «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита, марксистскую школу, до сих пор отстаивающую неопровержимые положения «Капитала» и дающую возможность поддерживать существование многочисленным критикам, школу «Анналов» Ф. Броделя и его «Материальную цивилизацию, экономику и капитализм». К XXI веку наука существенно изменилась, она стала междисциплинарной, научные школы часто строятся не вокруг одного произведения, а вокруг их комплекса. В соответствии с этим и количественный критерий продуктивности научного направления должен трансформироваться. И таким критерием является комплекс научно-теоретических изданий. Именно этой цели — выявлению комплекса трудов, позволяющего определить то, что некое научное направление, достигнув некоторых количественных параметров, качественно изменилось и превратилось в научную школу, — отвечает рецензируемое информационно-библиографическое издание. В нем собраны сведения о книгах, опубликованных действующими профессорами и доцентами, работающими на кафедре теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Предпринятое Б. И. Соколовым информационно-библиографическое изыскание классифицирует опубликованные труды кафедры по их целевому назначению: научные, учебные и справочные издания. В состав данного перечня книг включены печатные издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, оформленные с учетом всех полиграфических требований, имеющие выходные сведения, позволяющие их идентифицировать, имеющие ISBN. В том случае, если книга написана группой авторов, доля преподавателей кафедры составляет не менее 48 страниц (3 п. л.); таким образом, этот текст, будучи самостоятельно изданным, смог бы предстать в виде отдельной книги. В настоящее время делаются попытки формирования российских научно-исследовательских центров. С этой целью составляются и публикуются своеобразные рейтинги, в которых учитываются: частота цитирования статей, количество патентов и изобретений, размеры расходов на научные исследования. Но, как видим, важнейший объективный критерий качества научной и образовательной деятельности вуза и составляющих его кафедр — публикации монографий и теоретических учебников — фактически не учитывается. Удачно подобран эпиграф к «100 книгам кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета»: «Ученый без трудов — дерево без плодов» (Саади). К тому же надо отметить, что «в России не осталось ни одного медицинского, технического, театрального, лингвистического, музыкального и других вузов, в которых не открылись бы факультеты экономики и менеджмента» <5>. Причем в подавляющем большинстве случаев это происходит при почти полном отсутствии подготовленных кадров и специализированных учебных библиотек. Оградить российскую систему образования от подобных вузов могло бы помочь законодательство, регламентирующее не только общие качественные, но и конкретные количественные критерии российских научно-исследовательских центров, основанных на функционировании научной школы. ——————————— <5> Автономов В., Ананьин О., Кузьминов Я. и др. Экономическое образование и практика в России // Вопросы экономики. 2001. N 1. С. 87; Соколов Б. И. Преподавание экономической теории на гуманитарных факультетах университета: современные проблемы // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 1998. N. 4. С. 87 — 97; Соколов Б. И. Новые государственные образовательные стандарты // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2001. N. 2. С. 130 — 132.

Количественный критерий, отражающий высокую квалификационную меру, наглядно демонстрирующую завершенность и представительность научной школы, и является основой для создания научно-исследовательского центра. Нет школы — нет центра! Университетский научно-исследовательский центр, осуществляющий подготовку специалистов и магистров, следует определять не по принципу исторического первородства, а на основе беспристрастного критерия, единиц научной деятельности. За единицу научной деятельности принимается 100 книг опубликованных структурным подразделением (кафедрой). Почему в качестве основного количественного критерия научной деятельности Б. И. Соколов предлагает выбрать цифру 100? Для объяснения он обращается к символическому толкованию чисел, в котором ноль означает пустоту, единица — начало. «1» и «0» — это два первичных элемента, две противоположные силы. Тогда в числе «10» все целостно. А число «100», как отмечал А. Ф. Лосев, основываясь на представлениях Платона, означает квадрат, идеальную равномерность явления <6>, поэтому «100» символизирует мастерство и совершенство, гармоничную завершенность. ——————————— <6> См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Изд-во «Искусство», 1969. Том II.

В книге в качестве примера единицы научной деятельности дается аннотированный библиографический список более ста трудов преподавателей кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, опубликованных в основном в ведущих центральных издательствах страны. Данный критерий способен полно отразить научный и учебный потенциал кафедры. Здесь можно согласиться с мнением Б. И. Соколова и принять цифру 100 за единицу учета эффективности функционирования научной школы. К тому же рецензируемый библиографический указатель книг кафедры теории кредита и финансового менеджмента СПбГУ имеет целевое назначение: он предназначен для научной и учебной работы в высших учебных заведениях. Перечень опубликованных трудов призван продемонстрировать две особенности творческого коллектива. Во-первых, оригинальные авторские учебные издания обеспечивают основные курсы, читаемые профессорско-преподавательским составом. Во-вторых, опубликованные монографии отражают научные разработки, которые носят фундаментальный междисциплинарный характер. В разделе, отражающем научные издания, представлен их алфавитный перечень и краткая аннотация монографий и сборников научных трудов. Они содержат результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Всего в раздел «Научные издания» включены книги 44 наименований, в том числе 24 индивидуальных и 17 коллективных монографий, 3 сборника кафедральных научных статей. В разделе «Учебные издания» представлен алфавитный перечень и краткая аннотация учебных изданий, подготовленных преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента. Всего в данном разделе представлено 68 учебных изданий, в том числе 21 индивидуальное, 32 учебных издания, осуществленных в соавторстве, и 15 изданий, подготовленных авторскими коллективами. В целом книги, написанные преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента, отражают результаты проводимых исследований. Это относится не только к монографиям и сборникам научных трудов, но и к учебникам. Такие учебники, включающие не только устоявшиеся знания, но и новейшие концепции, гипотезы, мы называем теоретическими учебниками. В качестве примера такого теоретического учебника можно привести коллективный труд «Деньги. Кредит. Банки» <7>, в написании которого принимали участие десять преподавателей кафедры — специалистов в различных отраслях финансовой науки. В нем нашли отражение такие авангардные научные направления, как системная методология исследования денежно-кредитной политики, социально-психологические концепции денег, принципы валютной и кредитной интеграции. Показателем авторитетности издания служит следующий факт. В Большой Российской энциклопедии при статьях «Деньги» и «Денежные агрегаты» дана ссылка на данный учебник <8>. ——————————— <7> Деньги. Кредит. Банки: Учеб. / Под ред. В. В. Иванова и Б. И. Соколова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Проспект», 2006. 848 с. <8> См.: Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. Т. 8. С. 530, 543.

Разумеется, кроме книг преподавателями кафедры пишутся и статьи. Но если книги формируют научную школу, то статьи отражают наиболее актуальные, продвинутые, востребованные направления исследований. Например, научные интересы преподавателей кафедры сконцентрировались на нескольких направлениях: а) методология и теория экономической и финансовой науки <9>; б) проблемы межбюджетных отношений <10>; в) история, теория и организация кредита <11>; г) вопросы финансового менеджмента в некоммерческих организациях <12>; д) теория и история денег <13>; е) управление финансами фирмы <14>; ж) развитие рынка ценных бумаг <15>; з) история экономической и финансовой науки <16>. ——————————— <9> Иванов В. В. Российские особенности мирового финансового кризиса // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2009. N 2. С. 3 — 11; Соколов Б. И. Формы богатства в обществе // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 1994. N. 1. С. 72 — 76; Соколов Б. И. Нужен ли нам отечественный «Экономикс»? // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2000. N 1. С. 57 — 60; Соколов Б. И., Чхенг Ваннаритх. Национальная экономика Камбоджи: выбор стратегии развития // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2000. N. 4. С. 60 — 66; Соколов Б. И., Пахомов А. Н. Модели содержания объектов государственной офисной недвижимости // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2008. N 4. С. 110 — 117; Соколов Б. И., Пахомов А. Н. О реформе модели содержания объектов государственной офисной недвижимости // Проблемы современной экономики. 2009. N 2. С. 342 — 344; Соколов Б. И., Пахомов А. Н. Международный опыт управления государственной офисной недвижимостью // Проблемы современной экономики. 2009. N 3. С. 376 — 378; Соколов Б. И. О деловых играх в процессе преподавания экономической теории студентам-юристам // Реформы и право. 2009. N 3. С. 43 — 47; Соколов Б. И. Финансовое измерение человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. 2010. N 4. С. 53 — 56. <10> Иванов В. В. Теория и практика межбюджетных отношений. СПб.: БАН; Нестор-История, 2010; Иванов В. В., Строгнацкая О. А. Инструменты межбюджетного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности регионов в Латвии // Финансы и кредит. 2008. N 43. С. 76 — 80; Иванов В. В. Эволюция межбюджетных отношений в современной России // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2010. N 2. С. 66 — 78; Иванов В. В., Строгнацкая О. А. Система финансового уравнивания в муниципалитетах Латвии // Финансы и бизнес. 2009. N 1. С. 35 — 40. <11> Соколов Б. И., Жарков Я. В. Внутренний государственный долг Российской Федерации и необходимость смены курса реформ // Вестник СПбГУ. 1999. Серия 5. Экономика. N 3. С. 49 — 54; Соколов Б. И., Жарков Я. В. Проблемы создания системы управления государственным внутренним долгом России // Вестник СПбГУ. 1999. Серия 5. Экономика. N 4. С. 62 — 72; Соколов Б. И., Топровер И. В. Банковская система Российской империи во второй половине XIX — начале XX в. // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2002. N 1. С. 125 — 132; Соколов Б. И., Топровер И. В. Теории кредита в древнем мире // Проблемы современной экономики. 2006. N 1 — 2. С. 381 — 390; Соколов Б. И., Топровер И. В. Капиталотворческие теории кредита (XVII — первая половина XIX века) // Проблемы современной экономики. 2006. N 3 — 4. С. 449 — 459; Соколов Б. И., Топровер И. В. Капиталотворческие теории кредита (2-я половина XIX — XX в.) // Проблемы современной экономики. 2007. N 1. С. 316 — 326; Соколов Б. И., Канаев А. В. Натуралистические теории кредита // Проблемы современной экономики. 2007. N 2. С. 409 — 415; Соколов Б. И., Канаев А. В. Натуралистические теории кредита (продолжение) // Проблемы современной экономики. 2007. N 3. С. 434 — 437; Соколов Б. И., Топровер И. В. Теория «гибридных» оборотных средств кредита // Проблемы современной экономики. 2007. N 4. С. 361 — 367; Соколов Б. И. Инвестиционно-финансовое кредитование и создание долговой экономики // Проблемы современной экономики. 2008. N 2. С. 361 — 368; Соколов Б. И., Соколов К. Б. Теории кредита: сравнительный анализ концепции А. Гана и Дж. Кейнса (начало) // Проблемы современной экономики. 2008. N 3. С. 498 — 504; Соколов Б. И., Соколов К. Б. Теории кредита: сравнительный анализ концепции А. Гана и Дж. Кейнса (продолжение) // Проблемы современной экономики. 2008. N 4. С. 474 — 478. <12> Соколов Б. И. Теоретические основы разработки моделей финансового менеджмента в некоммерческих организациях // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. N 3. С. 66 — 81; Соколова С. В., Соколов Б. И. Эндаумент-фонд — целевой капитал некоммерческой организации // Проблемы современной экономики. 2008. N 2. С. 166 — 171; Соколова С. В., Соколов Б. И. Формирование целевого капитала некоммерческой организации // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2009. N 1. С. 100 — 107. <13> Базулин Ю. В. Салинз М. Экономика каменного века // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2001. N 3. С. 148 — 150; Базулин Ю. В. Теория «абсолютных» денег С. Ф. Шарапова // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2005. N 1. С. 40 — 49; Базулин Ю. В. Туган-Барановский о двойственной природе денег // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2005. N 2. С. 98 — 105; Базулин Ю. В. Происхождение денег в процессе социогенеза // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. N 2. С. 40 — 50; Базулин Ю. В. Общая теория денег // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. N 4. С. 20 — 31; Кочергин Д. А. Электронные деньги: теория и анализ моделей эмиссии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006; Соколов Б. И. Рецензия на книгу Базулина Ю. В. Происхождение и природа денег. СПб., 2008// Проблемы современной экономики. 2009. N 4. С. 431 — 432; Соколов Б. И. Война и деньги // Проблемы современной экономики. 2010. N 2. С. 26 — 29; Соколов Б. И. Особенности денежного обращения в период войны // Финансы и кредит. 2010. N 33. С. 73 — 79; Соколов Б. И. Военные денежные знаки // Реформы и право. 2010. N 2. С. 7 — 12; Соколов Б. И. Деньги и войны: властный конфликт // Конфликтология. 2010. N 3. С. 121 — 136. <14> Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2009; Иванов В. В., Бушуева Н. В. Внешние источники финансирования российских предприятий: реалии и перспективы // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2007. N 1. С. 96 — 107; Иванов В. В. Особенности внешнего и внутреннего корпоративного финансового планирования // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. N 3. 51 — 65; Соколов Б. И. Курс реформ и оборотные средства предприятий // Вестник СПбГУ Серия 5. Экономика. 1997. N 2. С. 3 — 7; Лин А. А., Соколов Б. И. Фармацевтический рынок и его особенности // Вестник СПбГУ Серия 5. Экономика. 1998. N 3. С. 33 — 42; Соколов Б. И. Мелкий бизнес: проблемы компаративистики // Вестник СПбГУ Серия 5. Экономика. 1999. N. 1. С. 196 — 203; Соколов Б. И., Кавлак А. И. Винное эмбарго России и экономика Республики Молдовы // Проблемы современной экономики. 2007. N 1. С. 170 — 174; Соколов Б. И., Кавлак А. И. Проблемы экспорта продукции виноделия Республики Молдова // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2008. N 1. С. 86 — 93; Соколов Б. И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. 2010. N 3. С. 93 — 95; Соколов Б. И., Топровер И. В. Финансовый менеджмент: теория и практика // Экономический анализ: теория и практика. 2006. N 21. С. 66 — 68; Соколов Б. И., Лю Юйчжо. Особенности налогообложения в сельском хозяйстве КНР // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2010. N 2. С. 60 — 65; Соколов Б. И., Соколова С. В. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика // Вестник СПбГУ Серия 5. Экономика. 2007. N 1. С. 198 — 201. <15> Воронова Н. С. Российский финансовый рынок: перспективы развития // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. N 2. С. 133 — 139; Лялин В. А. Кризисные этапы и современные проблемы развития российского фондового рынка // Проблемы современной экономики. 2010. N 3. С. 223 — 226; Соколов Б. И., Воронов В. С. Новый формат финансового посредничества в инновационной экономике: институциональная среда финансовых инноваций // Проблемы современной экономики. 2010. N 3. С. 218 — 223; Соколов Б. И., Воронов В. С. Новый формат финансового посредничества в инновационной экономике: институциональная среда финансовых инноваций (окончание) // Проблемы современной экономики. 2010. N 4. С. 182 — 185. <16> Очерки по истории финансовой науки / Под ред. В. В. Ковалева. М.: Проспект, 2010; Иванов В. В., Ковалев В. В. О кафедре теории кредита и финансового менеджмента // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. N 3. С. 3 — 7; Соколов Б. И. История экономической науки: нужны ли новые подходы? // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика, 1998. N 2. С. 52 — 60; Соколов Б. И., Соколова С. В. Борис Владимирович Никольский // Реформы и право. 2009. N 1. С. 49 — 55.

Таким образом, предлагаемый Б. И. Соколовым подход к оценке функционирования научной школы, включающий не только качественные, но и количественные критерии, позволяет в полном объеме оценить продуктивность ее деятельности. Рецензируемая книга является не только источником библиографических сведений, но и методологическим подспорьем в оценке творческого потенциала научно-исследовательских центров.

——————————————————————