Тяжело учиться — легко судиться?

(Кузнецова М.)

(«Юридическая газета», 2011, N 14)

ТЯЖЕЛО УЧИТЬСЯ — ЛЕГКО СУДИТЬСЯ?

М. КУЗНЕЦОВА

Кузнецова Марина, «Юридическая газета».

Дискуссия о соотношении теории и практики в юридическом образовании напоминает спор о курице и яйце. Преподаватели юриспруденции уверены: теория первична, потому приоритетна в учебных программах. Практикующие же юристы настаивают, что без практики не было бы теории, и их компании не нуждаются в молодых специалистах, получивших представление о праве лишь по многотомным трактатам. Как адаптировать классическое юридическое образование под запросы современного работодателя, решали участники Круглого стола, прошедшего в рамках Дня юридической карьеры в Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Плоха теория, друг мой

Главная проблема современных вузов, убежден соруководитель глобальной налоговой практики, партнер международной юридической компании Salans Евгений Тимофеев, в отсутствии хороших учебных пособий. В результате студенту, приходящему на практику, приходится объяснять все правовые аспекты едва ли не с нуля.

— Университетские учебники делятся на два типа, — отметил юрист на мероприятии. — В первом (он более характерен для налогового права, которым я занимаюсь), как правило, старательно излагается содержание Налогового кодекса РФ, что в общем-то бессмысленно, проще прочитать сам документ. Второй тип (часто встречается в гражданском праве) представляет собой обширное научное исследование с многочисленными цитатами других авторов и ученых. А почему бы не дополнить учебник примерами из реальной практики? Бесспорно, важно, что думает об этой проблеме профессор такой-то. Но, поверьте, гораздо важнее, что считает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Кроме того, сам российский образовательный процесс построен неправильно, полагает Е. Тимофеев. Например, на Западе такого понятия, как лекция, не существует. Априори предполагается, что студенту по силам самому прочитать учебник, а не переписывать его под диктовку преподавателя. На занятиях же идет анализ прочитанного с упором на правоприменение.

Согласен с этим мнением и партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Михаил Казанцев:

— Действительно, теория того же налогового права, как и некоторых других дисциплин, не развита. Связано это в первую очередь с тем, что законодательство в последнее время активно меняется, ученые порой не успевают отследить эту динамику. Выход — увеличение количества спецкурсов, где практикующие юристы смогли бы объяснять нюансы правоприменения.

Впрочем, отсутствие практики — не самый страшный грех нынешних выпускников вузов. Гораздо важнее, что большинство ребят после университета не могут проанализировать и принять взвешенное решение. Конечно, если студент не знаком с теорией и структурой права, механизмами государственного управления и взаимодействия правовых норм — ему нечего делать в юриспруденции, считает М. Казанцев. Но зачастую будущий юрист просто не способен логически мыслить. Его не учат, как простейшую мысль облечь в структурированный и лаконичный текст, поэтому первые меморандумы в 20 страниц неудобоваримого текста напоминают скорее дипломную или курсовую, нежели выступление в суде или исковое заявление.

Американские студенты, к примеру, до 40% времени тратят на изучение кейсов и написание эссе на юридическую тему, рассказал руководитель практики слияния-поглощения, партнер компании White & Case Михаил Донцов. В результате они покидают стены вуза гораздо более подготовленными к практической деятельности.

Давайте жить дружно

Ректор юридической академии Виктор Блажеев на собственном опыте испытал важность практических навыков при поступлении на работу. Но и роль базовых знаний не стоит недооценивать, считает ученый.

— До того как заняться наукой, я около 10 лет посвятил адвокатской практике в гражданском и арбитражном процессе, — поведал он в ходе Круглого стола. — Отчетливо помню свое первое судебное заседание, в котором участвовал по окончании вуза. В общем-то теоретическая подготовка у меня была хорошая: отлично знал, кто такой истец, кто ответчик, как формируется доказательная база. Но самой материи процесса не ощущал. Помню из учебника, например, что можно заявить об отводе свидетеля. Но когда лучше заявлять это ходатайство, какие он даст показания, как смогу их использовать и «перекрыть» другими свидетельствами — вопросов было больше, чем ответов, и я сильно переживал. Только погрузившись в адвокатскую среду, понял, насколько важен мощный теоретический фундамент, который я получил в вузе. По традиции того времени адвокаты частенько собирались буквально на кухне и обсуждали свои дела и сопутствующие им казусы, спрашивали совета коллег по цеху. Владея базовыми знаниями, я легко находил выход даже из самой сложной ситуации. А скоро и моя практика пошла в гору.

Выпустить из университетских стен студента, полностью готового к трудовой жизни, без помощи работодателей невозможно, уверен ректор. Редко кто из академических преподавателей практикует в суде. В то же время практик не сможет качественно преподнести теоретические аспекты права. Эти две важные составляющие учебного процесса, безусловно, надо сближать. Тем не менее понятно, что они не сольются, пока студент не «понюхает пороху» в судебном заседании.

— Мы можем критиковать американцев за что угодно, только не за эффективную систему подбора кадров. Они, в отличие от российских работодателей, приходят за студентом еще в процессе обучения, — оппонировал представителям компаний В. Блажеев. — Вместо того чтобы сожалеть, что ребятам недостает практики, предлагаю работодателям более активно привлекать их к реальной работе уже с третьего курса: участвовать в обучении и разработке образовательных стандартов и планов вуза, вести спецкурсы и семинары. Тогда и период адаптации выпускников на рабочем месте будет максимально коротким.

Бит или не бит?

Выпускник юридического вуза должен быть «битым», то есть иметь кроме багажа знаний хоть какой-то опыт практической работы, подчеркнул на заседании заместитель директора департамента корпоративного управления ОАО «Роснано», член правления Объединения корпоративных юристов Максим Бунякин.

— Спешу развеять популярный среди студентов миф, что попасть в серьезную юридическую компанию «с улицы» невозможно, — обратился юрист к присутствующим на мероприятии студентам МГЮА. — Будучи студентом вечернего отделения юридической академии, я работал в разных фирмах — то в должности секретаря, то занимался регистрацией предприятий. Все места находил не по блату, а случайно. Поэтому по окончании МГЮА уже имел предложение от работодателя. Главное — не сидеть сложа руки, а искать возможность практики. Конечно, «дневников» берут на подработку хуже. И тут уже вопрос к вузу: надо позволять студенту отлучаться с дневных занятий. «Битый» выпускник, бесспорно, более востребован работодателем, нежели книжный теоретик.

В ответ М. Бунякину студенты старших курсов МГЮА посетовали, что преподаватели не всегда лояльно относятся к работе во время учебы, заставляют отрабатывать прогулы, более строго спрашивают на экзамене. Поэтому будущие юристы колеблются между желанием без проблем получить образование и удовлетворить требование потенциального работодателя о наличии практики — получается замкнутый круг.

Куда податься бакалавру

Несмотря на разногласия, все участники Круглого стола сошлись в одном: выход из непростой ситуации следует искать лишь во взаимодействии педагогов и работодателей. А обсудить им есть что — новый предмет для размышления в этом году подкинуло Министерство образования РФ. Как известно, с 1 января 2011 года в связи со вступлением России в Болонский процесс создания единого европейского пространства высшего образования (а нужно это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру) отечественные вузы переходят на двухуровневую систему обучения. Через четыре года в стране появятся первые бакалавры, потом и магистры не за горами. Вот здесь и возникает главный вопрос: кто возьмет бакалавров на работу?

Изначально предполагалось, что по окончании магистратуры студенты смогут податься в науку или на госслужбу, где ученая степень играет роль. Бакалавры же отправятся покорять бизнес-просторы. Но сегодня выясняется, что коммерческие компании тоже претендуют в первую очередь на магистров.

— Помимо образовательного стандарта юридического образования требуется разработка профессионального стандарта, включающего строгий перечень должностей, которые смогут занимать бакалавры и магистры. И на данном этапе вузам особенно необходимы участие и поддержка работодателей, — резюмировал Виктор Блажеев.

——————————————————————