Отзыв на монографию «Право мира: философское и юридическое измерения», на курс лекций «Право мира» руководителя отдела конституционно-правовых исследований Российской академии правосудия, доктора юридических наук, профессора Умновой Ирины Анатольевны

(Сафонов В. Е., Алешкова И. А.) («Российский судья», 2011, N 6)

ОТЗЫВ НА МОНОГРАФИЮ «ПРАВО МИРА: ФИЛОСОФСКОЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЯ», НА КУРС ЛЕКЦИЙ «ПРАВО МИРА» РУКОВОДИТЕЛЯ ОТДЕЛА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ, ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА УМНОВОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ <*>, <1>

В. Е. САФОНОВ, И. А. АЛЕШКОВА

——————————— <*> Safonov V. E., Aleshkova I. A. Opinion of monograth «Law of the world: phylosophical and legal dimensions» (YuNION RAN, 2011. 446 p.) of course of lectures «Law of the world» (E’ksmo, 2010. 448 p.), of the head of department of constitutional-law researches of the Russian academy of justice doctor of juridical science, professor Umnova Irina Anatol’evna. <1> Умнова И. А. Право мира: философские и юридические измерения: Монография. М.: ИНИОН РАН, 2011. 446 с.; Она же. Право мира: Курс лекций. М.: Эксмо, 2010. 448 с.

Сафонов Владимир Евгеньевич, заведующий кафедрой истории права и государства Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор.

Алешкова Ирина Александровна, ведущий научный сотрудник отдела конституционно-правовых исследований Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.

Рецензируемые труды ориентированы прежде всего на современное направление международной политики и права о повсеместной защите ценностей человека и гражданина, целостности государства и о важной роли в этой деятельности международных организаций, международного суда и трибуналов.

Ключевые слова: право мира, философские и юридические измерения гражданин мира, права и обязанности, целостность государства, международные организации, международный суд, трибунал.

The reviewed works are primarily oriented to contemporary direction of international policy and law on universal protection of values of man and citizen, integrity of the state and on the important role in this activity of international organizations, international court and tribunals.

Key words: law of the world, philosophical and legal dimentions, citizen of the world, rights and obligations, integrity of the state, international organizations, international court, tribunal.

Появление монографии «Право мира: философское и юридическое измерения» в российской отечественной литературе и курса лекций «Право мира», на наш взгляд, серьезное событие в мире науки и образования, а также в сфере международно-государственной защиты мира международными организациями и международными судами. Автор этих книг — доктор юридических наук, профессор Ирина Анатольевна Умнова, по нашему мнению, фактически открыла принципиально новое научное направление в правоведении, стала основателем самостоятельной научной школы в юриспруденции — права мира. Право мира (law for peace) в авторском понимании — это право для мира. Название дано аналогично тому, как называется сегодня Университет мира ООН (University for peace). Как отмечает автор в своих книгах, интенсивное развитие в прошлом и нынешнем столетиях системы правовых норм, регулирующих вопросы мира, дает основание говорить о формировании права мира в качестве самостоятельной интегрированной отрасли права. По мнению И. А. Умновой, интегрированные отрасли права — это новое поколение отраслей в системе права в наше время. Они формируются как ответ глобальным вызовам и угрозам, и основу их развития составляют высшие ценности человека — мир, окружающая среда, жизнь, физическое и духовное здоровье человека. К таким отраслям права относятся экологическое право, информационное право, гуманитарное право, право безопасности. Нормы этих комплексов права развиваются как в международном праве, так и в национальных системах права, причем не только в связи с ратификацией международных договоров. Происходит конституционализация норм международного права, наполнение данными нормами законов, они вырабатываются через правовые позиции, содержащиеся в решениях международных и национальных судов. Актуальность выдвижения и обоснования автором нового научного направления трудно переоценить. В современный период, характеризующийся фундаментальными и динамичными переменами, существенно меняется система международных и государственных отношений. Наряду с позитивной динамикой у современного правопорядка наблюдается целый ряд проблем, выраженных в серьезных вызовах и угрозах миру и безопасности, реальное осуществление которых может уничтожить человечество. Поиск решения возникших проблем возможен только общими усилиями, где важное значение имеют научные исследования, ориентирующие публичную власть на определенные действия, основанные на согласии между государствами (коалициями государств), народами (этносами, религиозными и иными общностями людей), политическими и (или) идеологически ориентированными группировками и социальными группами населения. По своему замыслу, содержанию и форме изложения курс лекций и монография И. А. Умновой — глубокое научное и философско-правовое осмысление нравственно-гуманитарных, социальных и формально-юридических аспектов отрасли права и науки — права мира. Представив свою, тщательно обоснованную концепцию, автор выделяет мир как высшую ценность и справедливо отмечает, что это ценность глобального значения (Право мира: Курс лекций. С. 20). Право мира, рассматриваемое в виде интегрированной отрасли права, определяется как система принципов и норм, регулирующих отношения, характеризующие уровень достижения человеческим обществом и государством состояния мира, а также формирующих механизмы обеспечения и защиты мира. Анализируя нормы международного и национального публичного (преимущественно конституционного) права, автор выделяет в системе права мира нормы, институты, подотрасли, стремится их классифицировать и выделить особенности. Исследуя институты и потенциально формируемые подотрасли, сопоставляя право мира с другими отраслями права, И. А. Умнова не уходит от ответа на важный теоретический вопрос: как соотносятся между собой право мира и право безопасности (Там же. С. 50 — 54). Совпадающую систему норм права мира и права безопасности автор предлагает определить как право безопасности мира, под которым понимается система правовых норм, регулирующих механизм нейтрализации (предотвращения) угроз миру (Там же. С. 54). В теоретическом плане интерес вызывают также систематизация и глубокий анализ основных принципов мира (Там же. С. 71 — 136). Автором представлено семь разных подходов к классификации принципов мира, из них наиболее оригинальным представляется их разграничение на принципы внешнеполитической деятельности; обеспечения суверенной государственности; гуманизма и демократии. В представленном курсе лекций в качестве самостоятельного института выделяется право на мир (Там же. С. 137 — 150). Следует согласиться с И. А. Умновой, что право на мир в системе субъективных прав нового поколения не может рассматриваться только как коллективное право. Носителями права на мир выступают как индивид, т. е. каждый человек, так и социальная группа или общность людей — народ, население, человечество, будущие поколения, т. е. коллективный субъект общественных отношений ( Там же. С. 143). На примере содержания международно-правовых документов и конституций отдельных государств автор убедительно это доказывает. Изложенные в курсе лекций взгляды на право мира как отрасль и науку развиваются в монографии «Право мира: философское и юридическое измерения». В обоснование существования и развития идейных и правовых основ в монографии проводится историко-правовое и сравнительное исследование философских и правовых взглядов и учений о мире и праве мира, определяются этапы возникновения и развития права мира как отрасли права, обозначаются тенденции международно-правового и законодательного закрепления норм и институтов отрасли. Уделяя внимание праву мира как науке в курсе лекций и монографии, И. А. Умнова определяет ее особенности и место в системе других общественных наук, последовательно раскрывает историко-гносеологические, философско-религиозные и социальные корни учений о мире и о праве мира. Особый интерес у читателя могут вызвать размышления автора о целесообразности формирования общественной науки — мирологии, проводящей исследования проблем мира как антипода войн и вооруженных конфликтов, социальных конфликтов и ссор, нарушающих мир и согласие в обществе. Как отмечено автором, в философской и политической науке в настоящее время используется другой термин — иренология (от греч. eirnene — мир, англ. — eirenology). Думается, что рассуждения ученого резонны и не лишены логики в том, что термин «мирология» более адекватен для исследования проблем мира, при его озвучивании он мгновенно ассоциируется с наукой о мире в отличие от иренологии, значение которой известно только узким специалистам. Соглашаясь с предлагаемым концептуальным обоснованием права мира как отрасли права и науки, следует отметить, что связанные между собой научной мыслью курс лекций и монография представляют собой не только фундаментальное теоретическое исследование, но и одну из серьезных попыток поиска надежных механизмов защиты мира и человечества. В этом отношении не только научное, но и практическое значение имеют разделы курса лекций, посвященные праву мира в условиях вооруженных конфликтов, международно-правовой и государственно-правовой защите мира. Рассматривая механизмы защиты мира, И. А. Умнова выделяет наиболее значимые международно-правовые и институционально-правовые основы защиты мира международными организациями и иными международными институтами, акцентирует особое внимание на статусе и роли международных судов в обеспечении мира, а также на значимости механизмов защиты мира (Там же. С. 217 — 447). Ключевыми элементами международно-правового механизма защиты мира автор считает международно-правовую систему обеспечения безопасности мира, дипломатическую деятельность как средство достижения и поддержания мира, право разоружения и регулирования вооружений, международно-правовую ответственность за совершение преступлений и иных деяний, связанных с нарушением мира. Структура механизма государственно-правовой защиты мира формируется из общих условий обеспечения мира; нормативной основы и определяемой ею специальной политики защиты мира; институциональных механизмов, включающих соответствующие органы и организации; организационно-правовые меры борьбы с угрозами миру; форм и процедур ответственности за нарушение мира (Там же. С. 399). Курс лекций и монография И. А. Умновой насыщенны идеями, призванными гуманизировать право мира по сущности и содержанию, направить его принципы и нормы на эффективную защиту высших ценностей — международного и гражданского мира, безопасности мира и формирования общества согласия между людьми. Приводимые примеры того, как, с одной стороны, международная общественность и государства усиливают на правовом уровне требования к миру и его поддержанию, и, с другой стороны, наблюдается декларативность (неисполнимость) многих принципов и норм права мира, еще раз подчеркивают значимость дальнейшего совершенствования права мира. Поэтому нельзя не согласиться с выдвигаемым и обосновываемым автором предложением о принятии Хартии о мире — специального документа, комплексно регулирующего вопросы мира (Там же. С. 67 — 70). Предлагаемая Хартия о мире должна содержать, по мнению ученого, универсальные принципы и нормы, обобщающие накопленный опыт нормативно-правовой защиты мира. Предлагается как минимум три уровня ее принятия: в рамках ООН, региональными международными организациями и отдельными государствами. Достаточно много внимания проф. И. А. Умнова уделила статусу и роли международных судов в обеспечении мира. Так, по ее мнению, «Международный суд ООН как гарант мира и разрешения споров мирным путем с момента его создания за 60 лет вынес 77 постановлений по поводу конфликтов в различных странах и 24 рекомендации» (Там же. С. 352 — 353). Таким же образом И. А. Умнова эффективно осветила современную организацию, наряду с универсальным Международным судом и Международным уголовным судом, — деятельность специализированных судебных органов — трибуналов (Там же. С. 377). В завершение хотелось бы подчеркнуть, что монография «Право мира: философское и юридическое измерения» и курс лекций «Право мира», автором которых является проф. И. А. Умнова, представляют собой труд не только ученого, обладающего глубокими и разносторонними знаниями теоретика и практика, но и человека с высокой и активной гражданской позицией. Эти книги будут полезны для ученых, аспирантов и студентов, специализирующихся в области права, политологии, философии, социологии и других общественных наук, а также занимающихся правозащитной и судебной деятельностью.

——————————————————————