Роль образовательной системы в предупреждении преступлений, совершаемых иммигрантами

(Головизнина И. А.) («Миграционное право», 2011, N 2)

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ИММИГРАНТАМИ

И. А. ГОЛОВИЗНИНА

Головизнина И. А., преподаватель кафедры уголовного права и криминологии АЭБ МВД России, кандидат юридических наук.

В настоящее время проблема миграционной безопасности Российской Федерации стоит чрезвычайно остро. Эта проблема носит комплексный характер, и в данной статье мы коснемся лишь одного ее аспекта, наиболее важного, с нашей точки зрения. Криминологические исследования преступности иммигрантов показали, что одной из основных детерминант данной преступности выступают недостатки миграционной политики, заключающиеся в неспособности обеспечить интеграцию иммигрантов в российское общество. Социально и психологически прибывающие в Российскую Федерацию иммигранты попадают в инородную среду, оказываются вне или на периферии социума, маргинализуются. Такие субъекты попадают в круг интересов организованных преступных групп, формируемых по этническому признаку. Отсутствие государственной программы интеграции и социализации иммигрантов практически «толкает» иммигрантов под патронаж таких организованных преступных формирований. Именно благодаря этому преступность иммигрантов имеет явно выраженный этнический характер, на что указывают большинство исследователей. Этнический характер придает организованным преступным формированиям такие дополнительные характеристики, как повышенная агрессивность, строгая дисциплина, основанная на авторитете лидеров и поддерживаемая насилием, наличие межрегиональных и международных связей, сильная сплоченность, конспиративность. Таким образом, одним из важнейших направлений предупреждения преступлений, совершаемых иммигрантами, является их интеграция в социум. Интеграция должна проводиться по целому ряду направлений: политическому, жилищному, здравоохранения. Основная же нагрузка, на наш взгляд, в решении вопросов интеграции иммигрантов ложится на образовательную систему, поскольку, как справедливо отмечают сотрудники Московского института открытого образования, «отечественный и мировой опыт современных мегаполисов показывает, что при неизбежности значительных миграционных потоков только сфера образования и воспитания способна обеспечить социокультурную и, прежде всего, языковую адаптацию мигрантов и тем самым в значительной мере предотвратить их маргинализацию» <1>. ——————————— <1> Горячев Ю. А., Захаров В. Ф., Курнешова Л. Е., Омельченко Е. А., Савченко Т. В. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. М.: Издательский дом «Этносфера», 2008. С. 14.

Достижение цели интеграции иммигрантов должно осуществляться в сфере образования путем решения трех основных задач: — реализации специальных программ обучения для детей иммигрантов, характеризующихся углубленным изучением русского языка и русской культуры и основ права Российской Федерации; — реализации среднего специального образования для граждан разных возрастных групп, с параллельным изучением русского языка, русской культуры и основ права Российской Федерации; — реализации обязательных интеграционных образовательных программ для граждан разных возрастных групп, направленных на изучение русского языка, русской культуры и основ права Российской Федерации. При этом обязательным условием выступает бесплатность образования. Доступность образования — как для граждан страны, как и для иностранных граждан — является принципом, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека, в ст. 26 которой провозглашается: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Данный принцип нашел свое отражение и в Конституции РФ. Что касается первой задачи, то в настоящее время она уже начала осуществляться в Москве в экспериментальном режиме. При поддержке Правительства Москвы создана сеть одногодичных «Школ русского языка» — базовых центров социально-культурной адаптации мигрантов. «Школы русского языка» решают следующие задачи: — интенсивного обучения государственному (русскому) языку; — знакомства детей мигрантов с основами русской культуры, историей народов России, основами российского законодательства, что способствует формированию у них российской идентичности; — социально-психологической поддержки детей мигрантов с учетом целесообразности работы с семьей в целом; — информационной работы с родителями детей мигрантов, способствующей их активному участию в работе московских школ <2>. ——————————— <2> Там же. С. 58.

Что касается второй задачи, то она имеет направленность как на культурную интеграцию иммигрантов разных возрастов, так и на их социальную адаптацию. Приобретение профессии позволит иммигрантом быть независимым от недобросовестных работодателей, а также от этнических организованных преступных формирований, что, в свою очередь, позволит иммигранту быстро интегрироваться в общество. Кроме того, увеличение числа профессиональных работников на рынке труда благоприятно скажется на экономике страны. Что касается последней задачи, то необходимо отметить, что знание языка страны проживания является необходимым условием успешной интеграции иммигранта. Оно позволяет «коммуникатировать» с социумом. В своей статье И. Цапенко пишет, что «языковая подготовка стала одной из главных составляющих интеграционной политики развитых стран» <3>. Такие программы существуют во многих развитых странах, и они носят обязательный характер. ——————————— <3> Цапенко И. Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов // Мировая экономика и международные отношения. 2008. N 3. С. 59 — 69.

Хотелось бы предупредить возможные возражения на изложенные выше предложения. Действительно, проведение соответствующей политики является дорогостоящим. В то же время игнорирование проблем, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности страны, в целях извлечения текущей выгоды представляется недопустимым. Принцип бесплатного образования — важнейший принцип развитого государства. Он имеет и экономический смысл, поскольку лишь высокообразованное общество может быть конкурентоспособно на сегодняшнем мировом рынке. Государственные программные документы позиционируют РФ как страну, стремящуюся к инновациям. В то же время достижение поставленных целей невозможно без крупных вложений бюджетных средств в образовательную сферу. Автору представляется, что в результате применения вышеизложенных предложений не только сократится уровень преступности, но также повысится общий культурный уровень населения, уменьшатся национальные противоречия, будут сохранены российские культурные традиции, поднимется престиж русского языка на мировой арене, возрастет количество квалифицированных кадров на рынке труда, повысится качество предоставляемых услуг.

——————————————————————