Право и правовая культура в условиях глобализма

(Егоров В. Е.) («Юридическое образование и наука», 2011, N 2)

ПРАВО И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗМА <*>

В. Е. ЕГОРОВ

——————————— <*> Egorov V. E. Law and legal culture in conditions of globalization.

Егоров Вячеслав Елизарович, доцент кафедры менеджмента Псковского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, юрист, кандидат педагогических наук.

В статье автор раскрывает понятие глобализации и приводит противоречия, вызываемые этим актуальнейшим вопросом современности. Определяет право как часть общечеловеческой культуры. Приводит пути воспитательного воздействия права, которые постепенно преобразовываются в правовое сознание и правовую культуру поведения человека в условиях глобализма. Предлагает меры государственно-правового характера, которые способствуют культурному объединению народа, в том числе единой государственно-правовой традицией, вовлекая всех граждан в правовое воспитание и просвещение, участие в культурной жизни страны.

Ключевые слова: глобальное мировое информационное пространство, глобализация, информационно-техническая революция, культурная и интеркультурная сфера.

In the article the author considers the concept of globalization and reveals the contradictions caused by this problem — the most pressing one in the modern world; determines the concept of law as a part of human culture; shows the ways of educational effect of law which are gradually converted into legal awareness and legal cultural behavior of a person in terms of globalization; proposes the measures of state-legal character which are conducive to cultural unification of people including common state-legal tradition and which involve all the citizens into legal education and enlightenment and participation in cultural life of the country.

Key words: global world informational sphere, globalization, informational-techniques revolution, cultural and intercultural sphere.

Мы являемся свидетелями рождения нового мира. Сегодня стало очевидным, что в XXI в. мир вступил в эру построения информационного общества, для которого характерно создание единого глобального мирового информационного пространства. Многие аналитики утверждают, что в ближайшие два десятилетия человечество изменится до неузнаваемости [5]. По мнению Э. Бульман [2], мы имеем дело с коренными структурными преобразованиями, которые определяются в первую очередь двумя тенденциями: глобализацией и информационно-технической революцией. Новые формы организации труда, растущий сектор услуг, международная конкуренция и зарождающийся глобальный рынок работ представляют собой логическое последствие этих тенденций. Для отдельного человека это означает, что он должен развить в себе способности, которые позволят ему быстро адаптироваться в изменяющейся ситуации к новым требованиям. Знать иностранные языки, быть гибким, способным работать в коллективе, самостоятельным, уметь решать проблемы, выносливым, мобильным, а также быть компетентным в культурной и интеркультурной сфере. Глобализация имеет как своих сторонников, так и противников. Тем самым является актуальнейшим вопросом современности и вызывает некоторые противоречия: — с одной стороны, глобализация ускоряет интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Она способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей; — с другой стороны, глобализация имеет и негативные стороны. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции [6]. По мнению Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского [5], «информационная эра» наступает в процессе тихой информационной революции, так как не вызывает каких-либо социальных катастроф. Однако при этом стремительно меняются ценности нравственности и культуры, которые были базовыми для предыдущих эпох. В духовной сфере это приводит к появлению новых религиозных движений, которые могли появиться только в «информационную эру» (например, виртуальные религиозные сообщества» в глобальной сети Интернет и т. п.). В социальной сфере, как утверждают аналитики, постепенно произойдет смена социального неравенства интеллектуальным, что приведет к интеллектуальной эксплуатации одних людей другими. Всеобъемлющая глобализация, утверждает Иоанн, стирает грань между внутренней и внешней средой деятельности человечества. Ее развитие предполагает исчезновение межцивилизационных различий через унификацию народов. А это означает, что глобализация покушается на государство, суверенитет, национально-экономические системы, национальные администрации, автономии конфессий, связанные в той или иной степени с политико-социальной, культурной или хозяйственной идентичностью. Такого же мнения придерживается другой священнослужитель архиепископ Львовский и Галицкий Августин [1], утверждая, что «у глобализации есть и негативная коннотация — «глобализм», когда под внешне, казалось бы, благими намерениями (например, под лозунгом за создание единого мирового рынка, установления правового государства и демократии) на самом деле скрывается стратегия определенных стран или коалиций, направленная на порабощение менее развитых государств. Здесь мы видим также не скрытые претензии на господство идеологии, легитимизирующей неограниченные действия игроков либерального рынка, беспрецедентную концентрацию власти в руках самопровозглашенных правителей, а также повсеместное насаждение неолиберальных стандартов. Впрочем, последствия такой стратегии мы видим сегодня в ежедневных новостях из «горячих точек» и мест, где осуществляются так называемые миротворческие операции, что еще раз показывает всему миру, куда может вести «дорога, устланная благими намерениями». Это же можно сказать и о мультикультурализме — явлении, которое, как я полагаю, возникает как попытка ответить на вопрос: что будет происходить с отдельными этно-национальными культурами в эпоху глобализации? Обеспокоены проблемами глобализации и вполне мирские граждане И. Медведева и Т. Шишова, заявляя о том «что при построении всемирного государства национальный суверенитет последовательно ослабляется, а реальная власть переходит к транснациональным корпорациям (ТНК) и международным, наднациональным организациям. И посмотрите, как происходит вмешательство этих глобалистских структур во внутренние дела юридически пока еще независимых государств. Как сурово караются непокорные, как стираются государственные границы между покорными. Как ослабляются национальные валюты — что проделали с рублем, все мы ощутили на своей шкуре. А судьба многих других валют немногим лучше» [7]. Как видно из сказанного, исследователи глобализма озабочены проблемами дальнейшего развития культуры, в том числе правовой культуры, нашего общества, наших граждан. Ведь смена парадигмы общественного развития нашей страны, кардинальные изменения в экономике в сторону рыночных отношений, острая социальная дифференциация, социальные и правовые реформы, изменившие положение человека в обществе, создали принципиально новую ситуацию формирования правового образования в стране. Общество как никогда стало нуждаться в личности, которой присущи активность, динамичность, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за выполняемую функцию. Однако реалии современного положения в российском обществе не позволяют говорить о соответствии всех сфер его жизни, в том числе в сфере правового воспитания и образования, потребностям формирования правовой культуры гражданина. Известно, что право принадлежит вершинам человеческой мысли, всегда было и остается частью человеческой культуры. Кроме этого, право во многом определяет как развитие культуры, так и ее доступность, возможность приобщаться к культурным достижениям — будь то материальной культуры или культуры духовной — для каждого конкретного человека. Тем не менее, по суждениям С. В. Полениной и Е. В. Скурко, полноценное участие человека в культурной жизни общества зачастую оказывается невозможно в условиях низкой правовой культуры, как самого человека, так и общества в целом [9]. Думается, именно поэтому в эпоху глобализации правовое образование, умение пользоваться своими правами и полноценное приобщение к практике участия в социально-правовом общении каждой личности являются важнейшими проблемами, над разрешением которых работают многие государства. В России, по мнению Н. Я. Соколова, отсутствие системы правового воспитания граждан самым отрицательным образом сказывается на эффективности всего процесса правового регулирования в стране, особенно на стадии его реализации. По его мысли, сегодня очень актуальна всемерная активизация работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди различных категорий населения, непосредственного участия в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступлений в печати, по телевидению и радио [10]. Следовательно, рассуждает А. И. Землин, рассматривая формирование правовой культуры как развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится или находился в контакте, надлежит утверждать, что одним из самых главных аспектов становится управление обстоятельствами, так или иначе влияющими на сознание и поведение воспитуемых, организация этих обстоятельств в оптимальную систему, обеспечивающую нужный обществу воспитательный эффект [4]. Право воздействует на людей как наставление на умение разобраться в окружающей обстановке и сложившихся обстоятельствах. Такое воздействие на волю и сознание людей происходит в целях привития им психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитание чувства уважения к закону, повышение авторитета права, пропаганды идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Еще юристы дореволюционной России достаточно подробно исследовали потенциал воспитательного воздействия права на личность. К примеру, Л. И. Петражицкий утверждал, что право оказывает неуклонное и сильное воспитательное действие на индивидуальную и массовую психику, вызывая социально желательное поведение и не допуская противообщественного поведения, т. е. укрепляет социально желательные привычки и склонности и искореняет противоположные элементы характера. Активная (осознание нашего права и долга другого по отношению к нам) правовая мотивация и пассивная (осознание нашего долга и права другого по отношению к нам) правовая мотивация имеют важное, по Петражицкому, воспитательное влияние — они делают человека «гражданином» по характеру, сообщая ему сознание собственного достоинства и предохраняют его от развития разных недостатков характера и поведения, связанных с отсутствием надлежащего осознания собственного достоинства и уважения к самому себе [8]. Таким образом, воспитательное воздействие права постепенно преобразовывается в правовое сознание и правовую культуру поведения человека, которые и направлены на правильное понимание права, получение гражданами достаточных знаний о законах и других нормативных актах. Правовая культура, в свою очередь, формируется путем получения нами правового образования; информирования граждан о принятых нормативно-правовых актах, которые публикуются в специальных изданиях; путем разъяснения мотивов и целей принятия нормативных актов, их содержания; путем предупреждения о тех неблагоприятных последствиях, которые наступают в случае нарушения норм права; путем информирования граждан о результатах применения норм права судами, прокуратурой и другими правоприменительными органами. Вышесказанное особо важно в нашем обществе, характеризующемся существенным правовым нигилизмом. Процессы глобализации в целом снижают роль государства в культурной сфере, в том числе и сфере права, отчуждая людей от государства и права, закрывая им возможность приобщения к культуре как общему наследию человечества, накопленным знаниям и достижениям человечества в целом. Именно поэтому, по нашему мнению, государство должно предпринимать все возможные меры и решения, способствующие культурному объединению народа, в том числе единой государственно-правовой традицией, вовлекая всех граждан в правовое воспитание и просвещение, участие в культурной жизни страны. Важную роль при этом необходимо отвести «государственным» средствам массовой информации, нормативной этике сообщества журналистов [9]. В связи с реализацией культурных прав наших граждан в эру глобализации необходимо учесть так называемые современные процессы «размывания» национально-культурных границ, которые в состоянии привести к широкому распространению явления мультикультуризма при прямой поддержке некоторых государств Европейского и Североамериканского континентов. На современном этапе на мировом уровне дальнейшее развитие получает международное право, которое постепенно перестает быть чем-то внешним, специальным по отношению к национальным системам права. Мы становимся очевидцами, как общепризнанные принципы и нормы международного права включаются в национальные системы права. Возникли и продолжают возникать многочисленные органы, призванные решать споры и конфликты (третейские, арбитражные и иные судебные органы), развивается международно-правовой процесс: правила обращения в эти органы, международно-правовое судопроизводство и другие. Основные законы ряда стран, в том числе и России, закрепили право граждан обратиться в соответствующие международно-правовые инстанции для защиты прав, свобод и законных интересов. Международное право стало формой воздействия, влияния отдельных групп государств на государства, существенно отклоняющихся от общепризнанных принципов и норм международного права (агрессии, гражданские войны, опасная для всего человечества антиэкологическая деятельность и т. п.). Средствами воздействия для таких целей становятся коллективные санкции экономического, военного свойства. Для их реализации создаются специализированные военные формирования — силы быстрого реагирования, «голубые каски» и т. п. Таким образом, международное право получает «материальные» придатки, аппарат, способный по-новому обеспечивать его действие. По рассуждению А. Б. Венгерова, не зачатки ли это формирования своеобразного мирового правительства и мирового права? [3]. По нашему мнению, эти новые правовые явления и отражают процессы глобализации в XXI в. В связи с этим возникает крайняя необходимость дальнейшего укрепления национальной государственности и приведения ее в цивилизованные формы социальной деятельности: защита малоимущих граждан, пенсионеров, инвалидов и других, нуждающихся в гуманитарной поддержке. Вот почему государство в идеале должно быть и правовым, и социальным. Думается, в условиях необходимости повышения социальной ценности государства, укрепления национальных основ государственности эффективность реализации правовых норм нашего государства будет зависеть от состояния существующего индивидуального и коллективного правосознания, а также от того, как интенсивно и в каком направлении оно подвергалось ценностно-ориентированному воздействию. Известно и то, что правовая культура у большинства людей, общности людей отнюдь не однородна, что, в свою очередь, может вызвать внутригосударственные социально-культурные конфликты разной этиологии, прежде всего межнациональные, межэтнические и межконфессиональные. Именно поэтому правовая культура наших граждан должна совершенствоваться путем воздействия на сознание и поведение индивида и коллективов, на все сферы общественной и личной жизни, в которых проявляется ее сущность, социальная роль и назначение в правовом регулировании общественных отношений. Таким образом, в условиях глобализации особую роль приобретают дальнейшее укрепление национального права и развитие правовой культуры нашего общества, обеспечиваемой полноценными государственными гарантиями культурных прав в современной России.

Литература

1. Августин, архиепископ Львовский и Галицкий. Мультикультурализм, глобализация и неолиберализм как основные составляющие планетарного этноса в контексте православного миропонимания // Материалы Международной научно-практической конференции «Мультикультурализм и этнополитические модели XXI века», Женева, 30 ноября — 2 декабря 2005 г. URL: http:// orthodox-lviv. narod. ru/ news/ conferenc/ multikul. htm. 2. Бульман Э. Задача будущего — Образование // Deutshland. 2001. N 1. 3. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 1999. 4. Землин А. И. Правовая культура современной российской молодежи // Основы государства и права. 1999. N 6. 5. Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский. Глобализация и проблемы духовной безопасности России: Материалы Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», о. Родос, Греция, 3 — 6 сентября 2003 г. URL: http:// www. greek. ru/ events/ detail. php? ID= 1407. 6. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический проект, 2001. URL: http:// www. countries. ru/ library/ theory/ dynglob. htm. 7. Медведева И., Шишова Т. Логика глобализма // Наш современник. 2001. N 11. URL: http:// nash-sovremennik. ru/ p. php? y= 2001&n;= 11&id;= 4. 8. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб, 1909. 9. Поленина С. В., Скурко Е. В. Право и культура: от правовой культуры к культурным правам // Российская юстиция. 2007. N 12. 10. Соколов Н. Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право. 2004. N 9.

——————————————————————