Отчет о деятельности Учебно-методического объединения по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации за 2006 — 2011 годы

(Свистунов А. А.) («Юридическое образование и наука», 2011, N 2)

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 — 2011 ГОДЫ <*>

А. А. СВИСТУНОВ

——————————— <*> Svistunov A. A. Report on the activity of educational methods association on juridical education of the higher educational institutions of the Russian Federation in 2006 — 2011.

Свистунов Алексей Александрович, кандидат юридических наук, доцент, советник ректора МГЮА имени О. Е. Кутафина.

В данной статье рассматривается деятельность УМО по юридическому образованию в период 2006 — 2011 гг.

Ключевые слова: Учебно-методическое объединение по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации, УМО, нормативные и учебно-методические документы, ФГОС ВПО, ООП, рецензирование учебных изданий, лицензирование, общественная аккредитация, экспертиза лицензионных документов, Ассоциация юридического образования, связь с работодателями, информационное обеспечение.

The present article considers the activity of Educational-methods Association of Jurisprudence during the period of 2006 — 2011.

Key words: Educational-methods Association of Juridical Education of the Higher Educational Institution of the Russian Federation, Educational-methods Association, normative and educational-methods documents, Federal State Standards of the Higher Professional Education, Object-oriented Programming, reviewing of educational editions, licensing, public accreditation, expertise of licensing documents, Association of Juridical Education, connection with employers, informational support.

Общие сведения

Учебно-методическое объединение по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации (далее — УМО) создано на базе Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Московской государственной юридической академии Приказом Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 3712 «О создании Учебно-методического объединения по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации». К компетенции УМО названным Приказом Минобразования России отнесены направление подготовки бакалавров и магистров «Юриспруденция» и специальности высшего профессионального образования «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность». В период 2006 — 2011 гг. УМО, осуществляло свою деятельность в соответствии с Положением об УМО, утвержденным Минобразованием России 5 марта 2004 г. Согласно Положению об УМО руководство Учебно-методическим объединением осуществляет Совет УМО, который собирается два раза в год, в перерывах между заседаниями Совета — Президиум Совета УМО, а в перерывах между заседаниями Президиума — председатели Совета УМО. Председателями Совета УМО являются ректор МГУ имени М. В. Ломоносова В. А. Садовничий и ректор МГЮА имени О. Е. Кутафина В. В. Блажеев. В состав УМО на добровольных началах в качестве его членов входят представители высших учебных заведений Российской Федерации, в которых реализуются основные образовательные программы по направлению подготовки и специальностям высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции, а также представители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского юридического образования и заинтересованных в совершенствовании подготовки специалистов по направлению подготовки и специальностям юридического профиля. С целью эффективной работы в регионах в структуре УМО были созданы Учебно-методические советы по федеральным округам (УМС ФО) на базе наиболее сильных вузов в области подготовки юридических кадров. УМС ФО осуществляют свою деятельность в соответствии с «Положением об Учебно-методическом совете по образованию в области юриспруденции федерального округа» и охватывают основные вузы, реализующие юридические образовательные программы. В УМО также действует Учебно-методический совет по образованию в области правоохранительной деятельности, созданный на базе Московского университета МВД России. В период 2006 — 2011 гг. в целях повышения качества юридического образования Учебно-методическим объединением проводилась большая работа, направленная в том числе на разработку нормативных и учебно-методических документов УМО и УМС, экспертизу учебных изданий на предмет присвоения грифов Минобрнауки России, УМО и уполномоченного государственного учреждения, экспертизу документов для лицензирования образовательных программ профессионального образования в области юриспруденции, разработку новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция», специальностям ВПО «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Судебная экспертиза», примерных основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета по названным направлениям подготовки (специальностям), а также создание системы общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юристов, и т. д.

Разработка нормативных и учебно-методических документов

Для организации данного направления работы в структуре УМО создана постоянно действующая Комиссия по разработке нормативной и учебно-методической документации. В 2006 — 2011 гг. были приняты и направлены в вузы: примерное Положение об УМС ФО; Положение об эксперте УМО и документы по ведению реестра экспертов УМО, Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа УМО по юридическому образованию; Положение о предметно-методической секции УМО; Положение о службе контроля качества учебного процесса в образовательных учреждениях; Методические рекомендации для экспертов по мониторингу и контролю качества образования в структурных подразделениях вуза; Квалификационные требования для принятия вуза в состав УМО; Кодекс профессиональной этики эксперта УМО; Положение о порядке проведения Олимпиады среди студентов, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция» и др. В течение 2006 — 2007 гг. осуществлялась доработка примерных программ по дисциплинам федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО по специальности и направлению «Юриспруденция», которые утверждались Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Разработка ФГОС ВПО и примерных ООП

В связи с выходом Федеральных законов от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ и 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ, которыми в Российской Федерации установлены уровни высшего профессионального образования и изменены понятие и структура государственного образовательного стандарта, УМО были разработаны проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) и примерных учебных планов в области юриспруденции. Созданная в рамках УМО рабочая группа, в состав которой вошли представители ведущих юридических вузов и факультетов (юридические факультеты МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета и Российского университета дружбы народов, МГЮА, Уральская государственная юридическая академия, Саратовская государственная академия права, Московский университет МВД России, Российская академия правосудия и т. д.), в своей деятельности использовала накопленный учебными заведениями опыт, а также инновационные отечественные и международные разработки по реализации двухуровневой системы высшего профессионального образования. В работе над ФГОС ВПО принимали участие представители органов государственной власти — заказчиков юридических кадров (Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФСИН России и др.) и объединений работодателей (Ассоциации юристов России, Федеральной палаты адвокатов, Федеральной нотариальной палаты). Проекты ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» прошли неоднократное обсуждение на заседаниях Совета УМО в 2007 — 2008 гг. и в декабре 2008 г. закуплены Минобрнауки России. В конкурсе по закупкам ФГОС ВПО по поручению и от имени УМО участвовал Российский университет дружбы народов. В течение 2009 — 2010 гг. проекты ФГОС ВПО дорабатывались с учетом замечаний Минобрнауки России и Минюста России, а также в связи с выходом Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». 13 апреля 2010 г. на заседании Межведомственной комиссии по вопросам повышения качества высшего юридического образования (далее — МВК) (председатель — Министр юстиции Российской Федерации А. В. Коновалов) был одобрен проект ФГОС ВПО уровня бакалавриата. Приказом Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. N 464 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 — Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») был утвержден, а 21 мая 2010 г. зарегистрирован в Минюсте России. 27 сентября 2010 г. на заседании МВК был одобрен проект ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 — Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), после чего ФГОС ВПО был утвержден Приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. N 1763 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г.). После утверждения ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров и магистров «Юриспруденция» в УМО началась системная работа по разработке примерных основных образовательных программ (далее — ООП) двух уровней. В апреле 2011 г. был разработан проект примерной ООП по направлению подготовки 030900.62 — Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), включая примерный учебный план, примерные программы практик и примерные программы дисциплин базовой части ФГОС ВПО. Проекты были одобрены на Совете УМО по юридическому образованию 13 мая 2011 г. В настоящее время завершается работа по разработке и согласованию примерной ООП по направлению подготовки 030900.68 — Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»). УМС по образованию в области правоохранительной деятельности, определяющий содержание подготовки кадров для правоохранительных органов, выступил сторонником сохранения моноуровневой подготовки (специалитета) в высшем профессиональном образовании. В рамках работы по подготовке ФГОС ВПО по моноуровневым специальностям представители УМС участвовали в заседаниях созданной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России экспертной группы по разработке критериев отнесения отдельных действующих специальностей к моноуровневым. МВД России, как учредитель и основной заказчик кадров в своих ведомственных вузах, в неоднократных обращениях в Минобрнауки России обозначало свою позицию по данному вопросу, настаивая на том, чтобы специальности, реализуемые в вузах МВД России, и в том числе «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза», были включены в перечень моноуровневых специальностей. Эта позиция нашла поддержку у других правоохранительных органов, в том числе ФСБ России, ФСИН России и др. С учетом данной позиции Учебно-методическим советом по образованию в области правоохранительной деятельности были разработаны проекты ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Правовое обеспечение национальной безопасности» (аналог направления подготовки «Юриспруденция»), а также проект ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Правоохранительная деятельность». Проекты ФГОС ВПО были согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами силового блока, одобрены и рекомендованы к утверждению Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам и утверждены в январе 2011 г. Представителями УМС по образованию в области правоохранительной деятельности принято также активное и самое непосредственное участие в разработке ФГОС ВПО по специальности «Судебная экспертиза», который также утвержден в январе 2011 г. Кроме того, УМС выступил разработчиком ФГОС СПО по специальности «Правоохранительная деятельность» (утвержден в сентябре 2010 г.). Прямым следствием успешного решения задачи по сохранению моноуровневой подготовки и разработке ФГОС ВПО по направлениям подготовки (специальностям) «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность», а также ФГОС СПО по специальности «Правоохранительная деятельность» стала необходимость формирования проектов примерных основных образовательных программ по новым стандартам высшего и среднего профессионального образования. В настоящее время разработаны проекты примерных планов, разработаны и прошли экспертизу в вузах силового блока проекты примерных программ учебных дисциплин базовых циклов указанных стандартов, подготовлены проекты примерных основных образовательных программ.

Рецензирование учебных изданий

В течение 2006 — 2011 гг. была проведена большая работа по рассмотрению учебных изданий, рукописей учебников и учебных пособий на предмет возможности присвоения им грифов Минобрнауки России (до упразднения грифа Минобрнауки России в 2007 г.), УМО по юридическому образованию (в соответствии с Положением о порядке присвоения учебным изданиям грифа УМО) и государственного уполномоченного учреждения (с 2007 г.). Так, в 2006 г. рассматривалось 70 рукописей (30 — в МГЮА, 40 — в МГУ). Из них, претендующих на гриф Минобрнауки России — 21 (7 — МГЮА, 14 — МГУ) и 49 — на гриф УМО (23 — МГЮА, 26 — МГУ). В период с 2007 по 2011 г. проведено 187 экспертиз по вопросу присвоения учебным изданиям грифа УМО из них: 90 экспертиз проведено в МГЮА и 97 экспертиз — на юридическом факультете МГУ. Во исполнение Приказа Минобрнауки России от 15 января 2007 г. N 10 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» было подготовлено 46 рецензий уполномоченного вуза на учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений высшего юридического образования.

Экспертиза лицензионных документов и нострификация

В 2006 г. поступил 81 материал на лицензирование образовательной деятельности (48 — МГЮА, 33 — МГУ), по 48 материалам даны положительные заключения УМО (19 — МГЮА, 29 — МГУ). За период с 2007 по 2009 г. двумя базовыми вузами УМО было подготовлено 153 экспертных заключения по готовности образовательных учреждений Российской Федерации к лицензированию основных образовательных программ в области юриспруденции, половина из которых были отрицательными или с рекомендациями об устранении недостатков. УМС по образованию в области правоохранительной деятельности в рассматриваемый период было проведено 12 экспертиз по специальности ВПО «Правоохранительная деятельность». Данный вид деятельности прекратился после изменения порядка лицензирования основных образовательных программ. Основными недостатками, препятствующими открытию новых образовательных программ, явились: — недостаточная (не соответствующая ГОС ВПО) материально-техническая база вуза (филиала); — ограниченные возможности по использованию современных технологий в обучении; — отсутствие профессорско-преподавательского состава, способного обеспечить высокий теоретический и методический уровень преподавания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; — отсутствие надлежащей базы для проведения практик студентов по заявленной специализации. В целях обеспечения качественной экспертизы документов на предмет возможности открытия новых образовательных программ в области юриспруденции в базовых вузах УМО и УМС ФО привлекаются эксперты из числа наиболее опытных сотрудников. База данных экспертов периодически обновляется на заседаниях Совета УМО. Институт экспертов УМО и УМС федеральных округов положительно себя зарекомендовал при проведении проверок вузов Рособрнадзором. Эксперты УМО участвуют в таких контрольных процедурах Рособрнадзора, как лицензирование (до 1 января 2011 г.), государственная аккредитация, внеплановые проверки (в настоящее время — т. н. постлицензионный контроль). Учебно-методическим объединением утвержден Кодекс профессиональной этики эксперта. На основании Приказа Минобрнауки России от 14 апреля 2009 г. N 128 «Об утверждении порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании» УМО по поручению Рособрнадзора выполнено 59 экспертиз о признании и установлении в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (нострификация) через установление соответствия (несоответствия) требованиям, предъявляемым к юристам — выпускникам вузов Российской Федерации.

Создание Ассоциации юридического образования

По инициативе Совета и Президиума УМО была создана Ассоциация юридического образования (АЮРО). Ее учредителями стали семь ведущих вузов — членов УМО (МГУ имени М. В. Ломоносова, МГЮА имени О. Е. Кутафина, СПбГУ, УрГЮА, СГАП, РУДН, Московский университет МВД России). 29 сентября 2008 г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о некоммерческой организации «Ассоциация юридического образования». АЮРО создавалась как рабочий орган УМО, который бы мог обеспечить эффективную работу с вузами, проводить в жизнь решения Президиума и Совета УМО, реально содействовать расширению гуманитарных, педагогических, научных и деловых связей между вузами, оказывать помощь в выполнении условий, предъявляемых Болонской декларацией, осуществлять издательскую и просветительскую деятельность, организовывать проведение конференций и семинаров, обеспечивать вузы учебно-методическими рекомендациями, оказывать эффективную помощь в реализации требований ФГОС ВПО третьего поколения, конструктивно сотрудничать с Минобрнауки России и Рособрнадзором, проводить общественную аккредитацию вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров. Кроме того, АЮРО создана в целях финансового обеспечения деятельности УМО. УМО совместно с АЮРО разработало Положение об общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, показатели и критерий общественной аккредитации и на основании этих документов провело общественную аккредитацию всех вузов — членов АЮРО.

Общественная аккредитация

Еще одно важное направление деятельности УМО, нацеленное на повышение качества высшего юридического образования, — создание системы общественной аккредитации. УМО совместно с Ассоциацией юридического образования и Ассоциацией юристов России (АЮР) воплотило идеи общественной аккредитации в разработанном Положении об общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров. 1 июля 2010 г. на базе юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета состоялось совместное заседание Президиума Совета УМО и Президиума АЮРО, с участием представителей трех Комиссий АЮР: по оценке качества высшего юридического образования; по юридическому образованию; по юридической науке. На заседании был обсужден и одобрен проект Положения об общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, который был в последующем одобрен на заседании Комиссии Ассоциации юристов России по общественной оценке качества высшего юридического образования 29 июля 2010 г. 27 сентября 2010 г. Межведомственная комиссия по вопросам повышения качества высшего юридического образования также одобрила проект Положения. По инициативе УМО и АЮРО с целью апробации Положения об общественной аккредитации и окончательной выработки показателей и критериев оценки качества подготовки юристов, было решено провести в 2010 г. «пилотные» мероприятия по общественной аккредитации вузов, являющихся членами АЮРО. Этот процесс завершился в ноябре 2010 г. Был наработан полезный опыт. Результаты общественной аккредитации были обсуждены на заседании Совета УМО 26 ноября 2010 г. на базе Московского университета МВД России. Вуз, прошедший общественную аккредитацию, получает признание в юридическом сообществе; по его желанию он принимается в члены УМО и АЮРО, его представитель входит в состав Совета УМО; о нем сообщается в средствах массовой информации и информационных источниках УМО, АЮРО, АЮР. Общественная аккредитация дает населению и работодателям гарантию качественной подготовки юристов в конкретном вузе. С 1 января 2011 г. механизм общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юристов, под эгидой АЮР при участии УМО и АЮРО начал работать по всей стране.

Связь с работодателями и разработка профессиональных стандартов

Другое важное направление деятельности УМО — это установление связи образовательного процесса с работодателями. Для выпускников-юристов в качестве работодателей выступают различные структуры законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, адвокатуры, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, других правоохранительных, правоприменительных и правозащитных органов и организаций, а также предприятия и учреждения различных организационно-правовых форм. Связь вузов с работодателями осуществляется как путем установления непосредственных контактов с конкретными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, так и через их участие в различного рода профессиональных объединениях (АЮР, профессиональные сообщества судей, адвокатов, нотариусов, судебных экспертов и т. п.). Эти связи способствуют качественному проведению различного вида практик, предусмотренных ФГОС ВПО по юриспруденции. Для подготовки юриста практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации основных образовательных программ УМО предусмотрело в ФГОС ВПО следующие виды практик: учебная (ознакомительная), консультационная (юридическое консультирование в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках) и производственная (в том числе преддипломная). Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в юридических клиниках вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Кроме того, УМО постоянно обращает внимание на необходимость разработки профессиональных стандартов в сфере юриспруденции, а также на взаимосвязь профессиональных стандартов и ФГОС ВПО. Создание нового поколения ФГОС ВПО, ориентированных на рынок труда, было весьма затруднительно без тесной увязки их с профессиональными стандартами, предназначенными для определения должностных обязанностей юристов, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству, подбору, расстановке и использованию юридических кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов. Инициатива и заказ на разработку профессиональных стандартов должны исходить непосредственно от работодателей, а организация данной работы должна проводиться органами государственной власти, осуществляющими политику в соответствующей профессиональной области. Ассоциация юристов России и ряд других союзов и объединений работодателей, а также органы государственной власти поддерживают идею создания профессиональных стандартов и включили их разработку в приоритетные направления своей деятельности. Так, в настоящее время проекты профессиональных стандартов разрабатываются МВД России (для системы внутренних дел), Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (для судебной системы), Федеральной службой исполнения наказаний (для системы исполнения наказаний) и другими. Результаты обсуждения вопроса о профессиональных стандартах на заседаниях рабочей группы Межведомственной комиссии по вопросам повышения качества высшего юридического образования 30 ноября 2010 г., 1 февраля 2011 г., на заседании Совета УМО с участием представителей Ассоциации юристов России, которое состоялось 26 ноября 2010 г. на базе Московского университета МВД России, позволяют прийти к выводу о необходимости скорейшей разработки профессиональных стандартов в области юриспруденции. При этом именно Учебно-методическим объединением в начале 2011 г. разработан макет профессионального стандарта юриста.

Информационное обеспечение

Для информирования вузов по различным вопросам деятельности УМО практикуется подготовка обзоров результатов деятельности УМО за определенный период в официальном печатном органе УМО — журнале «Юридическое образование и наука» (издательская группа «Юрист»). Журнал выходит 4 раза в год. Всего за отчетный период издан 21 номер журнала с тиражом 2000 экз. и объемом 5 п. л. В журнале отражаются: — информация о деятельности УМО по юридическому образованию; — проблемы юридического образования и науки; — проблемы подготовки научно-педагогических кадров; — материалы совещаний диссертационных советов; — образовательная политика; — дискуссионная трибуна. Периодически издаются Информационные сборники УМО, а также открыты и регулярно пополняются информацией о принятых документах и разрабатываемых материалах интернет-страницы УМО на сайтах МГЮА имени О. Е. Кутафина и юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

——————————————————————