Создание правовой базы советской молодежной политики в 1920-е гг

(Билим Н. Н.) («История государства и права», 2011, N 19)

СОЗДАНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В 1920-Е ГГ. <*>

Н. Н. БИЛИМ

——————————— <*> Bilim N. N. Creation of legal data base of the Soviet youth policy during the 1920th.

Билим Наталья Николаевна, доцент ХПИ ФСБ России, кандидат исторических наук.

Статья анализирует начальный этап формирования молодежной политики Советского государства в 20-е годы XX в. В ней показаны ее основные направления и нормативно-правовая база.

Ключевые слова: правовая база, молодежная политика, подростки, право на образование, социализм.

The article analyses the outset of formation of youth policy of the Soviet state during the 1920th. It shows fundamental directions and normative-law data base.

Key words: legal data base, youth policy, teenagers, right to education, socialism.

Молодежная политика выступает как элемент внутренней политики любого государства, которое особое внимание уделяет подрастающему поколению. Не была исключением и Советская Россия. Октябрьская революция 1917 г., победа в Гражданской войне позволили партии большевиков воздействовать на граждан, создавая социалистическое сознание, в том числе и у молодых людей. Для Советского государства важно было вовлечь их в процесс революционной перестройки, в создание новой политической системы. У юношей и девушек формировался дух коллективизма, романтики труда. Создавался новый образ жизни молодых людей, где главным было служение государственным целям. Личное же выступало как вторичное. В марксистско-ленинской теории молодые люди рассматривались и как объект воспитательного воздействия государства, и как субъект исторического развития <1>. Молодежь действительно была важным объектом государственной политики, потому что именно на нее прежде всего было нацелено коммунистическое воспитание. Вместе с тем юноши и девушки сами были и активными субъектами этой политики, поскольку оказывали влияние на ее формирование и участвовали в ее реализации. Следовало закрепить политические результаты революции с помощью права. Учитывая складывавшуюся в стране однопартийную систему и классовый характер государственной молодежной политики, ее можно охарактеризовать как целенаправленную, законодательно оформленную деятельность партии большевиков и Советского правительства по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения. Важнейшим элементом этой политики являлось формирование трудовой и социальной активности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Условно молодежную политику предвоенного периода можно разделить на две части: первая (1920-е гг.) характеризуется значительной самостоятельностью профсоюзов, Комсомола, добровольных обществ в постановке и решении задач; вторая (1930-е гг.) связана с резким ограничением их самостоятельности, всеобъемлющим контролем партии за всеми направлениями работы с молодыми людьми. ——————————— <1> Иконникова С. Н. Становление и развитие личности молодого человека. М., 1972.

Укрепляя диктатуру пролетариата, большевики создавали иное отношение к государству и праву, основанное на отрицании буржуазных представлений о них, раскрывающее классовый характер. Новое социалистическое право появилось в виде декретов Советской власти. Затем их стали заменять постановлениями и решениями партии и правительства <2>. ——————————— <2> В «Наброске тезисов Постановления о точном соблюдении законов» (ноябрь 1918 г.) В. И. Ленин отметил необходимость строгого соблюдения законности, «…ибо основные законы РСФСР установлены». См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 129; Взяв за основу эти тезисы, Чрезвычайный VI Всероссийский Съезд Советов принял Постановление «О революционной законности». Пункт 1 призывает «…все органы и всех должностных лиц Советской власти к строжайшему соблюдению законов РСФСР…». См.: Съезды Советов в документах. М., 1959. Т. 1. С. 93.

Правовой основой внутренней политики в исследуемый период были Конституции РСФСР 1918 г., СССР 1924 и 1936 гг.; постановления и решения партии большевиков и правительства, которые обладали, наряду с конституционными нормами, высшей юридической силой в РСФСР и СССР; отраслевое законодательство; ведомственные и региональные документы. Основная нормотворческая работа легла на Советское правительство — Совет народных комиссаров (СНК), так как съезды Советов работали сессионно. А законодательное закрепление многих действий требовалось постоянно. Советское право имело некоторые особенности. Во-первых, по определению В. И. Ленина, право — это возведенная в закон воля господствующего класса: «диктатура пролетариата, т. е. организация авангарда угнетенных в господствующий класс для подавления угнетателей» <3>. Право Российской империи как закреплявшее буржуазные отношения было в основном уничтожено. Объективная необходимость права в социалистическом государстве определялась потребностями юридического закрепления политической власти рабочего класса. Следовательно, право в 1920 — 1940-е гг. в СССР выступало как классовый регулятор общественных отношений. В. И. Ленин писал: «…оно (право. — Н. Б.) остается в качестве регулятора (определителя) распределения продуктов и распределения труда между членами общества» <4>. Во-вторых, особенностью социалистического правотворчества было то, что в этой деятельности принимали участие и общественные организации, прежде всего Комсомол. ——————————— <3> Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 33. С. 88. <4> Там же. С. 94 — 95.

В основе внутренней политики государства и ее составной части — молодежной политики — лежало положение марксистской теории об отмирании при социализме всех пережитков прошлого: жадности, корысти, криминала и т. д. Достаточно было только осуществить коммунистическое воспитание. Конечно, быстрее всего они должны были исчезнуть у молодых людей, и тем скорее, чем успешнее и многограннее будет вовлечение их в процессы строительства нового общества. Новые цели, которые стояли перед страной, должны были все расставить на свои места. Развитие Советского государства показало утопичность этой теории. Даже при активном воспитательном процессе «пережитки прошлого» не исчезали. Однако не стали и проявляться в массовом масштабе. А некоторые удалось и преодолеть. Одной из острейших проблем, с которой столкнулась страна, был не защищенный законом труд детей и подростков, не достигших 14-летнего возраста. За него они (как и женщины) получали заработную плату ниже, чем взрослые мужчины. Уже 29 октября 1917 г. Совет народных комиссаров (СНК) принимает Декрет «О восьмичасовом рабочем дне». В документе впервые закреплялись нормы, согласно которым дети до 14 лет к работе по найму не допускались, а время работы подростков до 16 лет ограничивалось 4 часами, молодых людей до 18 лет — 6 часами. Запрещалось применять труд подростков на подземных и сверхурочных работах. Этим было положено начало государственной охране труда молодежи. Активно включились в работу по защите труда подростков и профсоюзы. В регулировании труда они играли в это время заметную роль. Одним из первых в 1920 г. появилось Постановление ВЦСПС РСФСР N 2, в котором подчеркивалось, что подростки, по закону работавшие неполный рабочий день, при выработке нормативных показателей получали заработную плату как за полный рабочий день. Для большей эффективности предлагалось привлекать к работе расценочные комиссии, которые регулировали оплату труда, представителей местных ячеек РКСМ <5>. ——————————— <5> См.: Экономическо-правовая работа РКСМ: Сборник инструкций и постановлений. Ковров, 1921. С. 24.

Одновременно с этим государство обратилось к другой, не менее важной проблеме — просвещению молодежи. Прежде всего кардинального изменения требовали подходы к обучению. Оно должно было помогать в решении главных задач, стоявших перед страной. В рамках слома старой государственной машины и создания новых органов власти 22 ноября 1917 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению». Этой комиссии передавались все функции, которые выполнял до этого министр народного просвещения. «Дело общего руководства народным просвещением» <6> поручалось вновь созданной Государственной комиссии по просвещению. В документе подчеркивалось, что она не является «центральной властью, управляющей учебными и образовательными учреждениями» <7>. Все школьное дело передавалось органам местного самоуправления. «Самостоятельная работа классовых культурно-просветительных организаций должна обладать полной автономией.» <8>. Все текущие же дела оставались в ведении Министерства народного просвещения по-прежнему. 3 декабря 1917 г. СНК РСФСР принимает Декрет «О роспуске Государственного комитета по народному образованию», который «был должен разработать ряд законопроектов с целью поднять дело народного просвещения на должную высоту» <9>. Однако этого он не сделал, более того, не стал работать вместе с созданной ранее Государственной комиссией по просвещению. Кроме того, многие члены комитета утратили свои полномочия, и в целях большей демократизации работа его прерывалась до образования нового комитета <10>. ——————————— <6> Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 59. <7> Там же. С. 61. <8> Там же. <9> Там же. С. 111. <10> Там же. С. 111 — 112.

Еще одно обстоятельство упразднения комитета носило ярко выраженный классовый характер: «при редактировании их (законопроектов. — Н. Б.) комитет считался с буржуазным духом предшествовавших министерств» <11>. Новое же учреждение предполагалось построить на основе представительства от государственных органов и общественных организаций. В этот перечень были включены: три представителя Всероссийского студенческого союза, два — от Всероссийского союза учащихся в средних учебных заведениях и один — от Петроградского комитета социалистической молодежи — впредь до создания всероссийской организации <12>. ——————————— <11> Там же. С. 112. <12> Там же.

Таким образом, уже в первые дни Советской власти создавалась государственная система, в соответствии с которой представители молодежи участвовали в решении всех вопросов в своих учебных заведениях. Развивая советское законодательство в сфере образования молодежи, в сентябре 1918 г. ВЦИК РСФСР принял Постановление «О единой трудовой школе». Документ вводил порядок, по которому все школьные работники избирались на основе положения о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей. Выборы считались проявлением новой советской демократии, в корне отличающейся, по мнению большевиков, от буржуазной. Заметным событием для страны стал Декрет СНК РСФСР от 29 июля 1920 г. «Об учебной профессионально-технической повинности». Все рабочие от 14 до 40 лет должны были учиться на курсах профессионального обучения. Документ стал основой профессионально-технической подготовки рабочей молодежи, которая давала возможность молодым людям повышать квалификацию без отрыва от производства. Самыми обездоленными и страдающими от Гражданской войны были дети и подростки. В этот период принимались нормативно-правовые акты, которые регулировали вопросы питания детей и подростков. Так, Декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918 г., кроме пайка, положенного рабочим, т. е. классового, устанавливался дополнительный «паек грудным детям, малолетним подросткам до 16 лет» <13>. Он выдавался по особым детским карточкам. При этом отмечалось, что размер добавочного пайка «зависит от общего продовольственного положения страны. Победа на стороне Красной Армии — хлеба больше; рабочие деятельно уничтожают разруху на железных дорогах — хлеб не застаивается, подвозится скорее» <14>. Проводилась прямая связь между победами на фронте и восстановлением промышленности и улучшением продовольственного обеспечения подрастающего поколения. Эта агитация была более действенной, чем длинные речи в защиту Советской власти. В феврале 1919 г. СНК РСФСР издает Декрет «Об учреждении Совета защиты детей». Впервые в условиях Гражданской войны, разрухи и голода в стране было создано учреждение, призванное защищать детей и заботиться о них. ——————————— <13> Там же. С. 19. <14> Там же.

В сентябре 1921 г. появилось Положение об охране здоровья подростков и детей в РСФСР. Оно стало первым в системе охраны здоровья советских молодых людей. Тяжелейшим последствием событий Октября 1917 г. и Гражданской войны стало разрушение семьи. Многие подростки потеряли налаженный быт, средства к существованию. Сотни тысяч детей бродяжничали, воровали, совершали другие преступления. Это не осталось незамеченным новой властью, которая стала принимать меры по борьбе с подростковой преступностью. В январе 1918 г. Декретом СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» упразднялись суды и тюремное заключение для несовершеннолетних. Дела же «о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных», передавались в комиссии для несовершеннолетних <12>. Комиссия, рассматривая дела несовершеннолетних, «либо их освобождает, либо направляет в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения, соответственно характеру деяния» <13>. Статьей 3 закреплялось, что они будут находиться в ведении этого Наркомата. Входить в них должны представители разных ведомств — народного просвещения, юстиции. Обязательным было присутствие в комиссии и врача. Все дела в отношении несовершеннолетних в соответствии со ст. 6 Декрета передавались в ведение комиссии с момента подписания документа. ——————————— <12> Там же. С. 338. <13> Там же.

В это время партийно-государственные органы уделяли значительное внимание и интернациональному воспитанию советской молодежи. Постановление ВЦИК РСФСР от августа 1922 г. «О Международном юношеском дне» объявляло его государственным праздником молодых рабочих и крестьян всей страны. Так советской молодежной политике было положено начало. Несмотря на тяжелейшее внутреннее и международное положение, государство встало на защиту интересов молодого поколения.

——————————————————————