Повышение качества образования студентов юридических специальностей: проблемы эффективности формирования антикоррупционного мировоззрения

(Оленский С. Ф.)

(«Юрист», 2011, N 19)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

С. Ф. ОЛЕНСКИЙ

Оленский Сергей Францевич, старший преподаватель кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» Сибирского государственного университета путей сообщения, соискатель степени кандидата педагогических наук, г. Новосибирск.

Исследование вопросов повышения качества образования студентов юридических специальностей в контексте формирования антикоррупционного мировоззрения является актуальным. По мнению автора, не всеми педагогами осознается необходимость создания системы непрерывного правового образования педагогов. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной деятельности.

Ключевые слова: студенты, педагоги, юридическая специальность, правовая культура, коррупция.

Improvement of quality of education of students of juridical professions: problems of efficiency of formation of anti-corruption world-view

S. F. Olenskij

The study of issues of improvement of quality of education of students of juridical professions in the context of formation of anti-corruption world-view is topical. The author believes that not all the teachers understand the necessity of creation of the system of continuous legal education of teachers. The conclusions made in the article may be used in scientific activity.

Key words: students, teachers, juridical profession, legal culture, corruption.

В настоящее время происходят существенные изменения в характере взаимоотношений между государством и личностью. Граждане современной России получили демократические права и свободы, предоставляющие им реальную возможность реализовывать себя как личность в различных сферах жизнедеятельности общества. Готовность и умение использовать свои права в личной и профессиональной деятельности, выполнять обязанности, а также степень осознания ответственности за последствия совершаемых поступков во многом зависят от правовой культуры личности, формируемой и развиваемой посредством правового воспитания и правового просвещения.

Перед государством и обществом возникла новая проблема — формирование умений граждан грамотно и компетентно ориентироваться в системе социальных, экономических и политических отношений, их правовом регулировании, а также навыков и готовности защищать свои права, действовать в соответствии со своими законными интересами, не нарушая юридических норм. Вследствие этого в современных условиях в рамках всей системы правового воспитания населения первостепенное значение приобретает правовое образование личности, являющееся одним из важнейших направлений системы высшего образования специалистов.

В большей степени это касается подготовки студентов юридических вузов, так как для современной жизни характерно повышение требований их деятельности. Обществу нужны высококвалифицированные юристы, способные позитивно влиять на правовое развитие и формирование правовой культуры личности в обществе.

В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ 31 июля 2008 г., отмечается, что, несмотря на предпринятые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью. Основные меры по профилактике коррупции обозначены в ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Сам перечень мер для профилактики коррупции содержится в ст. 6 антикоррупционного Закона. Указанные меры сформулированы в качестве основных направлений деятельности и напрямую применяться не могут. Соответственно для их реализации необходимо принятие ряда законодательных и подзаконных актов, внесение изменений в существующие. Первой мерой антикоррупционной профилактики названо формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация данной меры связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей и идеалов. Основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания может являться антикоррупционное образование, т. е. формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ высшего образования. В Национальном плане противодействия коррупции в качестве одного из направлений противодействия названо усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего образования. Осуществление его требует внесения соответствующих изменений в учебные планы высших учебных заведений.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанных на дополнительных общеобразовательных и профессиональных обучающих программах, разработанных в рамках национального регионального комитета государственных образовательных стандартов и реализуемых в учреждениях высшего профобразования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры.

Таким образом, формирование у студента правовой культуры является необходимым условием его компетентности и личностного развития, на уровень которой существенное влияние оказывает качество полученного в педвузе правового образования. В связи с чем в настоящее время наряду с проблемой повышения эффективности овладения студентами правовыми знаниями и умениями возникает необходимость постановки и решения проблемы повышения качества правового образования будущих юристов, предоставляемого им в юридическом вузе как основным потребителям образовательных услуг.

Кроме того, актуальность изучения данной проблемы обусловливается целым рядом причин, из которых можно выделить наиболее значимые.

Во-первых, появление социального заказа на высокопрофессиональных специалистов с высоким качеством профессиональной и общекультурной подготовки повлияло и на формирование качественно нового содержания правового образования, опирающегося на принципы демократизации, гуманизации и индивидуализации обучения, его культуросообразность и аксиологичность, а также на поиск путей и средств совершенствования общеправовой подготовки студентов.

Во-вторых, выпускники большинства средних учебных заведений к моменту поступления в юридический вуз получили слабую общеправовую подготовку, большое количество абитуриентов обладают низким и средним уровнем качества правового образования, правовой культуры, не стремятся его повышать и не желают заниматься своим правовым самообразованием.

В-третьих, система общеправовой подготовки будущего юриста как составная часть системы общекультурной подготовки представляет собой единство правового обучения и правового воспитания, осуществляемых главным образом в рамках преподавания дисциплин. К сожалению, стабильна в последнее время и тенденция к сокращению объема общеправовой подготовки будущих специалистов. Теоретический курс сводит данную подготовку к правовому информированию студентов, что непосредственно сказывается на качестве их правового образования и в итоге на уровне правовой культуры.

Теоретические основы формирования правосознания, правовой культуры и правового воспитания личности были заложены во второй половине XX столетия в трудах С. С. Алексеева, В. Н. Кудрявцева, Д. А. Керимова, В. П. Сальникова, Р. С. Байниязова, С. Н. Кожевникова, Г. А. Голубевой, В. И. Каминской и др. Стали рассматриваться вопросы правового обучения и общеправовой подготовки студентов неюридических вузов и факультетов, обеспечения ее эффективности, методики преподавания правовых дисциплин и правового воспитания в публикациях А. П. Глебова, Н. М. Яковлевой, Т. Н. Ивановой, В. Назарова, А. М. Столяренко, В. С. Минеева и др.

Современные педагоги, методисты и правоведы в своих исследованиях доказывают, что эффективность правовоспитательной деятельности педагогов в образовательных учреждениях во многом зависит от уровня правовой культуры, правовой грамотности и компетентности педагога, от его готовности к гражданско-правовому воспитанию и умения организовать правовое обучение в вузе. Проблемам правового образования, определения принципов и критериев его содержания, а также формирования правовой культуры учителя посвящены труды Г. П. Давыдова, А. И. Долговой, Н. Я. Соколова, В. М. Обухова, В. Г. Подзолкова, Н. И. Элиасберг, З. К. Шнекендорф, П. А. Мусинова и др.

Вопросы организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе освещены такими учеными, как В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, Ю. К. Бабанский, и др., проблема учета возрастных особенностей студентов в процессе данной организации — в работах Б. Г. Ананьева, А. В. Мудрик и др. Для нашего исследования актуальны научные и учебно-методические работы педагогов и психологов, а также правоведов, в которых утверждается необходимость реализации в образовательном процессе вуза принципа личностно-ориентированного образования, аксиологических идей гуманистической педагогики, установок, мотивов поведения личности (Е. В. Бондаревская, Н. В. Щербакова, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Шадриков и др.), применения психолого-педагогических подходов к процессу обучения (личностно-деятельностного, инновационно-рефлексивного и др.), развития творческого мышления студентов, использования инновационных педагогических технологий и методик (В. В. Башев, А. В. Хуторской, Е. С. Полат, М. В. Кларин, В. В. Гузеев, Ю. В. Киримова, В. В. Ефросиний, П. А. Радченко и др.).

На сегодняшний день значительно увеличилось количество исследований по проблемам качества образования и создания системы повышения качества вузовской подготовки специалистов. К ним относятся работы С. Е. Шишова, А. И. Субетто, А. В. Салихова, А. В. Сланковой и др.; научные разработки ученых Пермского института повышения квалификации работников образования (М. П. Афанасьев, И. О. Клейман и др.), исследователей Томского государственного педагогического университета (В. И. Шишковский и А. А. Чернышев) и др. Такие ученые, как В. А. Дмитриенко, И. Ю. Соколова, С. М. Берглезова, и др. в своих работах обосновывают необходимость изменения качества обучения студентов и разрабатывают основы их профессионального самоопределения, самоактивности и самовоспитания.

На основании анализа литературы по проблемам качества подготовки и образования специалистов высшей школы, опыта работы в качестве преподавателя юридических дисциплин можно прийти к выводу о том, что в настоящее время достаточно широко освещены в основном вопросы профильной подготовки специалистов, создания условий повышения ее эффективности в юридическом вузе, в то время как в современных условиях возникла потребность в теоретическом и методологическом обеспечении процесса формирования общей, в том числе и правовой, культуры личности педагога, повышения качественного уровня его правового образования и эффективности общеправовой подготовки студентов, в выявлении психолого-педагогических подходов и разработке организационно-методических средств повышения качества правового образования будущих юристов.

Собственный опыт работы преподавателем позволил сделать вывод о том, что, к сожалению, до сих пор не всеми педагогами осознается необходимость создания системы непрерывного правового образования педагогов, разработки и внедрения в процесс общеправовой подготовки методик и технологий обучения, направленных на личность обучаемых и развитие их творческих способностей, повышающих интерес к дисциплинам, на формирование готовности к правовому самообразованию и повышение качества правового образования будущих педагогов в целом.

Данное обстоятельство, а также существующее противоречие между необходимостью в современных условиях предоставления студентам юридического образования высокого качества и неразработанностью механизмов, способствующих его повышению, являются одним из доказательств актуальности исследования данной проблемы.

Кроме того, повышение качества правового образования будущих юристов — это сложный процесс, направленный на выполнение социального заказа совершенствования общеправовой (как части профессиональной) подготовки, основанный на развитии и повышении уровня правового сознания и правовой культуры личности студента юридического вуза, который в конечном итоге позволит разрешить ряд противоречий между:

— возникшей потребностью общества в юристах, обладающих высоким уровнем правовой культуры, получивших правовое образование высокого качества, и недостаточной разработанностью теоретическо-методологических оснований процесса его повышения у студентов вуза;

— заинтересованностью студентов в получении качественного правового образования и неспособностью традиционной системы общеправовой подготовки будущих юристов удовлетворить их запросы.

Разработка комплексной модели общеправовой подготовки студентов юридического вуза и методическое обеспечение ее внедрения в учебно-воспитательный процесс позволят повысить качество правового образования будущих юристов и эффективность их общеправовой подготовки.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

1) разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексную модель общеправовой подготовки студентов юридического вуза, критерии оценки качества правового образования;

2) выявить существенные особенности содержания педагогических технологий как основного организационно-методического средства повышения качества правового образования;

3) разработать эффективную методику организации учебно-воспитательного процесса в рамках юридических дисциплин на основе использования личностно-ориентированных образовательных технологий, создать и внедрить инновационное программно-методическое обеспечение.

Современная система подготовки требует обновления содержания и повышения качества образования с учетом требований времени на базе новых педагогических и информационных технологий. Будущий юрист должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты.

Для выполнения данных требований в настоящее время на юридические вузы возлагаются определенные обязательства в плане совершенствования организационного и методического обеспечения процесса общеправовой подготовки студентов, внедрения инновационных технологий в непрерывном правовом самообразовании и развитии творческого мышления, а именно технологии организации научно-исследовательской деятельности студентов. Наиболее эффективной формой реализации данной технологии, применяемой в нашей практике, выступают конференции, олимпиады, форумы, семинары, практические занятия, на которых рассматриваются актуальные для студентов социально-правовые вопросы.

В заключение необходимо отметить, что существенное повышение эффективности процесса общеправовой подготовки студентов юридического вуза посредством внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий, направленных прежде всего на реализацию идей личностно-ориентированного образования, приводит в конечном итоге к достижению поставленной общей цели — повышению качества правового образования будущих юристов и формированию антикоррупционного мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берглезова С. М. Качество подготовки специалиста как результат организации учебного процесса // Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе. Межвуз. сб. науч. тр. Ленинград: ЛТА, 1989. С. 56 — 59.

2. Буллер Т. А., Мякинченко Л. П. Как оценить качество образования? (Из опыта работы Донской реальной гимназии) // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. N 2. С. 59 — 62.

3. Гайков В., Назаров В. Отношение к преподаванию правовых дисциплин надо изменить // Российская юстиция. 1994. N 1. С. 55.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.

5. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. N 4. С. 34 — 42.

6. Качура Н. Е. Модульное обучение как педагогическая технология: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2002.

7. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) // Построение учебных курсов по обществознанию на основе проблемно-рефлексивного подхода. Материалы семинара. Красноярск: ИГШР СО РАО, 2003.

8. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568.

9. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход // Труды исследовательского центра / Под науч. ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.

10. Новиков А. Н., Букалова Г. В. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. N 2. С. 39 — 42.

11. Радченко П. А. Применение инновационных технологий в обучении студентов юридических вузов: Дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2000.

12. Савельев А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. N 2. С. 29 — 37.

13. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000.

14. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ.

——————————————————————

Интервью: Интервью доктора юридических наук, профессора, проректора по учебной и воспитательной работе МГЮА имени О. Е. Кутафина Елены Юрьевны Грачевой

(«Юрист», 2011, N 19)

ИНТЕРВЬЮ ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА, ПРОРЕКТОРА

ПО УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МГЮА ИМЕНИ О. Е. КУТАФИНА

ЕЛЕНЫ ЮРЬЕВНЫ ГРАЧЕВОЙ

Е. Ю. ГРАЧЕВА

— Елена Юрьевна, с какими проблемами академия столкнулась при приеме абитуриентов, была ли их нехватка или, наоборот, много желающих поступить?

— Желающих поступить в нашу академию всегда было много. И этот год не исключение. К нам поступило 2,5 тысячи человек. Совокупный конкурс на одно бюджетное место составил около 7 человек.

МГЮА имени О. Е. Кутафина — один из немногих вузов, который вправе осуществлять прием на первый курс очной формы обучения не только по результатам ЕГЭ, но и путем проведения дополнительного вступительного испытания по обществознанию. Это позволяет нам отбирать наиболее подготовленных абитуриентов, поддерживать высокую планку качественного юридического образования.

В целом, хочу отметить, приемная кампания в нашей академии прошла без эксцессов и скандалов, в доброжелательной атмосфере.

— Что нового в учебном процессе ожидает студентов вашей академии?

— В МГЮА имени О. Е. Кутафина обучение ведется в 10 институтах, реализующих множество профилей обучения. Это и Институт финансового и банковского права, Институт адвокатуры, Институт судебных экспертиз, Институт энергетического права. Для каждого института разработаны рабочие учебные планы, в которые наряду с фундаментальными общеобязательными для всех юристов дисциплинами входят спецкурсы, позволяющие наиболее глубоко и качественно подготовить специалистов в соответствующей сфере. Кроме того, заметно повышает уровень подготовки студентов и увеличение количества часов, отводимых на практические занятия.

Для обеспечения единого подхода к оценке результатов освоения образовательных программ в Академии введена балльно-рейтинговая система.

Мы активно развиваем так называемую целевую подготовку. Еще на стадии обучения студентов их готовят к будущей работе в ФСКН России, Росреестре, прокуратуре, в следственных органах и судах. Это дает практически стопроцентную трудоустраиваемость наших выпускников.

В рамках перехода на образовательные стандарты третьего поколения у нас ведется прием в магистратуру, где реализуются 24 магистерские программы. Особый интерес у абитуриентов вызвали программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)», «Налоговое право России и зарубежных стран», «Корпоративное право», «Процессуальные особенности рассмотрения судами гражданских дел».

— Какое направление сейчас самое популярное?

— С этого года абитуриенты на этапе зачисления в академию сразу определялись с выбором профильного института, то есть фактического направления своей будущей профессиональной деятельности. Спросом пользовались Международно-правовой институт, Институт прокуратуры, Институт судебных экспертиз и, конечно же, Институт права.

— В чем отличие именно вашего вуза от других сильнейших вузов страны, входящих в пятерку лучших?

— На мой взгляд, вопрос не совсем корректный. МГЮА имени О. Е. Кутафина, как и другие ведущие юридические вузы, имеет долгую историю. Представьте, в этом году наша академия отмечает 80 лет со дня основания. За эти годы наработана колоссальная база, позволяющая давать студентам фундаментальные юридические знания.

По оценкам Госкомстата, подготовка юристов на территории России ведется более чем в 1200 вузах (включая филиалы). Дипломы ежегодно получают примерно 150 — 160 тысяч молодых юристов. Всего в Российской Федерации на данный момент примерно 1,5 миллиона человек имеют юридическое образование. Из них по специальности трудоустроены около 730 тысяч человек — то есть чуть менее половины. Выпускники МГЮА имени О. Е. Кутафина, МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии трудоустраиваются практически сразу после окончания вуза, многие из них работали, еще будучи студентами. В этом и есть основное отличие старых юридических школ от непрофильных образовательных учреждений, реализующих программы в области юриспруденции.

— Как избавиться от некачественного юридического образования в России, какие задачи необходимо решать, как преодолевать правовой нигилизм?

— Сейчас много говорится о переизбытке юристов, но это не совсем верно. Есть переизбыток людей с дипломами юриста. Почему будущих врачей не готовят в автодорожных институтах, а «на юристов учат» везде — от педагогического вуза до лингвистического?

Правовое сообщество давно занимается этой проблемой. Логическим шагом стало введение Ассоциацией юристов России процедуры общественной аккредитации вузов, позволяющей оценить уровень юридического образования, повысить качество программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усилить контроль за деятельностью вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров.

Что касается правового нигилизма, то, к сожалению, принимаемых мер для культивирования правовой грамотности недостаточно. У нас распространен как бытовой нигилизм, когда отсутствует элементарное знание закона, так и профессиональный — осознанное нарушение закона. Оба явления одинаково опасны и неприемлемы для правового государства. Для решения этой проблемы, на мой взгляд, необходимо усиление государственной политики, направленной на развитие правовой грамотности и у школьников, и у пенсионеров, и у чиновников.

Мы со своей стороны делаем все от нас зависящее, чтобы выпускники академии не только сами уважали закон, но и своим примером воспитывали других.

— Елена Юрьевна, вот Вы сейчас рассказали об общественной аккредитации юридических вузов нашей страны. Как Вы к этому относитесь? В чем, на Ваш взгляд, необходимы доработки и уточнения?

— Общественная аккредитация может и должна стать определенным «знаком качества» юридического образования. Она даст населению и работодателям гарантию качественной подготовки юристов в конкретном вузе. И наоборот, вузу, который получил отрицательную оценку или отказался от прохождения аккредитации, такая информация в средствах массовой информации вряд ли сослужит хорошую службу. В конечном итоге это позволит осуществлять качественную подготовку юристов только в профильных, зарекомендовавших себя вузах.

Механизм аккредитации запущен в мае этого года и уже показал свою состоятельность. Со своей стороны хотела бы пожелать дальнейших успехов и реализации задуманных идей.

Пресс-служба

Ассоциации юристов России

——————————————————————