Тенденции и особенности глобализации высшего профессионального образования

(Щербак Е. Н.) («Юрист», 2011, N 19)

ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Н. ЩЕРБАК

Щербак Евгений Николаевич, первый проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета, кандидат исторических наук, профессор.

В статье исследуются тенденции в мировом образовании, акцентируется внимание на специфике глобализации образования в правовой сфере. Автором проанализированы фундаментальные причины формирования системы образования будущего. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной и научной деятельности.

Ключевые слова: глобализация, высшее профессиональное образование, государство, международные нормы, интеграция.

Tendencies and peculiarities of globalization of higher professional education E. N. Shherbak

The article researches the tendencies of the world education, draws attention to the specifics of globalization of education in legal sphere. The author analyses fundamental reasons for formation of the system of education of the future. The conclusions made in the article may be used in law-application and scientific activity.

Key words: globalization, higher professional education, state, international norms, integration.

Эволюция функций государства развивается не только под влиянием внутренних изменений, происходящих в государстве. Современная эпоха — это эпоха глобализации <1>, включающей в себя высокодинамичное развитие интеграционных процессов в сфере экономики. Национальные финансовые системы активно интегрировались в единый планетарный механизм с универсальной системой экономических и правовых институтов и взаимодействия рынков. Глобализация представляет собой процесс стирания законодательных и экономических барьеров между национальными экономиками — процесс, имеющий в качестве конечной цели формирование глобального экономического пространства. Глобальная экономика в еще большей мере подвержена рискам, наступление которых неизбежно влечет немалые экономические потери. ——————————— <1> Категорию «глобализация» (от англ. global — мировой, всемирный) впервые употребил в описании мировой экономики американский экономист Т. Левитт в статье, опубликованной в газете «Гарвард бизнес ревю» в 1983 г. Под этим термином он понимал процесс слияния рынков отдельных благ, выпускаемых крупными транснациональными и многонациональными корпорациями. Наиболее широкое значение этому понятию дал японский экономист К. Омэ, консультант Гарвардской школы бизнеса, в своей книге «Мир без границ» (1990), в которой он выделил пять основных направлений глобализации: финансовую глобализацию, становление глобальных многонациональных корпораций, регионализацию экономики, интенсификацию мировой торговли, тенденцию к конвергенции.

Нельзя забывать о том, что с середины XX в. большинство капиталистических стран Запада, включая и Соединенные Штаты, и Европу, интегрировали в себя немалое число черт, которые традиционно связываются с социализмом. Наиболее яркое тому подтверждение — формирование так называемого социального (социально ответственного) государства. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что общество, сложившееся к концу XX в. в развитых странах мира и выступающее в качестве стартовой площадки для общества XXI в. в его начальной фазе, есть если и не конвергентное, то по крайней мере конвергирующееся общество <2>. ——————————— <2> См.: Баталов Э. Новая эпоха — новый мир // Свободная мысль — XXI. 2001. N 1. С. 11.

Правовая глобализация — это не развитие государств по единым правовым стандартам, навязываемым силовыми методами, не безропотное подчинение правовой доктрине одной державы или сообществу «золотого миллиарда». В процессы правовой глобализации постепенно вовлекается все более широкий круг государств. Они неравноценны в экономическом отношении и различны в правовом. Эта ситуация легко может быть использована и используется для извлечения выгоды в пользу экономически сильных, преуспевающих государств. В связи с этим важно повышение значимости и авторитета международных органов ООН для утверждения равенства, равноценного партнерства участников экономических отношений, чтобы XXI в. не вернул мир в эпоху феодализма с его отношениями сюзеренов и вассалов <3>. ——————————— <3> См.: Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2007. С. 11.

Специфика глобализации в правовой сфере состоит в том, что этот процесс проявляется и прослеживается в той или иной степени во всех структурных частях правовой системы страны, которая охватывает все ее компоненты как статической, так и динамической направленности. Речь идет в первую очередь о нормативной правовой базе, а также системе источников права и их соотношении. В связи с этим невозможно не отметить в качестве прогрессивной части правовой глобализации формирование единого образовательного пространства путем присоединения государств к Болонскому процессу. Правовая глобализация способствует обогащению педагогики как науки и универсализации педагогических методик и программ педагогики как учебной дисциплины, поскольку сближение (снятие границ, устранение «замкнутости» и «закрытости») правовых систем государств, а значит — систем высшего юридического образования (Болонский процесс) и педагогических технологий юридического образования в высшей школе, неизбежно влияет как на педагогику юридического образования в целом и педагогические технологии в учебном процессе, так и на поведение субъектов педагогического процесса высшего юридического образования (преподавателей и студентов). Это влияние выражается в следующем: — устранение ситуации, когда преподаватели и студенты разных стран (национальных образовательных систем) в общении друг с другом обнаруживают определенные несоответствия (различия) в применяемых к ним (студентам) или ими (преподавателями) педагогических технологиях; — снятие так называемых образовательных барьеров, отсутствие которых позволяет студентам начать получать высшее юридическое образование в одной стране, а окончить его в вузе другой страны; при этом должна быть гарантирована непрерывность процесса получения образования в высшей школе. Проявляется процесс глобализации и в ходе правотворчества и правоприменения, поскольку динамизм правовой системы обеспечивается, с одной стороны, механизмом социальной обусловленности правотворческой деятельности, а с другой — социальными факторами правореализации. Однако не меньшее воздействие оказывает глобализация и на правосознание людей. В подобных случаях мы сталкиваемся со своеобразным превращением глобализации как объективного процесса развития производительных сил в идеологию глобализма, проводником которой являются развитые страны, в первую очередь США <4>. ——————————— <4> См.: Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски / Ред. кол.: Т. Т. Тимофеев, К. Денчев, Ю. С. Оганисьян. М.: Эмар, 2002. С. 35 — 36.

Важнейшая особенность современного этапа глобализации — это резкое, почти взрывное усиление потребности мирового сообщества в объективной, достоверной и своевременной информации об общественных процессах. Значение глобальных информационных процессов трудно переоценить, ведь они способствуют выработке эффективных стратегических решений, ибо охватываемые глобализацией проблемы имеют по своей природе долгосрочный перспективный характер. Наряду с глобальными информационными процессами возник и такой феномен, как глобальные информационные системы, под воздействием которых формируется глобальное информационное общество. Глобальные информационные процессы и системы оказывают существенное воздействие на правовые системы большинства стран мира, включая Россию, в особенности их правовую политику. 8 июля 2002 г. представители стран «Восьмерки», в их числе и Россия, подписали на о. Окинава Хартию Глобального информационного общества. Впервые на международно-правовом уровне Хартия наметила правовые, политические и технологические меры, призванные активизировать деятельность международного сообщества по формированию глобального информационного общества. Хартия не содержит определения понятия глобального информационного общества; вместе с тем в Хартии закреплены важнейшие принципы его формирования: принцип обеспечения каждому члену общества возможности доступа к любой информации и общения с любым иным членом этого общества; принцип информационного суверенитета; принцип равенства каждого члена общества, нации и др. В настоящее время большинство развитых демократических стран мира осознали необходимость реформирования своих систем высшего образования с тем, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса в высшей школе, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования средств обучения административных работников, т. е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. В условиях параллельного существования государственного и негосударственного образования складывается конкуренция за качество выпускаемых специалистов, способных занять достойное место на рынке труда. Профессиональная конкурентоспособность выступает сегодня стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста. Требования, предъявляемые к квалификации выпускников профессиональной школы, постоянно меняются. Особенно это стало очевидным в последнее десятилетие, когда специалисты все в большей мере нуждаются в междисциплинарных знаниях и умениях, которые дают им возможность анализировать, моделировать, трансформировать и использовать информацию применительно к разным ситуациям и системам. В большинстве национальных государственных систем образования профессиональная школа ориентирована не на простое воспроизводство (увеличение) рабочей силы, а напрямую связана с миром труда, сектором экономики и научно-техническим прогрессом. Отрыв профессиональной школы от потребностей экономики превращает ее в систему воспроизводства обезличенной рабочей силы, не находящей спроса на рынке труда. Для обеспечения формирования новой системы практического обучения, ориентированной на рыночного заказчика, она должна ощутить себя неотъемлемой частью экономической системы, одним из ее структурных компонентов, который в значительной мере определяется тенденциями развития производства. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» преподаватели вуза имеют право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса». И хотя речь в Законе идет не об образовательных технологиях, а лишь об их элементах, становится очевидным, что проектант, давая научное описание способов действия по решению поставленной педагогической задачи, может лишь рекомендовать ту или иную образовательную технологию, которая, по его мнению, наиболее эффективна в данных условиях <5>. ——————————— <5> См.: Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: Учебно-методическое пособие. М.: Логос, 2006. С. 44.

Для современного постиндустриального общества характерны ускоряющиеся темпы развития технологий, формирование глобальных рынков и принципиально новых форм экономических отношений между странами и регионами. Продолжается экономическая интеграция при усиливающемся доминировании развитых стран, которое подкрепляется концентрацией у них ключевых интеллектуальных и информационных потенциалов. В этих условиях для каждой страны образование становится важным ресурсом экономического развития и способом адаптации к новым требованиям рынка труда. Неограниченные возможности глобального информационного пространства способствуют быстрому изменению технологий образования. Меняется организация образования, совершается переход от традиционных формальных ступеней к непрерывному образованию в течение жизни, от обучения в традиционных формальных институтах к обучению в образовательных учреждениях разных типов и разного статуса. Происходит формирование единого образовательного пространства. Глобализация имеет своими последствиями, как уже подчеркивалось, фундаментальное изменение мирового порядка, при котором национальные границы утрачивают свое значение. Происходит формирование единого образовательного пространства. По нашему мнению, это обусловлено тем, что успехи экономически развитых стран основаны прежде всего на знаниях, вызывают потребность не просто в усовершенствовании высшего образования, а в получении такого высшего образования, которое позволяет его обладателю легко интегрироваться и найти себе применение в международной деятельности работодателя. «Доказательством этого служит тот факт, что глобализация экономики и развитие технологий создают экономику глобального знания, которая предполагает интернационализацию производителей и выпускаемой продукции, и особенно университетов и других учреждений высшего образования, и тех программ обучения, которые они предлагают» <6>. ——————————— <6> См.: Зарецкая С. П. Международная составляющая современного высшего образования. Сборник обзоров «Глобализация и образование». РАН, ИНИОН, 2001. С. 41.

Приматом глобализации в сфере высшего профессионального образования выступают наднациональные интересы, всеобщая конкуренция, в том числе коммерциализация высшего образования. Приведенные нами высказывания говорят в пользу неизбежного, повсеместного замещения отношения к высшему образованию не как к «общественному достоянию», а как к образовательной услуге. Но при этом необходимо отметить, что в этих условиях правительства ряда крупнейших европейских стран с традиционно бесплатным высшим образованием должны будут в ближайшие годы коренным образом изменить зафиксированное в конституциях положение о высшем образовании как «общественном достоянии». Проявление глобализации в сфере высшего профессионального образования, связанного с образованием единого мирового образовательного пространства, образует специфическую среду, в которой должны функционировать высшие учебные заведения. При этом, по нашему мнению, необходимо обратить особое внимание на определенные проявления глобализации, непосредственно воздействующие на систему высшего профессионального образования: — увеличение как реальной, так и виртуальной мобильности людей, капитала и знаний благодаря новым формам транспорта, развитию Интернета, увеличению интеграции мирового сообщества, массовым миграциям населения, вызванным военными конфликтами и экономическими кризисами; — развитие транснациональных корпораций приводит к глобальному предпринимательству без границ, особенно на финансовых рынках; — ускорение темпов развития экономики и ее меняющегося характера в условиях роста конкуренции и как следствие — необходимость подготовки людей к жизни в условиях сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; — рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70 — 80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие высшего профессионального образования по сравнению с ростом экономик в целом. Глобализация в сфере высшего образования означает, что как образовательные учреждения, так и даже государства в настоящее время больше не могут самостоятельно и автономно находить решения возникающих проблем, так как они стали взаимозависимыми в процессе принятия решений. Развитие экономики, процессы модернизации и демографического роста будут стимулировать спрос на высшее образование. Спрос на высшее образование не только возрастает количественно, но и становится также все более диверсифицированным. Традиционные квалификации высшего профессионального образования (звания и дипломы), несмотря на некоторое снижение их роли на рынке труда, по-прежнему сохранят свое значение как самого важного направления деятельности учреждений высшего профессионального образования. Они будут дополнены различными специализированными профессионально ориентированными программами и учебными курсами, адаптированными к потребностям возникающих новых специализаций в сфере экономики, характеризующейся глобализированным и либерализованным рынком рабочей силы, «глобализирующимися профессиями», мобильностью квалифицированной рабочей силы. В настоящее время новые коммуникационные технологии и Интернет предлагают новые, более гибкие возможности получения высшего профессионального образования, удовлетворяя потребности в тех случаях, когда традиционные учреждения высшего профессионального образования не способны это сделать. Из вышеприведенного можно сделать главный вывод о том, что высшее профессиональное образование становится одним из наиболее динамично развивающихся рынков. При этом необходимо подчеркнуть, что возникновение рынка высшего профессионального образования без границ не сопровождается пропорциональным увеличением государственных расходов, что и приводит к росту коммерческого сектора получения высшего профессионального образования. Значительное увеличение спроса на высшее профессиональное образование, существующие проблемы бюджета и ресурсов, с которыми сталкиваются все, даже развитые страны, желающие удовлетворить этот спрос, Интернет — все это определяет образовательное пространство, в котором чисто коммерческие учреждения высшего профессионального образования могут расширить предложение образовательных услуг. По ряду направлений своей образовательной деятельности, таких, как, например, бизнес-управление, значительный рост новых учебных заведений уже в настоящее время представляет собой прямую угрозу на рынке образовательных услуг для существующих традиционных университетов. В определенной степени развитие этих учреждений даже обогащает сектор академического высшего образования, стимулирует инновации также и в старых учреждениях и эффективно подвергает сомнению и модернизации академическую традицию. Удаляясь от старой академической культуры традиционных университетов, иногда откровенно подвергая ее сомнению, стирая разграничения между академическим обучением и профессиональной подготовкой, коммерческие учреждения высшего профессионального образования отвергают многовековую сущность университетов. Формирование единого образовательного пространства, образовательного рынка в сфере высшего профессионального образования дает уникальные возможности для высшего профессионального образования и одновременно ставит вопрос о сопоставлении национальных образовательных систем. Поэтому и возникает необходимость сопоставить национальные данные о высшем профессиональном образовании путем введения международных образовательных стандартов. Эта необходимость вызвана и тем, что сегодня информационные технологии позволяют студентам свободно перемещаться в едином образовательном пространстве, т. е. начать обучение в одном университете, продолжить в другом и закончить в третьем или одновременно слушать курсы в разных учебных заведениях. Это возможно делать, даже не меняя места жительства. Таким образом, воздействие глобализации на высшее профессиональное образование требует определенных изменений в проведении образовательной политики путем введения международно-правовых регуляторов. Это связано прежде всего с расширением негосударственного, коммерческого сектора высшего профессионального образования и с быстрым распространением транснационального образования. По нашему мнению, государство не должно не только противиться, а наоборот, конструировать свое позитивное отношение к частному высшему профессиональному образованию, даже выступая в защиту подхода к высшему образованию, основанного на принципах «общественного достояния». При современном подходе к образовательной политике административно-правовое регулирование коммерческих учреждений высшего профессионального образования необходимо регламентировать таким образом, чтобы они, как и государственные учреждения высшего профессионального образования, выполняли государственные функции. Государство должно проводить образовательную политику по отношению к коммерческим образовательным структурам, примиряя интересы учреждений, представляющих традиционный государственный сектор высшего образования, и частных инвесторов. Эта образовательная политика в условиях глобализации, по нашему мнению, должна опираться на международно-правовой механизм регулирования отношений в сфере высшего профессионального образования, включающий в себя: — нормативные правила и требования, выполнение которых гарантирует образовательным структурам, как государственным, так и частным, получение образовательной лицензии; — международные нормы по контролю регистрации учреждений высшего профессионального образования и за образовательным процессом; — профессиональный кодекс в сфере высшего профессионального образования на основе разработок ЮНЕСКО и Совета Европы и др. В дополнение к международно-правовому регулирующему механизму в сфере высшего профессионального образования необходимо и создание национальных правовых регулирующих механизмов, которые позволят в конечном итоге объединить деятельность государственного и коммерческого секторов высшего профессионального образования с целью выхода на режим его саморегуляции и ликвидации «фабрик дипломов». Итак, общество информационных технологий в отличие от индустриального общества конца XIX — середины XX в. гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане могли самостоятельно и активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей жизни <7>. Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и прежде всего перед высшей школой, задачу подготовки выпускников, способных: ——————————— <7> См.: Дмитриев Ю. А. Учебное пособие для подготовки преподавателей основ государства и права средних и средних профессиональных учебных заведений. М.: Юркомпани, 2009. С. 178.

1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; 2) самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; 3) четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; 4) быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; 5) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); 6) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; 7) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня <8>. ——————————— <8> См.: Полат Е. С. Новые педагогические технологии: Курс дистанционного обучения для учителей. Российская Академия образования. Институт общего среднего образования — Уральский региональный центр FREEnet. URL: http:// scholar. urc. ac. ru/ courses/ Technology.

По мнению Е. С. Полат, важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются: — «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning); — метод проектов; — индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Кроме того, если мы действительно хотим провозгласить гуманистический подход к образованию в качестве стратегического, то это означает реальную возможность для любого человека не просто получить профессиональное образование, но и предоставить ему возможность выбора формы такого образования (например, очное или заочное), ориентацию образования (например, с гуманитарным или естественнонаучным уклоном, историческим, экологическим, языковым профилем).

——————————————————————