Художественно-педагогическая среда развития творческой одаренности личности

(Бурдина Е. В.)

(«Общество и право», 2011, N 5)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Е. В. БУРДИНА

Бурдина Елена Викторовна, аспирант кафедры психологии и педагогики Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

В статье рассматриваются комплексное понятие «художественно-педагогическая среда», факторы, способствующие развитию творческой одаренности в системе дополнительного образования детей.

Ключевые слова: одаренность, инновационная среда, музыкальное искусство, художественно-педагогический процесс.

In article is considered complex notion «artistic-pedagogical ambience», factors, promoting development to creative gifts in system of the additional formation of chilldren.

Key words: gifts, innovations ambience, music art, artistic-pedagogical process.

Проблема развития творческой одаренности личности ввиду ее значимости для самореализации и духовного роста человека постоянно находится в поле пристального внимания исследователей. Современная образовательная парадигма в качестве приоритета рассматривает ориентацию на развитие личностных качеств каждого человека, на выявление и развитие его творческой одаренности и потенциала.

Большинство инновационных теорий обучения и воспитания акцентированы на развитии мышления и личностных характеристик (2, 6, 9, 10, 12, 14): воли, характера, мотивации к учебной деятельности. Развитие творческого мышления на фоне общих процессов гуманизации образования, смены ценностных парадигм, возрастающего приоритета развивающих педагогических технологий, личностно-ориентированных подходов, в основе которых аспект педагогического взаимодействия с обучаемым, — проблема развития одаренности становится все более актуальной.

В отечественной педагогике сложилась стройная система художественно-эстетического образования и воспитания. Музыкальное искусство, которое является важным компонентом данной системы, не дает готовых предписаний, безусловных оценок, неукоснительных норм, а позволяет обучаемым самим прийти к определенным выводам, оценкам, установкам. Музыка моделирует воздействия, которые человек испытывает в повседневной жизни. Именно музыка способна ставить личность в разные обстоятельства, делает участниками разных событий, вовлекает в разные ситуации и вызывает сходные с жизненными наблюдения, переживания. Таким путем она приводит личность, как бы ценой их собственных достижений и ошибок, к определенным выводам, помогает пережить и усвоить приобретенный таким образом опыт. Этот процесс организуется восприятием музыкального произведения, а чувства и мысли, к которым оно приводит, являются результатом художественного осмысления и обобщения множества жизненных наблюдений, опыта, спрессованного в выдающихся произведениях музыкального искусства.

В развитии творческой одаренности личности используется способность музыкального искусства не только в передаче результатов познавательной и оценочной деятельности, но и как программирование их творческой деятельности. Музыка пробуждает чувствительность, стимулирует социальную активность личности, ориентирует на приведение мира в соответствие с идеалом. Занимаясь музыкальным творчеством, обучаемые с помощью воображения и впечатлений от действительности перерабатывают жизненный материал, строя новую реальность — мир музыкальных образов.

Развитие творческих возможностей в любой сфере деятельности подчиняется субъект-объектным и субъект-субъектным процессам взаимодействия не только непосредственно на занятиях музыкой, но и во внеучебной деятельности. Именно поэтому большое значение имеет дополнительное образование детей, которое сложилось в отечественной системе художественно-эстетического образования и воспитания. Основная задача данных учреждений — развитие творческой одаренности личности.

Накоплен значительный теоретический материал и практика развития творческой одаренности детей. Для процесса развития творческой одаренности особую значимость имеет закон первенствования смысла над логикой действия, который обосновал отечественный ученый Д. Б. Эльконин (13). Автор утверждает, что творческая одаренность человека самым теснейшим образом связана с наличием у него определенных качеств: соответствующего уровня интеллектуальных способностей, умения аналитически оценивать сложившиеся ситуации, быстроты реакции, нестандартности мышления, творческого воображения, развитой интуиции, самостоятельности и потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей. Постоянное стремление творческой личности к активной деятельности создает основу для развития генетически заложенных природой в человеке качеств, их совершенствования, формирования и развития новых, приобретенных в процессе образовательной и творческой деятельности. Доказано, что творческие способности, как и одаренность, могут не развиваться, если специально не организовывать процесс обучения, направленный на развитие творчества (10). Для развития творческой одаренности требуются специальные условия — художественно-педагогическая среда, способствующая развитию творческой одаренности.

Художественно-педагогическая среда учреждения дополнительного образования детей, представляющая пространство воспитания, должна функционировать в различных образовательных, культурных и других учреждениях. Художественно-педагогическая среда в контексте проблемы развития творческой одаренности понимается как часть особо организованной социокультурной и педагогической среды, содержащей необходимые условия для личностного и творческого развития каждого включенного в него индивида. Воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей должно строиться на следующих принципах:

творческая деятельность субъектов художественно-педагогической среды рассматривается как личностная категория, как созидательный процесс и результат творческой деятельности, в которой рефлексия является основным механизмом осмысления своих личностных достижений;

художественно-педагогическая среда образовательного учреждения интегрирует в себе характеристики процесса личного становления обучаемого;

акмеологический подход к построению художественно-педагогической среды акцентирует непреложность создания ситуации успеха, уверенности в себе, удовлетворенности развитием своего творческого потенциала.

Художественно-педагогическая среда, ориентированная на развитие творческой одаренности личности в процессе обучения, на основе учета их индивидуальных художественно-творческих способностей и предрасположенностей, обладает рядом возможностей по развитию творческой составляющей личности, развития эмоционально-чувственного восприятия, формированию музыкально-эстетического вкуса и оценки музыкальных произведений и пр. Художественно-педагогическая среда обеспечивает комфортность существования и развития всех субъектов процесса развития, индивидуальной траектории творческого развития каждого.

В художественно-педагогической среде учреждений дополнительного образования детей, ориентированной на решение проблемы развития творческой одаренности, идет постоянная ориентация личности на ценности музыки и ценности музыкально-эстетического образования, опирающихся, в свою очередь, на эстетические ориентации. Последние несут в себе глубокое личностное новообразование, ведущее личность к цели — овладению культурой через различные виды творческой деятельности.

Важными представляются тенденции повышения роли регионального и местного факторов в образовании, создании региональной художественно-педагогической среды. Сегодня в Краснодарском крае создана система непрерывного художественного образования, основанная на принципах доступности, целостности, преемственности, личностно-ориентированного обучения.

Ресурсное обеспечение функционирования художественно-педагогической среды Краснодарского края составляют 183 образовательных учреждения культуры и искусства, в которых обучается более пятидесяти пяти тысяч учащихся и около двух тысяч студентов. В крае функционирует 150 музыкальных отделений, 97 отделений хореографии, 110 — изобразительного искусства, 16 — декоративно-прикладного искусства, 18 — театрального искусства. Предусмотрено обучение детей игре более чем на 30 видах музыкальных инструментов, сольному и хоровому академическому и народному пению, изобразительному, декоративно-прикладному, хореографическому, эстрадному и театральному искусству. Появляются классы по обучению импровизации, аранжировке, обучению игре на синтезаторе, эстрадному пению и др.

Отметим, что в Краснодарском крае в последнее время заметно активизировалась деятельность школ по развитию творческих способностей и одаренности детей. Разработаны инновационные программы для применения новых содержательных, компьютерных и медиатехнологий, обеспечивающих развитие детей.

Процесс развития творческой одаренности требует от учителя и обучаемых активной деятельности воображения и мышления, умения и навыка выдвижения научной гипотезы (предположения), проектировки, проведения творческих, научных экспериментов, анализа собственного опыта и полученных результатов. Следовательно, процесс творчества, направленный на развитие творческой одаренности школьника, который моделируется учителем, включает:

формирование практических целей применительно к конкретному виду деятельности и к конкретному этапу;

логическое структурирование содержания творческой деятельности;

опыт экспериментально-творческой работы (компоненты данного вида деятельности предлагаются в зависимости от их технической оснащенности);

продумывание и использование комплексных приемов развития творческой одаренности через методы активизации творческого мышления, восприятия, формирования гностических проблем, создания особого творческого климата и поддержки;

планирование и отбор оптимальных форм организации учебного и внеучебного процесса через организацию творческой деятельности (композиции, лаборатории импровизации, музицирования, аранжировки, освоения смежных музыкальных инструментов и др.).

Таким образом, художественно-педагогическая среда способствует развитию творческой одаренности личности, которая на основе влияния внешних факторов приобрела необходимые для актуализации качества, способствующие достижению творческих результатов в творческой деятельности. Следовательно, художественно-педагогическая среда обеспечивает передачу мирового художественного опыта, создает оптимальные условия для развития творческой одаренности личности и предоставление возможностей для самоопределения человека.

——————————————————————