Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России

(Карабаш Д. В.)

(«Общество и право», 2011, N 5)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Д. В. КАРАБАШ

Карабаш Дмитрий Васильевич, аспирант кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Данная статья содержит в себе исследовательский материал о структуре и содержании формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсанта вуза МВД в условиях современной социокультурной ситуации и требований, предъявляемых к профессиональной компетентности будущего сотрудника полиции.

Ключевые слова: культура, молодежная субкультура, ценности, мировоззрение, модель, структура, компоненты.

Given article contains in itself exploratory material about structure and contents of the shaping valuable of the culture to personalities of the midshipman of the high school MIA in condition modern socio-cultural to situations, and requirements, presented in professional competetivness future employee to police bodies.

Key words: culture, youth, value, worldoutlook, model, structure, components.

Ценностно-мировоззренческая культура личности является важным фактором в формировании общества XXI в. и влияет на все аспекты профессиональной деятельности, в том числе и правоохранительной [1]. Процесс формирования гуманистической базы преобразований в России проходит в сложных условиях, обусловленных последствиями пережитых обществом политического, экономического, социального кризисов. Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения правоохранительной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства — всей сферы деятельности сотрудников полиции.

Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Наркомания, алкоголизм, проституция, зависимость от интернета и компьютерных игр, секты, самоубийства — все эти девиантные явления, сфера профессиональной деятельности современного сотрудника полиции. В последние годы проблема девиантного поведения стала особо актуальной. Настораживает статистика, указывающая на распространение в обществе зависимостей от деструктивных идей, психоактивных веществ, виртуальной реальности; распространяются «потребительско-паразитические» установки, культивируется отвержение таких исторически выстраданных ценностей, как честность, справедливость, доброта, целомудрие, ответственность [2].

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства» в характеристике профессиональной деятельности специалистов указана область профессиональной деятельности специалистов, которая в числе других включает профилактику, предупреждение, выявление, пресечение уголовных преступлений и административных правонарушений, сбор, анализ и оценку информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере правоохранительной деятельности, осуществление правового информирования и воспитания и др. В данном документе в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста» указано, что выпускник должен обладать рядом общекультурных компетенций:

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;

способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;

способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;

способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности и др.

В декабре 2008 г. Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [3]. В данном документе сформулирована задача, которая заключается в том, что высшая профессиональная школа системы МВД России должна формировать гуманистическую личность будущего специалиста, развивать его профессиональную, правовую, духовно-нравственную, эстетическую, физическую, экологическую культуру, учить современным формам общения, умению жить в быстро меняющемся мире, развивать способность получать информацию, принимать эффективные решения, плодотворно трудиться, быть активным гражданином и патриотом своего государства.

Перед идеологически ориентированным учебно-воспитательным процессом обучения курсантов в вузах МВД России время поставило актуальные проблемы, требующие теоретического и практического решения. Среди них важнейшей является проблема формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности будущих сотрудников системы МВД России.

С учетом прогностических социокультурных требований, отражающих современную социокультурную ситуацию, спроектирована авторская модель развития ценностно-мировоззренческой культуры (рис. 1) — своеобразный эталон, на достижение которого направлен комплекс теоретико-методологических, психолого-педагогических изысканий и организационно-деятельностных средств, используемых в процессе преподавания комплекса дисциплин, а также разработанном спецкурсе «Ценностно-мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности сотрудника системы МВД России», аудиторных и внеаудиторных занятий. Данная модель отражает сущность и специфику целостного ценностного подхода как общенаучного понятия и психолого-педагогического феномена. Она позволила выявить обобщенную характеристику нравственной личности, подобрать психолого-педагогический инструментарий для оценивания процесса ее развития средствами преподавания спецкурса, наблюдать за динамикой психологического состава личностных качеств, способностей и черт характера, уровнем умений личности давать ценностно-мировоззренческую оценку получаемой информации.

При использовании данной модели мы основывались на системном, деятельностном, личностном и комплексном аспектах целостного ценностного подхода. Целостный ценностный подход являлся базовым основанием определения психолого-педагогического механизма развития ценностно-мировоззренческих ориентаций курсантов, обобщенной характеристикой их жизнедеятельности, единицей успешного функционирования, позволяющей им адаптироваться в социокультурных условиях современного общества, способствуя их адекватному нравственному самоопределению, укрепляя их духовный потенциал, веру в собственные творческие возможности, направляя в нужное русло их индивидуальную общественно и личностно полезную мыслительную и практическую поведенческую деятельность.

Учебно-воспитательный процесс развития ценностно-мировоззренческой культуры курсантов в вузах МВД представляет собой механизм, обладающий целостностью, совокупностью образовательных методов, соотнесенных друг с другом, находящихся в тесном взаимодействии, образующих динамическую систему, дополняющих, уточняющих и корректирующих друг друга. Исходя из этого, в ряду методологических основ исследования необходимо выделить системный подход, рассматривающий объект исследования как целостную, саморазвивающуюся систему. Используемые технологии обучения способствовали построению модели целостной системы как единого социально-педагогического комплекса, в котором взаимосвязаны образовательная и воспитательная деятельность курсантов; интегрированы воспитательные усилия преподавателя, инновационные и традиционные формы образования и духовного воспитания; определены и учтены характер и тенденции влияния на функционирование внешней и внутренней системы.

Рис. 1. Модель формирования ценностно-мировоззренческой

культуры личности курсантов вузов МВД России

СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — КУРСАНТ

по направлению подготовки (специальности) 031001

«Правоохранительная деятельность»

ЦЕЛЬ

создание педагогических условий для формирования ценностно —

мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе изучения

спецкурса «Ценностно-мировоззренческий аспект профессиональной

культуры личности сотрудника системы МВД России»

ЗАДАЧИ

Разработка и Формирование Накопление у курсантов

создание необходимых личностной знаний ценностно —

психолого — ценностно — мировоззренческого

педагогических мировоззренческой характера, способствующих

условий для культуры курсантов формированию личностных

формирования качеств

ценностно —

мировоззренческой

культуры личности

курсантов

ПРИНЦИПЫ

формирования ценностно-мировоззренческой культуры

Междисциплинарная Учет Единство методов Профессиональная

и межпредметная особенностей педагогического ориентация

взаимосвязь возраста и общения, учебно-воспитательного

подходов в менталитета убеждения, процесса

процессе обучения курсантов уважения,

курсантов требовательности,

дисциплины

НАПРАВЛЕНИЯ

формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности

Разработка структуры Стимулирование и Систематический

и содержания спецкурса развитие мотивации мониторинг формирования

«Ценностно — деятельности и ценностно —

мировоззренческий поведения курсантов мировоззренческой

аспект профессиональной в учебно — культуры личности

культуры личности воспитательном курсантов

сотрудника системы процессе вуза МВД России

МВД России»

УСЛОВИЯ,

направленные на формирование ценностно мировоззренческой

культуры личности

Организация Использование Ориентация Создание

учебно — ценностного и курсантов в личностно —

воспитательной познавательного учебно — деятельностных

среды, подходов воспитательном условий,

направленной на в качестве процессе на направленных на

удовлетворение теоретико — самореализацию, раскрытие

духовных методологической выявление индивидуально —

потребностей и стратегии при ценностно — личностных

формирование формировании мировоззренческого качеств

личностных ценностно — потенциала курсантов

качеств мировоззренческой личности

курсантов культуры личности

и профессиональной

компетентности

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ

ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД

Наличие ценностно — Профессиональная Практико-ориентированная

мировоззренческого готовность к профессиональная

мышления и сознания саморазвитию и деятельность по реализации

самореализации ценностно-мировоззренческой

личных возможностей культуры личности

курсантов

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

применения ценностного подхода в процессе формирования

ценностно-мировоззренческой культуры курсантов

Система личностных Потребность в поиске Нравственное

качеств, характеризующих своего стиля совершенствование,

ценностно-мировоззренческую эффективной повышение своего

культуру личности профессиональной интеллектуального и

будущего сотрудника полиции деятельности, общекультурного

в правоохранительной умений и навыков уровня, стремление

деятельности развивать социальные

и профессиональные

компетенции

Личностный компонент в формировании ценностно-мировоззренческой культуры предполагает, что все психологические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от его индивидуального и общественного бытия. Поскольку предлагаемый образовательный процесс должен не только создать условия для развития ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, но и позволяет управлять профессиональным совершенствованием личности, неизменным спутником личностного компонента является его деятельностная направленность.

Структура и содержание сущностного аспекта ценностно-мировоззренческой культуры позволила раскрыть в процессе обучения не только его актуальные, но и потенциальные возможности. Необходимость комплексной реализации всех возможностей средств разработанного спецкурса, направленность их на педагогическую поддержку процесса всестороннего развития личности курсанта связаны с расширением объема знаний, их структурным усложнением и формированием новых отношений участников учебно-воспитательного процесса. Преподаватель в условиях новой модели не просто обучает своему предмету, а методически, педагогически и творчески работает над выявлением, развитием, утверждением, актуализацией потребности курсантов в устойчивом формировании ценностно-мировоззренческой культуры, выработкой у них нравственных качеств. Существенные изменения претерпела и целевая направленность учебной информации при решении задач ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, подверглось трансформации содержание общения, отношение к жизни.

Оценка результативности педагогической системы проходила в три этапа: актуализация процесса формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов; выявление степени влияния авторского спецкурса на ценностно-мировоззренческое самоопределение курсантов; практическое применение приобретенных курсантами навыков в процессе обучения.

Таким образом, рассмотрение образования в вузах системы МВД России как явления культуры подразумевает осмысление ценностно-мировоззренческой культуры личности и выявление возможности ее самореализации во всех сферах жизнедеятельности человека. Такое рассмотрение предполагает: во-первых, выявление специфических правоформирующих факторов культуры; во-вторых, обучения курсантов на основе междисциплинарного и межпредметного подхода (философского, политического, эстетического, этического, культурологического социологического, педагогического и др.), которые необходимо рассматривать как проявления единой ценностной связи.

Литература

1. Битуева А. В. Ценностные ориентации и политические представления в структуре массового сознания // Акмеология в системе деятельности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 161 — 171; Боев А. Я. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Брянск, 1997. 20 с.; Выдержки из стенографического отчета о встрече В. В. Путина с представителями молодежных организаций России от 24 июля 2007 г. // http:// www. kremlin. ru/ appears/ 2007/ 07/ 24/ 2111_ type63376type63381_ 138523.shtm; Гречаный В. В. Единство мировоззрения и науки как проблема теоретико-ценностной интерпретации // Мировоззрение, наука, практика: Сб. науч. тр. Иркутск: ИГУ, 1988. С. 54 — 68; Григорьева Т. Л. Профессиональная «Я-концепция» работников государственной службы (акмеологический аспект) // Акмеология в системе деятельности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 24 — 32; Иванов В. П. Мировоззрение как форма сознания, самосознания и культуры личности // Мировоззренческая культура личности: (философские проблемы формирования) / Отв. ред. В. П. Иванов. Киев: Наук. думка, 1986. С. 10 — 88.

2. Бек У. Общество риска. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.; Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Политические, нравственные, культурно-досуговые ориентации студентов // СОЦИС. 1997. N 10. С. 64 — 68; Гуськов И. А. Молодежь среднего российского города. Выбор жизненного пути. Ростов н/Д, 2000. 23 с.; Долгов В. В., Криворученко В. К., Родионов В. А. Молодежное движение в России. Книга 1: Середина XIX в. — 20-е годы XX века: Монография / НИЦ при ИМ. М., 1997. 458 с.; Долгова Т. П. Клейберг Ю. А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы. Тверь: Эврика-М, 1997. 63 с.

3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и его соблюдение при прохождении службы, утв. 24 декабря 2008 г. N 1138.

——————————————————————