Лицензирование теле — и радиовещания будет проходить по новым правилам после вступления в силу Положения о лицензировании

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ТЕЛЕ — И РАДИОВЕЩАНИЯ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ

ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ

В СИЛУ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 23 декабря 2011 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

24 декабря вступает в силу Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» (далее — новое Постановление о лицензировании). Оно приводит правила выдачи и переоформления лицензий на вещание в соответствие с изменениями законодательства о СМИ, которые произошли в этом году. После вступления в силу нового Постановления о лицензировании выдача, переоформление, продление, приостановление действия и аннулирование лицензий на вещание будут проводиться по новым правилам. Изменятся перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии, сроки рассмотрения такого заявления, будут применяться новые основания для переоформления лицензии, приостановления ее действия и аннулирования.

Напомним, что 11 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон N 142-ФЗ, внесший существенные изменения в Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ). Поправки к Закону о СМИ изменили многие аспекты регулирования деятельности средств массовой информации, и большая часть изменений коснулась порядка лицензирования вещания. Так, в Закон о СМИ были включены новые понятия:

— «телеканал» и «радиоканал» — новые виды СМИ, они представляют собой совокупность теле — или радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов, сформированную в соответствии с сеткой вещания и выходящую в эфир с установленной периодичностью и под постоянным наименованием;

— «вещатель» — российское юрлицо, которое вправе формировать теле — или радиоканал и распространять его на основании лицензии.

В качестве вещателя и редакции теле — или радиоканала могут выступать различные юрлица.

Одновременно с установлением новых понятий поправками были изменены правила получения и переоформления лицензий на вещание. Телевизионное и радиовещание теперь возможно только в форме телеканалов и радиоканалов. При этом вещателем может выступать как редакция теле — или радиоканала, так и юридическое лицо, имеющее договор с редакцией о распространении телеканала и радиоканала в определенной среде в пределах прав, полученных таким вещателем. Однако лицензии, выданные до вступления в силу поправок в Закон о СМИ, сохраняют свое действие до истечения срока, на который они были выданы.

Правила выдачи лицензий на вещание теперь регулируются преимущественно на уровне законов: Законом о СМИ и Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании). Ранее требования к соискателям лицензии на вещание и лицензиатам, а также порядок выдачи, переоформления и аннулирования лицензии устанавливались Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» (далее — старое Постановление о лицензировании), а в Законе о СМИ содержались только самые общие положения.

После вступления в силу нового Постановления о лицензировании старое утратит силу.

Новое Постановление о лицензировании содержит лицензионные требования к соискателям лицензии и лицензиатам, определяет, какие работы выполняются при телевизионном вещании и радиовещании, определяет, какие нарушения лицензионных требований признаются грубыми. Большая часть норм нового Постановления о лицензировании содержит ссылки на те или иные нормы Закона о СМИ и Закона о лицензировании.

Процедура получения, переоформления

и продления лицензии на вещание

Получение лицензии

Для получения лицензии соискатель подает заявление, в котором должны содержаться сведения, установленные в ч. 1 ст. 31.2 Закона о СМИ. К таким сведениям, в частности, относятся программная направленность теле — или радиоканала, планируемая дата начала вещания, объем вещания в часах и др. Новое Положение о лицензировании причисляет все эти данные к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату. Таким образом, если заявитель получит лицензию, то он обязан будет соблюдать и исполнять все, что указал в заявлении. Контроль за выполнением лицензионных требований осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор).

Новое Постановление о лицензировании изменяет перечень документов, которые соискатель лицензии обязан представить в Роскомнадзор для получения лицензии.

Соискателю больше не требуется представлять документы о технико-экономических показателях средств подготовки и формирования телевизионных и радиопрограмм или документы, подтверждающие право аренды (использования) оборудования, принадлежащего другому лицу.

При этом Закон о СМИ в новой редакции предписывает соискателю представлять большее количество документов для получения лицензии. Так, он обязан будет представить документ, подтверждающий состав его акционеров (для акционерного общества), участников (для общества с ограниченной ответственностью) или учредителей (для юрлиц, созданных в иных организационно-правовых формах).

В зависимости от того, является соискатель редакцией телеканала (радиоканала) или же планирует осуществлять вещание по договору о распространении теле — или радиоканала, он прилагает к заявлению либо устав редакции, либо соответствующий договор. В любом случае он должен будет приложить к заявлению нотариально заверенную копию своих учредительных документов.

Решение о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче принимается лицензирующим органом в течение 45 дней с момента подачи заявления (этот общий срок установлен Законом о лицензировании). Отметим, что согласно старому Постановлению такой срок был равен 30 дням.

Переоформление лицензии

Переоформление лицензии необходимо при возникновении условий, установленных Законом о лицензировании. К ним относятся:

— реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования, адреса места нахождения. При этом если юридическое лицо реорганизовано в форме преобразования, то заявление о переоформлении лицензии должно быть подано не позднее чем через 15 дней после внесения сведений в ЕГРЮЛ;

— изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. В этом случае лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по новому адресу до переоформления лицензии;

— изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В этом случае лицензиат также не вправе осуществлять новые виды работ и услуг до переоформления лицензии.

Законом о СМИ предусмотрено дополнительное условие для переоформления лицензии: намерение вещателя изменить какие-либо из сведений, указанных в заявлении о выдаче лицензии. Заявление о переоформлении в таком случае подается до начала фактического осуществления соответствующих изменений.

Внесение сведений о радиочастотах и (или) позиции теле — или радиоканала в мультиплексе, а также иных параметров наземного эфирного либо спутникового вещания в лицензию вещателя в случаях, предусмотренных ч. 5 — 7 ст. 31 Закона о СМИ, осуществляется путем ее переоформления на основании заявления лицензиата. Если такое право предоставлено по результатам торгов (конкурса, аукциона), к заявлению лицензиата должны быть приложены документы, подтверждающие внесение единовременной платы за право осуществлять эфирное вещание с использованием конкретных радиочастот, и протокол конкурсной (аукционной) комиссии об итогах торгов (конкурса, аукциона).

Процедура переоформления лицензии будет одинаковой независимо от оснований переоформления. Регистрирующий орган обязан принять решение о переоформлении лицензии или об отказе в переоформлении в течение 30 дней со дня приема соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов (ст. 18 Закона о лицензировании).

Продление срока действия лицензии

Лицензии на телевизионное вещание и радиовещание, в отличие от большинства иных лицензий, ограничены по срокам действия — согласно поправкам к Закону о СМИ они выдаются на десять лет. До вступления в силу поправок максимальный срок составлял пять лет.

Когда истекает срок действия ранее выданной лицензии, лицензиат вправе подать заявление о ее продлении. Такое заявление подается не менее чем за 60 дней до истечения срока действия лицензии, и к нему необходимо приложить такой же пакет документов, как и к заявлению о предоставлении лицензии. Решение о продлении срока действия лицензии либо об отказе в этом принимается Роскомнадзором в течение 30 дней с момента получения заявления.

В продлении действия лицензии может быть отказано по следующим причинам:

— во всех случаях, когда может быть отказано в выдаче лицензии;

— если лицензиатом не были устранены нарушения лицензионных требований;

— если действие лицензии на день принятия решении о продлении было приостановлено;

— если лицензиат пропустил 60-дневный срок для подачи заявления о переоформлении лицензии.

Лицензионный контроль.

Приостановление и аннулирование лицензии

Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом требований законодательства о СМИ несколько строже, чем обычный лицензионный контроль. В Законе о СМИ содержится больше оснований для проведения внеплановых проверок по сравнению с перечнем, установленным в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Внеплановая проверка лицензиата может проводиться на основе данных, полученных Роскомнадзором в ходе систематического наблюдения за исполнением требований законодательства о СМИ. Такие данные Роскомнадзор получает без взаимодействия с лицензиатом, а проверки проводятся без предварительного уведомления последнего.

Для приостановления действия лицензии на вещание предусматривается больше оснований, чем для приостановления действия большинства других лицензий.

Так, по Закону о лицензировании действие лицензии может быть приостановлено только в двух случаях:

— привлечение к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований;

— назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (пп. 1, 2 п. 1 ст. 20 Закона о лицензировании).

Закон о СМИ содержит дополнительные основания. Так, действие лицензии будет приостанавливаться, если лицензиат:

— не исполнил предписание Роскомнадзора об устранении нарушения лицензионных требований (причем необязательно грубого нарушения);

— нарушил нормы Закона о СМИ или иных актов, связанных с осуществлением вещания;

— не осуществляет вещание более трех месяцев.

Для устранения выявленных нарушений Роскомнадзор предоставляет от 3 до 30 дней, после чего вправе приостановить действие лицензии. Данный срок начинает исчисляться с момента получения лицензиатом предписания. Действие лицензии может быть приостановлено не больше чем на три месяца, и это время засчитывается в срок действия лицензии.

Если после приостановления лицензиат не устранит нарушения и не уведомит об этом Роскомнадзор, то указанный госорган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Суд сможет аннулировать лицензию, если лицензиат:

— не соблюдает требования, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, юридических лиц, осуществляющих вещание;

— не устранил в установленный срок нарушение, повлекшее приостановление действия лицензии;

— повторно в течение одного года совершил грубое нарушение лицензионных требований.

Новое Постановление о лицензировании установило, что грубое нарушение лицензионных требований — это вещание не на тех радиочастотах, которые были выделены вещателю, или вещание с нарушением позиции в мультиплексе, или же нарушение программной направленности вещания, если такое вещание повлекло одно из следующих последствий:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Документы:

Федеральный закон от 14.06.2011 N 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации».

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации».

Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания».

——————————————————————