Профессиональное развитие личности

(Эльканов Р. Д.) («Юридическая психология», 2012, N 1)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ <*>

Р. Д. ЭЛЬКАНОВ

——————————— <*> Ehl’kanov R. D. Professional development of personaliti.

Эльканов Расул Дахирович, докторант кафедры экономики НЧОУ ВПО «Армавирский лингвистический социальный институт», кандидат экономических наук.

В статье рассматриваются вопросы развития личности, отмечается, что в психологии последнего времени делается попытка создать типологию карьеры, в связи с чем разработаны специфические критерии, по которым создаются карьерные типологии. Соответствие человека и профессии характеризуется как своеобразная гармония, сопряженность, согласование, призвание, критериями которого является успешность, адаптированность, удовлетворенность и даже идентификация человека и его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: личность, профессия, особенности, карьера, выбор, профессионализм.

The article considers the issues of development of personality; notes that contemporary psychology attempts to create typology of career; in this connection there were worked out specific criteria for creation of career typologies. Conformity of person and profession is characterized as a specific type of harmony, congruence, compliance, vocation, the criteria of which is success, adjustment inventory, satisfaction and even identification of a person and professional activity thereof.

Key words: personality, profession, peculiarities, career, choice, professionalism.

Профессиональное развитие личности попало в центр исследовательских поисков достаточно поздно, к концу 80-х годов XX в. Оно трактуется как интеграция двух процессов: развитие личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализация (от начала периода самоопределения до завершения активной трудовой деятельности). Установлено, что успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии, что каждый человек соответствует требованиям ряда профессий (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, В. К. Шаповалов и др.). Особенности взаимосвязи и взаимовлияния характеристик личности и профессиональной деятельности определили постановку проблем психологического изучения процесса формирования личности профессионала (Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Ю. П. Поваренков и др.). Проблема соотношения развития личности и ее профессионального роста была исследована З. И. Рябикиной. Предложенная ею модель развития личности основана на принципе противоречий, которые могут возникать вследствие изменений, происходящих в объективных пространствах (организм, поведение, внешние события жизни), и преобразований внутриличностного смыслового пространства. Было установлено, что центральное противоречие возникает в смысловом пространстве личности, между актуализирующимся в индивидуальном сознании эталоном личности профессионала и «образом Я». Исследователь исходила из того, что «образ Я» является ядром личности и, соответственно, вершиной смысловой иерархии. Он подчиняет своим структурно-содержательным характеристикам структуру смыслового пространства личности и все три пространства объективных явлений. Было установлено, что в ходе активной включенности в работу деятельностное пространство личности структурируется в соответствии с выполняемыми профессиональными задачами. В настоящее время чаще говорят не о профессиональном развитии, а о карьере личности. Термин «карьера» происходит от итальянского слова carera — бег, жизненный путь, поприще. Карьера характеризуется по-разному, но наиболее общим является ее понимание как рода занятий, профессии, пути к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения [4]. Понятие «карьера» в широком смысле включает все виды деятельности, связанные с работой, службой, и обозначает особенности образа жизни. Чаще других карьера трактуется как профессиональный путь человека, в процессе которого он развивается. В целом карьера рассматривается как развивающийся, неопределенный, изменчивый феномен, включающий разные фазы — от постановки целей до способа их достижения. Внутренней стороной карьеры являются различные характеристики личности, внешней — социально-культурные ситуационные условия. Такое понимание карьеры во многом совпадает с трактовками профессионального жизненного пути, для которого характерно развитие субъекта карьеры под влиянием меняющихся ценностей, взглядов, личностных характеристик. В психологии последнего времени делается попытка создать типологию карьеры. В связи с этим разработаны специфические критерии, по которым создаются карьерные типологии. В качестве критериев названы: род занятий, профессия; последовательность профессий, рабочих мест, позиций, особенности образа жизни, различные способы идентификации личности с профессией, соответствие образования и предметной области профессионального труда; способы построения карьеры в начале профессионального пути и на этапе профессионального спада; «сложившиеся» и «несложившиеся» карьеры; гендерные особенности построения карьер. Одну из первых психологических классификаций карьеры предложил Д. Сьюпер, выделивший следующие типы карьеры: стабильная (сразу после обучения люди вступают в профессию и неизменно следуют этому выбору); обычная (после обучения идет серия профессиональных проб, которая заканчивается стабильной службой); нестабильная (чередуются профессиональные пробы и периоды стабильной работы); карьера с множеством проб (имеет место частая смена работы без какой-либо стабильной и главенствующей). Эти типы карьеры согласно Д. Сьюперу характерны для мужской выборки. Классификация карьеры для женской выборки иная. Она более развернута и включает семь типов: карьера домохозяйки; обычная карьера (получение образования до замужества, затем роль домохозяйки); стабильная рабочая карьера (после получения образования находят работу и сохраняют ее навсегда); двухлинейная карьера (сочетание карьеры домохозяйки и стабильной рабочей карьеры); прерывающаяся карьера (до замужества, перерыв, рождение и воспитание детей, возвращение к работе); нестабильная карьера (чередование более или менее длительных периодов работы); карьера с множеством проб (без стабилизации в какой-либо профессиональной области) [3]. Зарубежные исследования показывают, что тенденция к традиционным профессиональным выборам для обоих полов в целом сохраняется. Женщины считают, что профессии с «мужским доминированием» предоставляют им меньше возможности для карьерного продвижения, чем профессии с «женским доминированием». Получены данные, что женщины больше, чем мужчины, склонны планировать собственную карьеру. У них более точным является и предсказание карьерной успешности. Гендерные различия обнаружены также в предпочитаемых ценностях работы, в представлении факторов карьерного достижения, в стилях профессионального поведения. Женщины больше, чем мужчины, ценят гибкость профессионального расписания, более чувствительны к характеру взаимоотношений с коллегами, менее требовательны к размеру заработной платы. Карьера женщин чаще, чем мужчин, прерывается биографическими событиями. Женщины считают, что существуют многочисленные факторы их карьерной дискриминации. Выделяют невидимые, но реальные барьеры, препятствующие развитию женской карьеры: повышенная ответственность при принятии карьерных решений, влияние семьи и детей, необходимость установления баланса между домом и карьерой. Понятию «карьеризм» присущ негативный оттенок, так как оно означает «погоню за успехом в служебной, научной и прочей деятельности, вызванной стремлением к личному благополучию». Термин «карьера» достаточно долго, особенно в советский период, рассматривался как негативный, вызывающий скептическое отношение со стороны исследователей, занимающихся изучением психологии профессий. Требования к личности профессионала, к его способностям зависят от психологических особенностей конкретной профессиональной деятельности. В рамках изучения психологии профессиональной деятельности были доказаны положения о структурной архитектонике личности, ее способностях, о динамических преобразованиях структуры и содержании деятельности. Уже в начале XX в. Ф. Парсонс высказал суждение о том, что те или другие индивидуальные качества делают человека оптимально подходящим к требованиям единственной профессии. В психологии долго формировалось представление о том, что профессиональная успешность и удовлетворенность трудом зависят от степени соответствия индивидуальных качеств человека требованиям профессии. Вопросы взаимосоответствия человека и профессии поднимались на протяжении всего XX столетия. Соответствие человека и профессии характеризуется как своеобразная гармония, сопряженность, согласование, призвание, критериями которого является успешность, адаптированность, удовлетворенность и даже идентификация человека и его профессиональной деятельности. Изучение мотивов выбора профессии показывает, что на этот процесс влияют социальная ситуация развития, ситуация выбора, наследственные и семейные факторы, личный опыт, эволюция представлений о себе и т. д. Определяющей в психологии профессии остается ее характеристика через предметную область труда (Е. А. Климов, А. В. Сухарев, И. М. Кондаков, Н. С. Пряжников). Личностные особенности детерминируют направление и устойчивость профессионального выбора и дают возможность прогнозировать карьерные достижения, удовлетворенность и успешность в том или ином виде профессий. Направление и устойчивость профессионального выбора детерминирует определенный тип личности, который позволяет прогнозировать уровень карьерных достижений, поведения на работе, успешность и удовлетворенность ее результатами. Общеизвестна прогностическая направленность типологических теорий личности, изучающих личностные характеристики, обеспечивающие удовлетворенность, профессиональную эффективность, самореализацию на различных этапах карьеры личности. Существует типологическая теория личности, разработанная специально для решения карьерных проблем. Она принадлежит Дж. Холланду, который теоретически обосновал существование в западной культуре шести типов личности: реалистического, исследовательского, артистического, социального, менеджера, конвенциального. Им было выявлено, что высокое профессиональное стремление к достижению позитивно связано с менеджментом, социальным и артистическим типами. Была также установлена зависимость названных шести типов личности от шести модальностей социального окружения, которые понимаются автором как ситуация или атмосфера, создаваемая людьми, доминирующими в этой среде [10]. Центральным понятием в концепции Дж. Холланда является конгруэнтность — соответствие типа личности модели ее окружения. Исследование Дж. Холланда показало, что именно степень конгруэнтности позволяет прогнозировать выбор профессии, смену работы, карьерные достижения, социальное образовательное поведение, развитие способностей. Для каждого определенного типа личности необходима соответствующая среда, которая обеспечивает раскрытие возможностей и удовлетворение потребностей. Это касается и профессии менеджера, который совершает свой профессиональный выбор и ищет условия, конгруэнтные его личностному типу. Таким образом, в теории Дж. Холланда, как и у вышеперечисленных исследователей, выявлены некоторые закономерности, позволяющие объяснять и прогнозировать профессиональные стремления, профессиональную устойчивость, образовательное и карьерное поведение профессионалов. Профессия менеджера предполагает частое столкновение с неопределенными ситуациями, что неизбежно требует быстрого выбора или быстрого принятия решений. В этих случаях предприниматель должен хорошо ориентироваться в сложной системе смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в ситуациях свободного выбора, согласно А. Г. Асмолову, личность имеет возможность особенно рельефно проявить свою индивидуальность.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с. 2. Бесшапошников А., Ивлев В. Построение системы управления // Экономика и жизнь. 1998. N 12. С. 22. 3. Бовыкин В. И. Новый менеджмент: решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала. 2-е изд. М.: Экономика, 2004. 361 с. 4. Дубовицкий Р. А. Менеджмент: российская и западная ментальности // Философские науки. 2004. N 4. С. 71 — 86. 5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. N 6. С. 35 — 44. 6. Карпов А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯРГУ, 1991. 232 с. 7. Климов Е. А. Психология профессионала. М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с. 8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с. 9. Кондаков И., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. N 5. С. 158 — 164. 10. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983. N 2. С. 51 — 59. 11. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Курск: КГПИ, 1991. 295 с. 12. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Воронеж, 1996. 246 с. 13. Рябикина З. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1995. 167 с. 14. Шаповалов В. К. Профессиональная карьера: Учебное пособие для студентов. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. 152 с. 15. Holland J. Maiking Vocational Choices a Theory of Careers. New Jersey. 1973. 150 p. 16. Juran J. M. Architect of Quality. The autobiography of Dr. Joseph M. Juran. McGraw-Hill, 2004. P. 379.

——————————————————————