Апробированные результаты проведенного исследования по формированию самооценки студентов гуманитарного вуза

(Филиппова К. А.) («Юридическая психология», 2012, N 1)

АПРОБИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА <*>

К. А. ФИЛИППОВА

——————————— <*> Filippova K. A. Time tested results of research carried out with respect to formation of selfevaluation of students of human itarian higher education al in stitution.

Филиппова Кристина Александровна, аспирантка РМАТ.

Исследование направлено на изучение самооценки в учебно-профессиональной деятельности студентов. Возникает необходимость поиска новых подходов к формированию самооценки студентов с учетом изменяющейся системы ценностей, нахождения адекватных форм и методов подготовки на базе разработанных теоретических основ процесса самооценки учебно-профессиональной деятельности в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, самооценка, эксперимент, валидность.

The research aims at study of self-evaluation in educational-profession activity of students. There arises necessity of search for new approaches to formation of self-evaluation of students taking into consideration the changing system of values, finding of adequate forms and methods of training on the basis of elaborated theoretical grounds of the process of self-evaluation of educational-profession activity in the higher educational institution.

Key words: educational-profession activity, self-evaluation, experiment, validity.

В 2008 — 2011 учебных годах в Западно-подмосковном институте туризма, Финансово-промышленной академии, Центре образовательной деятельности был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого решалась задача определения влияния педагогической модели самовоспитания на повышение уровня сформированности самооценки студентов. Ставилась задача — проверить на практике жизнеспособность, действенность и эффективность применения комплекса методических рекомендаций для формирования и развития самооценки у студентов в процессе самовоспитания. Педагогическим экспериментом были охвачены двенадцать учебных групп студентов. Работа по проведению педагогического эксперимента разбита на три этапа: на первом (подготовительном) этапе осуществлена разработка необходимых документов и проведен опрос студентов с последующим анализом и выводами для решения вопросов организации внедрения модели самовоспитания; на втором этапе осуществлена реализация педагогической модели самовоспитания, ее участники ознакомлены с результатами опроса и выводами; на третьем (основном) этапе осуществлена реализация целей внедряемой педагогической модели, а именно, формирование самооценки в процессе самовоспитания, анализ результатов педагогического эксперимента. В процессе исследования было установлено, что существует связь самооценки с успешностью обучения и самовоспитания. Поэтому стояла задача — выработать рекомендации для преподавателей, выполнение которых обеспечивало бы равномерный процесс самовоспитания каждого студента. Изложенная последовательность проведения педагогического эксперимента дала возможность выявить состояние сформированности и определить адекватность самооценки. В результате при составлении самообязательств каждый студент имел полное представление о своей самооценке. Обучение студентов умениям самовоспитания обеспечило эффективное функционирование педагогической модели. Основным документом для студентов, преподавателей при осуществлении педагогического эксперимента были разработанные нами Методические рекомендации коррекции самооценки. Методические рекомендации дали возможность преподавателям подойти с единых позиций к организации и проведению эксперимента, обобщению полученных результатов. В ходе экспериментального внедрения положений диссертации в учебный процесс системы учебно-профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов основное внимание уделялось исследованию: — валидности и надежности разработанных положений для практического использования при формировании самооценки; — степени влияния педагогической модели самовоспитания на повышение уровня сформированности позитивной самооценки; — степени влияния положений методики на формирование самооценки студентов. После проведения эксперимента осуществлена проверка валидности данной педагогической модели на основании исследования полученных результатов от ее внедрения. Для этого использован метод контрольных групп, согласно которому исследуются оценки устойчивости различий между средними величинами оценок полученных результатов сравниваемых объектов. На валидность были проверены следующие результаты эксперимента: уровень сформированности самооценки; влияние положений методики на уровень успеваемости студентов при усвоении материала дисциплин гуманитарного цикла. Для определения валидности результатов эксперимента по формированию самооценки были подсчитаны средние отклонения средней самооценки студентов в экспериментальных группах от средней оценки преподавателей до начала и в конце эксперимента. Получены значимые различия между самооценкой студентов до эксперимента и самооценкой после эксперимента.

Обобщенные данные взаимо — и самооценок студентов, а также оценок преподавателей в начале и конце эксперимента (по пятибалльной шкале)

Компоненты Курсы Самооценка Оценка преподавателей

До начала В конце До начала В конце

Общая комплексная 1 — 3 курс 4,01 4,13 4,01 4,09 3,67 3,82 3,91 4,07 оценка В том числе: 4 — 5 курс Эмоциональный 1 — 3 курс 4,14 4,15 4,22 4,18 3,82 4,00 4,10 компонент 4 — 5 курс 3,92

Коммуникативный 1 — 3 курс 4,23 4,05 4,04 4,02 3,85 3,80 4,00 3,95 компонент 4 — 5 курс

Когнитивный 1 — 3 курс 4,11 4,26 4,15 4,30 3,90 4,05 4,20 (познавательный) 4 — 5 курс 3,97 компонент

Мотивационный 1 — 3 курс 3,78 4,09 3,75 3,90 3,31 3,56 3,71 3,98 компонент 4 — 5 курс

Поведенческий 1 — 3 курс 3,81 4,10 3,92 4,00 3,56 3,85 3,80 4,10 компонент 4 — 5 курс

Рефлексивный 1 — 3 курс 3,61 3,72 4,05 3,34 3,65 3,70 4,05 компонент 4 — 5 курс 3,82

Следовательно, гипотеза различий сравниваемых результатов подтвердилась. Это значит, что студенты экспериментальных групп, принимая активное участие в педагогической модели самовоспитания, получили необходимые навыки объективно оценивать свои личностные качества и возможности, самооценка значительно приблизилась к адекватной, чем доказана валидность методики при формировании самооценки студентов. Влияние положений внедренной педагогической модели в учебной деятельности проверялось путем сравнения достигнутых результатов в учебе экспериментальных групп, в процессе эксперимента и контрольных групп за этот период, т. е. валидность методики базировалась на оценке устойчивости различий успешности в учебе. Формирование самооценки и взаимооценки является одним из основных и необходимых условий успешного самовоспитания, а также в перспективе — эффективной учебно-профессиональной деятельности. Формирование самооценки студентов осуществлялось путем периодической самооценки своих возможностей, оценки возможностей студентов педагогами по профильным предметам. Такая постановка работы по самовоспитанию прививает студенту умение осуществлять само — и взаимооценку, контроль процесса самовоспитания. Анализ данных показывает, что в ходе эксперимента самооценка студентов значительно приблизилась к оценке преподавателей. Если до начала эксперимента отклонения самооценки своих возможностей в целом от оценки преподавателей составляли в учебных группах у студентов 3-го курса 7 — 9,3%, 5-го 6,2 — 8,1%, то в конце эксперимента соответственно 2,4 — 2,6% и 1,9%. Из изложенного можно сделать вывод о том, что студенты экспериментальных учебных групп в процессе самовоспитания научились в основном адекватно оценивать свои возможности. Рассмотрение формирования самооценки по компонентам показывает, что здесь имеются некоторые колебания, которые вызваны, по нашему мнению, сложностью самооценки уровня формирования некоторых компонентов. Необходимо отметить, что формирование самооценки более интенсивно проходило в экспериментальной учебной группе N 2. Это можно объяснить тем, что студенты 5-го курса имеют более высокий уровень мотивации к образовательной деятельности, так как в скором времени им придется столкнуться с выполнением обязанностей в качестве специалиста в области психологии. Анкетный опрос преподавателей в эксперименте показал, что большинство из них считают, что функционирование образовательной модели самовоспитания по формированию самооценки студентов способствует повышению уровня готовности студентов к учебно-профессиональной деятельности; всестороннему гармоничному развитию будущих психологов; повышению заинтересованности студентов в изучении гуманитарных, теоретических и практических дисциплин системы профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов; развитию наблюдательности, анализу и оценке повседневной своей деятельности. Кроме того, студенты приобретают способности и наклонности к глубокому изучению психологии людей. Например, по данным анкетного опроса самовоспитание студентов в педагогической системе способствует формированию позитивных ценностных ориентации и установок студентов — 95%, повышению уровня готовности студентов к учебно-профессиональной деятельности — 93%, всестороннему развитию личности студентов — 88%, повышению качества их подготовки — 87%, развитию профессиональной направленности — 91%, профессионального мышления — 95%, формированию практических умений по взаимо — и самооценке — 91%. При оценивании влияния педагогической модели самовоспитания на ее формирование среди студентов был проведен анкетный опрос, так как они являются субъектами самовоспитания и обучения, активными участниками образовательного процесса. В процессе анкетного опроса было выявлено мнение студентов экспериментальных групп по ряду интересующих вопросов. Отношение студентов к формированию самооценки в педагогической модели самовоспитания характеризуется следующими данными: 95% из них считают, что самовоспитание способствует формированию и развитию позитивных ценностных ориентации и установок, 71% отмечают положительное влияние на развитие способностей, профессионального творческого мышления, 86% считают, что самовоспитание способствует всестороннему развитию личности, 93% — развитию наблюдательности, оцениванию учебной деятельности. Вместе с тем 11% студентов считают, что разработанная методика самовоспитания попросту отнимает время. Необходимо отметить, что не все студенты положительно восприняли разработанную методику. Высказались за ее нецелесообразность 11% опрошенных, которые считают, что формирование самооценки в процессе самовоспитания не влияет на успешность учебно-профессиональной деятельности в целом. На основании проведенного анализа результатов опроса преподавателей и студентов можно сделать выводы о том, что формирование самооценки студентов в образовательной системе самовоспитания положительно влияет на повышение их уровня и результативности основной профессиональной деятельности, способствует активизации познавательной деятельности, профессионального мышления, патриотической направленности, всестороннему развитию личности студента.

Литература

1. Агапов В. С. Методологические вопросы теории Я-концепции руководителя: Учеб.-метод. пособие. М.: Гос. ун-т управления, 1999. 2. Бороздина Л. В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. Т. 13. N 4. С. 99 — 101. 3. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. N 1. С. 5 — 14. 4. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 5. Smith R. E. Effects of coping skills training on generalized selfeffecacy and locus of control // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. C. 56, 228 — 233.

——————————————————————