Краткосрочное психологическое консультирование курсантов образовательных учреждений пограничного профиля

(Кузнецова М. А.) («Юридическая психология», 2012, N 1)

КРАТКОСРОЧНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ <*>

М. А. КУЗНЕЦОВА

——————————— <*> Kuznecova M. A. Short-term psychological consulting of students of educational institutions of boundari character.

Кузнецова Марина Александровна, Российский государственный социальный университет.

Статья посвящена краткосрочному психологическому консультированию курсантов образовательных учреждений пограничного профиля. Рассматриваются методы, способствующие преодолению психологических трудностей как на начальном этапе, так и на протяжении всего обучения. Установлены условия, которые определяют выбор наиболее оптимальной в условиях образовательного учреждения пограничного профиля модели психологического консультирования.

Ключевые слова: психологическое консультирование, психологическая помощь, курсанты, образовательные учреждения пограничного профиля.

The article is devoted to short-term psychological consulting of educational institutions of boundary character; considers methods helping to negotiate psychological difficulties both at the first stage and during the whole educational process; establishes conditions determining the choice of the most optimal model of psychological consulting in conditions of educational institution of boundary character.

Key words: psychological consulting, psychological assistance, students, educational institutions of character.

Подготовка специалистов в высшем учебном заведении пограничного профиля значительно отличается от обучения в гражданском вузе, что сопряжено с воздействием ряда факторов: особых условий обучения, высокой значимостью взаимоотношений в коллективе, жесткой субординацией, строгим регламентированием распорядка дня, ограничений, накладываемых на будущих специалистов. Так, многие курсанты, оказавшись в условиях военного вуза, испытывают различные психологические трудности, что способствует росту психологического неблагополучия и негативно влияет на качество подготовки квалифицированных специалистов. Указанные посылки обусловливает повышение приоритетности психологического сопровождения субъектов образовательного процесса как эффективного средства поддержания психологического благополучия личности. Одной из актуальных проблем психологического сопровождения курсантов вузов пограничного профиля является поиск и внедрение подходов и методов, способствующих преодолению психологических трудностей, как на начальном этапе, так и на всем протяжении обучения. Учитывая специфику вузов пограничного профиля, такие методы должны отвечать следующим требованиям: эффективно помогать курсантам разрешать их психологические трудности в короткий срок и с минимальным отвлечением от исполнения служебных обязанностей, не требовать специальных условий для работы специалиста, быть экономически целесообразными. В то же время со стороны сотрудников психологической службы высших образовательных учреждений пограничного профиля испытывается потребность в современных технологиях психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Исследование обращений курсантов за психологической помощью показало, что запросы на консультативную помощь лишь в некоторых случаях предъявляются курсантами прямо, а в большинстве случаев их приходится выявлять самому психологу, исходя из различных вариантов запроса. Например, в таких наиболее часто встречающихся, как: — курсант, обратившийся за помощью, сразу говорит о своей готовности на встречи с психологом только один или несколько (малое число) раз; — курсант вообще не мотивирован на работу с психологом: его привели или прислали те, кто считает, что ему нужна помощь такого специалиста (офицеры подразделений, преподаватели, родители); — курсант заявляет проблему, относящуюся к работе психолога, лишь косвенно (материальные проблемы, удаленность близких людей, особенности жизнедеятельности в вузе, система взаимоотношений между военнослужащими и другие); — курсант заявляет о ситуации, которая для него трудна, но не может быть ликвидирована полностью (хроническое заболевание или смерть его близких, беременность партнерши, развод родителей и др.); — курсант просит помощи для урегулирования отношений с другим человеком, который сам прийти к психологу не может или не хочет (другой курсант, партнерша, родители, начальник, преподаватель). Перечисленные запросы позволили выделить ряд условий, которые определяют выбор наиболее оптимальной в условиях образовательного учреждения пограничного профиля модели психологического консультирования: краткосрочность; помощь должна иметь результат «здесь и сейчас»; работа проводится при недостаточной мотивации клиентов на получение психологической помощи; необходимость учитывать особенности контекста психологической работы (условия образовательного учреждения пограничного профиля). Эти условия соответствуют принципам, выделенным Н. М. Манухиной применительно к процессу краткосрочного психологического консультирования <1>, что и определило выбор данного вида консультирования для использования в условиях образовательного учебного заведения пограничного профиля. Экспериментальная работа, проводившаяся в рамках данного исследования, была направлена на изучение эффективности применения «модели 1 — 3 встреч» в ситуациях переживания психологических трудностей курсантами образовательных учреждений пограничного профиля. Суть эксперимента состояла в том, что в процессе оказания психологической помощи курсантам, переживающим психологические трудности, реализовывались различные технологии и подходы краткосрочного психологического консультирования в рамках «модели 1 — 3 встреч». При консультировании курсантов нами были использованы форматы работы, сочетающие проблемно-ориентированный и ориентированный на решение подходы (Манухина Н. М., 2009). ——————————— <1> Манухина Н. М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1 — 3 встречи с клиентом // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. N 1. С. 103 — 116.

В ходе экспериментального исследования была отработана процессуальная композиция КПК, в ходе которой решался ряд задач: 1) выявление точек проявления проблем в системе отношений клиента; 2) выявление наиболее актуальной проблемы клиента; 3) выявление стратегии клиента в управлении своей системой отношений, в том числе проблемной; 4) предложение клиенту иных стратегий на другом уровне системы клиента или на другом уровне, чем он уже решал; 5) создание нового опыта «здесь и сейчас» (на приеме); 6) «перекидывание мостика» на реальность. Схематически последовательность выполнения задач КПК представлена на рис. 1.

Процесс КПК V

Выявить > Предложить > Создать

Точки Стратегии Новые Новый проявления клиента стратегии «здесь-и-сейчас» проблем в системе в системе

На другом С иным Перекинуть уровне смыслом мостик на Актуальную Стратегии реальность проблему управления проблемой

Чем Чем клиент проблема уже ее решал проявляется

Рис. 1. Задачи, решаемые в процессе КПК (по Н. М. Манухиной)

Работа по решению задач состояла из трех последовательных этапов <2>: 1) вводного (ознакомительного); 2) основного (психокоррекционного); 3) заключительного. В случае единственной встречи она также подразделялась логически на эти составные части. ——————————— <2> Там же.

Отметим основные особенности каждого этапа или встречи. Первая сессия получила название «вводная». Задачами встречи является: установление контакта, а затем и доверительных отношений; сбор информации об актуальной ситуации клиента; выявление жалоб, проблем и ответственных за их развитие лиц — по мнению клиента; формулирование ожиданий, желаний, намерений и целей от встреч с психологом (от данной сессии и от всей работы с ним в целом); заключение контракта на проведение КПК. Организация вводной встречи зависит от того, как клиент мыслит о своей настоящей ситуации — как о неразрешимой или как о доступной для благоприятного ее изменения. Если клиент погружен в свою проблему, то первая сессия организовывается в форме присоединения (эмоционального и интеллектуального) психолога к переживаниям и когнитивным конструкциям клиента (Манухина, 2003). Если же клиент уже на первой встрече способен говорить о желанном для него решении проблемы, то консультирование организуется в парадигме беседы о целях и планируемых результатах КПК (Кейд, О. Хэнлон, 2001). Кроме того, на первой сессии проясняется, возможно ли в процессе КПК достичь полного разрешения настоящей проблемы, или целью работы с психологом является построение плана или апробирование первых шагов по реконструкции его реальности. Вторая сессия получила название «психокоррекционной». На данной встрече осуществляется основная работа по изменению мышления клиента относительно актуальной ситуации и возможностей ее изменения. Третья сессия названа «завершение». Данная встреча представляет собой этап: во-первых, обобщения полученных клиентом достижений в разрешении проблемной ситуации за период КПК и, во-вторых, построения планов на будущее, когда клиент самостоятельно (без помощи консультанта) будет управлять своей жизнью. Этапы консультирования в формате 1 — 3 встреч приведены в табл. 1. Рассмотрим более подробно алгоритм работы психолога на каждом из названных этапов исходя из особенностей работы по КПК, проводимой в условиях образовательных учреждений пограничного профиля, и охарактеризуем применяемые техники. Первый этап направлен на установление контакта, которое начинается со знакомства. В работах по ПК многократно описывался и применялся момент знакомства, давались практические рекомендации по его оптимизации (Ю. Е. Алешина, 1993, 1999; Г. С. Абрамова, 2001; Р. Кочюнас, 1999; А. Н. Елизаров, 2003 и др.).

Таблица 1. Модель КПК в 1 — 3 встречи (Н. М. Манухина <3>)

——————————— <3> Материалы тренинга Н. М. Манухиной.

N Этапы встречи встречи Установление контакта Основная часть Завершение

Един — Знакомство: А. Первичная А. Обобщение ственная 1. Невербальный контакт диагностика полученной и присоединение. ситуации: информации. 2. Полное принятие. 1) нет явной Б. Переформулирование 3. Слушание. проблемы: проблемы для: 4. Сбор информации: прояснение а) заключения а) социально — запроса (на контракта; демографических данных; руководство, б) перенаправления б) историй жизни на самопознание, к другому специалисту; и проблемы (ситуации, коучинг); в) мотивации клиента состояния) 2) есть проблема: на самостоятельную а) прояснение работу со своей запроса (на ситуацией (раскрытие консультирование, круга его ресурсов) терапию, сопровождение или направление к др. специалисту); б) работа над проблемой — как, когда, кто и что уже сделал для ее разрешения, с каким результатом, что хочет еще и что готов для этого делать, кого еще будет привлекать, с чего начнет. Б. Психологическая поддержка клиента

1. То же То же 1. Обобщение полученной информации. 2. Переформулирование проблемы для предложения дальнейших (-ей) встреч(-и) — прощание с благодарностью клиента за его работу; — выработка гипотез и плана следующей встречи,

2. 1) создание Работа по То же комфортного намеченному плану: психотерапевтического 1) уточнение пространства: гипотез; — уютно психологу; 2) психокоррекция — выбор места клиентом (лишние стулья); — присоединение; — полное принятие; 2) приветствие: — поздороваться; — узнать о состоянии, желаемых темах

3. То же То же Обобщение работы в + поэтапное целом: обобщение материала — суммирование работы; — утверждение ее продуктивности; — прощание

В условиях высших образовательных учреждений пограничного профиля данный момент имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, психолог, занимаясь психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, является для курсантов лицом, знакомым со времени поступления в вуз. Во-вторых, психолог, как правило, — офицер, что накладывает на него необходимость следовать нормативам, организующим служебную деятельность и регламентацию повседневного поведения. Как показали результаты опроса, это вызывает напряжение у курсантов при обращении к психологу за помощью и препятствует установлению доверительного контакта. Так, на вопрос «Кем бы Вы хотели видеть консультанта?» 16% ответили, что предпочли бы обратиться к гражданскому психологу, предпочтительно женщине, так как считают, что могут по-настоящему быть откровенными лишь с лицом, не относящимся к числу военнослужащих образовательного учреждения. 40 % подчеркнули, что хотели бы видеть психолога в гражданской форме одежды, а не в военной. Проведенное исследование также показало, что курсанты охотнее готовы обращаться к психологу, с которым они ранее сталкивались во время занятий и других мероприятий, в процессе которых они имеют возможность лучше узнать психолога и получить ответы на интересующие их вопросы. Итак, важнейшим условием вводного этапа процесса КПК является психологический контакт, т. е. создание того уровня доверия в процессе взаимодействия между психологом и клиентом, который позволяет искренне выразить то, что его беспокоит. Задачами этапа являются установление психологического контакта и определение стратегии подхода консультирования. Для эффективной работы на первом этапе психологу необходимо выявить позицию клиента, что означает определить, какой тип клиента перед ним находится: «клиент (исполнитель, покупатель)», «жалобщик» или «визитер». «Клиентом» является собственно лицо, заинтересованное в консультировании и признающее свою ответственность в разрешении психологических трудностей, фокус проблемы смещен «на себя»; «жалобщик» признает наличие проблемы, но склонен в этом обвинять других лиц и обстоятельства, в этом случае фокус направлен «на других»; «визитер», как правило, приходит на консультацию по направлению других лиц (например, офицеров подразделения), не признает наличие проблемы и не заинтересован в результате работы. Следует учитывать, что эффективная психологическая консультация может быть оказана только при работе с «клиентом», когда ответственность за процесс равномерно распределена между всеми участниками процесса. Во время первой встречи клиент выражает свое представление о причинах обращения к психологу за помощью (первичный запрос), т. е. происходит первичная диагностика проблемы. Также определяется, на что клиент ориентирован в большей степени: на саму проблему или на ее решение, исходя из этого определяется дальнейшая стратегия работы. В нашем исследовании мы строили свою работу, в основном опираясь на проблемно-ориентированный подход в КПК и ориентированный на решение, в меньшей степени ориентированный на динамику процессов (как правило, на второй-третьей встрече). Основанием выбора той или иной стратегии работы являлись особенности запроса курсантов и психологическое состояние курсанта на момент обращения. Так, наиболее часто проблемный подход применялся в ситуациях переживания социально-психологического и внутриличностного типа трудностей, ориентированный на решение подход наиболее эффективно позволял преодолеть трудности, связанные с недостаточно развитыми навыками организации своей деятельности. Выбор стратегии работы определялся согласно алгоритму, предложенному Н. М. Манухиной (см. рис. 2).

Ориентирован В чем проблема Ориентирован на проблему для клиента на решение

Клиента Другого человек Системы

Чья проблема

Обсуждение: — ситуации; Актуальная — мнение о других проблема? — лучшего исходя ситуации, встречи /\

нет < Проблема > есть

Рис. 2. Алгоритм работы на вводной стадии КПК, по Н. М. Манухиной (движение по схеме снизу вверх)

Рассмотрим особенности применения каждого подхода в ситуациях консультирования курсантов. Когда курсант погружен в проблему, не видит выхода из сложившейся ситуации, и запрос был направлен «на уменьшение страдания», нами применялся проблемно-ориентированный подход в КПК. Проблемно-ориентированный в КПК подход разработан на основе проблемно-ориентированной психотерапии <4> (А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен). ——————————— <4> Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. М., 1998. С. 24.

В рамках данного подхода использовался метод фокусирования Ю. Джендлина, работа по схемам, разработанным Н. М. Манухиной (работа с переживаниями, ощущениями, убеждениями), метод стратегического диалога, использование нарративных техник. Работа в проблемно-ориентированном КПК строилась по общему алгоритму, предложенному Н. М. Манухиной. 1. Изучение истории проблемы (ее причины, истоки, процесс, проявления сейчас). 2. Изучение того, что привело и беспокоит именно сейчас. 3. Исследование опыта отношений с проблемой: что помогало сделать лучше (ресурсы); что приводит к ухудшению (для чего нужна проблема, что ее поддерживает). 4. Вычленение уникальных эпизодов и исключений, т. е. случаев, когда проблема не проявлялась или уменьшалась. 5. Стратегическое исследование до неизбежности изменений. 6. Работа над первым шагом. В случае если курсант способен говорить о будущем и мыслить о проблеме как разрешимой, мы использовали ориентированный на решение подход. Ориентированный на решение подход (И. К. Берг, С. Де Шазер, Н. Пезешкиан, Б. Фурман, Т. Ахола и др.) или SFT (BSFT) направлен на «гармонизацию жизни человека, повышение реалистичности его мировоззрения и проработку различных аспектов его проблем, как негативных, так и позитивных» <5>. Представители подхода считают, что нет необходимости заниматься истолкованием проблем и причин, в силу которых они существуют. Вместо этого необходимо получить ясное представление о возможных путях их решения и побудить клиента к необходимым изменениям. В работе основное внимание уделяется терапевтическим отношениям, причины трудностей не рассматриваются. После определения трудности и уточнения цели приступают к поиску оптимального решения. Цель КПК, ориентированного на решение, — запустить процесс решения проблемы, а не завершить его <6>. ——————————— <5> Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. М.: Психотерапия, 2008. 304 с. <6> Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. М.: Психотерапия, 2008. 304 с.

В рамках данного подхода нами применялись техники: «волшебная палочка», «воспоминания из будущего», «фокусирование на прогрессе», «шкалирование», «проверка будущим» <7> и др. ——————————— <7> Там же.

На основе экспериментальной проверки продуктивности технологий КПК была получена оценка их адекватности в различных случаях переживания психологических трудностей у курсантов образовательных учреждений пограничного профиля (см. табл. 2).

Таблица 2. Продуктивность подходов при КПК курсантов в ситуациях переживания ПТ

Группы Виды психологических Подходы КПК трудностей Проблемно — Ориентированное ориентированное на решение

Организационно — трудности, связанные с XX — деятельностные неудовлетворенностью организацией жизнедеятельности курсантов в институте

трудность выполнения деятельности из-за — X X большого количества случайных факторов

трудности, связанные с недостаточно развитыми X XX навыками организации своей деятельности

трудности, связанные с неудовлетворенностью организацией и XX X содержанием воспитательных мероприятий в институте

Социально — проблемы во психологические взаимоотношениях по XX XX горизонтали (курсант — курсант (сержант))

проблемы во взаимоотношениях по XXX X вертикали (курсант — офицер)

трудности, связанные с ограниченным кругом XXX X общения и семейными проблемами

трудности, связанные с недостатком общения XXX XX с противоположным полом

Внутриличностные трудности профессиональной XXX XX идентичности

трудности, связанные с внутриличностными XXX X переживаниями

трудности адаптации к XXX XX жизни в институте

Примечание: в таблицах степень адекватности технологии КПК при различных видах ПТ отмечена следующими знаниями: XXX — большая; XX — средняя; X — низкая; «-» — применение неадекватно. Так, наибольшую эффективность в ситуациях переживания социально-психологических и внутриличностных трудностей показало проблемно-ориентированное КПК. Ориентированное на решение КПК эффективно в случаях переживания трудностей, связанных с недостаточно развитыми навыками организации своей деятельности; трудностей, связанных с недостатком общения с противоположным полом; трудностей профессиональной идентичности; проблем во взаимоотношениях по горизонтали (курсант — курсант (сержант)). Неэффективным оказалось применение КПК, ориентированного на решение в ситуациях переживания трудностей выполнения деятельности из-за большого количества случайных факторов. Весь процесс КПК нацелен на завершение, поэтому осуществление последнего этапа является его квинтэссенцией. Консультант строит последнюю встречу, направляя внимание клиента на достигнутые уже результаты и положительную динамику его ситуации. Именно на проявленных достижениях и способностях клиента в их организации психолог строит беседу о возможностях преобразования и будущей жизни. Используя принцип «Язык есть реальность» (de Shazer, 1985), он создает контекст для направления мышления клиента по пути дальнейшего развития его способностей и возможностей по улучшению им своей жизненной ситуации. Психолог обращается к клиенту как автору, создателю и эксперту в построении его жизни. Целью последней встречи является открытие, проявление, доведение до осознания самим клиентом его самостоятельности и самодостаточности в дальнейшей жизни <8>. Следует учитывать, что краткосрочная психологическая помощь прекращается, как только облегчается заявляется ситуация. На третьей встрече применяются такие техники, как смещение фокуса на результат решения проблемы, выгоды и риски от него для клиента и его окружения; суммирование (обобщение, систематизация), т. е. взгляд на ситуацию клиента в системе его взаимоотношений с самим собой и с миром. ——————————— <8> Краткосрочная психологическая помощь. Часть 1. Базовые принципы и методология. Модель 1 — 3 встреч (в публикации).

На завершающем этапе в случае продолжительности консультирования более одной встречи заключается контракт на дальнейшую работу, который включает очерчивание круга предстоящих задач, назначение времени следующей встречи, выполнения домашних заданий. В случае единственной встречи психолог мотивирует клиента на самостоятельную работу со своей ситуацией или принимается решение о перенаправлении к другому специалисту. Таким образом, использованная нами «модель 1 — 3 встреч» включала в себя три этапа: вводный (ознакомительный); основной (психокоррекционный); заключительный. В случае единственной встречи она также подразделялась логически на эти составные части. В ситуации психологического консультирования курсантов образовательных учреждений пограничного профиля применялись проблемно-ориентированный и ориентированный на решение подходы. Так, наибольшую эффективность в ситуациях переживания социально-психологических и внутриличностных трудностей показало проблемно-ориентированное КПК. Ориентированное на решение КПК показало наилучшие результаты в случаях переживания трудностей, связанных с недостаточно развитыми навыками организации своей деятельности; трудностей, связанных с недостатком общения с противоположным полом; трудностей профессиональной идентичности; проблем во взаимоотношениях по горизонтали (курсант — курсант (сержант)).

——————————————————————