Понятие «торговый объект» и его производные в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

(Щур Д. Л.) («Торговое право», 2011, N 1)

ПОНЯТИЕ «ТОРГОВЫЙ ОБЪЕКТ» И ЕГО ПРОИЗВОДНЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Д. Л. ЩУР

Щур Д. Л., кандидат экономических наук, Генеральный директор Агентства стратегических инициатив.

В основу легального определения понятия «торговый объект», сформулированного в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», положена триада понятий, используемых для обозначения видов объектов строительства в градостроительном и земельном законодательстве, законодательстве о техническом регулировании. Содержание двух из них раскрыто в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Здание

Под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для деятельности людей, размещения производства, хранения продукции. Как здания проектируются и строятся (реконструируются) торговые комплексы, магазины и отдельные типы павильонов, обладающие признаками объектов капитального строительства.

Сооружение

В свою очередь, под сооружением понимается результат строительства, представляющий объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. В современной торговой инфраструктуре в основном преобладают сооружения, представляющие собой объемные строительные системы (павильоны и иные аналогичные модульные конструкции, киоски, ларьки, переоборудованные контейнеры). Примерами «плоскостных» сооружений являются навесы, имеющие оборудованные площадки, предназначенные для размещения торгово-технологического оборудования, открытые и закрытые асфальтированные площадки, предназначенные для размещения торговых мест (прилавков, трейлеров, автофургонов и т. д.), и др.

Строение

Что касается понятия «строение», то вышеназванный Технический регламент о безопасности зданий и сооружений <1> не дает ему легального определения, хотя Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <2>, Градостроительный кодекс РФ <3>, Земельный кодекс РФ <4> оперируют им, предусматривая соответствующее регулирование отношений, непосредственно или косвенно связанных со строительством и использованием строений. Не позволяет раскрыть содержание данного понятия и Гражданский кодекс РФ <5> — законодатель в принципе отказался от использования понятия «строение» при характеристике видов объектов недвижимости. ——————————— <1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 5. <2> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2010. N 40. Ст. 4969. <3> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16; 2011. N 17. Ст. 2310. <4> СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147; РГ. 2011. 17 июня. N 129. <5> СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301; 2011. N 29. Ст. 3618.

Сохранение данного понятия в характеристике объектов недвижимости в новейших нормативных правовых актах оправданно по нескольким причинам. Во-первых, до настоящего времени в обороте находятся объекты недвижимости, зарегистрированные в качестве строения (капитальной постройки, рассчитанной на длительную эксплуатацию, образующую хозяйственно и технически целое с земельным участком и обособленное от прилегающих построек) в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до принятия Гражданского кодекса РФ и нового порядка государственной регистрации объектов недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимости. Во-вторых, категория «строение», хотя и лишена самостоятельного значения в Техническом регламенте, в других нормативных правовых актах используется для обозначения объектов незавершенного строительства, а также как общая родовая характеристика зданий и сооружений, результата строительной деятельности вообще. Как представляется, неопределенность понятия «строение» не осложнит правоприменительную практику, поскольку архитектурно-строительный статус торгового объекта будет определяться в соответствии с правоустанавливающими документами. Сложнее будет решаться вопрос с идентификацией в качестве торгового объекта части здания, строения или сооружения.

Торгово-технологическое оборудование

В этом смысле особое значение приобретает вторая часть определения, указывающая в качестве обязательного признака торгового объекта на оснащение его оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Несмотря на ее важность для характеристики торгового объекта, она представляется, с одной стороны, перегруженной, с другой — недостаточной и, следовательно, нуждающейся в соответствующем юридико-техническом редактировании. Так, более значимым и корректным представляется установление предназначения торгового объекта — для осуществления торговой деятельности, которая определяется не только и не столько оборудованием, которым оснащен торговый объект, сколько архитектурно-планировочными решениями здания или сооружения. Излишество в определении торгового объекта характеристики типов оборудования путем описания его предназначения серьезно осложняет правоприменительную практику. Очевидно, что при формулировании определения законодатель ставил своей задачей охватить максимальное число признаков, присущее максимальной совокупности торговых объектов. Вместе с тем гипотеза, что перечисленные в определении признаки должны образовывать непременную совокупность (то есть для того, чтобы считаться торговым, объект должен быть оборудован всеми поименованными типами оборудования), предполагала бы выведение из состава торговых таких объектов, как: — ярмарочные навесы и открытые торговые галереи (они могут не оснащаться каким-либо торговым оборудованием, иметь в своем составе торговые места без какого-либо оборудования или только оборудование для выкладки товаров); — торговые объекты, эксплуатируемые без использования контрольно-кассовой техники, которая, как известно, является основным оборудованием, предназначенным для проведения денежных расчетов с покупателями; — товарные склады и иные объекты оптовой торговли, не оснащенные оборудованием для выкладки товаров и тем более для проведения денежных расчетов с покупателями. В свою очередь, такая трактовка затрудняет применение норм статей 13 и 14 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <6> (в частности, поскольку не считаются торговыми объекты, не оснащенные оборудованием, предназначенным для расчетов с покупателями и (или) выкладки товаров, то нормы указанных статей неприменимы к торговым объектам традиционной оптовой торговли (осуществляемой на основе заявок, без выкладки и демонстрации товаров, путем безналичных расчетов)). ——————————— <6> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 6984.

В этом смысле определение площади торгового объекта, указывающее на предназначение помещения, представляется более логичным (правда, не лишенным других недостатков), поскольку связывается с предназначением помещения, которое может определяться не только и не столько передвижным, сборно-разборным оборудованием, которым оно оснащено, но главным образом архитектурно-планировочными и иными характеристиками. Несогласованность между определениями торгового объекта и торговой сети должна осложнять применение статьи 14 Федерального закона: если торговым объектом считается объект, оснащенный соответствующим оборудованием, то отсутствие такового (оснащения оборудованием) дает основания полагать, что объект не является торговым, и, следовательно, его площади могут приобретаться, например, для целей организации оптовой торговли. Необходимо отметить, что нестабильность такого признака, как оснащение объекта оборудованием, побудила законодателя отказаться от его использования при характеристике стационарной торговой сети в Налоговом кодексе РФ <7>. Есть и другие недостатки у указанного определения, требующие устранения, о которых — далее. ——————————— <7> СЗ РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340; 2011. N 17. Ст. 2318.

Для охвата всех возможных вариантов торговых объектов более корректным представляется введение такого признака, как предназначение строительной или иной конструкции для выполнения торгово-технологических операций, комплекс которых определяется в зависимости от вида и формы торговли, способа продажи товаров. Возможны и другие варианты юридико-технического совершенствования определения понятия торгового объекта — путем сохранения в определении основных торгово-технологических операций и открытия их перечня путем отсылки к другим операциям, виды и содержание которых зависят от вида и формы торговли, способа продажи товаров. При этом потребуется уточнение характеристики такой торгово-технологической операции, как демонстрация. Из текущей редакции определения следует, что выкладка товаров и демонстрация товаров являются разными операциями, объектами которых является товар. В действительности же речь идет об операциях, имеющих различный объект, — о выкладке товаров (размещении товаров, непосредственно предназначенных для продажи) и о демонстрации образцов товара (размещении образцов товаров с целью предоставления покупателю возможности ознакомиться с образцами товаров для составления представления о товарах и принятия решения о заключении соответствующего договора). Разделение одной операции на две самостоятельные, одна из которых (демонстрация товаров) за последние годы модифицировалась в предмет договора услуг, оказываемых торговыми операторами поставщикам (производителям), может трактоваться как признание законодателем демонстрации товаров естественным элементом торговой практики, что обусловливает постановку целой серии вопросов относительно правомерности запретов, предусматриваемых статьями 9 и 13 Федерального закона. Основным лейтмотивом в критике определения торгового объекта на этапе разработки законопроекта было отсутствие указания в нем средства индивидуализации торгового объекта — знака обслуживания или коммерческого обозначения. Такое решение законодателя имеет свое объяснение — ни Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» <8> и иные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере торговли, не обязывают присваивать торговым объектам индивидуализирующие их названия. Владелец или пользователь торговых объектов обладает полной свободой использовать для индивидуализации своей деятельности дополнительно, помимо указания принадлежности юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, соответствующие приемы (использование знака обслуживания — в форме словесного, изобразительного, объемного и другого обозначения или их комбинации, например, «СуперТорг», и т. д.) или не применять таковые. ——————————— <8> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140; 2009. N 48. Ст. 5711.

Основной интерес использования средств индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания, коммерческих обозначений, состоит в индивидуализации производимых товаров, или выполняемых работ, или оказываемых услуг или предприятий с целью выделения их из числа аналогичных, однородных или сходных, облегчения формирования положительного имиджа и последующего его использования. Такой интерес может быть не у всех хозяйствующих субъектов. Например, лишено смысла присвоение обозначения (названия) торговому объекту, предназначенному для осуществления оптовой торговли (затраты на его создание, правовую защиту и использование могут быть несоразмерны с полученной выгодой). Не очень высок интерес хозяйствующих субъектов к присвоению оригинальных названий (обозначений) нестационарным торговым объектам, размещенным на территории стационарного торгового объекта и осуществляющим продажу однородных товаров, а также торговым объектам, единственным в своем роде на определенной территории (например, единственному в сельском населенном пункте киоску или магазину). В описанных случаях хозяйствующие субъекты в основном заинтересованы в информировании потребителей о характере осуществляемой деятельности (торговая) и ее специализации (основном ассортименте продаваемых товаров), что чаще всего выражается в указании на вывеске вида торгового объекта («магазин», «склад-магазин», др.), реализуемых товарных групп («продукты», «промтовары», др.). Для оптимального развития торговой инфраструктуры важна и классификация торговых объектов в зависимости от их размеров (сверхкрупные, крупные, средние, малые и микро). Данные вопросы можно разрешить в рамках специального нормативного правового акта или в качестве методической составляющей нормативных правовых актов о порядке формирования и ведения торговых реестров субъектов Российской Федерации, о порядке установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Определения понятий стационарного и нестационарного торговых объектов сформулированы для целей введения раздельного правового регулирования отношений в связи с размещением и эксплуатацией разных объектов торговли. Если размещение (строительство, реконструкция) стационарных зданий и сооружений как объектов капитального строительства подчиняется порядку, установленному Градостроительным кодексом РФ и другими актами градостроительного законодательства, то размещение объектов, не являющихся объектами капитального или строительства вообще, не имеет общей регламентации, что, в свою очередь, не способствует достижению цели по обеспечению единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности на всей территории Российской Федерации. В основу классификации торговых объектов на стационарные и нестационарные положены конструктивные характеристики объектов и прочность их связи с землей.

Стационарный объект

По своим признакам стационарные торговые объекты практически совпадают с объектами капитального строительства, в связи с чем их строительство и реконструкция должны осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами. Определение стационарного торгового объекта через общие с объектами капитального строительства характеристики имеет под собой объективную основу: согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство; в соответствии с частью 17 той же статьи выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Таким образом, для строительства капитального объекта или реконструкции требуется получение соответствующего разрешения. Возведение (установка, размещение) торгового объекта, не являющегося капитальным и не обладающего признаками стационарности, не требует получения разрешения, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ, однако в силу статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предполагает определение места расположения такового в строгом соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Несовершенство определения торгового объекта главным образом заключается в отсутствии корреспонденции с новыми легальными определениями зданий и сооружений, данными в вышеназванном Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона стационарными считаются только объекты, представляющие собой здание или строение (часть здания или строения), тогда как из вышеприведенной нормативной характеристики сооружений следует, что и эти строительные конструкции могут иметь фундамент и, следовательно, сооружение (его часть), также образовывать торговый объект. Связь объекта с земельным участком посредством фундамента на первый взгляд представляется более стабильным и определенным признаком, характеризующим торговый объект как стационарный, чем связь объекта с земельным участком через определение возможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Однако такая точная техническая характеристика средства связи с земельным участком, как фундамент, может серьезно осложнить применение норм Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Современные строительные технологии предусматривают возведение объектов, перемещение которых невозможно без их разрушения или значительного ущерба для данного объекта, без фундаментов — на специальных основаниях, за счет подземных сооружений <9>. Идентификация таких торговых объектов в качестве нестационарных только по признаку неотнесения их к стационарным представляется некорректной. В контексте статьи 10 Федерального закона она будет иметь определяющее значение при решении вопроса о размещении объекта, в проектной документации на который не указано, что его предполагается возводить на фундаменте, а также при определении судьбы возведенного объекта, не имеющего фундамента, без разрешения, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ. ——————————— <9> См.: СП 50-101-2004 «Система нормативных документов в строительстве. Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений».

С учетом изложенного, а также вышеуказанной цели — восполнения в федеральном законодательстве пробела в части регулирования размещения объектов — логичным представляется определение стационарного объекта торговли как объекта капитального строительства, подлежащего государственной регистрации в качестве объекта недвижимости. Хотя легальное определение объекта капитального строительства в Градостроительном кодексе РФ отсутствует, такое совпадение представляется более логичным. В противном случае возникает риск строительства (создания) объектов, находящихся между стационарными и нестационарными и ввиду этого не попадающих в сферу действия Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Нужно сказать, что в судебной практике наличие фундамента и присоединение объекта к инженерно-техническим коммуникациям трактуются как весьма относительный признак. Так, наличие у объекта, возведенного из легких металлических конструкций (панелей и профнастила с утеплением), заглубленного фундамента арбитражные суды могут посчитать недостаточным для определения объекта в качестве недвижимого ввиду недоказанности необходимости сооружения такого фундамента для возведения каркасных сооружений <10>. ——————————— <10> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.12.2006 по делу N А43-19271/2005-12-644 // СПС «КонсультантПлюс».

В определении стационарного торгового объекта повторяется предусмотренный общим определением торгового объекта подход к идентификации в качестве самостоятельного объекта части здания (части строения).

Помещение

Необходимо отметить, что части объекта строительства могут быть обособленными (ограниченными строительными конструкциями) и необособленными. Очевидно, что законодатель имел в виду именно обособленную часть здания, образующую самостоятельное помещение, которое в вышеназванном Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений определено как часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями, выполняющими несущие и ограждающие функции. Вместе с тем поскольку в определении понятия торгового объекта отсутствует указание на обособленность указанной части и способ ее обособления (через помещения, другие конструкции), то на практике возникают вопросы о правомерности идентификации в качестве самостоятельных торговых объектов необособленных частей зданий и сооружений. Наиболее неоднозначным их решение может быть применительно к сооружениям, которые, как следует из вышеприведенного определения, могут не иметь помещений и образовывать единое пространство, а также нестационарных торговых объектов, размещаемых в таких сооружениях. По этой причине как в общее определение торгового объекта, так и в определение стационарного торгового объекта следует внести дополнение, указывающее на обособленность части здания (сооружения); кроме того, в определении стационарного торгового объекта важна характеристика такого обособления через помещения.

Комплекс зданий

В определении стационарного торгового объекта не учтены такие объекты строительства, как комплексы зданий и сооружений, строящиеся как единый объект (в частности, такие архитектурно-строительные формы используются для организации моллов, гипермоллов, стрип-моллов и др.). Для предусмотренного Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» регулирования отсутствие такой характеристики несущественно. Однако при развитии его норм в части специального регулирования организации и осуществления торговли на таких объектах необходимость в соответствующем уточнении станет очевидной.

Нестационарный объект

Что касается нестационарных торговых объектов, то их определение в ходе законотворческого процесса претерпело существенные изменения, приведшие к рассогласованию с определением торгового объекта: если в первом объекты торговли определены как здания, строения, сооружения или их части, то во втором, помимо временных сооружений, упоминаются временные конструкции и передвижные сооружения. Определение понятия нестационарного торгового объекта было расширено за счет временных конструкций на последнем этапе законотворческого процесса. Цель такого дополнения — охватить сборно-разборные палатки, лотки и прилавки, состоящие из сборно-разборных металлических конструкций (с каркасом, обтянутым тентом, металлическим каркасом, др.) и не имеющие жесткого крепления с землей (размещенные на монолитных бетонных плитах, твердом грунтовом основании, др.). В результате такого уточнения содержание схем размещения нестационарных торговых объектов было существенно расширено и детализировано, и если первоначально в них планировалось включать только нестационарные торговые объекты, образующие малые архитектурные (строительные) формы, — ларьки, киоски, боксы, контейнеры — то итоговая редакция определения нестационарного торгового объекта предполагает включение в схемы размещения нестационарных торговых объектов значительно большего числа типов и видов таких объектов.

Передвижное сооружение

Наиболее спорной категорией в определении нестационарного торгового объекта является передвижное сооружение. В контексте вышеприведенной характеристики торгового объекта под сооружением следует понимать результат строительства (строительной деятельности). Исходя из этого в качестве передвижных должны рассматриваться не имеющие неразрывной связи с земельным участком ларьки и киоски. Вместе с тем очевидно, что законодатель не ставил своей целью повторить их в общем ряду, а намеревался в первую очередь включить в число нестационарных торговых объектов предназначенные или оборудованные для ведения торговли транспортные средства — прицепы (полуприцепы), автолавки, автофургоны. Однако указанные транспортные средства с технической точки зрения определяются не как сооружения, а как устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 <11>). ——————————— <11> САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 2010. N 20. Ст. 2471.

По этой причине в условиях текущего правового регулирования включение их в схемы размещения нестационарных торговых объектов нормативно небесспорно. Для гармонизации определений торгового объекта и видов торговых объектов целесообразным представляется дополнение в определении торгового объекта общего ряда видов объектов конструкцией (устройством), предназначенной для выполнения соответствующих торгово-технологических операций. С этой же целью в определении нестационарных торговых объектов «сооружения» следует заменить на «устройства». Для исключения из числа нестационарных торговых объектов торговых автоматов и иного автоматического торгового оборудования, не требующего присутствия работника для выполнения торгово-технологических операций, определение целесообразно дополнить признаком образования рабочего места (рабочих мест) в составе сооружения, конструкции и устройства. Что касается торговых автоматов, то они, на наш взгляд, должны определяться как соответствующее торговое оборудование, размещение которого должно осуществляться по тем же правилам, что и нестационарные торговые объекты. Поскольку категория «временность» является относительной (ларек или киоск могут простоять на земельном участке столько же, сколько и капитальный объект, а срок их эксплуатации может и не быть ограниченным производителем (строителем)), то ее присутствие в определении нестационарного торгового объекта будет осложнять применение норм Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» как в связи с потребностью в оценке временности, так и по причине субъективности такой оценки. Определенные сложности возникают при применении норм Федерального закона к нестационарным торговым объектам, размещаемым внутри зданий и сооружений. С одной стороны, поскольку о непосредственной связи размещенной в здании или сооружении конструкции (устройства, сооружения) с земельным участком в принципе речь идти не может (собственно, так же, как и о связи помещения с земельным участком), то любые располагаемые в здании (сооружении) конструкции (сооружения, устройства) должны считаться нестационарными. С другой стороны, образованная в результате возведения в здании (строении, сооружении) сборно-разборной модульной конструкции часть здания (строения, сооружения) в соответствии с определением стационарного торгового объекта может считаться самостоятельным стационарным торговым объектом. Свойства нестационарных торговых объектов как строительных и иных технических конструкций (устройств) подвержены изменениям, обусловливаемым развитием и совершенствованием технологий. В связи с этим любые признаки стационарности и в особенности нестационарности объекта будут относительными. Более конкретным и стабильным представляется создание номенклатуры (классификатора, перечня) видов и типов торговых объектов и обновление ее по мере возникновения новых архитектурных и конструктивных (строительных, промышленных) форм и решений, введения в оборот новых конструкций и устройств, предназначенных для организации и осуществления торговли. Необходимо отметить, что первыми редакциями проекта Федерального закона предусматривались разработка и утверждение Минпромторгом России классификатора видов и типов торговых объектов. На завершающих этапах законотворческого процесса соответствующее положение было изъято из проекта. Нет понимания необходимости такового и сейчас — при подготовке изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Ожидания урегулирования вопросов, связанных с классификацией торговых объектов и классификацией торговых предприятий, опять увязываются с принятием соответствующих национальных стандартов. При этом не учитывается, что стандарт в соответствии с законодательством о техническом регулировании представляет собой документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Классификация же торговых объектов необходима для нормативно-правового регулирования торговых отношений. Отсутствие единого перечня торговых объектов при несовершенстве их характеристики в Федеральном законе осложняет и будет осложнять применение его норм не только о размещении нестационарных торговых объектов, но и о ведении торговых реестров субъектов Российской Федерации, об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадями торговых объектов. Поскольку новый ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» <12> не вполне пригоден для решения указанных задач (в связи с несогласованностью использованных в нем понятий с понятиями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и новейших актов строительного законодательства, спорностью критериев классификации и ее результатов и др.), исполнительной власти не избежать формирования самостоятельной номенклатуры (классификатора) видов и типов торговых объектов или как минимум закрепления ее в нормативных правовых актах, определяющих порядок ведения торговых реестров, устанавливающих норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, правила разработки схем размещения нестационарных торговых объектов. В противном случае субъекты Российской Федерации будут наполнять обозначающие торговые объекты термины своим содержанием и по своему усмотрению разделять их на стационарные и нестационарные, что может привести к созданию различного рода ограничений и к неоднородному регулированию соответствующих правоотношений. ——————————— <12> Прим. ред. В настоящее время официальный текст стандарта размещен на сайте Ростехрегулирования в сети Интернет. Обращаем внимание , что свободный доступ к официально опубликованным стандартам в электронно-цифровой форме обеспечивается на срок, необходимый для ознакомления с ними, — на 1 год.

Самые первые разъяснения положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», данные федеральным органом исполнительной власти, свидетельствовали об осложнениях сложившейся правоприменительной практики реализации законодательства о защите прав потребителей. Так, Письмом Роспотребнадзора от 04.02.2010 N 01/1475-10-32 <13> территориальным органам пояснялось, что при определении стационарности или нестационарности места торговли с целью установления номенклатуры товаров, допускаемых к розничной продаже в месте нахождения покупателя, необходимо пользоваться определением стационарного торгового объекта, приведенным в пункте 5 статьи 2 Закона. ——————————— <13> СПС «КонсультантПлюс».

Определение стационарного места торговли через стационарный торговый объект для целей применения пункта 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 <14>, представляется некорректным. Согласно названной норме при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее — разносная торговля) — не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных. ——————————— <14> СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482; 2009. N 5. Ст. 622.

Из приведенного положения явственно следует, что категория «стационарность места торговли» введена исключительно для характеристики территории, на которой запрещено осуществлять разносную торговлю отдельными видами товаров. Наличие прочной и неразрывной связи объекта, являющегося местом торговли, с земельным участком не имеет значения для характеристики разносной торговли — таковой будет считаться продажа товаров как за пределами стационарных торговых объектов, так и за пределами нестационарных торговых объектов. Данное же Роспотребнадзором пояснение, по сути, означает запрет на реализацию обширной номенклатуры товаров вне стационарных торговых объектов, в частности большинства продовольственных товаров в павильонах, не имеющих фундаментов, автолавках и фирменных автофургонах, на ярмарках, других нестационарных торговых объектах, что способно серьезно ограничить физическую доступность товаров для населения, особенно в сельских поселениях. Наконец, предстоящая реформа алкогольного законодательства, предусматривающая перевод в стационарные торговые объекты алкогольной продукции, ранее продававшейся и в нестационарных объектах, также ставит перед законодателем вопрос о необходимости уточнения определения стационарности торгового объекта. При реализации положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» во многих регионах столкнулись со сложностью квалификации торговых объектов (помещений) в качестве пригодных для осуществления розничной продажи алкогольной продукции. Так, в региональных торговых системах оказалось достаточное число торговых павильонов, в которых до принятия Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» продажа алкогольной продукции была разрешена по мотиву отнесения этих павильонов к стационарным без прочного присоединения к фундаменту (на тех же монолитных бетонных плитах, «бетонных подушках», др.), присоединенных или не присоединенных к сетям инженерно-технического обеспечения. Автоматическая их трансформация в нестационарные в связи с отсутствием квалифицирующих признаков (связи с фундаментом и (или) сетью инженерно-технического обеспечения) после принятия названного Федерального закона поставила региональные власти перед необходимостью решения вопроса о прекращении продажи алкогольной продукции в таких объектах и, таким образом, о нарушении прав хозяйствующих субъектов, получивших лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, и срок которых на момент вступления в силу Федерального закона не истек. Второй тактикой было избрано внесение соответствующих изменений в региональные акты, определяющие порядок лицензирования розничной торговли огольной продукцией, предусматривающих введение своего — для целей данного правового регулирования — определения понятия «стационарное помещение». Несмотря на трудность применения проанализированных выше определений торговых объектов, самым серьезным дефектом понятийного аппарата торговой инфраструктуры стало определение понятия «площадь торгового объекта», данное в статье 2 Федерального закона и осложнившее не только практику его применения, но и нормотворческий процесс, вынужденный подстраиваться под очевидные, но имеющие законодательную форму ошибки.

——————————————————————

Вопрос: Распространяются ли требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на нестационарные торговые объекты, размещенные в зданиях предприятий торговли, или данные требования правомерны только для нестационарных объектов, размещенных в зданиях предприятий, вид деятельности «торговля» для которых является непрофильным (учебные заведения, предприятия)? («Торговое право», 2011, N 1)

Вопрос: Распространяются ли требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на нестационарные торговые объекты, размещенные в зданиях предприятий торговли, или данные требования правомерны только для нестационарных объектов, размещенных в зданиях предприятий, вид деятельности «торговля» для которых является непрофильным (учебные заведения, предприятия)?

Ответ: Требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» распространяются на нестационарные торговые объекты, размещенные в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, вне зависимости от основного профиля деятельности собственников указанных зданий, строений или сооружений. Предусматриваемое данным Федеральным законом регулирование не устанавливает различий в отношении осуществляемой торговой деятельности в зависимости от того, является ли она основной («профильной») или дополнительной («непрофильной»), понимая под торговой деятельностью вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Основным условием включения нестационарного торгового объекта, расположенного в здании, строении или сооружении, которым может быть и стационарный торговый объект, является его (здания, строения, сооружения) принадлежность к государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 6 статьи 2 данного Федерального закона нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. В названной норме указаны два признака, по которым объект может быть признан нестационарным: 1) временное сооружение или временная конструкция; 2) отсутствие прочной связанности с земельным участком. Частью 1 статьи 10 Федерального закона установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Для включения в схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, установлен специальный порядок. Во исполнение части 2 статьи 10 Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (далее — объекты), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления должен направить в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4 Правил). Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан рассмотреть поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принять решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании. О принятом решении орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде должен сообщить органу местного самоуправления, направившему заявление (п. п. 6, 7 Правил). Иное регулирование предусмотрено в отношении нестационарных объектов, размещаемых в стационарных торговых объектах, иных зданиях, строениях или сооружениях, находящихся в частной собственности. Согласно части 7 статьи 10 Федерального закона порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством. Под стационарным торговым объектом в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Соответственно, порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается их собственником с учетом требований законодательства, а не схемой размещения нестационарных торговых объектов.

А. А.Кондакова Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

——————————————————————