Сбор сведений в торговый реестр — с легкостью или трудностями?

(Кондакова А. А.) («Торговое право», 2012, N 4)

СБОР СВЕДЕНИЙ В ТОРГОВЫЙ РЕЕСТР — С ЛЕГКОСТЬЮ ИЛИ ТРУДНОСТЯМИ?

А. А. КОНДАКОВА

Кондакова А. А., заместитель главного редактора журнала «Торговое право».

Тема сбора сведений в торговый реестр уже на практике начала доказывать свою дискуссионность. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по-разному решают вопросы о порядке сбора сведений от хозяйствующих субъектов, о сроках их получения. Проанализировав отдельные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации на предмет сбора сведений, с ясностью видим, что «обязательность» сбора сведений в торговый реестр постепенно становится почвой для серьезных размышлений.

Ключевые слова: срок, порядок, сведения, рекомендации, торговый реестр, сбор и предоставление, хозяйствующие субъекты, функции торгового реестра, методические рекомендации, органы государственной власти.

Прошло достаточно времени, чтобы все стороны правоотношений, которых касаются положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (далее — Закон о торговле, Закон), восприняли нормативные предписания. ——————————— <1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2; 2011. N 48. Ст. 6728.

Почти за 2 года с момента принятия Приказа Минпромторга России от 16.07.2010 N 602 «Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре» <2> возникало довольно много вопросов как у торговых операторов, так и у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. ——————————— <2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 04.10.2010. N 40.

Одним из часто поднимаемых региональными и местными властями вопросов остается вопрос формирования торгового реестра. Федеральный законодатель попытался создать полезный с точки зрения современного правопорядка и государственного управления инструмент — базу данных (сведений) о хозяйствующих субъектах в сфере торговли и о состоянии торговли в субъекте Российской Федерации. Постараемся разобраться, успешный ли он в применении, с какими трудностями могут столкнуться и сталкиваются региональные власти и достигнута ли цель федерального законодателя.

Суть торгового реестра

Если говорить о зарубежной практике введения и ведения торговых реестров, то в большинстве стран Европы формирование торгового реестра является способом удостоверения надежности торговых компаний. Такая функция торгового реестра известна с давних времен, когда торговый реестр представлял собой простой перечень торговцев. Особенностью таких ресурсов являлось то, что согласно историческим справкам данные перечни возникали не по инициативе государства или с помощью его вмешательства, а по инициативе самих торговцев, что позволяет говорить о признании целесообразности и необходимости такого инструмента самими предпринимателями. В Германии торговый реестр представляет собой государственный регистр, в который вносятся сведения непосредственно о юридическом лице: о названии юридического лица, юридическом адресе, о руководстве предприятия, об основном коммерческом капитале. Аналогию в этом смысле можно провести с российским Единым государственным реестром юридических лиц. Испанское законодательство также предполагает наличие такого инструмента администрирования, как торговый реестр, однако в правопорядке этой страны торговым реестром является учреждение (Registro Mercantil), которое оформляет регистрацию юридических лиц, и после регистрации компании ей присваивается идентификационный номер. В Эстонской Республике Законом от 11.02.2004 «О реестре хозяйственной деятельности» <3> институт реестра имеет общее значение и учреждается с целью ведения доступным для широкой общественности способом учета и осуществления надзора относительно предпринимателей, занимающихся видами деятельности, в отношении которых установлены специальные требования, а также названных в Законе учреждений, фондов и некоммерческих объединений. Причем Законом Эстонской Республики от 11.02.2004 «О торговой деятельности» <4> предусмотрено, что торговцам и организаторам торговли разрешается заниматься торговой деятельностью, если они зарегистрированы в реестре хозяйственной деятельности. ——————————— <3> Riigi Teataja I. 10.03.2004. 12. 79. <4> Riigi Teataja I. 10.03.2004. 12. 78.

Похожие институты созданы и в других европейских странах. Причем в некоторых случаях они выполняют опережающую организационную функцию, а чтобы сразу предотвратить спор о сходстве с российским ЕГРЮЛ, отметим, что в законодательствах большинства зарубежных стран существует реестр юридических лиц наряду с торговым. То есть, как правило, внесение сведений о торговых компаниях в соответствующий торговый реестр является основой регистрационных действий и обязанностью хозяйствующих субъектов; что же касается филиалов торговых компаний, то решение о внесении в соответствующий реестр принимается центральными офисами самостоятельно. Таким образом, суть торгового реестра в большинстве европейских зарубежных правопорядков сводится к ведению соответствующей записи после осуществления государственной регистрации коммерсантов, что впоследствии, на основании принципа публичности (а этот принцип декларируется практически во всех соответствующих актах зарубежных стран о торговом реестре), используется в качестве удостоверения добросовестности и надежности контрагентов. Такой подход отличается от российского: согласно пояснительной записке тогда еще к законопроекту о регулировании торговой деятельности, а позднее — принятому Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговый реестр является лишь частью системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли. Что касается правопорядков СНГ, в частности одной из стран — участниц Таможенного союза (Единого экономического пространства), то суть торгового реестра в Российской Федерации наиболее близка к сути реестра в Республике Беларусь. В результате сведения отдельных штрихов зарубежных правопорядков в один самобытно-российский получился некий добровольный гибрид для хозяйствующих субъектов в сфере торговли и обязательный для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, с которым пытаются разобраться сегодня региональные власти. Кстати говоря, в отдельных субъектах Российской Федерации еще до принятия Закона о торговле были утверждены нормативные правовые акты о создании реестров предпринимателей как источников информации об их надежности. Так, Постановлением Президиума правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 15.09.2000 N 161-пп <5> была поддержана инициатива Торгово-промышленной палаты автономного округа по созданию негосударственного реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в автономном округе. Этот довольно позитивный аспект, свидетельствующий о том, что в отдельных субъектах Российской Федерации региональная мысль опережает федеральную. ——————————— <5> Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. 2000. N 9. Ст. 679.

О розничных рынках

Российскому законодательству институт ведения реестров в сфере торгового бизнеса известен с 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» <6>, на основании которого реестры продавцов и договоров о предоставлении торговых мест формируются и ведутся управляющей розничным рынком компанией. Более того, на управляющую розничным рынком компанию возложена обязанность по обеспечению своевременного и точного внесения записей в реестры, а также полноты и достоверности предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестров. ——————————— <6> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 34; 2011. N 50. Ст. 7338.

Хотя данные реестры выполняют скорее учетно-отчетную функцию, а сведения, которые включаются в эти реестры, по сути, являются персональными данными <7>, тем не менее, около полугода потребовалось законодателю для того, чтобы внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <8>, устанавливающие административную ответственность за уклонение от ведения реестров, несвоевременное или неточное внесение записей в реестры либо хранение или ведение соответствующих реестров в местах, доступных для посторонних лиц, или в условиях, при которых не обеспечивается предотвращение утраты, искажения или подделки содержащейся в указанных реестрах информации (статья 14.34 КоАП РФ). ——————————— <7> Прим. ред. В реестр продавцов розничных рынков включаются следующие сведения: 1) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуальных предпринимателей; 2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, — для физических лиц. <8> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; 2012. N 10. Ст. 1166.

О регионах

Поскольку полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию торгового реестра зафиксированы в Законе о торговле (часть 4 статьи 20), в отдельных субъектах Российской Федерации пошли по упрощенному пути дублирования положений федерального законодательства, что, безусловно, не сможет упростить работу в этом направлении. Однако некоторые региональные власти все же принимают собственные нормативные правовые акты по определению порядка формирования торгового реестра и внесению в него сведений в соответствии с указанным положением Закона и вышеупомянутым Приказом Минпромторга России от 16.07.2010 N 602 «Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре».

Сбор сведений о хозяйствующих в сфере торговли субъектах

Центральный предмет дискуссии по внедрению и ведению торговых реестров — порядок сбора сведений о хозяйствующих субъектах. Как правило, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают распоряжения о выполнении тех или иных задач без указания конкретного порядка. Так, распоряжением правительства Ленинградской области от 11.03.2011 N 90-р «О задачах органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области по дальнейшему развитию розничной, оптовой торговли и бытовых услуг населению на территории Ленинградской области в 2011 году» <9> в целях реализации Закона о торговле поставлена задача разработать проект областного Закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в части реализации государственной политики в области торговой деятельности, предусмотренными Законом о торговле», а также обеспечить до 15 апреля 2011 года сбор и актуализацию информации о деятельности предприятий розничной и оптовой торговли Ленинградской области путем формирования торгового реестра Ленинградской области. ——————————— <9> Вестник правительства Ленинградской области. 11.04.2011. N 18.

Рекомендовать органам местного самоуправления?

Ввиду отсутствия в федеральных актах, регулирующих правоотношения по формированию торгового реестра, возможностей «обязывать» органы местного самоуправления совершать соответствующие действия, органам государственной власти субъектов остается лишь рекомендовать администрациям муниципальных образований предоставлять сведения до определенного срока, как это установлено, например, в уже упомянутом распоряжении Ленинградской области: «2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Ленинградской области: 2.1. Представить до 1 апреля 2011 года в Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области уточненный перечень предприятий розничной и оптовой торговли, бытового обслуживания населения, действующих на территории муниципального образования, исключив из него предприятия, прекратившие деятельность либо находящиеся в процедуре банкротства, и дополнив предприятиями, для которых оказание таких услуг является основным видом деятельности…». Похожее положение вещей установлено и распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.02.2011 N 232-р «О формировании торгового реестра Краснодарского края» <10>, в соответствии с которым органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края рекомендовано оказывать содействие Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края при формировании торгового реестра. ——————————— <10> Кубанские новости. 24.03.2011. N 45.

Или предложить хозяйствующим субъектам?

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2011 N 301 «О формировании торгового реестра Республики Татарстан» <11> хозяйствующим субъектам всех форм собственности, осуществляющим торговую деятельность и поставки товаров (за исключением производителей товаров), предложено (выделено мной — А. К.) заблаговременно уведомлять орган местного самоуправления по месту открытия торгового объекта о начале осуществления своей деятельности, а также уведомлять орган местного самоуправления по месту нахождения торгового объекта о своей деятельности. Указанным Постановлением разработан порядок формирования и ведения торгового реестра республики, согласно которому внесение сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, и внесение сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), производятся на основании: ——————————— <11> Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 13.07.2011. N 26. Ст. 1120.

1) заявления хозяйствующего субъекта о внесении сведений в торговый реестр с приложением необходимой информации, а также следующих документов: а) заверенной в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; б) заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (кроме случаев, когда заверенная в установленном порядке отметка о постановке на учет в налоговой инспекции сделана на свидетельстве о государственной регистрации), с указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН); в) документов или их копий, подтверждающих информацию хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, о принадлежащих ему торговых объектах; г) документов или их копий, подтверждающих информацию хозяйствующего субъекта об объектах хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки товаров; 2) сведений, сформированных по результатам сбора органами местного самоуправления Республики Татарстан информации о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров). Очевидно, что орган государственной власти республики, добавив представление дополнительных документов к заявлению, пошел по пути усложнения действий по сбору сведений для формирования торгового реестра в условиях «необязательности» их предоставления. Такой способ был бы рациональным и позволяющим наиболее полным образом сформировать торговый реестр и отразить сведения в нем, если бы на хозяйствующих субъектов была возложена соответствующая обязанность.

Взаимодействие

Вместе с тем чаще всего такую «рекомендованную» функцию выполняют органы местного самоуправления. Показательным в этом смысле является Административный регламент Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по формированию и ведению торгового реестра в части внесения сведений в торговый реестр по результатам сбора сведений, изменения (исключения) сведений, содержащихся в торговом реестре, по результатам сбора сведений, предоставления информации, содержащейся в торговом реестре, утвержденный распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2011 N 515-р <12>. ——————————— <12> Информационный бюллетень администрации Санкт-Петербурга. 06.06.2011. N 20.

Не дожидаясь милости от торговых операторов, рассматриваемое распоряжение установило действия по сбору сведений о хозяйствующих субъектах. Так, юридическим фактом, являющимся основанием для начала осуществления административного действия, является изданное распоряжение Комитета о сборе сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, и сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров, и о внесении сведений в торговый реестр. Ответственные специалисты осуществляют выборку и обобщение информации о хозяйствующих субъектах путем использования открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предоставляемых Комитету Территориальным управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу на электронных носителях либо в режиме электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи. Выборка указанных сведений осуществляется в отношении торговых организаций, осуществляющих виды деятельности, относящиеся к кодам ОКВЭД, включенным в следующие разделы ОКВЭД: — 50 «Услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов; услуги по розничной торговле моторным топливом»; — 51 «Услуги по оптовой торговле, включая торговлю через агентов, кроме услуг по торговле автотранспортными средствами и мотоциклами»; — 52 «Услуги по розничной торговле, кроме услуг по торговле автотранспортными средствами и мотоциклами; услуги по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования». Максимальный срок выполнения действия составляет 14 дней с даты издания распоряжения Комитета. Также ответственные лица анализируют, осуществляют выборку и свод сведений о торговых организациях, необходимых для заполнения разделов I и II формы торгового реестра, утвержденной Приказом Минпромторга России N 602, на основе открытых и общедоступных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В данном случае комментарии излишни — налицо пример удачного межведомственного взаимодействия на уровне муниципальных образований. В смысле сбора сведений есть и муниципальные образования — «старожилы», в числе которых — город Хабаровск, на территории которого с 07.04.2006 действует Постановление мэра города N 422 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра объектов потребительского рынка, расположенных на территории города Хабаровска». Согласно данному Постановлению внесение сведений в реестр производится: — по заявлению хозяйствующего субъекта о внесении сведений в реестр по соответствующей форме; — по результатам сбора сведений управлением торговли, питания и бытового обслуживания.

Собственный порядок

Еще одним удачным во всех смыслах примером является принятие региональными органами государственной власти собственных порядков по сбору сведений в торговый реестр. Так, Приказом Министерства экономического развития Республики Карелии от 17.02.2011 N 20-А «О некоторых вопросах формирования торгового реестра Республики Карелии» <13> определен Порядок сбора сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), с целью формирования торгового реестра Республики Карелии. ——————————— <13> Собрание законодательства Республики Карелии. 2011. N 3. Ст. 400.

Согласно указанному Порядку сбор сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), осуществляется из следующих источников: 1) данные реестра розничных рынков на территории Республики Карелии, формируемого Министерством экономического развития Республики Карелии; 2) данные Сводного реестра выданных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Карелия, формируемого Министерством экономического развития Республики Карелии; 3) данные деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, сформированные организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции; 4) данные Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, формируемых налоговыми органами; 5) данные регионального реестра уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности Республики Карелии, формируемого Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелии; 6) информация органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о размещении предприятий торговли на территории муниципального района, городского округа; 7) данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелии (Карелиястат); 8) информация, предоставляемая на добровольной основе хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров), некоммерческими организациями, объединяющими такие хозяйствующие субъекты. Комментарий к данной норме написан с сожалением и констатацией того, что информация, предоставляемая на добровольной основе хозяйствующими субъектами, находится в конце списка, что еще раз свидетельствует о неспешности хозяйствующих субъектов предоставлять сведения о себе. Необходимо отметить и работу органов местного самоуправления по вопросу утверждения собственных порядков. Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 23.05.2011 N 664 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов потребительского рынка на территории города Ханты-Мансийска» <14>, по сути торговый реестр определен как реестр объектов потребительского рынка — единая городская информационная база, содержащая перечень объектов потребительского рынка и сведения об их принадлежности к субъектам потребительского рынка. Здесь необходимо отметить смекалку органов местного самоуправления, которые предусмотрели выдачу свидетельства о внесении в реестр, осуществляемую в заявительном порядке. В соответствии с указанным Постановлением внесению в реестр подлежат объекты потребительского рынка на территории города Ханты-Мансийска. На каждый объект, принадлежащий субъекту потребительского рынка, выдается отдельное свидетельство. Также установлены и сроки выдачи свидетельства — в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Бланки свидетельств имеют реестровый номер, но не являются бланками строгой отчетности. ——————————— <14> Самарово-Ханты-Мансийск. 02.06.2011. N 22.

Методические рекомендации

Некоторые субъекты Российской Федерации пошли по пути выпуска методических рекомендаций для органов местного самоуправления. Так, в Новосибирской области Приказом Минпромторга от 12.04.2011 N 89 «Об организации работы по формированию и ведению торгового реестра на территории Новосибирской области» <15> утверждены Методические рекомендации по ведению торгового реестра органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. Согласно указанным рекомендациям внесение сведений о хозяйствующих субъектах осуществляется: ——————————— <15> Документ опубликован не был.

1) по заявлению хозяйствующего субъекта о внесении сведений в торговый реестр с приложением необходимой информации; 2) по результатам сбора сведений органом местного самоуправления муниципального образования на основании акта данного органа местного самоуправления. Также рассматриваемым документом устанавливается срок предоставления сведений, содержащихся в торговом реестре муниципального образования, в Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области — ежемесячно, 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Срок предоставления обобщенных сведений

Упрощением для органов государственной власти субъектов Российской Федерации стало установление федеральным законодательством определенного срока предоставления сведений — ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предоставляет в Минпромторг России и в Федеральную службу государственной статистики обобщенные сведения. Указанный срок является «сигнальной» точкой для того, чтобы органы государственной власти субъектов Российской Федерации успели обобщить все сведения. Тем не менее отдельные субъекты Российской Федерации пошли по пути простого перенесения положений федерального законодательства о сроке, не устанавливая отдельный срок для сбора сведений внутри региона или муниципального образования. Вместе с тем плюсом для большинства субъектов Российской Федерации является то, что в их нормативных правовых актах, касающихся сбора сведений в торговый реестр, установлены собственные сроки по сбору сведений, — такой дальновидный шаг серьезно облегчает работу органов государственной власти, и, хотя ответственность за непредставление сведений не установлена, это позволяет своевременно направлять в Минпромторг России собранные сведения. По крайней мере, такое впечатление складывается при анализе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.06.2011 N 168-ПП «О формировании торгового реестра Кабардино-Балкарской Республики» <16> местным администрациям муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики, хозяйствующим субъектам рекомендовано ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики для включения в торговый реестр имеющиеся сведения (в письменном и электронном виде) о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, поставки товаров (за исключением производителей товаров), а также о состоянии торговли на территории муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики. ——————————— <16> Официальная Кабардино-Балкария. 10.06.2011. N 23.

Как правило, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают срок для предоставления сведений им хозяйствующими в сфере торговли субъектами или органами местного самоуправления. И все же довольно интересно выглядит ситуация, когда органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять сбор сведений, а хозяйствующим субъектам предоставлять сведения, и вместе с тем им же устанавливается срок их подачи.

В завершение

Такой институт мягкого администрирования предпринимательской деятельности, как ведение торговых реестров, как и прочие решения в области торгового законодательства, демонстрирует неспешность и отставание национальной правовой мысли от зарубежной. Как уже отмечалось, для большинства европейских стран торговый реестр — признак добросовестного ведения деятельности. Для Российской Федерации такая правовая культура еще только формируется, поскольку на сегодняшний день торговый реестр остается лишь способом систематизации данных о состоянии торговли в том или ином регионе. Хотя, возможно, автор слишком критично относится к сложившейся ситуации, и это лишь начало большого пути — ведь административно-территориальные особенности Российской Федерации резко отличаются от европейских. Как было видно из приведенного выше анализа нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органы государственной власти по-разному решают проблему сбора сведений для формирования торгового реестра, но все они в одном положении — им приходится «изворачиваться», чтобы выполнить свою обязанность перед центром. Одно ясно уже сегодня — обязательность предоставления хозяйствующими субъектами сведений в торговый реестр должна последовать. Это будет большим шагом на пути не только к пониманию структуры и состояния торговли в отдельном регионе, но и к построению добросовестного бизнеса, а также сократит нередко дублируемую работу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

От редакции журнала «Торговое право». Редакция обращает внимание читателей на то обстоятельство, что финальной редакцией подготовленного Правительством РФ проекта Федерального закона о внесении изменений в Закон о торговле предусмотрено возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), обязанности по предоставлению сведений для внесения в торговый реестр, а также введение административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение данной обязанности.

——————————————————————