Российская государственная политика в области торговой деятельности: понятие, содержание и главные созидатели

(Щур-Труханович Л. В.) («Торговое право», 2012, N 4)

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ГЛАВНЫЕ СОЗИДАТЕЛИ

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ

Щур-Труханович Л. В., директор Центра исследований в сфере экономики и права, кандидат экономических наук.

Развитие той или иной отрасли экономики, сферы хозяйственной деятельности зависит от направления, изначально заданного государством. Обычно такое направление провозглашается в рамках государственной политики, которая становится источником принципов ведения бизнеса, принятия соответствующих правовых решений и нормативных актов. Автор анализирует существующие направления государственной политики в области торговой деятельности и размышляет о дальнейшем развитии и формировании торговой идеологии.

Ключевые слова: Президент РФ, Конституция РФ, Правительство РФ, стратегия развития, Минпромторг России, торговая деятельность, государственная политика, объекты государственной политики.

Пороки разграничения полномочий в области регулирования торговой деятельности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в действующей редакции Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (далее — Закон о торговле, Закон), истоки которых находятся в несовершенстве общей регламентации полномочий российской федеральной и региональной власти в сфере экономики, наиболее ярко проявляются в определении роли органов власти и управления в выработке и реализации государственной политики в области торговой деятельности. ——————————— <1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2; 2011. N 48. Ст. 6728.

Государственная политика в области торговой деятельности

Согласно части 3 статьи 80 Конституции РФ <2> Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. ——————————— <2> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Поскольку политика в области торговой деятельности является составной частью внутренней политики Российской Федерации, то, следовательно, определение основных ее направлений осуществляет Президент РФ. Стоит отметить, что еще до принятия Конституции РФ Президентом РФ в Указе от 29.01.1992 N 65 «О свободе торговли» <3> были провозглашены основные направления государственной политики в области торговой деятельности. Поскольку статья 80 Конституции РФ не определяет формы и способы провозглашения Президентом РФ основных направлений государственной политики, то в числе таковых следует рассматривать не только подписываемые Президентом РФ федеральные законы и собственно указы Президента РФ, но и ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетные послания, утверждаемые Президентом РФ национальные планы, стратегии, доктрины и иные аналогичные документы, публичные обращения Президента РФ к населению страны, а также выступления Президента РФ, его поручения Правительству РФ, др. ——————————— <3> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 290; 1997. N 20. Ст. 2243.

Президент и госполитика

Если в 1991 — 2000 годах Президент РФ непосредственно определял основные направления государственной политики в области торговой деятельности (в числе которых, наряду с либерализацией торговли, провозглашалась необходимость усиления контроля за торговлей отдельными видами товаров, устранения административных и торговых барьеров) в своих посланиях и указах (см., например, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Общими силами — к подъему России» (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) 1998 года <4>, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох» (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) 1999 года <5>, Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2000 года «Какую Россию мы строим» <6>, Указ Президента РФ от 07.02.1996 N 161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства» <7>, Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» <8>), то с 2001 года направления политики в области торговой деятельности определяются только косвенно, через выражение направлений и принципов формирования других блоков внутренней политики Российской Федерации. Например, в составе блока политики противодействия коррупции (см. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31.07.2008 (N Пр-1568 <9>)), информационной политики (см. Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом РФ 07.02.2008 (N Пр-212 <10>)), государственного управления (Указ Президента РФ от 23.07.2003 N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 — 2004 годах» <11>), др. ——————————— <4> РГ. 24.02.1998. N 36. <5> РГ. 31.03.1999. N 60. <6> РГ. 11.07.2000. N 133. <7> СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 670; 2003. N 32. Ст. 3170. <8> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859; 2003. N 15. Ст. 1347. <9> РГ. 05.08.2008. N 164; 24.01.2011. N 4. <10> РГ. 16.02.2008. N 34. <11> СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.

Способы выражения госполитики

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года <12> приоритетные направления государственной политики в области торговой деятельности на предстоящий период выражены в основном в критике торговли за предпочтение «торговать тем, что создано в других странах», а также в оценке состояния других отраслей и определении государственной политики в их отношении. Основываясь на данной Президентом РФ в 2009 году оценке успешной реализации государственной программы развития сельского хозяйства и провозглашении продолжения политики поддержки села в будущем с целью выведения сельского хозяйства в лидеры экономического роста на годы вперед, несложно было предположить, что государство продолжит наблюдать за отношениями между сельхозтоваропроизводителями и их контрагентами (организациями торговли, производителями и поставщиками сельскохозяйственных техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, пр.) и при недостижении запланированных результатов по тем или иным причинам воздействовать на последних в интересах первых. Регулярные созывы рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», созданной под председательством заместителя Председателя Правительства РФ В. А. Зубкова <13>, в 2010 — 2011 годах и активизация работы группы в 2012 году подтвердили очевидный для любого аналитика вариант развития государственной политики в области торговой деятельности. ——————————— <12> РГ. 13.11.2009. N 214. <13> Поручение Правительства РФ от 18.03.2010 N ВЗ-П13-1605.

Основные направления государственной политики в области торговой деятельности, нашедшие выражение в Законе о торговле, в основном формулировались в даваемых Президентом РФ поручениях Правительству РФ, публичных выступлениях и заявлениях Президента РФ. Фактически на основании поручений Президента РФ, адресованных Правительству РФ, была сформулирована концепция проекта федерального закона об основах государственного регулирования внутренней торговли и определено его содержание, главным образом направленное на противодействие навязыванию организациями торговли сельскохозяйственным товаропроизводителям несправедливых дискриминационных условий договоров поставки товаров или необоснованному отказу от заключения договоров поставки.

Тезисы госполитики 2008 — 2009 гг.

Собирательно содержание основных направлений государственной политики в области торговой деятельности в отношении торговых сетей, сформулированное Президентом РФ, выражено в следующих тезисах: 1) торговля — сложный, весьма технологично организованный процесс <14>; ——————————— <14> Стенограмма встречи Президента РФ Д. А. Медведева с представителями региональных средств массовой информации, 18.11.2008. Официальный сайт Президента РФ // http://www. kremlin. ru/transcripts.

2) торговые сети не враг, с которым нужно бороться; наоборот, как только в том или ином регионе появляются торговые сети, это означает, что регион начал развиваться <15>; ——————————— <15> Стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с членами Совета палаты Совета Федерации, 05.11.2009 // Там же.

3) торговые сети наряду с промышленностью являются кровеносными сосудами, обеспечивающими население всем необходимым <16>; торговые сети — это шаг в будущее и желание региональных властей обеспечить создание и развитие большого количества торговых сетей; это позитив в целом <17>; ——————————— <16> Стенограмма рабочей встречи Президента РФ Д. А. Медведева с Министром промышленности и торговли РФ В. Б. Христенко, 01.12.2008 // Там же. <17> Стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с представителями предпринимательского сообщества, 21.10.2009 // Там же.

4) бонусы за вхождение в торговую сеть — элементарный незаконный побор <18>; торговые сети зачастую ведут себя недобросовестно по отношению к местному производителю, который мог бы сдавать продукцию по гораздо более низким ценам, но вынужден заходить в сеть с уплатой соответствующей взятки <19>; уплата бонусов отсекает значительную часть сельхозпроизводителей <20>; сельский производитель — слабый, он не может конкурировать с торговой сетью на равных <21>; аппетиты торговых сетей должны быть под государственным контролем <22>; ——————————— <18> Стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с членами Центрального совета Российского аграрного движения, 12.11.2008; стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с активом Коммунистической партии России, 12.05.2009 // Там же. <19> Стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с членами Совета палаты Совета Федерации, 05.11.2009 // Там же. <20> Стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с активом Коммунистической партии России, 12.05.2009 // Там же. <21> Стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с членами Центрального совета Российского аграрного движения, 12.11.2008 // Там же. <22> Стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с активом Коммунистической партии России, 12.05.2009 // Там же.

5) Закон о торговле не должен сводиться к торговым сетям <23> и должен определять критерии доминирующего положения и другие средства воздействия на торговые сети <24>. ——————————— <23> Стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с членами Совета палаты Совета Федерации, 05.11.2009. Официальный сайт Президента РФ // http://www. kremlin. ru/transcripts. <24> Стенографический отчет о встрече Президента РФ Д. А. Медведева с членами Совета палаты Совета Федерации, 05.11.2009 // Там же.

Как видно из приведенных тезисов, государственная политика в области торговой деятельности в 2008 — 2009 годах сводится исключительно к урегулированию отношений между сельхозпроизводителями и торговыми сетями. Отношения между торговыми операторами и покупателями, между торговыми операторами и властью на местах все еще за границами государственных интересов, что предопределяет структуру и содержание федерального закона строго в соответствии с приведенным перечнем. В 2010 году государственная политика в области торговой деятельности корректируется под влиянием государственной социальной политики: в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года <25> отмечается необходимость ужесточения ответственности, вплоть до введения уголовной за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Ввиду вступления в силу Закона о торговле регулирование отношений между производителями продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, отходит на второй план. ——————————— <25> РГ. 01.12.2010. N 271; 02-08.12.2010. N 273.

В 2011 году государственная политика в области торговой деятельности, а точнее, в таком ее блоке, как внутренняя торговля, принципиально не меняется. Вместе с тем, в связи с формированием Таможенного союза, подписанием ряда соглашений между странами — участницами союза — Россией, Белоруссией и Казахстаном, становится очевидным направление по выходу предпринимателей на международные рынки: снятие «барьеров для взаимной торговли» и увеличение беспрепятственного сбыта российской продукции <26>. ——————————— <26> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 // РГ. 23.12.2011. N 290.

Правительство и госполитика

Если основные направления государственной политики в области торговой деятельности в соответствии с Конституцией РФ определяет Президент РФ, то Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (статья 114) и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» <27> организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации (статья 13). При условии восприятия торговой политики как элемента государственной структурной политики <28> к полномочиям Правительства РФ в этой сфере, руководствуясь статьей 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», следовало отнести выработку государственной политики в области торговой деятельности и принятие мер по ее реализации. ——————————— <27> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2011. N 1. Ст. 1. <28> См. Программу Совета Министров — Правительства Российской Федерации на 1993 — 1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» (принята на заседании Совета Министров — Правительства Российской Федерации 06.08.1993) // Российские вести. 21.09.1993. N 182.

Однако законодатель избрал иную юридическую конструкцию для определения в Законе о торговле роли Правительства РФ в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности.

Минпромторг и госполитика

Исходя из вышеизложенного и с учетом того, что выработка государственной политики в сфере внутренней торговли в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» <29> закреплена за Министерством промышленности и торговли РФ (пункт 8 Указа, пункт 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 <30>), под обеспечением Правительством РФ проведения государственной политики в области торговой деятельности (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о торговле) следует понимать организацию разработки и реализации указанной государственной политики. В противном случае функционал Правительства РФ и функционал входящего в его состав федерального министерства приходят к определенному конфликту, поскольку выработка государственной политики, которая является первичной, нормативно созидательной задачей, осуществляется подчиненным Правительству РФ органом, а обеспечение ее проведения, то есть фактически исполнительская функция, выполняется стоящим над этим органом Правительством РФ. ——————————— <29> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290; 2012. N 4. Ст. 470. <30> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2868; 2012. N 1. Ст. 192.

С точки зрения Мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 09.04.2009 (пункт 2 раздела V Протокола от 09.04.2009 N 11), являвшихся во многом базовыми для деятельности в сфере торговли нового Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, под выработкой государственной политики в сфере внутренней торговли как составного блока государственной политики в области торговой деятельности можно было бы понимать соответствующие проектные решения Правительства РФ — в таком контексте обеспечение реализации государственной политики можно было бы рассматривать как принятие соответствующих нормативных правовых актов и их реализацию.

Стратегия и госполитика

Вместе с тем из конкретно определенных норм Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации в системной связи с частью первой статьи 5 Закона о торговле следует, что Минпромторг России вырабатывает государственную политику в области торговой деятельности, а Правительство РФ обеспечивает ее проведение. Этот парадокс усугубила и контрастно проявила принятая Минпромторгом России Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и на период до 2020 года (утверждена Приказом от 31.03.2011 N 422 <31>). В ней, несмотря на то что выделяется отсутствие системности правового регулирования в сфере торговли, поясняемое в том числе несовершенством распределения полномочий по выработке и реализации государственной политики в области торговой деятельности и закреплением вопросов выработки государственной политики в сфере оборота (реализации) отдельных видов товаров за разными федеральными органами исполнительной власти <32>, блоки стратегического развития торговли сформулированы не только без учета секторов рынка оборота указанных товаров, но и без участия большинства из поименованных органов. Сверстанная исключительно Минпромторгом России с относительным участием ФАС России Стратегия выглядит ведомственным отраслевым актом, не отражающим перспективную государственную политику в области торговой деятельности в целом, и представляет собой самые общие наброски государственной политики строго в границах курируемого Министерством Закона о торговле, в котором из десяти групп товаров с особыми регулируемыми условиями оборота упомянута только одна — продовольственные товары. ——————————— <31> Торговое право. 2011. N 2 — 6. <32> Помимо Минпромторга России — еще за девятью другими федеральными органами: Минздравсоцразвития России (обращение лекарственных средств, изделий медицинского назначения), Минсельхозом России (продовольствия, табачных изделий, пестицидов и агрохимикатов), МВД России (гражданского оружия и патронов к нему), Минфином России (драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них), ФСКН России (наркотических средств и психотропных веществ), Росалкогольрегулированием (этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), Росрыболовством (рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов), Роскомнадзором и Роспотребнадзором (печатной продукции и иных материальных носителей информации).

Таким образом, в Стратегии в полной мере проявилось критикуемое ею же отсутствие единой государственной политики в области торговой деятельности. Внутренняя торговля остается политикой одного ведомства и в отрыве от самостоятельно верстаемых другими федеральными органами исполнительной власти блоков государственной политики в сфере внутреннего оборота (обращения) отдельных видов товаров представляется поверхностной и уязвимой как с точки зрения актуальности (почти каждое из вышеупомянутых ведомств в последнее время приняло свои стратегические документы, а в их развитие — нормативные правовые акты), так и с точки зрения системности (из нормативных правовых актов, принятых под курацией указанных федеральных органов исполнительной власти, «вырастают» новые, не спроектированные и не спрогнозированные в Стратегии ограничения по торговой инфраструктуре (в частности, запрет на размещение в определенных местах торговых объектов, осуществляющих продажу отдельных видов товаров, требования к планировке и обустройству торговых объектов), что, в свою очередь, очевидным образом сокращает количество хозяйствующих субъектов в сфере торговли).

Понятие «госполитика» в Законе о торговле

Основываясь на нормах Закона о торговле, государственную политику в области торговой деятельности можно определить как совокупность правовых, экономических, социальных, организационных, информационных и иных мер, направленных на достижение целей, провозглашенных в части 2 статьи 1 Закона о торговле, а именно: 1) по обеспечению единства экономического пространства в Российской Федерации при установлении требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) по развитию торговой деятельности для удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; 3) по обеспечению соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов при заключении ими договоров поставки, исполнении заключенных между ними договоров поставки, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов и опосредованно — по обеспечению прав и законных интересов населения. Приведенный перечень объектов государственной политики в области торговой деятельности далеко не полный, поскольку торговое право является комплексной отраслью, которая формируется нормами не только данного Закона, но и других федеральных законов и нормативных правовых актов, а с торговыми отношениями связаны другие, непосредственно воздействующие на них или находящиеся в зависимости от них, отношения.

Меры госполитики

Основываясь на анализе действующего законодательства, регулирующего названные отношения, оценке потребности в их дополнительной регламентации и международном опыте регулирования торговли, представляется, что государственная политика в области торговой деятельности должна быть более комплексной и предусматривать меры, направленные на: 1) создание в Российской Федерации торговой инфраструктуры, отражающей сбалансированное развитие видов, форм и форматов торговли, крупного, среднего и малого бизнеса, создание условий для стабильного функционирования этой инфраструктуры с целью максимально полного и бесперебойного удовлетворения потребностей населения в качественных и безопасных товарах, создание социально ориентированных секторов торговой инфраструктуры; 2) обеспечение при размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации торговых объектов прав граждан и организаций на безопасную и комфортную среду проживания, жизнедеятельности и хозяйствования; 3) создание благоприятных условий для приобретения товаров потребителями, повышение оперативности и качества торгового сервиса, определение требований по обеспечению безопасности торгового процесса и торговых объектов для покупателей, обеспечение дополнительной защиты прав потребителей в торговом процессе; 4) создание конкурентной среды в сфере товарного обращения, преодоление монополизма в оптовой и розничной торговле; 5) стимулирование развития саморегулирования в сфере торговли и содействие развитию торгово-промышленной кооперации, партнерства в отношениях между организациями торговли и товаропроизводителями; 6) содействие развитию науки и инновационной деятельности в сфере торговли, поддержку модернизации системы подготовки и переподготовки специалистов для торговли, повышения их квалификации, усиление защиты трудовых и социальных прав торгового персонала; 7) недопущение регионального сепаратизма, введения торговых барьеров под эгидой протекционизма местным предпринимателям и (или) защиты интересов определенных категорий и групп хозяйствующих субъектов, ликвидацию региональных барьеров и обеспечение свободного передвижения товаров между регионами, муниципальными образованиями; 8) обеспечение разумной стабильности и доступности цен для населения на основные потребительские товары; 9) обеспечение соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства об организации и осуществлении торговой деятельности путем организации эффективного государственного контроля (надзора) и применения мер юридического воздействия к нарушителям. Выработка и реализация государственной политики в области торговой деятельности должны представлять собой научно обоснованную, нормативно закрепленную и последовательно осуществляемую деятельность органов власти по достижению перечисленных целей.

Содержание работы по выработке госполитики

Деятельность по выработке государственной политики в области торговой деятельности заключается в определении целей, которые должны быть достигнуты, в выборе средств их достижения и форм выражения (в правовых нормах, рекомендациях, разъяснениях, др.), подготовке соответствующих решений или их проектов — нормативных правовых актов, программных документов (концепций, стратегий, доктрин, планов, др.). С учетом вышеизложенного организация этой деятельности, то есть организация выработки государственной политики, является задачей и функцией Правительства РФ. Оно, будучи центральным органом исполнительной власти, самостоятельно принимает нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере торговли, а также координирует через свои поручения, реализованные в текстах федеральных законов, послания и поручения Президента РФ деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Самостоятельность Правительства РФ в реализации государственной политики в области торговой деятельности посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, как уже отмечалось, следует из Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В этом смысле какого-либо особого санкционирования в виде Закона о торговле на принятие нормативных правовых актов в сфере торговли ему не требовалось. В качестве примеров общих актов по регулированию торговли, принятых задолго до Закона о торговле, следует привести Постановление Правительства РФ от 31.08.1992 N 649 «О дополнительных мерах по устранению недостатков в организации свободной торговли» <33>, Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 936 «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» <34>, в которых определялись основные направления деятельности в сфере регулирования торговли и давались соответствующие поручения федеральному органу исполнительной власти по вопросам торговли и соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации <35>. ——————————— <33> РГ. 17.09.1992. N 206. <34> СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1997; 1999. N 41. Ст. 4915. <35> Прим. автора. Еще в 1994 году Правительство РФ дало поручения по подготовке Положения о порядке организации и проведения ярмарок и Концепции развития оптовой торговли товарами народного потребления, которые так и не получили нормативного выражения.

Блоки госполитики

Регулирование отношений в сфере торговли товарами, ограниченными в обороте, осуществляется Правительством РФ посредством принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами об обороте отдельных видов товаров. Значительный блок нормативных правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ <36> и пунктом 2 статьи 1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и содержащих правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении договоров розничной купли-продажи, выражает государственную политику в области торговой деятельности в части защиты прав потребителей. ——————————— <36> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2011. N 50. Ст. 7347.

Основные постулаты единой государственной ценовой политики, оказывающие непосредственное влияние на государственную политику в области торговой деятельности, закреплены в серии постановлений Правительства РФ о государственном регулировании цен, принятых в силу конституционного полномочия Правительства РФ по разработке и осуществлению мер по проведению единой политики цен (статья 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Экономические, социальные, политические и иные факторы оказывают влияние на государственную политику в области торговой деятельности, что выражается в принятии актов, корректирующих ранее сформулированные решения или устанавливающих новые правила поведения для хозяйствующих субъектов. В качестве примеров коррекции торговой политики, обусловленных изменением экономической среды, следует привести Постановление Правительства РФ от 12.10.1998 N 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации» <37>, принятое в условиях финансово-экономического кризиса 1998 года, Постановление Правительства РФ от 10.11.2007 N 769 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» <38>, являющееся реакцией Правительства РФ на резкое повышение цен на потребительские товары в 2007 году. ——————————— <37> СЗ РФ. 1998. N 42. Ст. 5162; 2004. N 31. Ст. 3268. <38> СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. II). Ст. 5765; 2008. N 5. Ст. 405.

Как видно из приведенного перечня, с момента провозглашения свободы торговли и до принятия Закона о торговле Правительство РФ, пусть эпизодически, но самостоятельно формулировало государственную политику в области торговой деятельности, принимая в большинстве случаев нормативные акты единолично и делегируя соответствующие полномочия федеральным органам исполнительной власти только по менее значительным вопросам. Если при ожидаемой в мае — июне 2012 года реструктуризации системы федеральных органов исполнительной власти функции по выработке государственной политики в области торговой деятельности по всему рынку обращаемых товаров не будут сконцентрированы в одном федеральном органе, государственная политика в области торговой деятельности по-прежнему будет представлять собой разрозненные блоки стратегического планирования и нормативно-правового регулирования, сводить которые в единый документ или акт функционально будут полномочны только Президент РФ и Правительство РФ как координирующие деятельность соответствующих отраслевых федеральных органов исполнительной власти, за которыми будет закреплена выработка государственной политики в области оборота отдельных видов товаров. Третьим, альтернативным вариантом более или менее корректного формирования единой государственной политики в области внутренней торговли представляется возврат к прежнему распределению функций между органами исполнительной власти и закрепление функции по формированию государственной политики в области внутренней торговли за надотраслевым федеральным органом — министерством экономики или экономического развития, формально способным формировать консолидированную позицию, а неформально — координировать и подчинять своему контролю блоки отраслевого и ведомственного нормотворчества и стратегического планирования.

——————————————————————