Понятие и сущность транспортного права

(Духно Н. А.)

(«Транспортное право», 2012, N 3)

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

Н. А. ДУХНО

Духно Н. А., доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института МИИТа.

Традиционное деление общественных отношений на группы по родовой принадлежности и определение их предметом регулирования соответствующей отрасли права не решали проблемы правовой оценки внутренних связей разнородных отношений, объединенных целью единого производственного комплекса или транспортного комплекса.

Железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы России, объединяет объекты и субъекты транспортной инфраструктуры. Для обеспечения устойчивости работы железнодорожного транспорта должны складываться соответствующие транспортные отношения.

Созданный в России транспортный комплекс, включающий объекты и субъекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, под воздействием основополагающей цели по обеспечению доступного, безопасного и высококачественного оказания широкой сферы услуг, образует основу формирования транспортных отношений. Это сложные комплексные общественные отношения неоднородного содержания и с разными элементами структуры, тесно связанными между собой.

В российской юридической литературе мало исследуются общественные отношения, составляющие предмет регулирования отдельной отрасли права. Совсем не исследуются комплексные общественные отношения, объединяемые одной целью или целевыми задачами единого производственного комплекса. Глубинные познания закономерностей формирования комплексных общественных отношений необходимы для определения методов правового воздействия на сложные и взаимосвязанные отношения. Появление и развитие различных технологических комплексов образуют основу формирования сложных, многослойных общественных отношений, объединяемых едиными целями и задачами.

Транспорт, созданный для удовлетворения потребностей человека, общества, становится объектом, по поводу которого складываются сложные транспортные отношения. В этих отношениях концентрируются два взаимосвязанных блока отношений. Один из них — это развитие транспортного комплекса, включающего объекты, субъекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства. Другой блок отношений устремлен к формированию разнообразных транспортных услуг, созданию устойчивости, доступности и безопасности железнодорожного транспорта.

Деление транспортных отношений на блоки (группы) имеет значение как для нормотворческой деятельности, так и для правоприменительной практической деятельности.

Высокий уровень правопорядка на транспорте необходим как в сфере инфраструктуры и транспортных средств, так и в области предоставления всех транспортных услуг.

Элементы структуры транспортных отношений находятся во взаимопроникновении, в тесном переплетении. Формирование таких комплексных общественных отношений, как транспортные отношения, — это закономерность развития современного общества. И ее следует учитывать при исследовании правовой системы и отдельных отраслей права. По крайней мере, элементами правовой системы могут быть не только отдельные отрасли права, но и комплексные отрасли права. Это одно из современных юридических средств, обеспечивающих регулирование не однородных, но тесно связанных и переплетенных общественных отношений. Специфическими свойствами комплексной отрасли права является то, что такая отрасль образуется методом включения правовых норм из разных отраслей права. Причем каждая отраслевая норма не теряет свою правовую природу. Она воздействует на разовую группу общественных отношений в тесной и согласованной связи с нормами других отраслей права. Такие связи и согласованность норм разных отраслей права придает им свойство комплексности. Свойства этой комплексности предопределяются характером транспортных отношений. Они складываются под воздействием особенностей объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств в целях оказания услуг высокого, доступного и безопасного качества.

Транспортные отношения — это реально устанавливаемый порядок работниками транспорта по поводу транспортного комплекса и его устойчивого использования для доступного, безопасного и высококачественного оказания широкого спектра услуг.

Такой порядок может устанавливаться под воздействием транспортного права, приобретая форму правопорядка.

Уровень правопорядка зависит от многих факторов. Одним из них является осознание работниками транспорта сущности транспортного права как совокупности взаимосвязанных норм права различных отраслей права и других элементов правовой системы.

Синтезированные нормы права разных отраслей реализуются, воздействуют на транспортные отношения в тесных, переплетенных связях, образуя необходимый транспорту правопорядок.

Транспортное право — это один из способов выражения сущности современной правовой системы, обогащенной всеми юридическими средствами, нашедшими свое отражение в правоведении.

В транспортном праве выстроены, функционируют и развиваются связи между всеми отраслями права и другими элементами, образующими правовую систему России. Включить в эффективную работу все элементы правовой системы следует через комплексную отрасль права, такую, как транспортное право.

Ни одна отрасль права, реально воплощающаяся в транспортные отношения, не проявляет себя изолированно, но только в тесной связи с другими элементами правовой системы.

Правовая наука стремится к четкому выделению границ между отраслями права. Теоретически такое явление следует признать оправданным. Такой подход образует возможность для более глубокого и всестороннего теоретического исследования самой сущности каждой отрасли права, ее основополагающих правовых идей и других юридических элементов, отражающих закономерности, формирование каждой отрасли права. Но законодательство, и тем более правоприменительная практика развиваются, приобретая правовую упорядоченность в тесной связи с нормами разных отраслей права. Это обусловлено свойствами транспортных отношений. В реальности они складываются и существуют как единое комплексное формирование.

Исследования в области транспортных отношений требуются в разных направлениях. Одним из них является научный анализ связей отношений с правами и обязанностями субъектов, их формирующих. Изучение транспортных отношений в сравнении их с правами и обязанностями работников транспорта, а также с их реальным поведением на рабочих местах образует основу для принятия правильных решений. Это позволит выявить и установить недостатки в содержании прав и обязанностей работников транспорта; определить отношения, нуждающиеся в упорядочении, новыми нормами права, или сформулировать выводы, указывающие пути и способы совершенствования действующего законодательства.

Транспортное право — это целостное совмещение правовых элементов разных юридических структур. В качестве таких элементов выступают отдельные институты, отдельные нормы существующих отраслей права и нормы законодательства, ориентированные на упорядочение транспортных отношений в определенный наиболее продуктивный и безопасный порядок.

Все связи между такими элементами устремлены к созданию нового единого ценного правового явления — транспортного права. Оно относится к разряду сложных систем. Это обусловливается многими факторами. Прежде всего, следует отметить, что отдельные элементы транспортного права сами являются определенными системами. К ним относятся отрасли права, состоящие из правовых институтов, правовых принципов, правовых норм.

В транспортном праве содержатся именно те правовые элементы, без которых невозможно формирование эффективных отношений. Характером связей между правовыми элементами определяются структура и содержание транспортного права. Его роль по отношению к каждому входящему в него элементу усиливается под воздействием силы и свойств связей между всеми юридическими элементами, составляющими транспортное право. Оно образуется не механическим соединением или простым сложением отраслей права. Существуют объективные критерии образования транспортного права.

К ним следует отнести прежде всего такие, как специфика объекта; особенности субъектов; необходимость формирования транспортных отношений; особенности транспортных отношений; цели, задачи и принципы деятельности транспорта.

Рождение комплексных отраслей права обусловлено появлением промышленных, энергетических, транспортных и других комплексов. Их объекты и субъекты объединены едиными целевыми предназначениями, призванными удовлетворять определенные потребности человека, общества, государства. В пределах таких комплексов складываются общественные отношения, устремленные к решению задач, поставленных перед тем или иным технологическим комплексом.

Не только транспортное право, но и энергетическое право, информационное право, промышленное право, строительное право являются комплексными отраслями права.

Структурирование отдельных норм права из разных отраслей права в одну комплексную отрасль, ориентированную на соответствующий технологический комплекс, позволяет максимально использовать все юридические ценности и средства в целях укрепления порядка, повышения производительности труда и обеспечения качества оказываемых услуг.

Правильное осознание обстановки, складывающейся на том или ином участке транспорта, является важным фактором принятия решений и конкретных действий. Уровень содержания знаний, интеллект, культура — все это определяет поведение работника транспорта. Недопустимо, чтобы работник применительно к своим должностным обязанностям не знал или не понимал значения соответствующих норм права.

Обусловленность действий работника транспорта содержанием и глубиной его профессиональных знаний образует простор для различных вариантов производственных действий. Однако наиболее эффективным будет тот вариант, который соответствует требованиям нормативных правовых актов, а чаще всего такой вариант является единственно верным.

Не всегда дается правовая оценка различным происшествиям в периодической печати. Отсутствие правового анализа и правовых экспертиз как самого законодательства, так и фактов различных правонарушений не способствует укреплению порядка и культуры на транспорте.

Нормальное функционирование транспорта зависит от принятия правильных решений, модель которых выражена в правовых идеях, правовых принципах и других юридических средствах. Поэтому в своей работе следует исходить из реального понимания правовых предписаний, формулирующих безопасное и продуктивное поведение конкретного работника.

Неоднородность состава работников транспорта побуждает к установлению обязательных норм поведения, которые воплощаются в законодательные акты, в отрасли права и концентрируются в комплексную отрасль права, создают надежную правовую основу работы всего транспорта.

Юридическая сила норм права призвана воспитывать правовую культуру, повышать уровень правосознания работников транспорта. Процесс этот сложный и длительный. Пока не всегда удается реально выстраивать поведение сотрудников транспорта, соответствующее требованиям законов. Часто встречается необоснованная самоуверенность, попустительство или слепое преклонение перед чиновником. Многие сотрудники транспорта попадают под влияние общих взглядов руководящих работников по поводу роли и значения правовых знаний в установлении правопорядка на транспорте.

Не все руководители склонны направлять своих подчиненных на учебу для повышения уровня правовых знаний. До сих пор существует мнение о том, что правовые знания необходимы только юристам.

Процесс формирования современной правовой системы с новыми качественными свойствами характеризуется, прежде всего, появлением методов объединения отраслей права в некие комплексные образования в виде транспортного права.

Возникают новые системы связи между отраслями права в самом транспортном праве и в правовой системе. Нормативно структурное формирование транспортного права подчинено принципам ведущих отраслей права, таких как конституционное право, гражданское право, трудовое право и др. Но каждая отрасль или отдельные ее элементы обогащаются нормами транспортного законодательства. Появляются новые нормативно-структурные формирования. Их логика, язык подчинены не только основополагающим правовым идеям отраслей права, но и целям, задачам транспорта.

В юридических документах транспортного права находит выражение профессиональный транспортный язык, что может быть не свойственно гражданскому праву.

Транспортное право — это новая юридическая конструкция. Это комплексное содержание со множеством структурных элементов. Основными из них являются отрасли права. Но, попадая в комплекс, отрасль права приобретает отдельные свойства взаимосвязи с другими элементами, образующими транспортное право.

Понимание транспортного права как нового образования правовой системы, как комплексного правового образования с многообразными связями с отраслями права и транспортным законодательством образует возможности для существенного укрепления и развития транспортных отношений. В их упорядоченном и систематизированном виде выражается тот необходимый порядок, который сопутствует качественному обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, реализации других услуг и обеспечивает безопасность.

Цель, поставленная перед транспортом, занимает важное место в определении содержания транспортного права. Она фокусирует именно те нормы права, которые, воздействуя на транспортные отношения, придают им необходимый уровень правопорядка.

Слаженные, согласованные, четко выстроенные действия всех работников транспорта устремлены к достижению единой цели — это то необходимое условие, при котором достигается доступное, безопасное и высококачественное оказание услуг. Модель такого порядка отражена в правовых нормах, именно в тех нормах, которые в комплексе образуют транспортное право.

Слабая связь транспортного законодательства (особенно подзаконных актов) с отраслями права вызвана недооценкой фундаментальности правовых идей, на которых базируются отрасли права.

Развитие транспортного права нужно осуществлять на основе правовых идей, цементирующих отрасли права. Такие правовые идеи являются узловыми для укрепления связей норм отраслей права с нормами транспортного законодательства и всеми другими элементами, составляющими структуру транспортного права.

Внимание к развитию транспортного права, к выявлению его сущности заметно возросло, когда была обнаружена нехватка или даже отсутствие правовой основы, устанавливающей порядок оказания развивающихся услуг на транспорте. Например, транзитные перевозки слабо развиваются из-за отсутствия необходимой правовой основы.

Уход от произвольного влияния на транспортные отношения и постепенный переход к ведущей роли права в установлении порядка на транспорте укрепляет надежду на то, что транспортное право впитает в себя все юридические средства, наполненные мыслью правового воздействия на складывающиеся транспортные отношения.

Транспортное право должно стать ветвью правовой науки со своей методологией, выражающей учение о методах связи и взаимопроникновении отраслей права с элементом правовой системы со всем множеством ее юридических средств. Как наука транспортное право будет устремлено к исследованиям и раскрытию закономерностей формирования устойчивых транспортных отношений, в горниле которых образуется явная устойчивость работы транспорта, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Наука транспортного права раскроет особенности комплексного правового регулирования транспортных отношений, выразит роль и место норм отдельных отраслей права и транспортного законодательства, создаст концепции комплексного использования всех юридических средств правовой системы для эффективной работы транспорта.

——————————————————————