Особенности правовой природы биржевой торговли

(Степанян А. С.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2012, N 4)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

А. С. СТЕПАНЯН

Степанян А. С., старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданско-процессуального права Института права и политики Российско-Армянского (Славянского) университета, кандидат юридических наук.

Переход к рыночной экономике создает предпосылки для организации и развития присущих складывающейся системе отношений институтов, к числу которых относятся и товарные биржи. На основе концентрации спроса и предложения биржи выявляют обоснованные цены, формируют оптовый рынок товаров и ресурсов, внося в хозяйство элементы регулирования. Для обеспечения экономического роста представляет интерес опыт рыночных отношений периода новой экономической политики и, в частности, в сфере биржевой торговли. В начале 20-х годов XX в. одной из мер по восстановлению экономики явилось использование государством рыночных механизмов и институтов, одним из которых стали биржи <1>. ——————————— <1> См.: Степанян А. С. Правовые основы деятельности товарной биржи в Армении. М.: Гитутюн; НАН РА, 2011. С. 4.

Недостаточное внимание государства к биржевой торговле, недооценка необходимости развития биржевой инфраструктуры при построении экономики на рыночных отношениях, ограниченная судебная практика побудили к изучению некоторых особенностей правовой природы биржевой торговли. Основным законодательным актом в области регулирования соответствующих отношений является Закон Республики Армения «О товарных биржах» (далее — Закон РА) от 31.08.1993 <2>. ——————————— <2> Отношения, возникающие в биржевой деятельности, регулируются также ГК РА, внутренними биржевыми документами, издаваемыми товарной биржей, нормами финансового законодательства (к числу которых относятся законы РА «О налоге на прибыль организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «Об упрощенном налоге» и др.).

С возникновением рыночных отношений экономика любой страны претерпевает кардинальные изменения. Одним из важных элементов рыночных отношений является оптовая торговля. А одной из форм оптовой торговли выступают товарные биржи <3>. ——————————— <3> См.: Васильев Г. А., Каменева Н. Г. Товарные биржи. М.: Высшая школа, 1991. С. 3.

Товарная биржа — это классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаров путем организации и регулирования биржевой торговли. Основным содержанием деятельности товарной биржи является создание наиболее благоприятных условий для заключения товарных сделок <4>. ——————————— <4> См.: Биржевая деятельность / Под ред. А. Г. Грязновой, Р. В. Корнеевой, В. А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 1995. С. 46.

По мнению Е. П. Губина и П. Г. Лахно, товарные биржи — неотъемлемый элемент рыночной экономики, и уже самим этим фактом обусловлен интерес предпринимателя к товарной бирже. Товарная биржа является для предпринимателя местом, где он может реализовать свой товар, получив тем самым общественное признание своей деятельности, и, достигнув основной цели предпринимательства — получения прибыли, здесь же может приобрести нужные ему продукцию и товары <5>. ——————————— <5> См.: Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М.: Юристъ, 2004. С. 553.

Биржи возникли сами, естественным путем как ответ на запросы практики рыночных отношений. Производитель находится как бы в окружении торговли. Посредством торговли закупаются необходимые для производства компоненты (сырье, материалы, энергия и т. д.), и через торговлю же сбываются продукты производства. При этом производитель обычно имеет дело с оптовой торговлей. Товарная биржа — прежде всего, организованный товарный рынок, для нормального функционирования которого необходимо наличие рыночной среды, конкуренции, развитой инфраструктуры, состоявшейся законодательной базы, гибкой системы ценообразования и т. д. Современные товарные биржи являются результатом длительной эволюции. Точно сказать, когда родилась биржа, трудно. Еще с давних времен купцы собирались в определенном месте, чтобы найти покупателей, получить деловую информацию и, прежде всего, сведения о последних ценах на те или иные виды товаров. Такие собрания проходили в Древнем Риме с конца II в. до нашей эры. В Армении первые биржи возникли в Эривани на рубеже XX столетия. В то время мало-помалу начинают возникать и укрепляться хозяйственные госорганы, которые по мере расширения своей деятельности ощущали необходимость в создании аппарата, могущего сблизить их с рынком и вместе с тем осведомлять организацию о ценах и движениях на нем. Для этой цели каждый орган составлял для себя подобный аппарат, издавая свои ежедневные бюллетени цен на валюты и товары. Но эти бюллетени часто расходились друг с другом, и каждое учреждение, руководствуясь своей информацией, вносило в жизнь хозяйственных органов сумбур и недоразумение. Благодаря такому положению в начале сентября 1922 г. в Эривани был создан орган, объединяющий все государственные органы в лице универсальной Товарной валютной биржи, которая осуществляла торговлю как товарами, так и валютой. Изъятие золота и ввод червонца в первое время совершенно остановили жизнь биржи, и посещаемость колебалась от четырех лиц. Население, привыкшее строить свои расчеты на золоте, чему способствовала пограничность с Персией и Турцией, в первое время с недоверием относилось к червонцам, так же как и ко всем тем денежным знакам, которые на глазах в течение короткого времени обесценивались, доходя до нуля. Однако постепенно она стала приобретать то значение, которое тщетно старались придать ей со дня открытия. На бирже стало увеличиваться количество товарных операций путем приобретения клиентов от частных граждан и одного госучреждения <6>. К концу XX в. Госбиржа Армении уже прекратила свое существование. В СССР действовала сеть органов государственного снабжения (Госснаб). После распада СССР эти органы прекратили свою деятельность, и на их основе стали формироваться товарные биржи. А 20 ноября 1990 г. была основана ереванская универсальная товарно-фондовая биржа «Адаманд» в форме акционерного общества, без участия государственных структур и банков. В 2001 г. ереванская биржа приостановила фондовую часть своей деятельности и переименовалась в Ереванскую товарно-сырьевую биржу. ——————————— <6> См.: НАРА, фонд 165, опись 1, дело N 6. С. 35.

Закон РА четко определяет сферу деятельности товарной биржи. В частности, в ст. 3 Закона установлено, что биржа осуществляет деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. А под биржевой торговлей Закон понимает организованные публичные торги биржевого товара по установленному биржей порядку (ст. 6 Закона РА). Для биржевой торговли наиболее характерным является совершение биржевых сделок. Предметом биржевых сделок является биржевой товар, каковым не могут быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной собственности, авторское право, произведения искусства, а также товары, оборот (продажа) которых запрещен законодательством РА (п. 3 ст. 5 Закона РА). Однако, как показывает практика, в нарушение данных положений зачастую предметом биржевых торгов являются объекты, запрещенные действующим законодательством. Так, в частности, 15 октября 2010 г. на Ереванской товарно-сырьевой бирже во время биржевого торга была проведена продажа недвижимости (квартиры) путем публичных торгов, которая была признана недействительной судом <7>. Особенности осуществления биржевой торговли заключаются в первую очередь в осуществлении торговли исключительно биржевыми товарами, установленными законом. ——————————— <7> См.: Гражданское дело N ЕКД/2597/02/10.

Несмотря на то, что в европейских государствах товарные биржи перешли от биржи реального товара до фьючерсного рынка, товарно-сырьевая биржа Еревана продолжает оставаться биржей реального товара. Будучи страной, богатой приисками золота, молибдена, меди и других драгоценных камней и металлов, Армения имеет все возможности развития биржевой торговли в стране, и, с нашей точки зрения, при наличии соответствующей законодательной базы биржевая торговля в Армении может развиваться дальше и дойти до высокого уровня. Закон РА в своей преамбуле предусматривает, что Закон устанавливает условия создания и деятельности товарных бирж, организации биржевой торговли и их гарантии, однако он не отличается единством и последовательностью, поскольку с момента его принятия в него не было внесено ни одного изменения, что представляется, по крайней мере, недальновидным с учетом кардинально меняющейся экономической обстановки в стране. Поэтому в Законе можно встретить нормы, противоречащие ГК РА. На наш взгляд, подобное отношение неприемлемо, особенно сейчас, когда возникает реальная потребность в совершенствовании законодательной базы, когда нужно идти к более усовершенствованным методам и приемам осуществления биржевой деятельности на примере широко развитых стран, переняв те положительные ориентиры, которые позволят поднять биржевую торговлю на более высокий уровень. А без четкого, грамотно построенного правового, законодательного поля этого добиться не удастся <8>. ——————————— <8> См.: Степанян А. С. Правовые основы деятельности товарной биржи в Армении. М.: Гитутюн; НАН РА, 2010. С. 40.

Закон РА устанавливает перечень локальных нормативных актов, обязательных для принятия для каждой товарной биржи. Таковыми являются Устав и Правила биржевой торговли. К Уставу применяются требования ГК РА, предъявляемые к учредительным документам юридических лиц, и требования ст. 17 Закона РА о включении в устав товарной биржи обязательных сведений, отражающих специфику деятельности биржи. Следует заметить, что в Уставе Ереванской товарной биржи (далее — Устав ЕТСБ) содержатся правила, которые не соответствуют требованиям законодательства, предъявляемым к товарным биржам как субъектам предпринимательской деятельности. В частности, согласно п. 2.2 ст. 2 Устава ЕТСБ основными видами деятельности биржи как юридического лица являются: операции на рынке ценных бумаг, валютные операции, операции на рынке кредитных ресурсов, операции товарного (в том числе драгоценных камней и металлов) рынка. Из вышеперечисленных видов деятельности только последний соответствует истинной деятельности ЕТСБ. Полномочиями совершения операций с ценными бумагами на РЦБ наделена только фондовая биржа РА. Валютные и кредитные операции — прерогативы Центрального банка РА. На наш взгляд, Устав ЕТСБ должен быть приведен в соответствие с Законом РА, Законом РА «О рынке ценных бумаг» и, что особенно важно, ГК РА. В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона РА биржа создается в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью в порядке, установленном Законом и иными актами законодательства РА. В данном случае следует иметь в виду, что, в отличие от обычного акционерного общества, члены биржи не только имеют право участвовать в управлении биржей и получать дивиденды, но и стать участниками биржевой торговли в качестве членов биржи. Согласно п. 1 ст. 15 Закона РА, биржевая торговля организуется при наличии лицензии, выдаваемой государственным уполномоченным органом правительства РА, что противоречит п. 2 ст. 43 Закона РА «О лицензировании», согласно которому лицензированию подлежат купля-продажа, импорт и перевозка натуральных обработанных или необработанных, но незакрепленных алмазов, т. е. только специализированные биржи алмазов <9>. В РФ основу законодательного регулирования соответствующих отношений составляет Положение «О порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР» от 31 мая 1991 г. <10>. Лицензирование лишь самих бирж объясняется тем, что в 1990 — 1991 гг. появилось большое количество бирж, деятельность которых никем не координировалась. Требованием при лицензировании фондовой биржи являлось то, что ее деятельность на рынке должна быть исключительной <11>. К тому времени ситуация была иной в РА. Тогда действовала единая товарно-фондовая биржа на территории РА, которая осуществляла торговлю также ценными бумагами, чем и было обусловлено принятие постановления о регулировании деятельности товарных бирж и биржевых посредников <12>. С 2000 г. в РА товарные и фондовые биржи отделились, и торговля ценными бумагами, в том числе товарными ценными бумагами, осуществляется исключительно на фондовой бирже. В связи с этим обстоятельством было принято новое Постановление «О порядке лицензирования организации деятельности биржевой (внефондовой) торговли» (далее — Постановление) <13> с мотивацией того, что лицензирование биржевых посредников должно осуществляться для торговли лишь на фондовой бирже, о чем было сказано выше. Однако не следует забывать, что в ст. 23 Закона РА о лицензировании деятельности биржевых посредников говорится, что биржевые посредники имеют право осуществлять биржевое посредничество после получения лицензии со стороны государственного уполномоченного органа. Тут тоже возникает противоречие между Законом РА и Постановлением. В данном случае, на наш взгляд, следует внести поправки и предусмотреть положение о необходимости лицензирования деятельности товарной биржи и биржевых посредников на товарной бирже. ——————————— <9> Следует отметить, что 25 мая 2005 г. был принят Закон РА «О внесении поправок в Закон РА «О лицензировании», согласно которому отдельному лицензированию подлежит деятельность товарной биржи, связанной с куплей-продажей, ввозом, вывозом, перевозкой натуральных обработанных или необработанных, но незакрепленных или необращенных алмазов. Таким образом, в РА появляется возможность формирования специализированных бирж, в частности биржи алмазов. <10> Закон. 1992. N 9. С. 13 — 14. <11> См.: Там же. <12> Официальный вестник. 1994. N 115. <13> Официальный вестник. 2002. N 2019.

Как можно заметить, существует немало противоречий и пробелов в биржевом законодательстве РА, которые не только не содействуют дальнейшему развитию биржевой торговли, но в некоторых случаях даже мешают этому. Четкое законодательное регулирование и правоприменительная практика являются необходимым условием для благоприятного развития биржевой торговли в РА, особенно как одной из форм осуществления предпринимательской деятельности. Государственное регулирование биржевой деятельности и контроль за деятельностью товарных бирж в Армении являются необходимым атрибутом, важнейшим звеном в упорядочении работы бирж. Оно должно осуществляться соответствующим уполномоченным государственным органом для создания благоприятных условий развития биржевой торговли. Отсутствие в РА соответствующего уполномоченного государственного органа сводит на нет и само осуществление биржевой торговли как важнейшего из способов осуществления предпринимательской деятельности.

——————————————————————