Нарушение правил использования воздушного пространства

(Чучаев А.)

(«Уголовное право», 2012, N 6)

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

А. ЧУЧАЕВ

Александр Чучаев, профессор МГЮА им. О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ.

Статьей 271.1 УК РФ, которой Кодекс дополнен Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 304-ФЗ, предусмотрена уголовная ответственность за «использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека».

Таким образом, под уголовно-правовую охрану поставлен порядок использования воздушного пространства России, под которым понимается пространство над территорией РФ, в том числе над внутренними водами и территориальным морем. В отношении воздушного пространства Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом (ст. 1 Воздушного кодекса РФ).

Преступление выражается в незаконном использовании воздушного пространства России. «Использование» означает деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и др.), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений; деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость; проведение взрывных работ и т. д.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Следует иметь в виду, что в районах, находящихся за пределами территории РФ, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществление деятельности в области авиации возложены на Россию, производится в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944).

Порядок выдачи разрешений закреплен в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 743).

Вид разрешения зависит от структуры воздушного пространства. Выделяются:

а) класс «A» — разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все они осуществляются при наличии соответствующего разрешения. Исключение из этого правила составляют следующие случаи: отражение воздушного нападения или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации; предотвращение и пресечение нарушений Государственной границы РФ, защита и охрана экономических и иных законных интересов России в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; пресечение и раскрытие преступлений; оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; поиск и спасение пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиск и эвакуация с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов; предотвращение и пресечение нарушений порядка использования воздушного пространства;

б) класс «C» — разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и по правилам визуальных полетов. В этом случае также требуется разрешение на использование воздушного пространства, при этом возможны те же исключения из правил, которые предусмотрены применительно к воздушному пространству класса «A»;

в) класс «G» — разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и по правилам визуальных полетов, однако разрешения на использование воздушного пространства данного класса не требуется.

Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации предусмотрены разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства. В первом случае пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) при наличии разрешения на использование воздушного пространства, выданного главным, зональным или районным центром Единой системы организации воздушного движения РФ.

Разрешение на использование воздушного пространства РФ при выполнении международного полета выдается на основании представленного плана полета и одного из документов, указанных в ст. 120 Федеральных правил (например, международного договора РФ; разрешения, выдаваемого Правительством РФ, на выполнение международных полетов воздушных судов иностранных государств, с которыми Российская Федерация не имеет дипломатических отношений, а также на выполнение международных полетов экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации, и др.).

Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения. Этот порядок устанавливается в отношении использования воздушного пространства класса «G», т. е. верхнем и нижнем воздушном пространстве, где не предоставляется диспетчерское обслуживание или не осуществляется управление полетами воздушных судов. Пользователи, производящие полеты в воздушном пространстве указанного класса, уведомляют соответствующие органы обеспечения воздушного движения (управления полетами) в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.

По смыслу ст. 271.1 УК РФ нарушение уведомительного порядка использования воздушного пространства РФ не образует состава рассматриваемого преступления. Ответственность за столкновения с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, с препятствиями при выполнении полетов несет командир воздушного судна по другим статьям УК РФ в зависимости от наступивших последствий.

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека или его смерти. Указанные последствия должны находиться в прямой причинной зависимости с допущенным нарушением правил использования воздушного пространства.

При отсутствии указанных последствий нарушение использования воздушного пространства образует административно-правовой деликт (ст. 11.4 КоАП РФ).

Субъективная сторона нарушения правил использования воздушного пространства характеризуется виной в форме неосторожности, об этом прямо сказано в ст. 271.1 УК РФ.

Ответственность по указанной статье несет пользователь воздушного пространства, под которым понимается лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации).

Причинение смерти двум и более лицам в результате нарушения правил использования воздушного пространства охватывается ч. 2 ст. 271.1 УК РФ.

Нарушение Правил использования воздушного пространства необходимо отличать от ряда сходных деяний и в первую очередь от преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 271 УК РФ.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 304-ФЗ сделана формальная оговорка, добавленная в ст. 263 УК РФ, согласно которой ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена несет лицо, обязанное соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных ст. 271.1 УК РФ. Однако, основываясь на этом, вряд ли можно разграничить данные преступления. Скорее указанная оговорка лишь свидетельствует о том, что исключается идеальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 271.1 УК РФ; для отграничения необходимо указать различия, относящиеся к их сущности.

В первую очередь данные преступления отличаются по объекту. В отличие от нарушения правил использования воздушного пространства преступление, предусмотренное ст. 263 УК РФ, причиняет урон безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта. Безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.

Кроме того, это преступление характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации, а не правил использования воздушного пространства. Эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу авиации. Все ведомственные акты можно разделить на четыре группы: 1) регулирующие безопасность движения; 2) регулирующие безопасность эксплуатации; 3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации; 4) регламентирующие допуск лиц к работе.

Надо иметь в виду, что к нормативным актам, нарушение которых образует состав преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, относятся не только нормы, которые прямо именуются правилами (инструкциями) безопасности движения и эксплуатации транспорта. Наименование нормативного акта — это лишь формальный признак. Для выяснения, устанавливает ли норма правило безопасности движения или эксплуатации транспорта, надо исходить из ее содержания.

Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта в ведомственных нормативных актах сформулированы по-разному. Одни представляют собой категорические предписания, другие — категорические запреты. В некоторых нормативных актах наряду с предписаниями и запретами встречаются рекомендации. Они не являются обязательными, их нельзя считать правилами в общепринятом смысле, поэтому невыполнение этих рекомендаций не образует состава данного преступления.

Среди правил безопасности движения или эксплуатации транспорта одни имеют более общий характер, другие — более конкретный. Суд должен сослаться в приговоре на те и другие правила. При этом по каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.

Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263 УК РФ, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации авиации, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

Указанные в законе нарушения могут выражаться как в форме действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами.

Наряду с нарушением правил безопасности движения в ст. 263 УК РФ говорится и о нарушении правил эксплуатации транспорта. Последнее включает нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование воздушного транспорта.

Помимо объективной стороны сравниваемые преступления отличаются и по субъекту преступления. В обоих случаях ответственности подлежит специальный субъект, однако их характеристика и круг лиц различны. Как уже указывалось, субъектом преступления по ст. 271.1 УК РФ является пользователь воздушного пространства, тогда как по ст. 263 УК РФ — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта.

Таким образом, в последнем случае речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана: а) с организацией безопасности функционирования транспорта; б) с его движением или эксплуатацией. Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника транспорта.

Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по данной статье возможна лишь в том случае, если оно: 1) совершено лицом, зачисленным на работу в систему воздушного транспорта; 2) совершено во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности.

Нарушение Правил использования воздушного пространства необходимо отличать от нарушения правил международных полетов, ответственность за которое предусмотрена ст. 271 УК РФ.

Во-первых, у них различные объекты преступления. При нарушении правил международных полетов терпит урон урегулированный нормами права режим воздушного пространства России, неприкосновенность Государственной границы РФ.

Во-вторых, иным является содержание объективной стороны. В преступлении, предусмотренном ст. 271 УК РФ, она характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.

Согласно Воздушному кодексу РФ, международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Международные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с ее законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами.

Гражданские воздушные суда России осуществляют международные полеты по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России допускаются на основании и в соответствии с условиями международных договоров, специальных разрешений на совершение разовых полетов. До начала выполнения такого полета эксплуатант должен сообщить специально уполномоченному органу в области гражданской авиации опознавательные знаки иностранного воздушного судна.

Международные полеты подразделяются на: а) регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию; б) специальные; в) чартерные (заказные); г) эпизодические (разовые).

В соответствии с принципом государственного суверенитета над воздушным пространством каждое государство вправе самостоятельно устанавливать правила полетов любых воздушных судов, находящихся в пределах его территории. Это общепринятая норма, подтвержденная международными соглашениями и закрепленная законами многих стран.

В то же время развитие гражданской авиации и увеличение интенсивности полетов привели к необходимости разработки и внедрения в практику единообразных норм, касающихся международных полетов. Такие правила были разработаны Организацией международной гражданской авиации (ИКАО) и представлены в виде международных стандартов (приложение 2 к Чикагской конвенции 1944 г.). Россия обязана применять на своей территории приемлемые и соответствующие ее интересам международные стандарты.

Следует иметь в виду, что закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК РФ, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила.

В-третьих, указанное преступление в отличие от нарушений правил использования воздушного пространства, имеет формальный состав и считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.

В-четвертых, его субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

В-пятых, субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

Норму о преступлении, предусмотренном ст. 271.1 УК РФ, законодатель расположил в гл. 27 УК РФ, видимо, признав, что деяние также относится к числу так называемых транспортных. Однако это решение является ошибочным. Как явствует из характера затрагиваемых преступлением общественных отношений, сущности нарушаемых правил, деяние следует признать посягательством на порядок управления, а не на безопасность движения или эксплуатации транспорта.

Место нормы в системе Особенной части УК РФ — вопрос не только и не столько законодательной техники, сколько сущностный, имеющий значение по крайней мере для двух моментов: во-первых, определения правовой природы преступления; во-вторых, его соотношения с другими преступлениями.

——————————————————————