Тарифом верчу, как захочу, или могут ли региональные власти устанавливать тарифы на тепло — и электроэнергию по своему усмотрению

(Куликова Л.)

(«Бизнес-адвокат», N 10, 1998)

ТАРИФОМ ВЕРЧУ, КАК ЗАХОЧУ,

ИЛИ МОГУТ ЛИ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ УСТАНАВЛИВАТЬ ТАРИФЫ

НА ТЕПЛО — И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ

Л. КУЛИКОВА

Л. Куликова, специалист ВАС РФ.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию в разных регионах порой резко отличаются друг от друга.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, независимо от организационно — правовых форм, действительно подлежат государственному регулированию, которое обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций. Осуществляется оно посредством установления экономически обоснованных тарифов или их предельного уровня.

Срок действия установленных тарифов не может быть менее 3 месяцев (ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»). Тарифы утверждаются в соответствии с указанным Законом и Основными положениями ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, принятыми Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N 121.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ, исходя из основ ценообразования, установленных Правительством РФ, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории соответствующих субъектов, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии (мощности). Для организаций, находящихся в муниципальной собственности, размеры платы за услуги в этой сфере устанавливаются органами местного самоуправления.

В этой связи можно привести пример из судебной практики, когда решение суда было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение, поскольку при разрешении спора о взыскании задолженности за теплоэнергию (отопление, горячее водоснабжение) судом не был исследован вопрос о тарифах, которые должны были применяться при расчетах сторон. Договором между обществом с ограниченной ответственностью (энергоснабжающая организация) и муниципальным ремонтно — эксплуатационным предприятием (потребитель) предусматривались лишь ориентировочное количество и примерная стоимость тепловой энергии, исходя из тарифа, согласованного сторонами. Возражая против иска, потребитель не согласился с ценой на том основании, что тарифы на теплоэнергию должны регулироваться региональной энергетической комиссией.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении об отмене суда первой инстанции отметил, что при принятии решения необоснованно применены условия о тарифах на энергию, предусмотренных договором, поскольку тарифы на теплоснабжение устанавливаются уполномоченными на то государственными органами (в данном случае городской администрацией).

Государственному регулированию, которое производится Федеральной энергетической комиссией и региональными энергетическими комиссиями, подлежат, в частности:

— тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями;

— тарифы на электроэнергию, отпускаемую на оптовый рынок его субъектами (включая избыточные энергоснабжающие организации);

— тарифы на электроэнергию, отпускаемую с оптового рынка дефицитным энергоснабжающим организациям;

— размер платы за услуги по передаче электрической энергии электрической мощности по сетям (в случае заключения договора на услуги по передаче электрической энергии) и иные услуги, оказываемые на потребительском рынке.

В соответствии с п. 11 названных основных положений Федеральная энергетическая комиссия утверждает обязательные для исполнения всеми региональными комиссиями и коммерческими организациями указания, инструкции, правила и другие документы по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

На основании п. 5 «Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» организации электроэнергетики имеют право обратиться в Федеральную или в соответствующую региональную комиссию с просьбой о пересмотре тарифов при наличии хотя бы одного из следующих условий:

— изменение затрат на производство и передачу электрической и тепловой энергии более чем на 2%, вызванное изменением баланса электрической энергии и мощности, ростом цен на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром тарифного соглашения по зарплате;

— изменение перечня и размера установленных нормативными актами РФ и субъектов РФ обязательных отчислений и платежей;

— изменение процентной ставки Центрального банка РФ и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке более чем на 3%;

— наступление событий, появление которых было маловероятно и которые оказали существенное воздействие на состояние коммерческой организации (форс — мажорные обстоятельства).

В случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, организации электроэнергетики, потребители или региональные энергетические комиссии в месячный срок после принятия региональной энергетической комиссией решения могут обратиться в Федеральную энергетическую комиссию для разрешения разногласий.

——————————————————————