Ответственность за незаконное производство и оборот алкогольной продукции

(Камынин И.)

(«Законность», N 11, 1999)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

И ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

И. КАМЫНИН

И. Камынин, старший прокурор управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ.

14 июля 1999 г. в «Российской газете» опубликован Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и дополнений и изменения в статью 126 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР». В нем нашла отражение новая норма: «Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции».

Автор сделал правовой обзор лишь применительно к отдельной группе товаров и продукции. Это выполнено умышленно, поскольку отношения, возникающие в процессе оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, приобретают сейчас наиболее острый и актуальный характер.

Одним из условий, позволяющим говорить о легитимном характере оборота товаров и продукции, является наличие на них марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок.

Знакам соответствия посвящено Постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 г. «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. и от 20 октября 1998 г.). Во исполнение этого Постановления издана совместная специальная Инструкция Министерства торговли и Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии N 200/300 «О порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения» (далее — Инструкция по знакам соответствия). Описание знаков дано в приложении к Инструкции.

Учетной информацией к знаку соответствия является выполненная по специальной технологии и защищенная от подделок марка, нанесенная на маркированные знаками соответствия товары с целью последующего учета их движения.

Учетная информация и знаки соответствия являются документами строгой отчетности. Знаки соответствия наносятся лишь на товары и продукцию, подлежащие обязательной сертификации.

Понятия «марка акцизного сбора» и «специальная марка» раскрыты в Федеральном законе от 7 января 1999 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В соответствии со ст. 12 этого Закона «марка акцизного сбора и специальная марка для маркировки алкогольной продукции являются документами государственной отчетности, удостоверяющими легальность производства и оборота на территории Российской Федерации подакцизной алкогольной продукции». Примечательно, что маркировке специальными марками и марками акцизного сбора подлежит лишь алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема готовой продукции.

Применительно к алкогольной продукции используются два варианта специальных марок. Размеры этих марок и порядок их нанесения на алкогольную продукцию даны в соответствующих «Правилах маркировки специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» (утверждены Министерством финансов РФ 24 декабря 1996 г.).

Поскольку в ст. 171.1 УК говорится лишь о тех товарах, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, то круг этих товаров заметно сужается по сравнению с тем перечнем, который упомянут в нормах Таможенного кодекса и Гражданского кодекса РФ.

Так, к группе товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, защищенными от подделок, относятся алкогольные напитки (за исключением пива), аудиовидеотовары, компьютерная техника. Обязательная маркировка марками акцизного сбора и специальными марками установлена на пищевой спирт, винно — водочные изделия, табак и табачные изделия.

Ошибочно полагать, что понятия «товар» и «продукция» идентичны. Законодатель включает в понятие «продукция» лишь узкий круг товаров, к которому относятся винно — водочные изделия и этиловый питьевой спирт.

Для признания деяния преступным достаточно установить факт отсутствия хотя бы одной обязательной марки на товаре либо продукции, которые произведены либо находятся в обороте.

Определенный интерес для правоприменителей представляют вопросы, связанные с определением стоимости немаркированных товаров и продукции. Законодатель признал преступными лишь такие нарушения, которые совершены в крупном размере. По этой проблеме могут быть несколько точек зрения.

Одна из них заключается в том, что если преступление, предусмотренное ст. 171.1 УК РФ, совершается в сфере экономической деятельности и к тому же сопряжено с уклонением от уплаты налоговых платежей и сборов, то механизм определения стоимости немаркированных товаров и продукции должен быть таким же, который прописан в части первой Налогового кодекса РФ.

Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 40 части первой Налогового кодекса стоимость товаров и продукции оценивается исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары. При этом должны учитываться различные надбавки и скидки к цене, подверженные определенным колебаниям.

В отдельных случаях можно применять «метод цены», который определяется за счет разницы последующей реализации товара покупателем по рыночной цене за вычетом понесенных им затрат. Также может использоваться «затратный метод», при котором рыночная цена реализуемых продавцом товаров определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Что касается водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, то целесообразно руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» с учетом соответствующих изменений и дополнений, а также Постановлением Правительства от 8 февраля 1996 г. «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности».

В соответствии с этими Постановлениями на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, произведенную на территории Российской Федерации либо ввезенную на таможенную территорию России, должны устанавливаться минимальные цены. Причем минимальная цена является нижней границей цены товара, подлежащего реализации оптом либо в розницу. Перечисленные предметы включены в специальный перечень, согласно которому только Правительство Российской Федерации либо федеральный орган исполнительной власти вправе регулировать цены (тарифы) на них на внутреннем рынке.

Во исполнение указанных Постановлений Правительства Министерством экономики РФ 22 февраля 1999 г. издано циркулярное письмо N ИМ-446/7-172 «Об утверждении минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации».

Этим письмом с 15 марта 1999 г. введены новые минимальные цены на алкогольную продукцию. Для организаций — изготовителей она составляет 40 руб., для оптовой продажи — 43 руб. 50 коп., для розничной продажи — 47 руб., для продукции, произведенной либо ввезенной из стран, не входящих в Содружество Независимых Государств, — 105 руб. за один литр.

Таким образом, подсчет крупного ущерба применительно к алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов должен производиться на основании минимальных цен, утвержденных Министерством экономики РФ.

Обратимся к объективной стороне рассматриваемого состава преступления. Производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт можно определить как виды деятельности по отношению к алкогольной и спиртосодержащей продукции, на которые требуется специальная лицензия и которые осуществляются уполномоченным лицом либо организацией на условиях и в порядке, установленных федеральными законами. В настоящее время указанные виды деятельности регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Из всех видов деятельности наибольшую сложность в плане квалификации представляет деятельность по производству алкогольной и спиртосодержащей продукции. С учетом имеющейся нормативно — правовой базы ее можно разбить на несколько этапов.

Первый этап — подготовка к производству алкогольной и спиртосодержащей продукции. Он включает в себя: получение лицензии на конкретный вид деятельности; приобретение этилового спирта из пищевого сырья по установленным квотам; государственную регистрацию факта приобретения этилового спирта: приобретение специальных марок, марок акцизного сбора и знаков соответствия, защищенных от подделок; государственную регистрацию основного технологического оборудования; аккредитацию в специально уполномоченном органе и ряд иных мероприятий.

Второй этап — чисто производственный процесс, который заканчивается после того, как готовая продукция поступила на склад. Производственный цикл должен сопровождаться маркировкой продукции на своей заключительной стадии.

Таким образом, рассматриваемое преступление будет оконченным лишь после того, как произведенный товар поступил на склад готовой продукции без соответствующей маркировки. В случае обнаружения нарушений на более ранних стадиях производственного цикла и при доказанности умысла на сбыт произведенной продукции можно говорить о покушении на данное преступление.

Правоприменители могут столкнуться с трудностями при определении эпизодов преступной деятельности, связанных с производством немаркированных товаров или продукции. Например, немаркированная продукция может в несколько этапов поступать на склад готовой продукции и в различные временные отрезки. Если же рассматривать каждый из эпизодов самостоятельно, они не могут образовывать состав преступления, предусмотренный статьей 171.1 УК, так как в отдельности будет отсутствовать признак крупного размера. В сумме же они содержат необходимые уголовно — правовые признаки.

Полагаем, что производство немаркированных товаров или продукции в рассматриваемом случае должно квалифицироваться как продолжаемое преступление, т. е. состоящее из ряда тождественных преступных действий. Размер ущерба зависит от количества произведенной продукции или товаров, обнаруженных на складе, независимо от того, во сколько этапов она туда поступила.

От уголовной ответственности необходимо отличать административную (ст. 10 Федерального закона от 8 июля 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Когда преступлению, предусмотренному ст. 171.1 УК, предшествовало совершение тем же лицом административного правонарушения, признак неоднократности будет отсутствовать.

Определенные сложности могут возникнуть при установлении субъектов ответственности за данное преступление. Критерии выбора ответственных лиц зависят от конкретных обстоятельств дела.

Так, производством алкогольной и иной спиртосодержащей продукции в соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» могут заниматься организации независимо от формы собственности, являющиеся юридическими лицами.

Из смысла и содержания ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции», п. 4 «Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1999 г.), п. 2 «Порядка внесения платы за проведение ежегодных обследований организаций на наличие условий для осуществления лицензируемых видов деятельности в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 1998 г.) следует, что только организации — юридические лица вправе заниматься деятельностью, связанной с хранением, поставкой и оборотом алкогольной и иной спиртосодержащей продукции.

Реализация алкогольной и иной спиртосодержащей продукции может осуществляться в двух формах. Оптовую реализацию могут осуществлять только организации — юридические лица, розничную — индивидуальные предприниматели и граждане при наличии соответствующей лицензии. Исходя из этого можно сделать вывод, что субъектами ответственности за реализацию немаркированной продукции являются как руководители организации, так и иные физические лица, выполнявшие функции продавца.

Для данного преступления характерен прямой умысел, т. е. лицо должно осознавать, что оно незаконно производит, хранит, перевозит и приобретает немаркированные товары или продукцию, и желать совершить указанные действия с целью последующего сбыта указанных товаров или продукции. Интеллектуальный момент не обязательно соотносится с намерением лица относительно конкретных форм сбыта товаров или продукции, однако стремление к их сбыту составляет сердцевину субъективной стороны преступления.

Для оценки субъективной стороны преступления также неважно, какими мотивами руководствовалось лицо при совершении противоправных действий, хотя очевидно, что в их основе лежат корыстные устремления.

Необходимого пояснения требуют и иные вопросы квалификации. Так, по ст. 171.1 УК РФ квалифицируются деяния в отношении товаров и продукции, прошедших технологический цикл. Если же товары и продукция произведены из этилового спирта, не соответствующего требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 238 УК. Эти действия в случае отсутствия всех необходимых уголовно — правовых признаков могут влечь ответственность по ст. 4 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который вступил в силу с 13 августа 1999 г.

При производстве алкогольной или иной спиртосодержащей продукции, не маркированной марками акцизного сбора и в крупном размере, руководители либо должностные лица организации подлежат ответственности по ст. ст. 171.1 и 30, 199 УК. Такая квалификация обусловлена природой акцизной марки, являющейся формой авансового платежа последующих акцизных сборов за произведенный товар или продукцию. В случае же, если производство алкогольной или иной спиртосодержащей продукции осуществляется в крупном размере без соответствующего разрешения (лицензии), то действия виновных содержат признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 171.1 УК РФ.

Производство алкогольной или иной спиртосодержащей продукции с использованием поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия влечет ответственность по ст. 171.1 и ч. 2 ст. 327 УК.

Рассмотренные проблемы не исчерпываются лишь той аргументацией, которая приведена в статье. Единообразие в подходах и оценках будет достигнуто только после накопления достаточной правоприменительной практики.

——————————————————————